МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика переговорного процесса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна;спец-т по УМР, Исакова Снежанна Николаевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика переговорного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Отработка практических навыков ведения переговоров, что предполагает правильно находить и использовать в реальной переговорной ситуации структурные элементы переговорного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности
ОПК-1.1 Знает современный понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном контексте (геополитическом, социальнополитическом, социально-экономическом, культурногуманитарном) и историческом развитии на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах).
ОПК-1.2 Умеет составлять план коммуникации в ключевых сферах политического, экономического и социокультурного взаимодействия, связанного с регионом специализации.
ОПК-1.3 Способен использовать основные стратегии, тактические приемы и техники аргументации с целью последовательного выстраивания позиции представляемой стороны.
ОПК-1.4 Владеет навыками переговорных технологий и правилами дипломатического поведения в мультикультурной профессиональной среде.
ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики
ПК-2.1 Умеет собирать и первично обобщать фактический материал по международной проблематике.
ПК-2.2 Способен составлять экспертные заключения и прогнозы с учетом интересов соответствующих государственных и негосударственных структур.
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о теоретических и практических аспектах ведения переговоров;
базовые политологические определения и концепции;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные этапы и техники ведения перговоров;
самостоятельно анализировать современные политические реалии;
критически оценивать разнородные источники информации;
предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
ориентироваться в переговорной ситуации
проводить подготовку к переговорам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками адекватно использовать стратегии и тактические приемы при ведении переговоров;
навыками выделять структурные элементы переговоров и анализировать переговорный процесс

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика переговорного процесса
1.1. Что такое переговоры. История исследования переговоров Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. СПИ подход к определению "переговоров". Условия, необходимые для проведения переговоров Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Подготовка проекта создания Центра по международным переговорам Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Общение сторон при ведении переговоров Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Переговорные стратегии и тактики Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Восприятие и принятие решений на переговорах Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Подготовка и ведение международных переговоров
2.1. Основные параметры подготовки к переговорам. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Анализ конкретной ситуации. Подготовить переговоры по текущей проблеме мировой политике (выбирается преподавателем). Подготовка осуществляется в группах по 2-3 человека в качестве домашнего задания. На семинаре - сравнение и анализ подготовленных материалов. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Структура процесса ведения переговоров Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Игровые ситуации. 1. «Цена на нефть». 2. «Эдельвейс». Разбор и анализ игровых ситуаций. Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Игровые ситуации. 1. Покупка/продажа машины 2. Аренда дома 4. Создание студентами игры и ее проведение Анализ игровых ситуаций. Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Особенности ведения различных видов международных переговоров
3.1. Ведение переговоров в рамках конфронтации Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Игровая ситуация. «Загрязнение Рейна». Анализ игровой ситуации. Практические 5 6
3.3. Личностный и национальный стили ведения переговоров. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Тест. «Ваш личностный стиль». Разбор теста. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
3.5. Посредничество и консультирование на переговорах. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Игровые ситуации. 1. «Консультативная деятельность третьей стороны». 2. Имитационная игра по урегулированию одного из современных международных конфликтов с помощью посредника (домашнее задание). Практические 5 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Промежуточная аттестация по дисциплине
4.1. Виды самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы 2. Написание реферата 3. Подготовка к практическим занятиям (к проведению переговорных игр и анализу итогов) 4. Создание собственной игры в группах по 2-3 человека подготовка к итоговой игре Сам. работа 5 66 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9272

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1:
Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что понимают под предметом переговоров?
А. повестка дня международного совещания
Б. предмет переговоров – это все то, по поводу чего субъекты вступили в переговоры
В. Содержание соглашения, достигнутого в ходе переговоров
Г. проект резолюции международной конференции

2. Что понимают под позицией на переговорах?
А. методы воздействия на партнера в ходе переговоров
Б. совокупность целей, предложений, аргументов и возможных вариантов решений, с которыми стороны выходят на переговоры
В. план ведения переговоров
Г. стиль ведения переговоров

3. Что понимают под переговорным пространством?
А. место, помещения, где ведутся переговоры
Б. совокупность предложений каждой из сторон
В. временные рамки ведения переговоров
Г. области вопросов и проблем, выносимых на международные переговоры, где
возможна дискуссия и достижение соглашения

4. Что такое тактические приемы ведения международных переговоров?
А. стиль ведения переговоров
Б. средства воздействия на партнера в ходе ведения переговоров
В. шаги по подаче одной из сторон своей позиции в ходе ведения переговоров
Г. совокупность предложений одной из сторон

5. Основоположником исследования переговорного процесса является:
А. М.Вебер
Б. Ф. де Кальер
В. О. Конт
Г. А. де Траси

6. Основной функцией переговорного процесса является:
А. поиск совместного решения проблемы
Б. информационная
В. маскировочная
Г. коммуникативная

7. Посредничество в международных переговорах– это …
А. стратегии мирных операций, в основе которых лежит деятельность по мирному
урегулированию, трансформации и разрешению конфликта
Б. участие третьей нейтральной стороны в дипломатических переговорах с целью
оптимизации процесса переговоров и нахождения такого решения, которое
удовлетворяло бы все стороны
В. способ преодоления конфликтного противоречия, заинтересованный диалог сторон
с целью урегулирования конфликта
Г. способ урегулирования конфликтов, ориентированный на совместное согласованное решение проблемы

8. Миротворчество – это…
А. стратегии мирных операций, в основе которых лежит деятельность по мирному урегулированию, трансформации и разрешению конфликта
Б. способ урегулирования конфликтов, ориентированный на совместное согласованное решение проблемы
В. соглашение, основанное на взаимных уступках
Г. совокупность мероприятий, направленных на преодоление или ослабление противоречий и исключение возникновения деструктивных конфликтных ситуаций

9. Какие из перечисленных признаков отличают переговоры от других видов и форм международного общения?
А. регулярность
Б. ограниченность во времени
В. следование требованиям дипломатического протокола
Г. наличие предмета обсуждения, представляющего интерес для участников

10. Что такое ратификация международного договора?
А. утверждение подписанного международного договора главой государства или другой высшей властью в данной стране в соответствии с ее Конституцией
Б. корректировка текста международного договора уполномоченными лицами
В. автоматическое продление срока действия международного договора
Г. отказ государства подписать предлагаемый многосторонний договор

11. Переговоры ведутся…
А. на языке приглашенной делегации
Б. язык переговоров определяется по взаимной договоренности сторон
В. на языках всех участников переговоров
Г. на языке принимающей стороны

12. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как…
А. в условиях конфликта стереотипизация мышления не отмечается
Б. в условиях конфликта происходит стереотипизация мышления
В. наличие или отсутствие конфликтной ситуации не влияет на стереотипы мышления на уровне массового сознания

13. Эта стратегия реализуется, когда каждый из участников переговорного процесса стремится к такому завершению переговоров, которое дает выигрыш обеим сторонам.
А) выигрыш-выигрыш
Б) проигрыш – выигрыш
В) проигрыш – проигрыш

14. К какому типу переговоров можно отнести переговоры в НАТО, ЕЭС, ООН.
А) внутренним
Б) международным
В) территориальным

15. Это наиболее общее, перспективное планирование хода переговоров, планирование самого общего направления движения, ориентированного на достижение целей переговоров.
А) планирование переговорного процесса
Б) тактика
В) стратегия


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. «Круглый стол», «мозговой штурм», командная деловая игра относятся к моделям
ОТВЕТ: обсуждения

2. «Переговоры о переговорах» являются одной из групп проблем, решаемых на стадии
ОТВЕТ: подготовительной

3. Аббревиатура, означающая в переводе с английского языка «лучшая альтернатива переговорному решению», — это:
ОТВЕТ: BATNA

4. Автором книги «Способы ведения переговоров с государями» является:
ОТВЕТ: • Ф. Кальер

5. В зависимости от разновидности субъектов переговорного процесса переговоры подразделяются на
ОТВЕТ: межличностные и межгрупповые

6. В зависимости от субъекта, осуществляющего посреднические функции, выделяются ____________________ вида посредничества
ОТВЕТ: три

7. В зависимости от сферы затрагиваемых отношений переговоры подразделяются на:
ОТВЕТ: международные и внутренние

8. Воздействие на конфликт преимущественно самих противоборствующих сторон с целью совместного полного или частичного удовлетворения своих основных потребностей, а также его локализации, относится к понятию _________________ конфликтов.
ОТВЕТ: разрешение

9. Возникновение понятия «переговоры» исторически увязано с появлением понятия
ОТВЕТ: «дипломатия»

10. Древнегреческое слово «диплома», от которого затем произошло слово «дипломат», буквально означало:
ОТВЕТ: «удваиваю»

11. Искусство применения отдельных приемов в каждом конкретном случае ведения деловых бесед (переговоров) называется ____________________ аргументирования.
ОТВЕТ: тактикой

12. Как правило, выделяются две основные стратегии ведения переговоров — это:
ОТВЕТ: торг и совместный с партнером анализ проблемы

13. Классическая работа Гарольда Никольсона, посвященная международным переговорам, называется:
ОТВЕТ: «Дипломатия»

14. Конкретные периоды в развитии переговорного процесса, качественно отличающиеся друг от друга, — это ____________________ переговоров.
ОТВЕТ: стадии

15. Конфликт, в котором интересы сторон не являются полностью противоположными, поэтому «выигрыш» оказывается обоюдным, называется конфликтом с:
ОТВЕТ: ненулевой суммой

16. Конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны и «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, называется конфликтом с:
ОТВЕТ: нулевой суммой

17. Межправительственной организацией, часто выступающей в роли посредника, является:
ОТВЕТ: ООН

18. На переговорах с противостоящей стороной в ходе вооруженного конфликта по сравнению с переговорами в условиях сотрудничества роль личностного фактора, как правило
ОТВЕТ: возрастает

19. . Основных способов подачи позиции в ходе переговоров выделяют:
ОТВЕТ: четыре

20. Современные американские ученые, специалисты в области теории и практики переговоров, авторы бестселлера «Путь к согласию. Или переговоры без поражения» — это:
ОТВЕТ: Р. Фишер и У. Юри

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3:
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений является неверным?
а. Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
б. Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
в. Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Выберите два верных определения лидерства:
а. Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.
б. Лидерство – это стиль руководства, который характеризуется централизацией руководителем управленческих функций и систематическим контролем за качественным выполнением их деятельности.
в. Лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 3. Какое из определений типа лидерства является неверным?
а. Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
б. Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
в. Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
а. не более 12-15 человек.
б. определяется сложностью и количеством бизнес-процессов.
в. 20-25 человек.
г. определяет руководитель исходя из своего видения и целей.
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Выберите 3 основные характеристики эффективной команды.
а. Имеют лидера, являющегося ядром команды, отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности, члены команды хорошо сотрудничают и взаимодействуют друг с другом.
б. Члены команды высокопрофессиональны, обладают богатым опытом, они экстраверты и нацелены на карьерный рост в организации.
в. Состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команды, имеют высокую степень автономности.
г. Способны быстро учиться на собственных ошибках, хорошо ориентированы на клиента, потребителя, имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением, участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы на результат.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 6. Выберите две основные задачи лидера в команде:
а. Создает особые способы взаимодействия между подчиненными, правила коммуникации, благодаря этому организует эффективную работу и поддерживает собственный статус.
б. Создает идею, подбирает сотрудников, расписывает им функциональные обязанности, организовывает оценку и контроль, презентует окончательный вариант проекта заказчику.
в. Влияет на людей силой своего убеждения, а не силой статуса, предлагает высокие цели, ведет участников команды за собой.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 7. Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах …
а. У. Бенниса
б. Д. МакКлелланда
в. П. Херси и К. Бланшара
г. Д. Макгрегора
ОТВЕТ: г

Вопрос 8. В качестве дополнительной компетенции наставника …
а. выступает экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками
б. выступают отличные коммуникативные навыки
в. выступает самообучаемость
г. выступают хорошие административные навык
ОТВЕТ: г

Вопрос 9. По мнению представителей …, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи а. ситуационной теории
б. трансформационной теории лидерских качеств
в. системной теории лидерства
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется …
а. установкой
б. Я-концепцией
в. самооценкой
г. динамической характеристикой личности
д. самосознанием
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 11. В конце XIX – начале ХХ в. возникают такие концепции лидерства, как …
а. теории великого человека
б. теории личностных качеств
в. поведенческие теории
г. вероятностные (ситуационные) теории
д. теории влияния
е. теории взаимоотношений (системные)
ОТВЕТ: ад

ВОПРОС 12. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно …
а. не слишком отличаться от мнения реципиента
б. часто повторяться
в. часто видоизменяться
г. взывать главным образом к страху
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 13. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
а. нормами
б. ценностями
в. мнениями
г. целями
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 14. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, – это …
а. вербальное общение
б. директивное общение
в. невербальное общение
г. внушение
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. «Синергия» – это
а. суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного.
б. выявление самого эффективного средства взаимодействия между людьми.
в. совместное действие двух или нескольких органов.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

2. Какой стиль руководства коллективом считается самым успешным и почему?
Ответ: Демократический тип. Руководитель дает высказывать идеи подчиненным, прислушивается к их мнению. Люди максимально реализуют свой потенциал, при этом командное взаимодействие на высоком уровне.

3. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.

5. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.

6. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы

8. Целью саморазвития личности является: «…умение определять, что конкретно хочется получить, настойчивость в достижении намеченного, доведение дела до конца…». О какой универсальной компетенции идет речь?
Ответ: умение реализовывать замыслы

9. ______________ – это изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально полезном развитии и сотрудничестве с людьми». Вставьте пропущенное слово
Ответ: личностный рост ИЛИ личностно-профессиональное развитие менеджера как эффективного руководителя.

10. Охарактеризуйте демократический стиль руководства
Ответ: руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; стиль предполагает применение коллегиального метода принятия решений и характеризуется не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным.

11. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико … группы, а человек испытывает большую потребность в одобрении
ОТВЕТ: влияние

12. ... - это микродвижение лицевых мышц, создающее смену эмоциональных выражений лица
ОТВЕТ: мимика

13. Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является
ОТВЕТ: Курт Левин

14. Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя, в конфликтной ситуации является …
ОТВЕТ: сотрудничество

15. Согласно распределению лидерских полномочий между участниками команды (модель Р.М. Белбина), функциональное назначение переговорщиков составляет …
ОТВЕТ: коммуникативная функция

16. Анализируя делегирование лидерских полномочий в команде, можно утверждать, что в случае если контроль над ситуацией и над людьми высокий, а делегирование лидерских полномочий не практикуется (руководитель все решает сам), – имеет место …
ОТВЕТ: Деспотии

17. Понятие харизмы ввел в научный оборот …
ОТВЕТ: М.Вебер

18. Ситуацию, когда в команде отсутствуют какие-либо ограничения и нормы, каждый может делать то, что пожелает и в результате падает эффективность, а сама группа разваливается, можно назвать …
ОТВЕТ: Анархией

19. Синонимом командообразования в тренерской практике является …
ОТВЕТ: Тимбилдинг

20. Бизнес-аналитик в команде и технический лидер не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у обоих, личной неприязни до этого проекта не было замечено. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность такой ситуации?
Ответ: Можно провести структурные изменения (поменять структуру команды) ИЛИ Можно более четко разграничить и прописать конкретные функции каждого исполнителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Термин культуры с низким уровнем контекста означает
А. Культуры, в рамках которых невербальные характеристики общения малозначимы
Б. Культуры, в которых смысл сказанного может меняться на прямо противоположный в зависимости от контекста
В. Культуры, в рамках которых особое значение имеют невербальные элементы общения

2. Термин культуры с высоким уровнем контекста означает
А. Культуры, в рамках которых невербальные характеристики общения малозначимы
Б. Культуры, в которых смысл сказанного может меняться на прямо противоположный в зависимости от контекста
В. Культуры, в рамках которых особое значение имеют невербальные элементы общения

3. Если переговоры проходят между отдельными государствами, то они называются:
А) международными
Б) межнациональными
В) межгосударственными

4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как…
А. патриотизм
Б. этноцентризм
В. эмпатия

5. Этот тип переговоров предполагает переход от конфликтных ситуаций к иным типам отношений между сторонами (нейтральным или сотрудничества)
А) переговоры с целью достижения соглашений
Б) переговоры с целью нормализации отношений
В) переговоры с целью достижений новых отношений
Г) переговоры с целью получения косвенных результатов

6. В чем реализуется коммуникативная функция переговорного процесса?
А) она ориентирована на налаживание между двумя сторонами-партнерами новых связей и отношений
Б) реализуется в тех случаях, когда стороны не готовы на совместные действия, а заинтересованы только в обмене взглядами
В) реализуется, когда необходимо убедить партнеров принять свою позицию или точку зрения.

7. Возможно ли изменение стереотипов массового сознания
А. Нет, стереотипы статичны и не поддаются изменению
Б. Стереотипы массового сознания поддаются трансформации только в условиях конфликта и кризиса
В. При изменении окружающей реальности, стереотипы массового сознания также трансформируются

8. К какому стилю ведения переговоров можно отнести фразу «ты – мне, я – тебе»?
А) партнерский
Б) стиль сотрудничества
В) торговый
Г) взаимный

9. Организационная часть переговоров включает в себя:
А) цель, задачи, объект и предмет переговоров, материальное обеспечение и т.д.
Б) анализ ситуации, состав участников переговорного процесса
В) анализ стратегии и тактики переговоров
Г) сроки, место проведения, физическая и информационная безопасность, материальное обеспечение и т.д.

10. Так называется предел, на котором участники переговоров решают, что следует прекратить переговоры.
А) тупик
Б) граница
В) конфликт

11. Двухуровневая модель общения на переговорах, сформулированная Р. Патнэмом, включает в себя следующие уровни
А. Общение сторон с «центром» и друг с другом
Б. Общение с журналистами и с центром
В. Общение с посредниками и друг с другом

12. Существует 2 модели поведения сторон на переговорах:
А) с позиции силы и слабости
Б) с позиции жестокости и мягкости
В) с позиции слабости и жесткости

13. Источники информации могут быть:
А) легальные, конфиденциальные, нелегальные
Б) нелегальные, полуконфиденциальные, официальные
В) скрытые и открытые

14. При ведении переговоров в таком стиле участники ставят своей целью в максимальной степени удовлетворить свои интересы и интересы партнера.
А) стиль содружества
Б) стиль сотрудничества
В) стиль компромисса

15. ______________ общий план для достижения цели.
А) тактика
Б) стратегия
В) планирование
Г) направление переговоров
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие бывают этнические стереотипы?
Ответ: Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.

2. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»?
Ответ: «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв.

3. Что входит в понятие «ксенофобия»?
Ответ: Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

4. Как вы понимаете слово менталитет?
Ответ: Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.

5. В деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов базируется на такой общечеловеческой ценности как:
Ответ: свобода

6. В деловой этике осознание невозможности немедленного преодоления слабости партнера, его недостатков — это проявление принципа ...
Ответ: терпимости

7. В деловой этике осознание ценности личности своего партнера или подчиненного, умение придерживаться в общении с ним этических норм предполагает наличие:
Ответ: тактичности и деликатности

8. В деловой этике преобладание оценки деятельности подчиненных, а не их личностных качеств, признание индивидуальности партнеров по общению, открытость для критики, самокритичность — это проявление принципа ...
Ответ: справедливости

9. Вербальное общение осуществляется при помощи
Ответ: слов

10. За счет невербальных средств общения осуществляется коммуникаций
Ответ: от 60% до 80%

11. Изучение собеседника по его жестам, мимике и позам относится к области
Ответ: кинесики

12. Информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение, — это:
Ответ: обратная связь

13. Мимика выражает:
Ответ: эмоции человека

14. Определить, что собеседник говорит неправду, позволяет:
Ответ: мимика и жесты

15. При невербальном общении средством передачи информации являются:
Ответ: несловесные знаки

16. Язык невербального общения зависит от:
Ответ: типа культуры, к которому принадлежит нация

17. «Закрытые» жесты характеризуются:
Ответ: перекрещиваниями рук или ног

18. Арабский национальный стиль ведения переговоров.

19. Китайский национальный стиль ведения переговоров.

20. Опишите особенности национального стиля ведения переговоров в Америке.

21. Проведите сравнительный анализ российского и французского стилей ведения переговоров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в виде зачета может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Доступ к итоговому тесту открывается после просмотра всех лекций и выполнения всех практических заданий. Зачет получают те студенты, которые набрали при выполнении итогового теста 20 и более баллов. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Общая характеристика международных переговоров.
2. Виды международных переговоров.
3. Подходы Р. Фишера, У. Юри, У. Мастенбрука, Ч.Л. Карраса и др. к стратегиям ведения переговоров.
4. Роль и особенности международных переговоров в работах отечественных и зарубежных дипломатов (Г.Никольсона, А.Ф. Добрынина, В.И.Попова, Г. Киссинджера, Ан.Г Ковалева, В.Л. Исраэляна и др.).
5. Структура международного переговорного процесса.
6. Развитие исследований по международным переговорам в США и европейских странах.
7. Развитие исследований по международным переговорам в России.
8. Матричная игра как модель описания различных стратегий при ведении переговоров.
9. Понятия BATNA, ATNA, переговорного пространства. Их соотношение.
10. Виды посредничества, выбор вида посредничества при урегулировании международного конфликта переговорными методами (привести примеры из международной практики)
11. Стадии и этапы переговорного процесса
12. Основные параметры подготовки к международным переговорам.
13. Проблема эффективности использования тактических приемов.
14. Личностный стиль ведения переговоров и трудности его определения.
15. Виды и примеры тактических приемов.
16. Выбор стратегии при ведении международных переговоров.
17. Задачи и виды посреднической деятельности (привести примеры из международной практики).
18. Конфликт в Косово: проблемы и возможности урегулирования переговорными методами.
19. Неравенство сил в переговорном процессе.
20. Роль невербальных средств в различных культурах.
21. Общая характеристика невербальных средств общения и их роли в переговорном процессе.
22. Подготовка аргументации. Типы аргументации на переговорах. Исследования Р. Аксельрода по аргументации на международных переговорах.
23. Феномены восприятия на переговорах (привести примеры из международной практики).
24. Специфика многосторонних международных переговоров.
25. Особенности переговоров на высоком и высшем уровне.
26. Национальные стили ведения международных переговоров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: Выполнение всех видов работ и заданий текущего контроля.
Итоговый тест: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный или неуказанный ответ – 0 баллов. Студент правильно ответил от 50% до 90% вопросов теста.
«Не зачтено»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетова И. С. Теоретико-методологические основы деловых переговоров в сфере международных отношений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Михайлова К. Ю., Трухачев А. В. Международные деловые переговоры: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Агрус, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Матвеева Л.В., Крюкова Д.М., Гараева М.Р. ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научный журнал International Negotiations interneg.org
Э2 Changing Minds changingminds.org
Э3 Processes of International Negotiation webarchive.iiasa.ac.at
Э4 Учебная дисциплина «Теория и практика переговорного процесса» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках Практикума "Ведение переговоров" магистранты отрабатывают практические навыки ведения переговоров, что предполагает правильно находить и использовать в реальной переговорной ситуации структурные элементы переговорного процесса.
Формы работы делятся на традиционные (практические занятия) и интерактивные (дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач, ролевые игры).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
– ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
– просмотреть материалы к теме, представленные на Образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=378;
– руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
– использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета;
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
Методические рекомендации по подготовке и проведению ролевой игры
Ролевая игра - совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Организация деловой игры, как правило, включает несколько этапов:
подготовка,
проведение,
анализ.
Подготовка деловой игры.
Этап 1-й, диагностика основных элементов деловой игры:
1) выбор темы и диагностика исходной ситуации;
2) определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педагогических);
3) определение структуры ДИ;
4) диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций;
5) диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.
Этап 2-й, подготовка сценария:
1) системный анализ исходной информации;
2) анализ существующих способов решения поставленных проблем;
3)выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка применительно к данной ДИ;
4) подготовка сценария.
Проведение деловой игры.
Этап 1-й, ознакомление обучающихся с исходной информацией:
1) изложение преподавателем исходной информации, совместное определение задач игры и учебных задач;
2) распределение ролей.
Этап 2-й, подготовка слушателей к игре:
1) анализ исходной информации;
2) изучение специальной литературы;
3) подготовка к выполнению ролевых функций.
Этап 3-й, проведение игры:
1) выполнение участниками ролевых функций;
2) управление процедурой;
3) анализ результатов игры обучающимися;
4) подведение итогов игры преподавателем.
По итогам игры преподаватель совместно со слушателями оценивает активность и степень овладения материалом участников игры, делает выводы.