Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Политика и экономика регионов Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_Зарубежное регионоведение _ПиЭРА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 7 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | анализ социально-демографической ситуации в государствах постсоветской Центральной Азии, выявление и обоснование факторов современных демографических процессов,особенностей демографической и социальной политики РФ и государств ЦА, определение уровня развития, механизмов, ресурсов и функциональной эффективности социальной политики центральноазиатских государств |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-3.1 | Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-3.2 | Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня |
ОПК-3.3 | Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
УК-5.1 | Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций |
УК-5.2 | Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания |
УК-5.3 | Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные вопросы теории, классификацию и типологию социально-демографических процессов, факторы современных демографических процессов, сущность и содержание миграционных процессов; особенности демографической и социальной политики РФ и государств Восточной и Центральной Азии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | квалифицированно пользоваться источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, в том числе, на языке региона специализации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основами демографии, методами научного познания и прогнозирования, аналитической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социально-демографическое развитие государств ЦА на современном этапе | ||||||
1.1. | Особенности социально-демографического развития государства Центральной Азии в постсоветский период | Лекции | 4 | 4 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.2. | Социальная политика государств Центральной Азии: сравнительный анализ | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.3. | Семейная политика в государствах Центральной Азии: сущность и содержание | Сам. работа | 4 | 26 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 2. Демографические процессы в странах ЦА | ||||||
2.1. | Численность и структура населения: численность населения абсолютная и годовая. Плотность населения. Городское и сельское население. Поло-возрастная структура, семейно-брачная структура. Этнический состав. Образовательный уровень населения. | Лекции | 4 | 6 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Отрасли и методы демографии | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.3. | Современные источники о данных населения и их эвристические возможности | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.4. | Концепции демографического развития. Концепции демографического и миграционного перехода общества. Концепция потребности в детях. Теория качеств | Сам. работа | 4 | 26 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 3. Миграционная и социальная политика в ЦА | ||||||
3.1. | Анализ социально-демографических понятий и явлений: смертность, рождаемость, брачность, разводимость, воспроизводство населения. | Лекции | 4 | 6 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
3.2. | Сравнительный анализ социально-демографических явлений в государствах Центральной Азии | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
3.3. | Социально-экономическая структура населения государств Центральной Азии (на выбор студента) | Сам. работа | 4 | 24 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=875 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Урбанизация - это: а) сокращение численности сельского населения в общей численности населения и сокращение сельских поселений б) преобразование сельских населенных пунктов в городские поселения в) рост численности городов в общем числе человеческих поселений, повышение удельного веса городского населения г) увеличение численности населения в городских поселениях ОТВЕТ: в 2. К естественному движению населения в демографии относятся: Варианты ответа: а) рождаемость и смертность б) рождаемость, смертность, брачность, миграция в) миграция и социальная мобильность г) рождаемость, смертность и социальная мобильность ОТВЕТ: а 3. Объект демографической политики — это: а) студенты и школьники б) население страны в целом в) молодые семьи г) безработные ОТВЕТ: б 4. Кто из ученых статистиков был организатором первой научной переписи населения? а) Ж. Руссо б) А. Кетле в) А.Гийяр г) Э. Галлей ОТВЕТ: б 5. Что такое депопуляция населения? а) процесс снижения естественного прироста населения и увеличение сальдо миграции б) процесс уменьшения абсолютной численности населения либо суженное воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих в) процесс увеличения уровня смертности и снижения уровня рождаемости г) процесс постоянного необратимого сокращения численности населения ОТВЕТ: б 6. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства — это: а) демографическая политика б) семейная политика в) политика народонаселения г) социальная политика государства ОТВЕТ: а 7. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется: а) демографическим различием б) трудовым различием в) демографической нагрузкой г) экономически активным различием ОТВЕТ: в 8. Естественный прирост населения — это разница между: а) рождаемостью и смертностью за год б) рождаемостью и смертностью в трудоспособном возрасте в) рождаемостью и смертностью по возрастным группам г) рождаемостью и смертностью по сезонам года ОТВЕТ: а 9. Народонаселение - это: а) совокупность индивидов, относящихся к одному биологическому виду б) совокупность людей, проживающих на отдельной территории или на планете в целом в) совокупность людей, которая исторически сложилась на определенной территории г) совокупность всех представителей этнического сообщества ОТВЕТ: б 10. Воспроизводство населения – это: а) поддержание стабильной численности и структуры населения б) чередование поколений, как результат процессов рождаемости и смертности в) рабочая сила, участвующая в производстве товаров и услуг г) процесс перемещения населения из одного региона в другой ОТВЕТ: б 11. Что такое «демографический взрыв»? а) стремительный рост численности населения, вследствие превышения рождаемости над смертностью б) диспропорция между численностью населения и потребностями в рабочей силе в) постепенное повышение рождаемости, обусловленное демографической политикой государства г) снижение численности населения за определенный период времени ОТВЕТ: а 12. Каковы негативные последствия «старения нации»? а) расширение возможностей для трудоустройства женщин б) наращивание финансовых затрат на содержание пенсионеров в) снижение капиталовложений на образование г) повышение спроса и потребительской активности ОТВЕТ: б 13. Что такое планирование семьи? а) система государственных мероприятий по охране материнства и детства б) религиозные установки на количество детей в семье в) регулирование деторождения на внутрисемейном уровне г) состояние личности, которое побуждает индивида к достижению личных целей различного характера через рождение определенного числа детей ОТВЕТ: в 14. Какой тип миграции влияет на численность населения страны? а) внутренние б) внешние в) маятниковые г) сезонные ОТВЕТ: б 15. Трудовые ресурсы – это: а) население в трудоспособном возрасте б) работающие подростки и пенсионеры в) лица, желающие участвовать в общественном производстве г) иностранные трудовые мигранты ОТВЕТ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса - это: ОТВЕТ: демография 2. Что является объектом демографии? ОТВЕТ: народонаселение, под которым принято понимать совокупность людей, проживающих на определенной территории 3. Изменение численности и состава населения, обусловленное рождаемостью - это: ОТВЕТ: естественное движение населения 4. Какая отрасль демографии изучает динамику и состояние демографических явлений в истории народов и стран? ОТВЕТ: историческая демография 5. Увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения - это: ОТВЕТ: старение населения, иди демографическое старение 6. Как называется демографическая теория, согласно которой население растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии? ОТВЕТ: мальтузианство 7. Как называется демографическая теория, применяемая для объяснения смены типов воспроизводства населения? ОТВЕТ: демографический переход 8. Процесс образования супружеских пар - это: ОТВЕТ: брачность 9. Временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа пересечения границы и трудоустройства - это: ОТВЕТ: трудовая миграция 10. Дайте определение понятия "внешняя миграция". ОТВЕТ: передвижение людей за пределы границы страны, в которой они проживают 11. Глубокое нарушение воспроизводства населения, которое несет угрозу существованию самого населения - это: ОТВЕТ: демографический кризис 12. Дайте определение понятия "плотность населения". ОТВЕТ: численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади какой-либо территории 13. Дайте определение понятия "нуклеарная семья". ОТВЕТ: простая семья, состоящая из двух поколений — из супружеской пары с детьми или без них 14. Дайте определение понятия "разводимость". ОТВЕТ: процесс распадения супружеских пар вследствие расторжения брака (развода) 15. Какой тип воспроизводства населения характеризуется высокими и очень высокими показателями рождаемости и относительно низкими показателями смертности? ОТВЕТ: демографическая весна 16. Распространение норм городского образа жизни на село - это: ОТВЕТ: рурурбанизация 17. Научно обоснованное предвидение основных параметров изменений в будущей демографической ситуации по основным показателям - это: ОТВЕТ: демографический прогноз 18. Назовите формы движения населения. ОТВЕТ: естественное движение населения, механическое движение населения, социальная мобильность населения. 19. Какие виды миграции выделяют на основе временного признака? ОТВЕТ:: временная миграция, постоянная миграция 20. Дайте определение понятия "внутренняя миграция". ОТВЕТ: перемещение людей из одного региона в другой в пределах одной страны. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое демографический переход? а) смена типов и режимов воспроизводства населения в процессе общественно-цивилизационного развития б) переход от суженного режима воспроизводства к расширенному в) увеличение численности населения вследствие роста рождаемости г) снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни ОТВЕТ: а 2. Когда была проведена первая Всероссийская перепись населения? а) 1779 год б) 1882 год в) 1872 год г) 1897 год ОТВЕТ: г 3. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется: а) отрицательным естественным приростом б) нулевым естественным приростом в) волнообразностью демографического процесса г) увеличением естественного прироста ОТВЕТ: а 4. В каком государстве Восточной Азии общегосударственном уровне долгое время реализовывалась политика «одна семья — один ребенок»? а) Япония б) КНДР в) Китай г) Республика Корея ОТВЕТ: в 5. Самая большая городская агломерация в Восточной Азии: а) Шанхай б) Сеул в) Токио г) Пекин ОТВЕТ: в 6. В каком государстве Восточной Азии отмечается наиболее высокий уровень урбанизации? а) Япония б) КНДР в) Китай г) Республика Корея ОТВЕТ: а 7. В каком государстве Восточной Азии отмечается наиболее высокая численность населения? а) Япония б) КНДР в) Китай г) Республика Корея ОТВЕТ: в 8. В каком государстве Центральной Азии отмечается самый низкий показатель продолжительности жизни? а) Казахстан б) Узбекистан в) Таджикистан г) Туркменистан ОТВЕТ: г 9. Самая большая по численности населения страна Центральной Азии: а) Казахстан б) Узбекистан в) Таджикистан г) Туркменистан ОТВЕТ: б 10. Гендерная демография в современном Китае характеризуется: а) превышением числа женщин над мужчинами б) превышением числа мужчин над женщинами в) примерно одинаковым численным составом мужчин и женщин ОТВЕТ: б 11. Суть системы государственного планирования семьи в Китае в настоящее время выражается в формуле: а) «одна семья – один ребенок» б) «одна семья – два ребенка» в) «одна семья – три ребенка» г) сняты все ограничения на рождение детей ОТВЕТ: в 12. Крупнейшие городские агломерации в Центральной Азии: а) Алматы и Ташкент б) Ашхабад и Душанбэ в) Бишкек и Караганда г) Астана и Андижан ОТВЕТ: а 13. Для стран Восточной Азии характерна тенденция к: а) снижению продолжительности жизни б) снижению уровня рождаемости в) повышению уровня рождаемости г) снижению среднего возраста вступления в брак ОТВЕТ: б 14. Страной с наиболее низким средним возрастом в Центральной Азии является: а) Таджикистан б) Казахстан в) Туркменистан г) Узбекистан ОТВЕТ: а 15. Страной с самым низким коэффициентом рождаемости в мире является: а) Казахстан б) Россия в) Япония г) Республика Корея ОТВЕТ: г ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что является предметом демографии? ОТВЕТ: воспроизводство населения 2. Cовокупность свойств народонаселения, характеризующих его воспроизводство, а именно способность реагировать на сложившиеся природные, экономические, социокультурные условия и адаптировать их к своим изменяющимся потребностям - это: ОТВЕТ: качество народонаселения 3. К какой форме движения населения относятся миграции? ОТВЕТ: механическое движение населения 4. Какая отрасль демографии изучает этнические особенности воспроизводства населения? ОТВЕТ: этническая демография 5. Разность между числом прибывших на территорию государства и выбывших за её пределы жителей за определённый срок - это: ОТВЕТ: миграционный прирост населения 6. Деятельность государства и иных институтов, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения - это: ОТВЕТ: демографическая политика 7. Стремительный рост численности населения, вследствие превышения рождаемости над смертностью получил название: ОТВЕТ: демографический взрыв 8. Какой тип воспроизводства населения характеризуется низкими темпами прироста населения и невысокой смертностью? ОТВЕТ: демографическая зима 9. Какие виды миграций выделяют по географическому и пространственному признаку? ОТВЕТ: внешняя миграция, внутренняя миграция 10. Комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения - это: ОТВЕТ: миграционная политика 11. В каком государстве установлен самый высокий пенсионный возраст в мире? ОТВЕТ: Япония 12. В каком государстве Центральной Азии отмечается наиболее высокая численность населения? ОТВЕТ: Узбекистан 13. В каком государстве Центральной Азии отмечается наиболее высокий уровень разводов? ОТВЕТ: Казахстан 14. В каком государстве Восточной Азии отмечается наиболее высокий уровень разводов? ОТВЕТ: Китай 15. В каком государстве Центральной Азии установлен самый низкий пенсионный возраст по региону? ОТВЕТ: Узбекистан 16. Какой тип воспроизводства населения характерен для Таджикистана? ОТВЕТ: демографическая весна 17. Определите, о какой стране идет речь: "_____ занимает первое место среди 30 стран ОЭСР по уровню самоубийств, причём число самоубийств растёт — оно удвоилось только за первую декаду XXI века. Самоубийство — основная причина смерти людей моложе 40 лет в этой стране". ОТВЕТ: Республика Корея, или Южная Корея 18. Назовите главные демографические проблемы современного Китая. ОТВЕТ: снижение уровня рождаемости, старение населения, гендерный дисбаланс 19. В каком году в Китае начала действовать политика «одна семья - три ребенка»? ОТВЕТ: 2021 г. 20. Какой тип возрастной структуры характерен для государств Восточной Азии? ОТВЕТ: регрессивный тип КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Малинина Т.Б. | Демография и социальная статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | А. А. Еремин | Демография: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П. В. Зозуля, А. В. Зозуля | Демография: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | А.Б. Долгополов | История Казахстана: учебное пособие | Литтерра, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | А. В. Воронцов, М. Б. Глотов | Демография: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) | |||
Э2 | Электронный курс "Демографические и миграционные процессы в современной Восточной и Центральной Азии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |