МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Евразия как пространство цивилизационного синтеза славянских и тюркских народов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Евразия как пространство цивилизационного синтеза славянских и тюркских народов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов комплексное представление об основных этапах развития славяно-тюркского взаимодействия на евразийском пространстве, о цивилизационном синтеза славянских и тюркских народов в Евразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.3 Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции развития славяно-тюркских отношений в Средневековье, Новое и Новейшее время;
политические, экономические и правовые факторы цивилизационного синтеза славянских и тюркских народов;
основные направления сотрудничества, имеющиеся проблемы и противоречия на евразийском пространстве на современном этапе;
наиболее важные источники и исследования в области тюркологии Нового и Новейшего времени.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные тенденции и проблемы славяно-тюркских отношений;
анализировать источники, интерпретировать и объяснять события;
излагать события в хронологической последовательности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических и политических процессов;
навыками анализа исторических источников;
категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Славяне и тюрки в период средневековья
1.1. Славянские и тюркские народы Евразии в историческом пространстве Лекции 4 4 УК-1.1, ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Политические и экономические контакты славян и тюрков в средневековый период Лекции 4 2 УК-1.1, ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Природно-географическая среда и экономики славянских и тюркских племен как основа межэтнического взаимодействия Практические 4 2 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Преемственность и синтез политико-правовых традиций славянских и тюркских народов в средневековый период Практические 4 4 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Славяне и тюрки в средневековье: этнокультурный и языковой синтез Практические 4 2 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Работа с документами по теме раздела Сам. работа 4 20 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Славянские и тюркоязычные народы в новое время
2.1. Славяно-тюркские межэтнические контакты в период вхождения в состав Русского государства Лекции 4 2 УК-1.1, ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Славяно-тюркское взаимодействие в период Российской империи Лекции 4 2 УК-1.1, ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Преемственность тюрко-монгольских политико-правовых традиций в Русском государстве Практические 4 4 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Славянские и тюркоязычные народы в новое время: этнокультурный синтез Практические 4 2 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Работа с документами по теме раздела Сам. работа 4 20 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Славянские и тюркоязычные народы в новейшее время
3.1. Национальная политика в СССР и межэтническое взаимодействие славянских и тюркских народов Лекции 4 2 УК-1.1, ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Русские и тюркоязычные народы в России и на пространстве СНГ: роль традиционных институтов в формирование новой идентичности Лекции 4 4 УК-1.1, ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Роль историко-цивилизационного наследия славянских и тюркских народов в современных интеграционных процессах на евразийском пространстве Практические 4 2 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Работа с документами по теме раздела Сам. работа 4 36 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Оценка достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность - это:
а) факторный анализ
б) проблемный анализ
в) сравнительный анализ
г) критический анализ
Ответ: г
2. Кто является одним из авторов цивилизационного подхода к изучению исторического процесса?
а) А. Тойнби
б) К. Маркс
в) Л. Гумилев
г) Ж.Ж. Руссо
Ответ: а
3. Кто из современных исследователей является автором концепции «столкновения цивилизаций»?
а) С. Хантингтон
б) А. Тойнби
в) П. Сорокин
г) Л. Гумилев
Ответ: а
4. Направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений – это:
а) системный подход
б) цивилизационный подход
в) метод анализа
г) теория формаций
Ответ: а
5. В 965 г. между огузами и киевским князем Святославом был заключен военный союз против:
а) Китая
б) государства эфталитов
в) Хазарского каганата
г) Джунгарского ханства
Ответ: в
6. Когда образовался Тюркский каганат?
а) 542 г.
б) 552 г.
в) 562 г.
г) 603 г.
Ответ: а
7. В XI в. значительная часть огузов под напором кыпчаков ушла:
а) на территорию Волги и Урала
б) в Южный Казахстан и бассейн Сырдарьи
в) в Восточную Европу и Малую Азию
г) в Восточный Туркестан
Ответ: в
8. Историко-географическая область Дешт-и-Кыпчак занимала территорию:
а) от р. Иртыш до р. Днестр
б) от р. Орхон до р. Енисей
в) от р. Сырдарья до р. Урал
г) от Каратау до Сырдарьи
Ответ: а
9. Европейские походы Батыя длились:
а) 1238-1240 гг.
б) 1236-1238 гг.
в) 1236-1242 гг.
г) 1230-1239 гг.
Ответ: в
10. В 1594 г. представитель Тауекель-хана Кул- Мухаммед посетил Москву. Какие вопросы он должен был решить?
а) заключение договора о торговле
б) просьба о подданстве
в) освобождение аманата Ораз- Мухаммеда и установление дружеских отношений с Россией
г) заключение военного союза против Сибирского ханства
Ответ: в
11. Как концепция евразийства оценивает соотношение русской и тюркской культур?
а) как двух интегрально различных культур
б) как единой культурной общности
в) как двух взаимодействующих, но при этом соседствующих культур
г) отрицает какое-либо взаимодействие культур
Ответ: б.
12. Когда императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза?
а) 19 февраля 1751 г.
б) 19 февраля 1789 г.
в) 19 февраля 1784 г.
г) 19 февраля 1731 г.
Ответ: г
13. Какие изменения произошли на территории Средней Азии после присоединения к Российской империи?
а) передача земель в пользу скотоводческих общин
б) отмена рабства
в) передача всей власти московским чиновникам
г) официальный запрет любых религиозных верований, кроме православия
Ответ: б
14. В каком году было принято временное положение «Об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях»?
а) 1822 г.
б) 1841 г.
в) 1861 г.
г) 1868 г.
Ответ: г
15. В 1839-1840 гг. состоялся военный поход Российской империи против:
а) Хивинского ханства
б) Бухарского эмирата
в) Кокандского ханства
г) туркмен-йомудов
Ответ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сформулируйте суть системного подхода к исследованию.
Ответ: В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта исследования как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
2. Назовите преимущества применения системного подхода в международных отношениях?
Ответ: системный подход дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и, следовательно, способствуя нахождений корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению закономерностей функционирования международной системы.
3. Дайте определение понятия «критический анализ»
Ответ: критический анализ – это оценка достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность.
4. Назовите династию, правившую в Мавераннахре в ХV – ХVI вв.
Ответ: Тимуриды
5. К какой социальной общности причислялось тюркское население российской властью в XIX – начале XX в.?
Ответ: инородцы
6. Как называли кыпчаков в русских летописях?
Ответ: половцы
7. На территории какого улуса образовалась Золотая Орда?
Ответ: Улус Джучи
8. Назовите столицу Монгольской империи при Чингисхане.
Ответ: Каракарум
9. Кто возглавлял монгольские войска, вторгшиеся в Восточную Европу в ХII в.?
Ответ: Бату
10. Запишите термин, о котором идет речь: "натуральный налог, взимаемый в России XVI—XX вв., с народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, главным образом пушниной".
Ответ: ясак
11. В каком году была ликвидирована ханская власть в Младшем казахском жузе?
Ответ: 1824 г.
12. Кто был автором проекта «Устава об оренбургских киргизах»?
Ответ: П. Эссен
13. Назовите основные причины вхождения тюркских народов Поволжья в состав Российского государства в XVI в.
Ответ: становление имперского вектора внешней политики Российского государства, слабость этнополитических образований Поволжья после распада Золотой Орды, стремление российских властей контролировать торговые пути Поволжья, стремление российских властей расширить земельный (поместный) фонд за счет поволжских территорий.
14. Назовите династию, правившую в Бухарском эмирате в XVIII - начале XX вв.?
Ответ: Мангыты
15. В каком году русскими войсками был взят город Мерв, после чего туркменская племенная знать приняла прися­гу на подданство России?
Ответ: 1884 г.
16. В составе каких республик в составе СССР подавляющая часть населения состояла из представителей тюркской этнополитической общности?
Ответ: Узбекская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР.
17. Запишите название государственного образования, о котором идет речь: "Та­тар­ское го­су­дар­ст­во в Среднем По­вол­жье в середине XV – середине XVI веков. Офи­ци­аль­но име­но­ва­лось в татарских ис­точ­ни­ках так­же Бул­гар­ским ви­лая­том. Сфор­ми­ро­ва­лось из эми­ра­тов При­ка­за­нья (по р. Ка­зан­ка) и Пред­ка­мья Бул­гар­ско­го улу­са Зо­ло­той Ор­ды".
Ответ: Казанское ханство
18. Дайте определение понятию "каганат".
Ответ: распространенный среди тюркских народов специфический тип государства, глава которого носил титул кагана.
19. Какие области входили в состав Степного генерал-губернаторства?
Ответ: Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Уральская и Тургайская область
20. Запишите термин, о котором идет речь: "ус­вое­ние ин­ди­ви­дом или груп­пой иных язы­ка, куль­ту­ры и иден­тич­но­сти в ре­зуль­та­те кон­так­тов с бо­лее мно­го­чис­лен­ным и до­ми­ни­рую­щим со­об­ще­ст­вом".
Ответ: ассимиляция

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К теоретическим методам научного исследования относится:
а) анализ
б) наблюдение
в) эксперимент
г) опрос
Ответ: а
2. Как называется принцип, основанный на приоритетности личных достоинств индивида при выдвижении его во власть?
а) аристократии
б) авторитарности
в) маргинальности
г) меритократии
Ответ: г
3. В 985 г. огузы заключили военный союз с киевским князем Владимиром против:
а) Волжской Булгарии
б) кимаков
в) Хазарского каганата
г) половцев
Ответ: а
4. При каком кагане Тюркский каганат стал политическим гегемоном в Центральной Азии?
а) Бумыне
б) Сакале
в) Мукане
г) Уч-Элиге
Ответ: в
5. Выделите основную черту этногенеза тюрков:
а) саморазвитие огузов, кипчаков, кимаков
б) влияние иранской культуры
в) влияние арабской культуры
г) смещение тюркоязычных народов с Востока на Запад и зарождение тюркских раннефеодальных государств
д) все ответы верны
Ответ: г
6. Что такое вакф?
а) земли мусульманского духовенства
б) форма эксплуатации общинников
в) вид налога
г) общественная работа
Ответ: а
7. Китайцы считали тюрков потомками:
а) хуннов
б) саков
в) усуней
г) кангюев
Ответ: а
8. Когда монголами была завоевана территория Средней Азии?
а) 1218-1223 гг.
б) 1219-1221 гг.
в) 1221-1223 гг.
г) 1218-1219 гг.
Ответ: б
9. При каком хане казахов Иван Грозный отправил в 1573 г. своего посла в казахское ханство, а в 1574 г. Иван Строганов вручил своим послам грамоту о беспошлинной торговле с казахами?
а) Хакк- Назаре
б) Тауке
в) Тахире
г) Буйдаше
Ответ: а
10. Первым официальным представителем Московского государства в среднеазиатских ханствах был:
а) С. Мальцев
б) А. Дженкинсон
в) Т. Чебуков
г) Г. Васильчиков
Ответ: б
11. Начало распространения ислама в Казахстане:
а) ХV в.
б) III-V вв.
в) VIII в.
г) Х в.
Ответ: в
12. В какие годы происходило присоединение территорий государств Средней Азии к Российской империи?
а) 1806, 1826, 1875
б) 1833, 1849, 1864
в) 1865, 1873, 1876
г) 1888, 1893, 1901
Ответ: в
13. Кто был автором новой системы управления казахами Среднего жуза по «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г.?
а) О.А. Игельстром
б) И.К. Кириллов
в) М.М. Сперанский
г) А.И.Тевкелев
Ответ: в
14. Когда произошло взятие войсками Российской империи крепостей Мерке, Туркестан, Шымкент, Аулиэ-Ата?
а) 1847 г.
б) 1864 г.
в) 1838 г.
г) 1858 г.
Ответ: б
15. В Оренбургское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области:
а) Акмолинская и Семипалатинская
б) Сырдарьинская и Семиреченская
в) Туркестанская и Семипалатинская
г) Уральская и Тургайская.
Ответ: г
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Кто проявил инициативу присоединения Старшего жуза к России в 1817 г.?
Ответ: Султан Суюк Абылайханов
2. Запишите название государственного образования, о котором идет речь: "Го­су­дар­ст­во в степ­ной зо­не Западной Си­би­ри, об­ра­зо­вав­шее­ся на ос­но­ве од­но­го из улу­сов Зо­ло­той Ор­ды, управ­ляв­ше­го­ся Шей­ба­ни­да­ми".
Ответ: Сибирское ханство.
3. Дайте определение термину "инородцы".
Ответ: инородцы - в Российском государстве XVIII - начала XX в. это ко­рен­ные на­ро­ды Си­би­ри и Центральной Азии, юго-восточной и се­ве­ро-восточной час­ти Ев­ропейской Рос­сии («вос­точ­ные» инородцы), а так­же ев­реи иу­дей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния («за­пад­ные» инородцы).
4. Заполните пропуски в предложении: "Первые соприкосновения русского и тюркского элементов относятся к периоду существования Древней Руси, когда соседями восточных славян на востоке была _________________________, а на юго-востоке ______________________".
Ответ: Волжская Булгария, Хазарский каганат.
5. Сколько племен входили в найманскую конфедерацию?
Ответ: 8
6. Дайте определение термину "тюрки".
Ответ: крупная этнополитическая общность, сформировавшаяся в Южной Сибири и Центральной Азии, группа народов, говоривших на тюркских языках, занимавшихся кочевым скотоводством и земледелием.
7. Запишите термин, о котором идет речь: "процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа".
Ответ: аккультурация
8. Когда республики с доминировавшим тюркоязычным населением вошли в состав СССР?
Ответ: Закавказская федерация, в состав которой входила Азербайджанская ССР, стала одним из учредителей / основателей СССР, подписав договор 1922 г., Туркменская ССР в 1924 - 1925 гг., Узбекская ССР в 1924 - 1925 гг., Казахская ССР - в 1936 г., Киргизская ССР - в 1936 г.
9. Запишите название государственного образования, о котором идет речь: "потестарное объ­е­ди­не­ние ойра­тов (чо­ро­сов, тор­гутов, дэр­бэ­тов, хо­шу­тов и др.) на тер­ри­то­рии восточной час­ти современного Синь­цзян-­Уй­гур­ско­го ав­то­ном­но­го района КНР и отдельных рай­онов Коб­до­ско­го, Зав­хан­ско­го и Уб­са­нур­ско­го ай­ма­ков современной МНР".
Ответ: Джунгарское ханство
10. Запишите термин, о котором идет речь: "всенародный съезд монгольской и тюркской знати для решения важнейших государственных вопросов".
Ответ: курултай
11. Запишите термин, о котором идет речь: "захват скота у тюркских кочевых народов как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб".
Ответ: барымта
12. Дайте определение термину "вакф".
Ответ: вакф - в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.
13. Запишите термин, о котором идет речь: "международно-правовой договор, оформленный в форме присяги одного государя другому. Получили широкое распространение в XVI–XVII вв. в отношениях между Московским государством и соседними тюрко-монгольскими ханствами – наследниками Золотой Орды и вновь созданными на ее бывшей территории государствами".
Ответ: шерть
14. В каком году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство?
Ответ: 1867 г.
15. В чем заключается принципиальное отличие ханства от эмирата?
Ответ: эмиратом в му­суль­ман­ских стра­нах Западной Азии называют го­су­дар­ст­во или вла­де­ние, воз­глав­ляе­мое эми­ром (амиром). В Ха­ли­фа­те эмират – обо­зна­че­ние од­ной из двух основных функ­ций ха­ли­фа как гла­вы му­суль­ман: во­енно-по­ли­тическое ру­ко­во­дство об­щи­ной (ум­ма), в про­ти­во­по­лож­ность има­ма­ту как ре­лигиозно-юри­дическому ру­ко­во­дству.
16. Запишите, о каком тюркском этносе идет речь: "До конца XVII в. большая часть этого народа проживала в районе бассейна Енисея и платила албан джунгарскому хану, в начале XVIII в. они откочевали на юго-запад в горы Центральной Азии, Памир".
Ответ: киргизы.
17. Дайте определение термину "ясак".
Ответ: натуральный налог, взимаемый в России XVI—XX вв., с народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, главным образом пушниной.
18. Какой казахский хан начал процесс присоединения Казахстана к России в первой половине ХVIII века?
Ответ: Абулхаир
19. В каком году была ликвидирована ханская власть в Среднем казахском жузе?
Ответ: 1822 г.
20. Назовите династию, правившую в Хивинском ханстве в XVIII - начале XX вв.?
Ответ: Кунграты

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация курсу заключается: в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.

1. Политические и экономические контакты славян и тюрков в средневековый период.
2. Природно-географическая среда и экономики славянских и тюркских племен как основа межэтнического взаимодействия.
3. Преемственность и синтез политико-правовых традиций славянских и тюркских народов в средневековый период.
4. Славяне и тюрки в средневековье: этнокультурный и языковой синтез.
5. Славяно-тюркские межэтнические контакты в период вхождения в состав Русского государства.
6. Славяно-тюркское взаимодействие в период Российской империи.
7. Преемственность тюрко-монгольских политико-правовых традиций в Русском государстве.
8. Славянские и тюркоязычные народы в новое время: этнокультурный синтез.
9. Национальная политика в СССР и межэтническое взаимодействие славянских и тюркских народов.
10. Русские и тюркоязычные народы в России и на пространстве СНГ: роль традиционных институтов в формирование новой идентичности.
11. Роль историко-цивилизационного наследия славянских и тюркских народов в современных интеграционных процессах на евразийском пространстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко
осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы,
незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Титовой Этнология: учебник Издательство КФУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху Средневековья : иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов АРТИКА, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт востоковедения РАН ivran.ru
Э2 Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
WEB ИРБИС. Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS
Электронная библиотека Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/
Национальный стандарт Российской Федерации гост р 7.0.100– 2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0% A0_7_0_100_2018_1204.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и практические занятия.
Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально- значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Результативность лекции во многом зависит от активности обучающихся, поэтому приветствуется большое количество вопросов и обсуждений.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками. Для проверки знаний, полученных в результате работы с источниками, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.