МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археологические и письменнные памятники тюрок Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Горбунов Вадим Владимирович

Рецензент(ы):
д.и.н., Доцент, Серегин Николай Николаевич

Рабочая программа дисциплины
Археологические и письменнные памятники тюрок Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является сформировать у студентов системные знания по археологическому и нарративному наследию тюрок Центральной Азии и продемонстрировать общие и особенные черты его развития.
Задачи курса:
• дать характеристику археологических памятников тюркской культуры Центральной Азии;
• сформировать представление о специфике памятников тюркской рунической письменности;
• рассмотреть изменения материальной и духовной культуры на примере археологических и письменных источников;
• раскрыть содержание основных проблем тюркской археологии и рунологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.3 Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
основные понятия истории,культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политико-культурных, социально-экономических
и общественно-политических процессов различного уровня
определять и применять способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выстраивать сценарии развития политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тюркская археологическая культура
1.1. География и хронология тюркской культуры Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. География и хронология тюркской культуры Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Тюркское монументальное искусство Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.4. Тюркское монументальное искусство Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.5. Художественный металл тюрок Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.6. Художественный металл тюрок Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.7. Тюркские памятники черной металлургии Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.8. Тюркские памятники черной металлургии Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.9. Погребальные памятники тюркской культуры Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л2.2, Л3.1
1.10. Погребальные памятники тюркской культуры Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л2.2, Л3.1
1.11. Поминальные памятники тюркской культуры Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.5, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.12. Поминальные памятники тюркской культуры Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.5, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.13. Тюркский предметный комплекс: вооружение и снаряжение воина Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.14. Тюркский предметный комплекс: вооружение и снаряжение воина Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.15. Тюркский предметный комплекс: амуниция верхового коня и костюм человека Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.16. Тюркский предметный комплекс: амуниция верхового коня и костюм человека Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.17. Тюркский предметный комплекс: орудия труда и бытовой инвентарь Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.18. Тюркский предметный комплекс: орудия труда и бытовой инвентарь Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Тюркское руническое письмо
2.1. Открытие и дешифровка памятников рунической письменности Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.2. Открытие и дешифровка памятников рунической письменности Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.3. Рунические надписи на скалах и предметах материальной культуры Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Рунические надписи на скалах и предметах материальной культуры Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Палеография рунического письма Центральной Азии Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.6. Палеография рунического письма Центральной Азии Сам. работа 2 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.7. Стелы-эпитафии II Восточно-Тюркского каганата Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.8. Стелы-эпитафии II Восточно-Тюркского каганата Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.9. Стелы-прокламации Уйгурского каганата Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.10. Стелы-прокламации Уйгурского каганата Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.11. Краткие эпитафии эпохи Кыргызского каганата Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.12. Краткие эпитафии эпохи Кыргызского каганата Сам. работа 2 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10478
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В каком регионе известно больше всего археологических памятников тюркской культуры?
А. Горный Алтай
Б. Минусинская котловина
Ответ: А
Вопрос 2. Каким периодом датируются памятники тюркской культуры?
А. II в. до н.э. – 1-я половина V в. н.э.
Б. 2-я половина V–XI вв. н.э.
Ответ: Б
Вопрос 3. В каком регионе раньше всего были открыты памятники тюркской рунической письменности?
А. Горный Алтай
Б. Минусинская котловина
Ответ: Б
Вопрос 4. Что изображалось в правой руке мужчины-воина на тюркских изваяниях?
А. Сосуд для питья
Б. Меч
Ответ: А
Вопрос 5. Чьи рунические тексты-эпитафии самые краткие?
А. Тюркские
Б. Кыргызские
Ответ: Б
Вопрос 6. К какому виду тюркских памятников относятся балбалы?
А. Погребальные
Б. Поминальные
Ответ: Б
Вопрос 7. Какое оружие чаще всего изображалось у тюркских воинов на наскальных рисунках?
А. Лук и стрелы
Б. Копье
Ответ: Б
Вопрос 8. Какой погребальный обряд характерен для тюркской культуры?
А. Ингумация с конем
Б. Кремация
Ответ: А
Вопрос 9. В каком государстве применялся орхонский алфавит?
А. II Восточно-Тюркский каганат
Б. Кыргызский каганат
Ответ: А
Вопрос 10. Какие тюркские вещи относятся к бытовому инвентарю?
А. Пояса
Б. Зеркала
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Где и когда сформировался этнос тюрок?
Ответ: Как этнос тюрки сложились на территории Алтая в результате переселения жужанями племени ашина из Гаочана (Восточный Туркестан) в 460 г. Они консолидировали вокруг себя местное население (булан-кобинская культура) и возглавили союз из 10 племен.
2. Какие события предшествовали созданию Тюркского каганата?
Ответ: Правление великого ябгу Бумына (534–552), расширение владений на Монгольский и Гобийский Алтай, набег тюрок на Западную Вэй (542) и военный союз с ней (545), покорение 50 тыс. семей огузов (546), женитьба Бумына на китайской принцессе (551).
3. Какова хронология тюркской истории?
Ответ: Великий Тюркский каганат (552–604), I Восточно-тюркский каганат (604–630), Западно-тюркский каганат (604–657), владение Чабыш-кагана (630-650), II Восточно-тюркский каганат (682–744), Тюргешский каганат (699–756).
4. Где известны археологические памятники тюркской культуры?
Ответ: На территории Алтая, Тувы, Минусы, Монголии, Семиречья. Отдельные объекты есть на территории Казахстана, Узбекистана, вероятно Таджикистана и Восточной Европы.
5. Перечислите названия и датировки этапов тюркской культуры?
Ответ: Кызыл-Ташский этап (2-я пол. V – 1-я пол. VI вв.), Кудыргинский этап (2-я пол. VI – 1-я пол. VII вв.), Катандинский этап (2-я пол. VII – 1-я пол. VIII вв.), Туэктинский этап (2-я пол. VIII – 1-я пол. IX вв.), Курайский этап (2-я пол. IX – 1-я пол. X вв.), Балтарганский этап (2-я пол. X–XI вв.).
6. Какие объекты относятся к монументальному тюркскому искусству?
Ответ: Монументальное искусство тюрок представлено наскальными рисунками и каменной скульптурой.
7. В какой технике создавались тюркские петроглифы?
Ответ: Тюрки создавали рисунки в технике сплошной и контурной выбивки, но в основном применяли технику граффити.
8. Какие сюжеты встречаются в тюркских наскальных рисунках?
Ответ: Большинство рисунков касаются двух сфер жизнедеятельности тюркского общества: война и охота. К редким сюжетам тюркских петроглифов относятся бытовые и поминальные сцены.
9. Перечислите разновидности тюркских изваяний?
Ответ: Стеловидные изваяния с условными антропоморфными чертами, изваяния-личины с изображение только лица человека, изваяния-скульптуры изображающие фигуру человека до пояса или ног.
10. Назовите атрибуты, которые наносились на изваяние мужчины-воина?
Ответ: Головной убор, отвороты халата, серьга, кубок, пояс, меч и кинжал в ножнах, сумочка-кресало, оселок, нож.
11. Какие тюркские вещи относятся к торевтике малых форм?
Ответ: Это украшения ремней и функциональные предметы для их скрепления от снаряжения верхового коня, от пояса человека, украшения его головного убора, обуви и одежды, а также нательные украшения. Сюда же относятся цельные бытовые предметы или их отдельные части и детали предметов вооружения, выполненные, как правило, из цветных металлов: медь, бронза, серебро, золото и гораздо реже из железа.
12. Какую роль играли у тюрок пояса?
Ответ: Кроме практической (подпоясывание одежды, ношение оружия и предметов быта) пояса выполняли военно-ранговую и социально-престижную функции.
13. Какие орнаментальные стили встречаются в тюркской торевтике?
Ответ: Геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
14. Какую территорию охватывает Чуйско-Курайский горно-металлургический район?
Ответ: Курайскую, Чуйскую и Сайлюгемскую степи в Горном Алтае.
15. Какова была продуктивность сыродутных печей тюрок?
Ответ: Сыродутные печи Алтая являлись стационарными сооружениями, рассчитанными на многократное использование. Они имели большую камеру и высоко расположенные воздуходувные сопла, что позволяло проводить плавку большого количества металла при оптимальных температурных условиях. Из 100 кг руды выходило почти 23 кг железа, что составляло 40% от исходного железа в руде.
16. Какими технологическими приемами владели тюркские кузнецы?
Ответ: Тюркские кузнецы владели получением чистого железа, низко, средне и высокоуглеродистой стали, применяли сварку, цементацию, закалку, свободную горячую ковку.
17. Где известные памятники тюркской рунической письменности?
Ответ: Монголия, Алтай, Минуса, Тува, Семиречье, Фергана, Восточный Туркестан, возможно Прибайкалье, Восточная Европа.
18. Что помогло дешифровать тюркскую руническую письменность?
Ответ: Наличие на оборотных сторонах орхонских памятников Кюль-тегина и Бильге-кагана китайских иероглифических надписей.
19. Какие известны разновидности тюркских рунических надписей?
Ответ: Тексты-эпитафии большие и краткие, тексты-прокломации, надписи на скалах повествовательного, присутственного и религиозного содержания, надписи на вещах владельческого, пояснительного и охранительного содержания.
20. Назовите алфавиты, выделяемые на основе тюркских рунических надписей Центральной Азии?
Ответ: Орхонский, енисейский, южно-енисейский.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К какому виду тюркских памятников относятся балбалы?
А. Погребальные
Б. Поминальные
Ответ: Б
Вопрос 2. Какое оружие чаще всего изображалось у тюркских воинов на наскальных рисунках?
А. Лук и стрелы
Б. Копье
Ответ: Б
Вопрос 3. Какой погребальный обряд характерен для тюркской культуры?
А. Ингумация с конем
Б. Кремация
Ответ: А
Вопрос 4. В каком государстве применялся орхонский алфавит?
А. II Восточно-Тюркский каганат
Б. Кыргызский каганат
Ответ: А
Вопрос 5. Какие тюркские вещи относятся к бытовому инвентарю?
А. Пояса
Б. Зеркала
Ответ: Б
Вопрос 6. В каком регионе известно больше всего археологических памятников тюркской культуры?
А. Горный Алтай
Б. Минусинская котловина
Ответ: А
Вопрос 7. Каким периодом датируются памятники тюркской культуры?
А. II в. до н.э. – 1-я половина V в. н.э.
Б. 2-я половина V–XI вв. н.э.
Ответ: Б
Вопрос 8. В каком регионе раньше всего были открыты памятники тюркской рунической письменности?
А. Горный Алтай
Б. Минусинская котловина
Ответ: Б
Вопрос 9. Что изображалось в правой руке мужчины-воина на тюркских изваяниях?
А. Сосуд для питья
Б. Меч
Ответ: А
Вопрос 10. Чьи рунические тексты-эпитафии самые краткие?
А. Тюркские
Б. Кыргызские
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие тюркские вещи относятся к торевтике малых форм?
Ответ: Это украшения ремней и функциональные предметы для их скрепления от снаряжения верхового коня, от пояса человека, украшения его головного убора, обуви и одежды, а также нательные украшения. Сюда же относятся цельные бытовые предметы или их отдельные части и детали предметов вооружения, выполненные, как правило, из цветных металлов: медь, бронза, серебро, золото и гораздо реже из железа.
2. Какую роль играли у тюрок пояса?
Ответ: Кроме практической (подпоясывание одежды, ношение оружия и предметов быта) пояса выполняли военно-ранговую и социально-престижную функции.
3. Какие орнаментальные стили встречаются в тюркской торевтике?
Ответ: Геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
4. Какую территорию охватывает Чуйско-Курайский горно-металлургический район?
Ответ: Курайскую, Чуйскую и Сайлюгемскую степи в Горном Алтае.
5. Какова была продуктивность сыродутных печей тюрок?
Ответ: Сыродутные печи Алтая являлись стационарными сооружениями, рассчитанными на многократное использование. Они имели большую камеру и высоко расположенные воздуходувные сопла, что позволяло проводить плавку большого количества металла при оптимальных температурных условиях. Из 100 кг руды выходило почти 23 кг железа, что составляло 40% от исходного железа в руде.
6. Какими технологическими приемами владели тюркские кузнецы?
Ответ: Тюркские кузнецы владели получением чистого железа, низко, средне и высокоуглеродистой стали, применяли сварку, цементацию, закалку, свободную горячую ковку.
7. Где известные памятники тюркской рунической письменности?
Ответ: Монголия, Алтай, Минуса, Тува, Семиречье, Фергана, Восточный Туркестан, возможно Прибайкалье, Восточная Европа.
8. Что помогло дешифровать тюркскую руническую письменность?
Ответ: Наличие на оборотных сторонах орхонских памятников Кюль-тегина и Бильге-кагана китайских иероглифических надписей.
9. Какие известны разновидности тюркских рунических надписей?
Ответ: Тексты-эпитафии большие и краткие, тексты-прокломации, надписи на скалах повествовательного, присутственного и религиозного содержания, надписи на вещах владельческого, пояснительного и охранительного содержания.
10. Назовите алфавиты, выделяемые на основе тюркских рунических надписей Центральной Азии?
Ответ: Орхонский, енисейский, южно-енисейский.
11. Где и когда сформировался этнос тюрок?
Ответ: Как этнос тюрки сложились на территории Алтая в результате переселения жужанями племени ашина из Гаочана (Восточный Туркестан) в 460 г. Они консолидировали вокруг себя местное население (булан-кобинская культура) и возглавили союз из 10 племен.
12. Какие события предшествовали созданию Тюркского каганата?
Ответ: Правление великого ябгу Бумына (534–552), расширение владений на Монгольский и Гобийский Алтай, набег тюрок на Западную Вэй (542) и военный союз с ней (545), покорение 50 тыс. семей огузов (546), женитьба Бумына на китайской принцессе (551).
13. Какова хронология тюркской истории?
Ответ: Великий Тюркский каганат (552–604), I Восточно-тюркский каганат (604–630), Западно-тюркский каганат (604–657), владение Чабыш-кагана (630-650), II Восточно-тюркский каганат (682–744), Тюргешский каганат (699–756).
14. Где известны археологические памятники тюркской культуры?
Ответ: На территории Алтая, Тувы, Минусы, Монголии, Семиречья. Отдельные объекты есть на территории Казахстана, Узбекистана, вероятно Таджикистана и Восточной Европы.
15. Перечислите названия и датировки этапов тюркской культуры?
Ответ: Кызыл-Ташский этап (2-я пол. V – 1-я пол. VI вв.), Кудыргинский этап (2-я пол. VI – 1-я пол. VII вв.), Катандинский этап (2-я пол. VII – 1-я пол. VIII вв.), Туэктинский этап (2-я пол. VIII – 1-я пол. IX вв.), Курайский этап (2-я пол. IX – 1-я пол. X вв.), Балтарганский этап (2-я пол. X–XI вв.).
16. Какие объекты относятся к монументальному тюркскому искусству?
Ответ: Монументальное искусство тюрок представлено наскальными рисунками и каменной скульптурой.
17. В какой технике создавались тюркские петроглифы?
Ответ: Тюрки создавали рисунки в технике сплошной и контурной выбивки, но в основном применяли технику граффити.
18. Какие сюжеты встречаются в тюркских наскальных рисунках?
Ответ: Большинство рисунков касаются двух сфер жизнедеятельности тюркского общества: война и охота. К редким сюжетам тюркских петроглифов относятся бытовые и поминальные сцены.
19. Перечислите разновидности тюркских изваяний?
Ответ: Стеловидные изваяния с условными антропоморфными чертами, изваяния-личины с изображение только лица человека, изваяния-скульптуры изображающие фигуру человека до пояса или ног.
20. Назовите атрибуты, которые наносились на изваяние мужчины-воина?
Ответ: Головной убор, отвороты халата, серьга, кубок, пояс, меч и кинжал в ножнах, сумочка-кресало, оселок, нож.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Распространение памятников тюркской культуры на территории Центральной Азии.
2. Датировка и периодизация памятников тюркской культуры.
3. Тюркские петроглифы и тамги: техника, образы, символы.
4. Тюркская скульптура.
5. Тюркская торевтика: технология и назначение.
6. Тюркский орнаментализм в художественном металле.
7. Объекты черной металлургии в Чуйско-Курайском районе Алтая.
8. Железоделательная продукция тюркских кузнецов.
9. Открытие памятников рунической письменности в Южной Сибири и Монголии.
10. Дешифровка тюркских надписей В. Томсеном и В.В. Радловым.
11. Наскальные рунические надписи.
12. Надписи руническим письмом на предметах из цветного металла и кости.
13. Палеографические особенности рунического письма: орхонский алфавит.
14. Палеографические особенности рунического письма: енисейский и южноенисейский алфавиты.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Тюркские курганы: планиграфия и конструкция.
2. Тюркский обряд: захоронения человека с конем.
3. Тюркский обряд: кенотафы и ритуальные сооружения.
4. Тюркские оградки: планиграфия и конструкция.
5. Мемориальные сооружения тюркской знати.
6. Тюркские каменные изваяния и балбалы.
7. Тюркский комплекс вооружения: оружие дальнего боя.
8. Тюркский комплекс вооружения: оружие таранного удара и ближнего боя.
9. Тюркский комплекс вооружения: доспехи воина и верхового коня.
10. Тюркское снаряжение верхового коня.
11. Тюркские мужские пояса.
12. Тюркская одежда и украшения.
13. Тюркские орудия труда.
14. Тюркская посуда.
15. Тюркский бытовой инвентарь.
16. Памятники Кюль-тегина и Бильге-кагана.
17. Памятник в честь Тоньюкука.
18. Памятники Ильтерес-кагану, Кули-чуру и малые тексты.
19. Терхинская надпись.
20. Надпись из Могойн-Шине-усу.
21. Тесинский памятник и Сэврэйский камень.
22. Проблемы атрибуции енисейских надписей.
23. Надписи из Хакасии.
24. Надписи из Тувы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбунов В.В. История Алтая: в 3-х т. Т. 1: Древнейшая эпоха, древность и средневековье : учебное издание Барнаул: Изд-во Алт. ун-та; Белгород: Константа, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Серегин Н.Н., Васютин С.А. Раннетюркские археологические комплексы Центрального и Восточного Алтая (по материалам исследований А.С. Васютина): монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2021 elibrary.asu.ru
Л1.3 Худяков Ю.С. Археология степной Евразии. Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии: учебное пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.4 Серегин Н.Н.Б Тишин В.В. Социальная история тюрков Центральной Азии (вторая половина I тыс. н. э.). Ч. 1 : Очерки социальной структуры (по письменным и археологическим источникам): монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.5 Серегин Н.Н., Шелепова Е.В. Тюркские ритуальные комплексы Алтая (2-я половина I тыс. н. э.): систематизация, анализ, интерпретация: монография Барнаул: Азбука, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.6 Серегин Н.Н. Социальная организация раннесредневековых тюрок Алтае-Саянского региона и Центральной Азии (по материалам погребальных комплексов): монография: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Алтай в эпоху Средневековья: иллюстрированный исторический атлас: учеб. пособие для вузов Барнаул: АРТИКА, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай): монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Барнаул: Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Археологические и письменнные памятники тюрок Центральной Азии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с основными темами дисциплины. Обучающимся необходимо ознакомиться с археологическими и письменными памятниками Центральной Азии и их историко-географическими и этнокультурными характеристиками; обратить внимание на особенности погребальных и поминальных объектов и различные категории инвентаря, а также на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инструментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований.
Основу дисциплины «Археологические и письменные памятники тюрок Центральной Азии» составляют лекции. Они предоставляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освещению имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических знаний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Археологические и письменные памятники тюрок Центральной Азии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
Зачет выставляется по итогам текущей успеваемости, оценка текущей успеваемости проводится в устной форме, студенту предлагается один теоретический вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту отводится 30 минут. На зачете используется бинарная шкала оценивания (зачтено / незачтено). Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. Студент получает оценку «зачет», если во время устного ответа он демонстрирует наличие порогового, базового или повышенного уровня освоения дисциплины. Если уровень не сформирован, студент получает оценку «не зачет».