МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика России на Дальнем Востоке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Коровниченко А.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политика России на Дальнем Востоке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Знает принципы систематизации и интерпретации содержательно значимых эмпирических данных.
ОПК-3.2 Умеет выявлять смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности.
ОПК-3.3 Владеет навыками отбора и систематизации содержательно значимых эмпирических данных из потоков информации.
ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает современные тенденции и закономерности комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.
ОПК-4.2 Умеет устанавливать причинно-следственные связи в общественно-политических и социальноэкономических процессах.
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку международным процессам и событиям в связи с экономическим, социальным и культурноцивилизационными контекстами.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории;Основные требования к информации и методы работы с оригинальными текстами и источниками по профилю деятельности; Общественно-политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов; Сопоставлять разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений; Выделять и систематизировать из массива источников содержательно значимые эмпирические данные и смысловые конструкции для решения конкретной профессиональной задачи; Анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно-политических и социально-экономических событий и процессов в регионе специализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками подготовки информационно-аналитического обзора по заданной проблематике; Давать характеристику и оценку политическим и социально-экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Народности, культура, хозяйство Дальнего Востока до колонизации Россией (с древнейших времен – XVI в.)
1.1. Народности, культура, хозяйство Дальнего Востока до колонизации Россией Лекции 6 2 Л1.1
1.2. Государственные образования на территории Дальнего Востока Лекции 6 4 Л1.1
1.3. Приамурье в Средние века Сам. работа 6 8 Л1.1
1.4. Приамурье в Средние века Практические 6 2 Л1.1
Раздел 2. Дальний Восток в XVII - XVIII вв.: открытия, изучение, освоение
2.1. Дальний Восток в условиях колонизации Россией: открытие, изучение и освоение (XVII - XVIII вв.) Лекции 6 4 Л1.1
2.2. Установление первых контактов русского государства с Китаем. Российско-китайские отношения в XVII веке. Сам. работа 6 8 Л1.4, Л1.1
2.3. Установление первых контактов русского государства с Китаем. Российско-китайские отношения в XVII веке. Практические 6 4 Л1.4, Л1.1
2.4. Русские мореплавания и географические открытия в ХVIII веке на Дальнем Восток Лекции 6 2 Л1.1
2.5. Взаимоотношения Росси и Китая в XVIII веке Сам. работа 6 8 Л1.4
2.6. Взаимоотношения Росси и Китая в XVIII веке Практические 6 4 Л1.4
Раздел 3. Укрепление позиций России на Дальнем Востоке (конец XVIII-нач. XX вв.)
3.1. Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в первой половине ХIХ в. Хозяйственное освоение территории. Лекции 6 2 Л1.1
3.2. Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в первой половине ХIХ в. Хозяйственное освоение территории. Практические 6 2 Л1.1
3.3. Русско-китайские и русско-японские отношения в XIX веке Лекции 6 4 Л1.4, Л1.3
3.4. Посольство К.И. Вебера в Корею. Начало русско- корейских международных отношений Практические 6 4 Л1.2
3.5. Посольство К.И. Вебера в Корею. Начало русско- корейских международных отношений Сам. работа 6 8 Л1.2
Раздел 4. Политика России на Дальнем Востоке в XX веке
4.1. Гражданская война в России. Интервенция иностранных держав на Дальний Восток. Лекции 6 2 Л1.5
4.2. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке Лекции 6 2 Л1.5
4.3. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке Практические 6 2 Л1.5
4.4. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке Сам. работа 6 7 Л1.5
4.5. Внешняя политика Российской Федерации на Дальнем Востоке (1990-е - 2000-е гг.) Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковалева З.А., Плохих С.В История Дальнего Востока России: , 2002
Л1.2 Корея и Россия: Научные монографии Алетейя, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Мезенцев Е.В. Внешняя политика России на Дальнем Востоке (конец XIX – начало XX в.): Издательство акционерного общества «Бюро “Денди”»,, 1993.
Л1.4 под ред. А.В. Лукина Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений : учебное пособие Москва : Весь Мир, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229900
Л1.5 под общ. ред. чл.‑ корр. РАН В.Л. Ларина; отв. ред. Л.И. Галлямова. История Дальнего Востока том 3 книга 2: Владивосток: Дальнаука,, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукин А. В. Поворот к Азии. Российская внешняя политика на рубеже веков и ее активизация на восточном направлении: Монография Москва: Весь Мир, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Малышева Н.С. Внешняя политика РФ на современном этапе. Ч. 1. Ресурсы внешней политики РФ: учебное пособие Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Малышева Н.С. Внешняя политика РФ на современном этапе. Ч. 2. РФ и глобальные проблемы современного миропорядка: учебное пособие Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" "Политика России на Дальнем Востоке" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1456
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины