МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Щетинина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Наталья Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заключаются в формировании у обучающихся знаний об основных направлениях цифрового развития современного общества (определенных «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»), знаний цифровых технологий и владения цифровыми навыками, а также в повышении уровня цифровой грамотности обучающихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
3.2.Уметь:
3.2.1. выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития; планировать свою профессионально-образовательную деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы цифровой культуры
1.1. Понятие «Цифровая культура» Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.2. Понятие «Цифровая культура» Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.3. Основные черты и структура цифровой культуры Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.4. Основные черты и структура цифровой культуры Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.5. Цифровая грамотность как часть цифровой культуры Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.6. Цифровая грамотность как часть цифровой культуры Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 2. Цифровое общество и цифровое государство
2.1. Характеристики цифрового общества Лекции 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Характеристики цифрового общества Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Цифровое государство и цифровая экономика Лекции 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Цифровое государство и цифровая экономика Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Цифровое образование Лекции 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Цифровое образование Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Цифровая среда и информационная безопасность
3.1. Определение, основные черты и структура цифровой среды Лекции 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.2. Определение, основные черты и структура цифровой среды Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.3. Основы информационной безопасности Лекции 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.4. Основы информационной безопасности Практические 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.5. Основы информационной безопасности Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Культура онлайн-коммуникаций и цифровая этика
4.1. Особенности, формы и инструменты онлайн-коммуникаций Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Особенности, формы и инструменты онлайн-коммуникаций Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Цифровая этика Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Цифровая этика Практические 1 2 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Цифровая этика Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Цифровая грамотность (практикум)
5.1. Компьютерная грамотность Практические 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.2. Компьютерная грамотность Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.3. Технологии Практические 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.4. Технологии Сам. работа 1 8 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.5. Онлайн-сервисы и системы Практические 1 6 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.6. Онлайн-сервисы и системы Сам. работа 1 12 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.7. Безопасный Интернет Практические 1 2 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.8. Безопасный Интернет Сам. работа 1 8 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8531

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что цифровая культура характеризуется формированием новых ощущений времени и пространства, новых форм социальной регуляции и способов социального взаимодействия?
А. Верно.
В. Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 2. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает:
А. Изучение современного общества.
В. Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом.
С. Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры.
Ответ: В.

Вопрос 3. Верно ли, что цифровая культура находится в постоянной динамике?
А. Неверно.
В. Верно.
Ответ: В.

Вопрос 4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены:
А. Президентом Российской Федерации.
В. Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
С. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответ: С.

Вопрос 5. Информационный взрыв выражается:
А. В содержании информации.
В. В нарушении потоков информации.
С. В неуклонном возрастании объема информации.
Ответ: С.

Вопрос 6. Цифровой след оставляет:
А. Каждый индивид в цифровом обществе.
В. Только активный пользователь социальных сетей.
С. Только владелец цифровой подписи.
Ответ: А.

Вопрос 7. Верно ли, что цифровая образовательная среда предполагает переход на всеобщее дистанционное образование?
А. Верно.
В. Неверно.
Ответ: В.

Вопрос 8. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»?
А. 5.
В. 2.
С. 10.
Ответ: С.

Вопрос 9. Федеральный проект, направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, - это:
А. Образование.
В. Цифровая образовательная среда.
С. Цифровая экономика.
Ответ: В.

Вопрос 10. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»?
А. Цифровая экономика Российской Федерации.
В. Цифровое общество Российской Федерации.
С. Образование.
Ответ: А.

Вопрос 11. Тайм-менеджмент – это:
А. Научная дисциплина, изучающая время.
В. Мобильное приложение – аналог будильника.
С. Технология организации времени и повышения эффективности его использования.
Ответ: С.

Вопрос 12. На какой период рассчитана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная в мае 2017 г.?
А. На 2017-2024 годы.
В. На 2017-2030 годы.
С. На 2018-2020 годы.
Ответ: В.

Вопрос 13. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это:
А. Индивидуальное обучение.
В. Домашнее обучение.
С. Асинхронное обучение.
Ответ: С.

Вопрос 14. Автовебинар – это:
А. Запись вебинара, которая проигрывается для новых слушателей по заданному расписанию на основании сценария.
В. Авторский вебинар.
С. Вебинар, в котором участвуют не более 2-х человек.
Ответ: А.

Вопрос 15. Механизм, позволяющий выделить из имеющейся аудитории только целевых пользователей и показать коммуникационное сообщение именно им, называется:
А. Блогинг.
В. Таргетинг.
С. Онлайн-серфинг.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется национальный проект, утвержденный в декабре 2018 г., рассчитанный на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г., целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций?
Ответ: Образование.
2. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной
в России проверкой знаний в области цифровой грамотности? Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу
над ошибками, а также сформировать свою личную стратегию развития недостающих знаний и навыков.
Ответ: Цифровой диктант.
3. Назовите три компонента, из которых состоят существующие методы управления временем.
Ответ: приоритизация, планирование и структурирование.
4. Какой документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов?
Ответ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
5. Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека, - это ___________________.
Ответ: Интернет вещей.
6. Общество ______________ - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Ответ: знаний.
7. Что такое информационное пространство знаний?
Ответ: информационное пространство, основанное на знаниях.
8. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна: графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, - это:
Ответ: Инфографика.
9. ___________ мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы.
Ответ: Клиповое.
10. Что такое лента времени (timeline)?
Ответ: временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.
11. Чем знаменит Николас Негропонте?
Ответ: автор понятия «Цифровая экономика».
12. О каком методе идет речь: «Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал»?
Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map.
13. __________ гражданин – это представитель так называемого поколения Z, социализация которого совпала с эпохой распространения массового Интернета.
Ответ: Цифровой.
14. Для каких целей создана российская платформа Webinar?
Ответ: для проведения вебинаров, онлайн-встреч, конференций и т.п.
15. Что такое «Цифровой след»?
Ответ: данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств.
16. Назовите два вида цифровых следов.
Ответ: активные и пассивные.
17. Тип многофакторной аутентификации, требующий дополнительный (второй) фактор аутентификации к паролю (первый фактор), - это __________________.
Ответ: Двухфакторная аутентификация.
18. Что такое Кибербуллинг?
Ответ: способы психологического давления, оскорбления, травли в интернете.
19. В чем заключается «Право на забвение?
Ответ: в возможности потребовать от поисковиков удалить свои персональные данные из общего доступа.
20. ____________ – это рассылка электронных писем, сообщений или звонки (чаще рекламного характера) людям, не выражавшим желания их получать.
Ответ: спам.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в форме письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется национальный проект, утвержденный в декабре 2018 г., рассчитанный на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г., целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций?
Ответ: Образование.
2. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной
в России проверкой знаний в области цифровой грамотности? Акция дает возможность пользователям не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и пройти работу
над ошибками, а также сформировать свою личную стратегию развития недостающих знаний и навыков.
Ответ: Цифровой диктант.
3. Назовите три компонента, из которых состоят существующие методы управления временем.
Ответ: приоритизация, планирование и структурирование.
4. Какой документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов?
Ответ: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
5. Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека, - это ___________________.
Ответ: Интернет вещей.
6. Общество ______________ - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Ответ: знаний.
7. Что такое информационное пространство знаний?
Ответ: информационное пространство, основанное на знаниях.
8. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна: графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, - это:
Ответ: Инфографика.
9. ___________ мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы.
Ответ: Клиповое.
10. Что такое лента времени (timeline)?
Ответ: временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.
Приложения
Приложение 1.   фос цк.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В.В., Нечипуренко, В.Н. Социология Интернета: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Городнова, А.А. Развитие информационного общества: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Горелов, Н.А., Кораблева, О.Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов. Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кравченко, С.А. Социология цифровизации: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.3 Полякова, Т.А., Стрельцов, А.А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.4 Советов, Б.Я., Цехановский, В.В. Информационные технологии: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Цифровая культура. Общий курс" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Информационно-правовой портал «Гарант» (https://www.garant.ru/)
4. Система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина "Цифровая культура (общий курс)" реализуется с использованием технологии смешанного обучения, при котором большая часть материала осваивается и оценивается дистанционно, включая промежуточную аттестацию - зачет. Дисциплина включает в себя:
 Лекции. Для ознакомления с теорией и актуальными проблемами по каждой теме дисциплины необходимо прослушать лекции, а также ответить на предлагаемые после них вопросы. Для более углубленного изучения темы необходимо ознакомиться с материалами и ресурсами для самостоятельного изучения.
 Тематические форумы/опросы. Являются необходимым условием закрепления теоретического материала по каждой теме дисциплины. Ответ на вопросы форума предоставляются обучающимися дистанционно после ознакомления с лекционным материалом. Вопросы форума предполагают обсуждение актуальных и/или спорных, неоднозначных вопросов по темам дисциплины, и дают возможность обучающимся обозначить и обосновать свою точку зрения на изучаемую тему.
 Задания. Письменные и интерактивные задания предназначены для развития и оценки навыков целеполагания, самостоятельного творческого мышления и изложения собственных умозаключений и выводов, а также умения использовать необходимые для получения информации ресурсы. Каждое из заданий выполняется обучающимися самостоятельно дистанционно и направляется на проверку преподавателю в обозначенные заранее сроки (устанавливаются преподавателем с учетом учебного плана). Задания необходимо выполнять после прослушивания видеолекций и ознакомления с материалами для самостоятельного изучения по соответствующей теме. Лабораторные работы выполняются на аудиторном занятии под руководством преподавателя по расписанию занятий и предназначены для получения и оценки навыков практической работы и уровня цифровой грамотности.
 Тесты. Выполняются обучающимися дистанционно. Небольшие проверочные тесты предназначены оценить уровень знаний по итогам изучения разделов дисциплины. Каждый тест содержит по 5 вопросов разного типа на знание теоретического материала по теме раздела. На выполнение каждого теста дается одна попытка и 7 минут. Рекомендуется решать тест в конце освоения каждой темы после прохождения лекции и выполнения заданий.