Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_Политология_ПТПиТ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.
1.1. | целью дисциплины «Профессиональная модель политолога» является формирование у студентов целостного представления о возможных сферах деятельности выпускника по специальности "политология", предварительное знакомство с политикой, ее интерпретациями, политической наукой и ее современными достижениями, спецификой формирования политологического образования в России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях |
ПК-1.1 | Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях |
ПК-1.2 | Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями |
ПК-1.3 | Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний |
ПК-1.4 | Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | эволюцию представлений о политике; цели и функции профессий политолога; особенности становления политологического образования в России; цели деятельности в различных сферах профессии политолога; способы, особенности самообразования и возможные институциональные формы повышения квалификации в различных сферах деятельности политолога; перспективы профессионального развития в политологической сфере и особенности требований на рынке труда. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вычленять основные мотивационные цели в различных сферах профессиональной деятельности политолога с учетом условий, средств и личностных возможностей, выбирать наиболее эффективные способы самообразования и институциональные формы повышения квалификации в различных сферах профессиональной деятельности политолога, планировать этапы карьерного роста с учетом временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью планировать цели в профессиональной деятельности и реализовывать их на каждом из этапов карьерного роста с учетом личных возможностей, объективной самооценки полученных навыков, перспектив развития профессиональной деятельности и требований к политологу на рынке труда. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эволюция представлений о политике | ||||||
1.1. | Основные этапы формирования представлений о политике. | Лекции | 2 | 2 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 | |
1.2. | Политические мыслители ХХ века о политике | Практические | 2 | 2 | Л1.3, Л2.1 | |
1.3. | Основные этапы формирования представлений о политике | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.3, Л1.2 | |
1.4. | Современные подходы к пониманию политики | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
1.5. | Современные подходы к апониманию политики | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 2. Эволюция представлений о предмете политической науки | ||||||
2.1. | Предмет политической науки в истории политической мысли и современности. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.2. | Ч. Мерриам о будущем науки о политике в работе «Новые аспекты политики» | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.3. | Основные американские политологические школы. | Лекции | 2 | 2 | Л1.3, Л2.1 | |
2.4. | Основные идеи работы Ч. Мерриама "Новые аспекты политики" | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.3, Л2.1 | |
2.5. | Основные политологические школы в европейских странах. | Практические | 2 | 4 | Л1.3, Л2.1 | |
2.6. | Основные политологические школы в европейскимх странах | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.3, Л2.1 | |
2.7. | Основные американские политологические школы | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 3. Профессиональные политики | ||||||
3.1. | Профессиональные политики в зеркале политической мысли ХХ века. | Лекции | 2 | 2 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 | |
3.2. | Политические мыслители Хх века о профессиональных политиках. | Сам. работа | 2 | 3 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 | |
3.3. | М. Вебер о профессиональных политиках | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.4. | М. Вебер и другие политические мыслители о професссиональных политиках | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 | |
3.5. | Типы и свойства профессиональных политиков. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.2 | |
3.6. | Типы и свойства профессиональных политиков | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Место политолога в системе профессиональной подготовки в области политической науки. | ||||||
4.1. | Требования к специалистам в области политической науки. | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.2 | |
4.2. | Профессии в области политики. | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2 | |
4.3. | Роль известных политологов политике и политической науке | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.4. | Профессии в области политики и их профессиональные стандарты. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 | |
4.5. | Тенденции в изменении места политолога в современном обществе | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.6. | Политология и политолог в современном российском обществе | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.7. | Роль известных политологов в политике и политической науке | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В каком году в Москве прошел конгресс Международной ассоциации политической науки? a) 1955 г. b) 1963 г. c) 1979 г. d) 1988 г. ОТВЕТ: 1979 г. 2. В каком году СССР был принят в Международную ассоциацию политической науки? a) 1947 г. b) 1955 г. c) 1963 г. d) 1980 г. ОТВЕТ: 1955 г. 3. В античности целью политической науки считали… a) власть. b) индивидуальный интерес. c) прогресс. d) общее благо. ОТВЕТ: общее благо. 4. «Смертными» грехами в политике М. Вебер называл отсутствие… a) ответственности. b) профессионализма. c) связей во властных структурах. d) морали ОТВЕТ: Ответственности 5. Авторами теории элит являются… a) Т. Парсонс и Д. Истон. b) К. Каутский и Э. Бернштейн. c) Г. Моска и В. Парето. d) К. Маркс и Ф. Энгельс. ОТВЕТ: Г. Моска и В. Парето. 6. Политическая философия и этика стали главными направлениями политической науки ХХ века … a) во Франции. b) в США. c) в России. d) в Германии. ОТВЕТ: в Германии. 7. Изучение власти и госуправления стало главной темой исследования политической науки ХХ века… a) во Франции. b) в Италии. c) в Германии. d) в США. ОТВЕТ: во Франции. 8. Политическая наука, изучающая связь пространственных характеристик с политикой называется… a) геополитикой. b) геологией. c) географией. d) международной политикой. ОТВЕТ: геополитикой. 9. Политический консалтинг и политическая реклама раньше всего появились и развились… a) В Германии b) Во Франции. c) В Британии. d) В США. ОТВЕТ: В США 10. Термин «бюрократия» был впервые сформулирован… a) А) А. де Токвилем b) Б) В. де Гурне c) В) М. Вебером d) Г) Дж. Локком ОТВЕТ: В. де Гурне 11. Как называется функция политической науки, предполагающая необходимость всесторонней и полной фиксации внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков? a) Дескриптивная функция b) Аксиологическая функция c) Функция социализации d) Прогностическая функция ОТВЕТ: дескриптивная функция 12. Политика - это… a) раздел общественной науки; b) сфера общественной жизни; c) природное явление. d) все вышеперечисленное ОТВЕТ: сфера общественной жизни 13. Политика как учебная дисциплина для подготовки специалистов возникла… a) в середине ХIХ века. b) в Античности. c) во второй половине ХХ века. d) в позднем Средневековье. ОТВЕТ: в середине ХIХ века. 14. Политические технологии – предмет изучения… a) политической истории. b) геополитики. c) прикладной политологии. d) политической психологии. ОТВЕТ: прикладной политологии. 15. На какие годы приходится «золотой век» отечественного политического консалтинга, связанный с увеличением числа субъектов избирательного процесса, ростом новых консалтинговых агентств и политических консультантов, видоизменении и активном использовании политических и избирательных технологий? a) 1985-1993 гг. b) 1995-1999 гг. c) 2000-2004 гг. d) 2012-2018 гг. ОТВЕТ: 1995-1999 гг. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: •«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; •«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Многообразие мнений и интересов в политике носит название… ОТВЕТ: Плюрализм. 2. Какой ученый древности первым разработал проект идеального государства? ОТВЕТ: Платон. 3. Политические технологии, которые не предполагают прямого нарушения закона, но вступают в противоречие с нормами общественной морали и принятыми способами ведения политической деятельности, на профессиональном языке обозначаются как… ОТВЕТ: «серые» технологии. 4. Политику как сферу разделения на категории «друг-враг» определял немецкий исследователь и философ ОТВЕТ: К. Шмитт. 5. Как называется направление прикладной политической науки, которое изучает формы и методы деятельности, направленные на достижение целей определенных групп и индивидуумов по целенаправленному изменению социально-политической ситуации? ОТВЕТ: Политический консалтинг, политическое консультирование. 6. Назовите 3-4 российских центра политического анализа, консалтинга и экспертизы. ОТВЕТ: Агентство политического консалтинга "Нике", Независимый некоммерческий фонд "Политика", Центр политического консультирования "Никколо М", Центр прикладных политических исследований "Индем", «Сова» (информационно-аналитический центр), Московский центр Карнеги и т.д. 7. Как называется функция политической науки, которая отражается в разработке вероятностного знания, предвидящая возможные последствия предпринимаемых действий и попытках гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей ОТВЕТ: прогностическая функция. 8. Автором античного трактата о государстве с названием «Политика» был… ОТВЕТ: Аристотель 9. Учебная дисциплина, изучающая базовые, наиболее общие понятия политологии, носит название… ОТВЕТ: Политическая философия 10. Как называется философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека? ОТВЕТ: либерализм 11. В каком году в России в номенклатуру специальностей научных работников были внесены специальности по политическим наукам? ОТВЕТ: 1988 г. 12. Назовите номер укрупненной группы специальностей по политологии, бакалавриат. ОТВЕТ: 41.03.04. 13. С 1920 до 1950-х гг. в СССР политические исследования осуществлялись «тайным образом», под маркой признававшихся правящим режимом дисциплин, этот этап в развитии политологии получил название… ОТВЕТ: криптополитология. 14. Для какого политического процесса необходимы такие специалисты политической сферы, как политические технологи, электоральные юристы, специалисты по PR? ОТВЕТ: Избирательная кампания, предвыборная кампания. 15. Макс Вебер в работе «Политика как призвание и профессия» выделял три вида политиков – политик по случаю, политик по призванию и профессии, а также… ОТВЕТ: политик по совместительству. 16. Какова сфера деятельности специалиста по GR в организации или фирме? ОТВЕТ: Организация взаимодействия с органами и представителями государственной власти и местного самоуправления. 17. Какой итальянский мыслитель разделил политику и мораль? ОТВЕТ: Н. Макиавелли 18. Назовите трех известных зарубежных политологов современности (кон. ХХ – нач. ХХ1 вв.) и сферу их научных интересов. ОТВЕТ: 1) Джозеф Най, концепция «мягкой силы»; 2) Даниэль Пайпс, исследования Ближнего Востока и ислама; 3) С. Верба и Г. Алмонд, гражданская культура; 4) Рональд Инглхарт, исследование политических трансформаций и общественных ценностей; 5) Джин Шарп, ненасильственная борьба с авторитарными режимами; 6) Дарон Аджемоглу, исследование политических трансформаций и экономики. 7) И т.д. 19. Назовите трех известных отечественных политологов современности, и сферу их научных интересов. 1) Зубаревич Н.В., исследование регионов России; 2) Голосов Г.В., партии и выборы; 3) Гаман-Голутвина О.В., политические элиты и лидерство; 4) Аузан А.А., гражданское общество и модернизация; 5) Мельвиль А.Ю., политические трансформации и развитие; 6) Сморгунов Л.В., государственная политика и управление; 7) Туровский Р.Ф., политическая география; 8) И т.д. 20. Какой исследователь рассматривал бюрократию как наиболее эффективный тип организации власти, который в силу технического превосходства бюрократии над исторически более ранними формами управления, стал господствующим в Европе? ОТВЕТ: М.Вебер. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ПМП ++20.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л1.2 | Цвык В.А. | Профессиональная этика: основы общей теории : учеб. пособие | М. : РУДH, , 2012 | |
Л1.3 | Пугачев В,П. | Введение в политологию: Учебник для вузов | М.: Аспект Пресс, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Камардина, А.А. | Профессиональная этика : учебное пособие | Оренбург : Оренбургский государственный университет, ,2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационный сайт политических комментариев | www.politcom.ru | ||
Э2 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э3 | Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени. | lenta.ru | ||
Э4 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э5 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э6 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э7 | Сайт гильдии политконсультантов | izbass.ru | ||
Э8 | Центр Социологического и Политологического Образования | www.sociology.ru | ||
Э9 | Профессиональная модель политолога | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Профессиональная модель политолога» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции представлений о политике и этапах формирования политической науки, о предмете политической науке и ее содержании, о представлениях о профессиональных политиках, сформировавшихся в ХХ веке, о требованиях к специалисту в области политической науки, сформулированных Б. Жувенелем на конгрессе МАПН в 1964 г. Изучение курса начинается с самой общей проблемы - политики, которая рассматривается как объект изучения политической науки, сфера политической жизни, которая будет средой действия будущего политолога и объектом его изучения. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по дисциплине «Профессиональная модель политолога» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал и приобрести навыки участия в дискуссии при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на практические задания данного занятия. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. Особое внимание при изучении данной дисциплины следует уделить работам о политике основоположников современной политической науки - Ч. Мерриама и М. Вебера. Последний впервые обобщил представления о политиках и о специалистах в области политической науки, сформулировал принципы познания политики и преподавания политической науки. С целью более глубокого усвоения изучаемой дисциплины, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. В частности, в ходе изучения дисциплины студенту предлагается подготовить небольшой доклад для обсуждения на практическом занятии занятии об одной из политологических школ ХХ века. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |