МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демографические и миграционные процессы в Восточной и Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильПолитика и экономика регионов Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _ПиЭРА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Алексеенко А.Н.;старший преподаватель, Гундова О.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Демографические и миграционные процессы в Восточной и Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.анализ социально-демографической ситуации в государствах постсоветской Центральной Азии,
выявление и обоснование факторов современных демографических процессов,особенностей демографической и социальной политики РФ и государств ЦА,
определение уровня развития, механизмов, ресурсов и функциональной эффективности социальной политики центральноазиатских государств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.3 Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные вопросы теории, классификацию и типологию социально-демографических процессов, факторы современных демографических процессов, сущность и содержание миграционных процессов; особенности демографической и социальной политики РФ и государств Восточной и Центральной Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, в том числе, на языке региона специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами демографии, методами научного познания и прогнозирования, аналитической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-демографическое развитие государств ЦА на современном этапе
1.1. Особенности социально-демографического развития государства Центральной Азии в постсоветский период Лекции 4 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Социальная политика государств Центральной Азии: сравнительный анализ Практические 4 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Семейная политика в государствах Центральной Азии: сущность и содержание Сам. работа 4 26 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Демографические процессы в странах ЦА
2.1. Численность и структура населения: численность населения абсолютная и годовая. Плотность населения. Городское и сельское население. Поло-возрастная структура, семейно-брачная структура. Этнический состав. Образовательный уровень населения. Лекции 4 6 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Отрасли и методы демографии Практические 4 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Современные источники о данных населения и их эвристические возможности Практические 4 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Концепции демографического развития. Концепции демографического и миграционного перехода общества. Концепция потребности в детях. Теория качеств Сам. работа 4 26 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Миграционная и социальная политика в ЦА
3.1. Анализ социально-демографических понятий и явлений: смертность, рождаемость, брачность, разводимость, воспроизводство населения. Лекции 4 6 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Сравнительный анализ социально-демографических явлений в государствах Центральной Азии Практические 4 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Социально-экономическая структура населения государств Центральной Азии (на выбор студента) Сам. работа 4 24 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=875

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Урбанизация - это:
а) сокращение численности сельского населения в общей численности населения и сокращение сельских поселений
б) преобразование сельских населенных пунктов в городские поселения
в) рост численности городов в общем числе человеческих поселений, повышение удельного веса городского населения
г) увеличение численности населения в городских поселениях
ОТВЕТ: в
2. К естественному движению населения в демографии относятся:
Варианты ответа:
а) рождаемость и смертность
б) рождаемость, смертность, брачность, миграция
в) миграция и социальная мобильность
г) рождаемость, смертность и социальная мобильность
ОТВЕТ: а
3. Объект демографической политики — это:
а) студенты и школьники
б) население страны в целом
в) молодые семьи
г) безработные
ОТВЕТ: б
4. Кто из ученых статистиков был организатором первой научной переписи населения?
а) Ж. Руссо
б) А. Кетле
в) А.Гийяр
г) Э. Галлей
ОТВЕТ: б
5. Что такое депопуляция населения?
а) процесс снижения естественного прироста населения и увеличение сальдо миграции
б) процесс уменьшения абсолютной численности населения либо суженное воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих
в) процесс увеличения уровня смертности и снижения уровня рождаемости
г) процесс постоянного необратимого сокращения численности населения
ОТВЕТ: б
6. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства — это:
а) демографическая политика
б) семейная политика
в) политика народонаселения
г) социальная политика государства
ОТВЕТ: а
7. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется:
а) демографическим различием
б) трудовым различием
в) демографической нагрузкой
г) экономически активным различием
ОТВЕТ: в
8. Естественный прирост населения — это разница между:
а) рождаемостью и смертностью за год
б) рождаемостью и смертностью в трудоспособном возрасте
в) рождаемостью и смертностью по возрастным группам
г) рождаемостью и смертностью по сезонам года
ОТВЕТ: а
9. Народонаселение - это:
а) совокупность индивидов, относящихся к одному биологическому виду
б) совокупность людей, проживающих на отдельной территории или на планете в целом
в) совокупность людей, которая исторически сложилась на определенной территории
г) совокупность всех представителей этнического сообщества
ОТВЕТ: б
10. Воспроизводство населения – это:
а) поддержание стабильной численности и структуры населения
б) чередование поколений, как результат процессов рождаемости и смертности
в) рабочая сила, участвующая в производстве товаров и услуг
г) процесс перемещения населения из одного региона в другой
ОТВЕТ: б
11. Что такое «демографический взрыв»?
а) стремительный рост численности населения, вследствие превышения рождаемости над смертностью
б) диспропорция между численностью населения и потребностями в рабочей силе
в) постепенное повышение рождаемости, обусловленное демографической политикой государства
г) снижение численности населения за определенный период времени
ОТВЕТ: а
12. Каковы негативные последствия «старения нации»?
а) расширение возможностей для трудоустройства женщин
б) наращивание финансовых затрат на содержание пенсионеров
в) снижение капиталовложений на образование
г) повышение спроса и потребительской активности
ОТВЕТ: б
13. Что такое планирование семьи?
а) система государственных мероприятий по охране материнства и детства
б) религиозные установки на количество детей в семье
в) регулирование деторождения на внутрисемейном уровне
г) состояние личности, которое побуждает индивида к достижению личных целей различного характера через рождение определенного числа детей
ОТВЕТ: в
14. Какой тип миграции влияет на численность населения страны?
а) внутренние
б) внешние
в) маятниковые
г) сезонные
ОТВЕТ: б
15. Трудовые ресурсы – это:
а) население в трудоспособном возрасте
б) работающие подростки и пенсионеры
в) лица, желающие участвовать в общественном производстве
г) иностранные трудовые мигранты
ОТВЕТ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса - это:
ОТВЕТ: демография
2. Что является объектом демографии?
ОТВЕТ: народонаселение, под которым принято понимать совокупность людей, проживающих на определенной территории
3. Изменение численности и состава населения, обусловленное рождаемостью - это:
ОТВЕТ: естественное движение населения
4. Какая отрасль демографии изучает динамику и состояние демографических явлений в истории народов и стран?
ОТВЕТ: историческая демография
5. Увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения - это:
ОТВЕТ: старение населения, иди демографическое старение
6. Как называется демографическая теория, согласно которой население растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии?
ОТВЕТ: мальтузианство
7. Как называется демографическая теория, применяемая для объяснения смены типов воспроизводства населения?
ОТВЕТ: демографический переход
8. Процесс образования супружеских пар - это:
ОТВЕТ: брачность
9. Временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа пересечения границы и трудоустройства - это:
ОТВЕТ: трудовая миграция
10. Дайте определение понятия "внешняя миграция".
ОТВЕТ: передвижение людей за пределы границы страны, в которой они проживают
11. Глубокое нарушение воспроизводства населения, которое несет угрозу существованию самого населения - это:
ОТВЕТ: демографический кризис
12. Дайте определение понятия "плотность населения".
ОТВЕТ: численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади какой-либо территории
13. Дайте определение понятия "нуклеарная семья".
ОТВЕТ: простая семья, состоящая из двух поколений — из супружеской пары с детьми или без них
14. Дайте определение понятия "разводимость".
ОТВЕТ: процесс распадения супружеских пар вследствие расторжения брака (развода)
15. Какой тип воспроизводства населения характеризуется высокими и очень высокими показателями рождаемости и относительно низкими показателями смертности?
ОТВЕТ: демографическая весна
16. Распространение норм городского образа жизни на село - это:
ОТВЕТ: рурурбанизация
17. Научно обоснованное предвидение основных параметров изменений в будущей демографической ситуации по основным показателям - это:
ОТВЕТ: демографический прогноз
18. Назовите формы движения населения.
ОТВЕТ: естественное движение населения, механическое движение населения, социальная мобильность населения.
19. Какие виды миграции выделяют на основе временного признака?
ОТВЕТ:: временная миграция, постоянная миграция
20. Дайте определение понятия "внутренняя миграция".
ОТВЕТ: перемещение людей из одного региона в другой в пределах одной страны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое демографический переход?
а) смена типов и режимов воспроизводства населения в процессе общественно-цивилизационного развития
б) переход от суженного режима воспроизводства к расширенному
в) увеличение численности населения вследствие роста рождаемости
г) снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни
ОТВЕТ: а
2. Когда была проведена первая Всероссийская перепись населения?
а) 1779 год
б) 1882 год
в) 1872 год
г) 1897 год
ОТВЕТ: г
3. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется:
а) отрицательным естественным приростом
б) нулевым естественным приростом
в) волнообразностью демографического процесса
г) увеличением естественного прироста
ОТВЕТ: а
4. В каком государстве Восточной Азии общегосударственном уровне долгое время реализовывалась политика «одна семья — один ребенок»?
а) Япония
б) КНДР
в) Китай
г) Республика Корея
ОТВЕТ: в
5. Самая большая городская агломерация в Восточной Азии:
а) Шанхай
б) Сеул
в) Токио
г) Пекин
ОТВЕТ: в
6. В каком государстве Восточной Азии отмечается наиболее высокий уровень урбанизации?
а) Япония
б) КНДР
в) Китай
г) Республика Корея
ОТВЕТ: а
7. В каком государстве Восточной Азии отмечается наиболее высокая численность населения?
а) Япония
б) КНДР
в) Китай
г) Республика Корея
ОТВЕТ: в
8. В каком государстве Центральной Азии отмечается самый низкий показатель продолжительности жизни?
а) Казахстан
б) Узбекистан
в) Таджикистан
г) Туркменистан
ОТВЕТ: г
9. Самая большая по численности населения страна Центральной Азии:
а) Казахстан
б) Узбекистан
в) Таджикистан
г) Туркменистан
ОТВЕТ: б
10. Гендерная демография в современном Китае характеризуется:
а) превышением числа женщин над мужчинами
б) превышением числа мужчин над женщинами
в) примерно одинаковым численным составом мужчин и женщин
ОТВЕТ: б
11. Суть системы государственного планирования семьи в Китае в настоящее время выражается в формуле:
а) «одна семья – один ребенок»
б) «одна семья – два ребенка»
в) «одна семья – три ребенка»
г) сняты все ограничения на рождение детей
ОТВЕТ: в
12. Крупнейшие городские агломерации в Центральной Азии:
а) Алматы и Ташкент
б) Ашхабад и Душанбэ
в) Бишкек и Караганда
г) Астана и Андижан
ОТВЕТ: а
13. Для стран Восточной Азии характерна тенденция к:
а) снижению продолжительности жизни
б) снижению уровня рождаемости
в) повышению уровня рождаемости
г) снижению среднего возраста вступления в брак
ОТВЕТ: б
14. Страной с наиболее низким средним возрастом в Центральной Азии является:
а) Таджикистан
б) Казахстан
в) Туркменистан
г) Узбекистан
ОТВЕТ: а
15. Страной с самым низким коэффициентом рождаемости в мире является:
а) Казахстан
б) Россия
в) Япония
г) Республика Корея
ОТВЕТ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что является предметом демографии?
ОТВЕТ: воспроизводство населения
2. Cовокупность свойств народонаселения, характеризующих его воспроизводство, а именно способность реагировать на сложившиеся природные, экономические, социокультурные условия и адаптировать их к своим изменяющимся потребностям - это:
ОТВЕТ: качество народонаселения
3. К какой форме движения населения относятся миграции?
ОТВЕТ: механическое движение населения
4. Какая отрасль демографии изучает этнические особенности воспроизводства населения?
ОТВЕТ: этническая демография
5. Разность между числом прибывших на территорию государства и выбывших за её пределы жителей за определённый срок - это:
ОТВЕТ: миграционный прирост населения
6. Деятельность государства и иных институтов, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения - это:
ОТВЕТ: демографическая политика
7. Стремительный рост численности населения, вследствие превышения рождаемости над смертностью получил название:
ОТВЕТ: демографический взрыв
8. Какой тип воспроизводства населения характеризуется низкими темпами прироста населения и невысокой смертностью?
ОТВЕТ: демографическая зима
9. Какие виды миграций выделяют по географическому и пространственному признаку?
ОТВЕТ: внешняя миграция, внутренняя миграция
10. Комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения - это:
ОТВЕТ: миграционная политика
11. В каком государстве установлен самый высокий пенсионный возраст в мире?
ОТВЕТ: Япония
12. В каком государстве Центральной Азии отмечается наиболее высокая численность населения?
ОТВЕТ: Узбекистан
13. В каком государстве Центральной Азии отмечается наиболее высокий уровень разводов?
ОТВЕТ: Казахстан
14. В каком государстве Восточной Азии отмечается наиболее высокий уровень разводов?
ОТВЕТ: Китай
15. В каком государстве Центральной Азии установлен самый низкий пенсионный возраст по региону?
ОТВЕТ: Узбекистан
16. Какой тип воспроизводства населения характерен для Таджикистана?
ОТВЕТ: демографическая весна
17. Определите, о какой стране идет речь: "_____ занимает первое место среди 30 стран ОЭСР по уровню самоубийств, причём число самоубийств растёт — оно удвоилось только за первую декаду XXI века. Самоубийство — основная причина смерти людей моложе 40 лет в этой стране".
ОТВЕТ: Республика Корея, или Южная Корея
18. Назовите главные демографические проблемы современного Китая.
ОТВЕТ: снижение уровня рождаемости, старение населения, гендерный дисбаланс
19. В каком году в Китае начала действовать политика «одна семья - три ребенка»?
ОТВЕТ: 2021 г.
20. Какой тип возрастной структуры характерен для государств Восточной Азии?
ОТВЕТ: регрессивный тип

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малинина Т.Б. Демография и социальная статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 А. А. Еремин Демография: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. В. Зозуля, А. В. Зозуля Демография: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 А.Б. Долгополов История Казахстана: учебное пособие Литтерра, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.3 А. В. Воронцов, М. Б. Глотов Демография: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э2 Электронный курс "Демографические и миграционные процессы в современной Восточной и Центральной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.