МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Таможенное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Ульянов Павел Владимирович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Таможенное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями курса основ таможенного дела для студентов является:
- усвоение сущности таможенного регулирования, конституционных принципов таможенного дела и основных понятий, используемых в таможенном праве;
- формирование теоретических и практических знаний по основным направлениям таможенного регулирования и основным функциям таможенных органов;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о сущности таможенного регулирования и таможенного дела в РФ
3.2.Уметь:
3.2.1.-основные правовые акты в области таможенного дела
-основные понятия и категории таможенного права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.подготовиться к возможности самостоятельно применять на практике полученные знания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Таможенное регулирование в РФ
1.1. Таможенное регулирование в РФ Лекции 7 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История развития таможенного дела Практические 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Правовые основы деятельности таможенных органов
2.1. Правовые основы деятельности таможенных органов Лекции 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Правоохранительная деятельность таможенных органов Практические 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры
3.1. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры Лекции 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Таможенный контроль Практические 7 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
4.1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Методы нетарифного регулирования в системе таможенного дела Практические 7 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Подготовка к практическим занятиям и к зачету Сам. работа 7 70 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=393

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. С чем был связан процесс возникновения таможенного дела?
А. создание системы денежных взысканий за контрабанду
Б. организация таможенно-пошлинного обложения
В. формирование правовой процедуры таможенного досмотра
Ответ: Б.

2. Как называлось право на торговлю товарами, состоящими в категории «особые товары»?
А. монополия
Б. концессия
В. пеня
Ответ: А.

3. Как называлась государственная политика, в рамках которой на таможенный контроль возлагались особые полномочия?
А. протекционизм
Б. меркантилизм
В. фритредерство
Ответ: А.

4. Какие задачи и функции не входят в полномочия Федеральной таможенной службы (ФТС России)?
А. совершение таможенных операций при декларировании товаров
Б. пресечение попыток свершения противоправных деяний
В. исполнение функций органа валютного контроля
Ответ: Б.

5. Что входит в понятие «Таможенная система»?
А. все указанные варианты
Б. нормы таможенного законодательства
В. подзаконные и нормативно-правовые акты
Г. действующая структура таможенных органов
Ответ: Г.

6. Кто является сотрудником таможенных органов?
А. граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, с присвоенными специальными званиями
Б. федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов
В. все вышеперечисленные варианты
Ответ: В.

7. Какое высшее специальное звание сотрудника таможенных органов?
А. действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации
Б. действительный комиссар таможенной службы Российской Федерации
В. действительный маршал таможенной службы Российской Федерации
Ответ: А.

8. Если гражданин назначается нести службу в таможенные органы на соответствующую должность стажера, то какое звание он получает?
А. назначается рядовым сотрудником
Б. назначается без присвоения специального звания
В. назначается курсантом
Ответ: Б.

9. Что из перечисленного входит в обязанности сотрудника таможенного органа?
А. участие в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе
Б. выполнение приказов и распоряжений начальников таможенных органов
В. ознакомление с материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности
Ответ: Б.

10. На какие два вида разделена таможенная служба?
А. служба на важных объектах таможенного контроля и служба на федеральных дорогах (автомагистралях)
Б. служба на должностях сотрудников и служба на должностях федеральных гражданских служащих
В. служба на должностях сотрудников пограничных войск и служба федерального значения особой важности
Ответ: Б.

11. В соответствии с главой 25 КоАП РФ кто не может участвовать в производстве по делу об административном правонарушении?
А. сотрудник ФСБ
Б. понятой
В. эксперт
Ответ: А.

12. Кто в качестве исключения из общего правила по привлечению к административной ответственности имеет право иммунитета от административной юрисдикции?
А. иностранные граждане
Б. граждане двух и более государств
В. лица, имеющие дипломатический иммунитет
Ответ: В.

13. Кто вправе пользоваться услугами переводчика?
А. право на переводчика предоставлено иностранным гражданам и гражданам РФ
Б. право на переводчика предоставлено только иностранным гражданам
В. право на переводчика предоставлено только гражданам РФ
Ответ: А.

14. Как называется процедура обследования вещей, осуществляющаяся в целях обнаружения запрещенных к использованию предметов?
А. обыск
Б. осмотр
В. досмотр
Ответ: В.

15. В каких местах осуществляется досмотр транспортного средства любого вида?
А. на таможнях и контрольных пунктах, в которых вводится ограничение проезда без остановки дорожным знаком 3.17.1
Б. на контрольных пунктах, в которых вводится ограничение проезда без остановки дорожным знаком 3.17.1
В. на таможнях, обеспечивающих порядок перемещения через таможенную границу транспортных средств, применение таможенных процедур и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Единство Киевской Руси в XI в. начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. Как это повлияло на систему таможенно-пошлинного обложения?
ОТВЕТ: В XII – начале XIII вв. Киевская Русь фактически распалась на отдельные земли, а их владельцы – феодалы (вотчинники) – и обрели собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.

2. Указ какого российского правителя предусматривал: "...на дорогах учредить крепкие заставы, малые дороги завалить лесом или перекопать рвами и всех едущих стороной от застав наказывать изъятием того, с чем они будут взяты"?
ОТВЕТ: Петр I.

3. Какой акт в формировании таможенной системы cделала Екатерина II?
ОТВЕТ: В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде "особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров".

4. Какая особенность была присуща Таможенному уставу СССР от 12 декабря 1924 г., утвержденного Президиумом ЦИК СССР?
ОТВЕТ: Таможенный устав СССР 1924 года был первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу.

5. Чем в своей деятельности руководствуются таможня?
ОТВЕТ: Таможня в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, международными договорами РФ, законодательством РФ, актами Президента и Правительства, актами органов валютного регулирования, нормативными и иными правовыми актами Минфина и Федеральной таможенной службы, правовыми актами регионального таможенного управления.

6. Таможенные органы составляют единую систему. Что в нее входит?
ОТВЕТ: Таможенные органы составляют единую систему, в которую входят Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

7. Какие граждане могут быть сотрудниками таможенных органов?
ОТВЕТ: Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие соответствующее образование, и по состоянию здоровья способные обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

8. Может ли сотрудник таможенной службы носить оружие и вправе ли он его применять?
ОТВЕТ: Сотрудник таможенного органа имеет право на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

9. Может ли сотрудник таможенной службы быть допущен к совершенно секретной информации?
ОТВЕТ: Сотрудник таможенного органа обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

10. Существует ли самостоятельная отрасль российского права, как таможенное право?
ОТВЕТ: Среди юристов отсутствует единое мнение в вопросе о существовании такой самостоятельной отрасли российского права, как таможенное право.

11. С каким правом наиболее тесно соприкасается таможенное право?
ОТВЕТ: Административное право наиболее тесно соприкасается с таможенным правом. Нормы административного и административно-процессуального права занимают доминирующее, ведущее положение в системе норм таможенного права. Но это не означает его поглощения административным правом. Таможенное право вследствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений сохраняет свою специфику, будучи одной из комплексных отраслей современного российского права.

12. Что означает принцип законности в области таможенного права?
ОТВЕТ: Принцип законности предполагает верховенство закона среди источников таможенного права, создание и деятельность всех административно-правовых институтов на основе законов, обязательность соблюдения всех нормативно-правовых актов.

13. Что означает принцип (презумпция) невиновности в области таможенного права?
ОТВЕТ: Принцип (презумпция) невиновности означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем неповинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

14. Что представляет собой таможенное дело?
ОТВЕТ: Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

15. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, что представляет собой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении?
ОТВЕТ: Это физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства, должностное лицо) или юридическое лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении возбуждается, рассматривается и выносится окончательное решение по делу.

16. Какое предупреждение получает свидетель при проведении следствия?
ОТВЕТ: Свидетель абсолютно всегда предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

17. Как называется незаинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), привлекаемое для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении?
ОТВЕТ: переводчик.

18. Носит ли заключение эксперта обязательный характер для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении?
ОТВЕТ: Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

19. Что такое «административное задержание»?
ОТВЕТ: Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

20. Как обеспечивается право на свободу и личную неприкосновенность?
ОТВЕТ: Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных конституционных прав граждан, установленных ст. 22 Конституции РФ, согласно которой арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Административное задержание допустимо при наличии административного правонарушения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=393 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=393 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филиппова Е. О. Таможенное право: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Тимошенко И. В. Таможенное право для бакалавров: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «Феникс», 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров В.Н. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Таможенное право» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.