МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Генезис и эволюция тюркской цивилизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Доцент, Серегин Н.Н.

Рецензент(ы):
д.и.н., Проф., Горбунов Вадим Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Генезис и эволюция тюркской цивилизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний в области процессов формирования и трансформаций общности раннесредневековых тюрок Центральной Азии в контексте сложных историко-культурных процессов, происходивших в регионе на основании сведений археологических и письменных источников.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.3 Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Знает методологию научного исследования и основные этапы его выполнения
ОПК-4.2 Умеет определять цель, задачи, методы научного исследования, формулировать научную гипотезу, разрабатывать план исследования
ОПК-4.3 Способен осуществлять сбор и верификацию информации по теме исследования в соответствии с поставленной целью и задачами
ОПК-4.4 Владеет опытом проведения научного исследования в сфере зарубежного регионоведения, в том числе, используя междисциплинарный подход
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.3.1.1. Историю исследования археологических памятников тюрок Центральной Азии.
3.1.2. Основные этапы изучения письменных источников по истории тюркской цивилизации.
3.1.3. Методы исследования истории тюрок.
3.2.Уметь:
3.2.1.3.2.1. Применять на практике знания о процессах формирования и трансформаций общности тюрок.
3.2.2. Устанавливать значение конкретных событий и фактов в истории тюркской цивилизации.
3.2.3. Использовать терминологический аппарат историко-археологических исследований при характеристике различных этапов развития тюркской цивилизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3.3.1. Навыками реконструкции различных аспектов истории раннесредневековых тюрок Центральной Азии.
3.3.2. Приемами реализации комплексного подхода при исследовании тюркской цивилизации.
3.3.3. Навыками характеристики различных групп письменных и археологических источников по истории тюрок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Центральная Азия в эпоху Великого переселения народов
1.1. Эпоха Великого переселения народов: ключевые этнополитические процессы Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Археологические культуры Центральной Азии эпохи Великого переселения народов Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Булан-кобинская археологическая культура Алтая Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.4. История изучения археологических памятников Центральной Азии предтюркского периода Сам. работа 2 25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Генезис тюркской общности
2.1. Археологические и письменные источники о процессах сложения общности тюрок: историография и современное состояние проблемы Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Археология ранних тюрок Центральной Азии Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Центральная Азия в эпоху Тюркских каганатов
3.1. Ключевые этапы этнополитической истории тюрок во второй половине VI – первой половине VIII вв. н.э. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.2. Археологические и письменные источники по истории Второго Восточнотюркского каганата Сам. работа 2 30 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.3. Археология Центральной Азии в период зависимости тюрок от Китая Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.4. Археология тюрок эпохи Первого каганата Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Трансформации этнополитической общности тюрок после крушения империи
4.1. Центральная Азия в период Уйгурского каганата Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.2. Эпоха «кыргызского великодержавия» Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.3. Трансформации общности тюрок во второй половине VIII – XI вв. н.э. по письменным и археологическим источникам. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.4. Роль раннесредневековых тюрок в истории Евразии: историография и современные оценки Сам. работа 2 25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Полный перечень вопросов и заданий размещен в онлайн-курсе, 2 категория шифр 51.42 (II):
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10942

1. Эпоха Великого переселения народов: ключевые этнополитические процессы
2. Археологические культуры Центральной Азии эпохи Великого переселения народов
3. Булан-кобинская археологическая культура Алтая
4. История изучения археологических памятников Центральной Азии предтюркского периода
5. Археологические и письменные источники о процессах сложения общности тюрок: историография и современное состояние проблемы
6. Археология ранних тюрок Центральной Азии
7. Ключевые этапы этнополитической истории тюрок во второй половине VI – первой половине VIII вв. н.э.
8. Археология тюрок эпохи Первого каганата
9. Археология Центральной Азии в период зависимости тюрок от Китая
10. Археологические и письменные источники по истории Второго Восточнотюркского каганата
11. Центральная Азия в период Уйгурского каганата
12. Эпоха «кыргызского великодержавия»
13. Трансформации общности тюрок во второй половине VIII – XI вв. н.э. по письменным и археологическим источникам.
14. Роль раннесредневековых тюрок в истории Евразии: историография и современные оценки
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Элита тюрок Центральной Азии по археологическим и письменным источникам.
2. Результаты новейших археологических и эпиграфических исследований в Монголии.
3. Археологические исследования памятников тюрок на территории Алтая.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Ответ на практическом занятии
Ответ на зачете
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Серегин.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху Средневековья : иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов АРТИКА, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 Мартынов А. И. Археология: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2008
Л1.3 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Барнаул: Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Серегин Н.Н., Васютин С.А. Раннетюркские археологические комплексы Центрального и Восточного Алтая (по материалам исследований А.С. Васютина): монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2021 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Археология Алтая // http://archaeology.asu.ru
Электронная библиотека П.П. Азбелева // http://kronk.spb.ru/index.htm
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы в соответствии с последовательностью реализации проектной деятельности. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с ключевыми характеристиками разных типов проектов, особенностями организации проектных команд, спецификой аудита и контроля проекта, а также основными фазами его завершения. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Содержание и процессы управления проектами», «Управление стоимостью проекта» и «Мониторинг проекта и оценка оказанного воздействия», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты-магистранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить работу студента по дисциплине «Основы управления проектами в профессиональной деятельности», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В зачетный билет включено два теоретических вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время зачета определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы. Достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы. Приводит примеры по проблематике поставленного вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений и процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью. Отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при наводящих вопросах преподавателя.