МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Взаимодействие регионов России и сопредельных государств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент , Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Взаимодействие регионов России и сопредельных государств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является знакомство учащихся с историей и современным состоянием развития взаимодействия регионов России и сопредельных государств. Знание международного законодательства и конституционных основ государственого устройства Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественно политических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне
ОПК-3.2 Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России
ОПК-3.3 Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды
ПК-1Способен планировать, реализовывать и контролировать организационно-управленческие процессы в сфере социально-экономического, политического, этноконфессионального и культурного развития региона
ПК-1.1 Определяет цели и задачи, оценивает альтернативы их решения, разрабатывает концепции политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий разного уровня
ПК-1.2 Оценивает уровень потенциальной результативности политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий регионального, межрегионального и международного уровня
ПК-1.3 Планирует организационно управленческие процессы, необходимые для реализации мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.3. Учитывает национально-государственную,
региональную локальную специфику в построении
моделей и прогнозов развития региона на
краткосрочный и среднесрочный периоды
ПК-1.1. Определяет
цели и задачи,
оценивает
альтернативы их
решения, разрабатывает
концепции
политических,
экономических,
этноконфессиональных
и культурных
мероприятий разного
уровня;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1. Использует теоретические эмпирические
методы для анализа и оценки общественно-
политических экономических, социокультурных,
демографических и иных процессов в современной
России на региональном уровне;
ПК-1.2. Оценивает
уровень потенциальной
результативности
политических,
экономических,
этноконфессиональных
и культурных
мероприятий
регионального,
межрегионального и
международного
уровня;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2. Проводит прикладной региональный анализ с
использованием качественных и количественных
методов для оценки и моделирования различных
политических, экономических, социальных и
культурных процессов различных регионов России;
ПК-1.3. Планирует
организационно-
управленческие
процессы, необходимые
для реализации мероприятия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства
1.1. Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Основные модели макроэкономического развития государства. Неоинституциональное государственное управление Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Конституционная основа государственного устройста РФ Практические 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Конституционная основа государственного устройста РФ Сам. работа 3 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Определение и типология социальных процессов. Системный анализ социальных процессов
2.1. Общее понятие процесса. Дефиниция П. Сорокина. Черты, свойственные всякому процессу: временной характер, всеобщность, наличие субстанции. Проблема объективности социальных процессов. Типы социальных процессов. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Макроэффекты микрособытий. Управляемые и неуправляемые социальные процессы. Проблемы социальной инженерии Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Современные социально-демографические процессы в РФ. Практические 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Современные социально-демографические процессы в РФ. Сам. работа 3 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Особенности и традиции Российской государственной политики
3.1. Национальная идея и политическая идеология как основа единой государственной политики Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. История государственного управления России Практические 3 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. История государственного управления России Сам. работа 3 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России
4.1. Единая государственная политика. Реформирование экономики. Финансовая и денежная политика. Государственная научная и промышленная политика. Аграрная политика. Социальная политика Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Минимальные социальные гарантии, государственные социальные стандарты. Практические 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Минимальные социальные гарантии, государственные социальные стандарты. Сам. работа 3 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации
5.1. Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны Сам. работа 3 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Россия и сопредельные государства
6.1. Распад СССР. Создание надгосударственных образований на территории бывшего СССР Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Имидж государства. Имидж субъектов РФ. Имиджевые технологии Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Имидж государства. Имидж субъектов РФ. Имиджевые технологии Сам. работа 3 9 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.4. Экзамен 3 27 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6674

Оценка сформированности компетенции
ОПК-3. Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая модель интернационализации региональной экономики характерна для Алтайского края?
а. центральная
б. приграничная
в. точечная
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Какое из утверждений о субъектах внешнеэкономической деятельности является неверным?
а. Лицо без гражданства не может выступать в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности
б. К субъектам ВЭД относятся не только предприятия-производители, но и организации-посредники
в. В качестве субъектов ВЭД также выступают транспортные компании
Ответ: а

Вопрос 3. Выберите два верных определения приграничного региона.
а. Приграничный регион - это особый тип регионов, с присущей ему географией, историей, экологией, этническими группами, экономическими возможностями и пр., расположенный на окраине страны и выполняющий федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции
б. Приграничный регион - регион, примыкающий к сухопутной границе, либо к пограничным или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства
в. Приграничный регион - регион, экономическое состояние которого в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране
ОТВЕТ:: аб

Вопрос 4. Какой из регионов РФ, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, характеризуется высокой вовлеченностью во внешнеэкономическую деятельность?
а. Республика Дагестан
б. Ханты-Мансийский АО
в. Ростовская область
Ответ: в

Вопрос 5. Какое ведомство уполномочено выдавать лицензии на ввоз и вывоз товаров, оборот которых подлежит лицензированию в РФ?
а. Министерство иностранных дел
б. Минпромторг
в. Федеральная налоговая служба
Ответ: б

Вопрос 6. Выберите три страны, которые входят в десятку основных торговых партнеров Сибирского федерального округа
а. Великобритания
б. Китай
в. Турция
г. Индия
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 7. Какое из утверждений о внешнеэкономической деятельности ФРГ является неверным?
а. ведущим экспортным регионом востока ФРГ является Саксония
б. ФРГ инвестирует в экономику Дальневосточного федерального округа РФ больше, чем КНР
в. продвижением экономических интересов германских компаний за рубежом занимаются внешнеторговые палаты
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Каково число действующих региональных торговых соглашений в мире?
а. Около 150
б. Около 250
в. Около 350
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Выберите два верных утверждения
а. в развитых системах организации ВЭД поддержка адресована малым и средним предприятиям
б. для большинства государств поддержка экспорта является стратегической национальной задачей
в. в зарубежных странах государство не участвует в контроле внешнеэкономических связей регионов
ОТВЕТ: аб

Вопрос 10. Какое из утверждений о мировом опыте организации ВЭД является неверным?
а. в Японии компаниям запрещено открывать свои представительства за рубежом
б. система поддержки экспорта в США включает разработку для региональных компаний индивидуальных маркетинговых стратегий
в. важную роль во внешнеэкономической деятельности КНР играет инвестирование в зарубежные страны
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Выберите три характеристики внешнеэкономических связей Дальневосточного федерального округа РФ:
а. этот регион специализируется на экспорте продукции рыбоперерабатывающей и лесохозяйственной промышленности
б. препятствием для связей с КНР является отсутствие мостов через реку Амур
в. в импорте в ДВО преобладает продукция машиностроения
г. внешняя торговля региона преимущественно ориентирована на страны АТР
ОТВЕТ: авг

Вопрос 12. Какое из определений является неверным?
а. импортозамещение - это надзор со стороны государства и банков за соблюдением валютного законодательства при операциях бизнеса и физических лиц с валютой
б. импортозамещение - это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленной продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства
в. импортозамещение - это процесс замены на рынке импортных товаров отечественными
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Выберите две страны, которые входят в пять основных торгово-экономических партнеров Алтайского края
а. Армения
б. Казахстан
в. Китай
ОТВЕТ: бв

Вопрос 14. Какое направление торгово-экономического сотрудничества между Алтайским краем и Монголией является приоритетным?
а. развитие атомной промышленности
б.
в. торговля с/х продукцией
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Охарактеризуйте внешнеэкономический потенциал Алтайского края.
Ответ: Алтайский край является преимущественно аграрным регионом. Преобладает сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность. Регион граничит с Казахстаном.

2. В чем отличие систем поддержки внешнеэкономической деятельности в КНР и РФ?
Ответ: в КНР выход на международный рынок для государственных организаций значительно проще, чем для частных; в РФ же стимулируется выход частных компаний.

3. Какое географическое направление внешнеэкономических связей является приоритетным для Алтайского края?
Ответ: для края приоритетно сотрудничество со странами Центральной Азии.

4. Охарактеризуйте европейскую модель организации ВЭД.
Ответ: в ЕС организована поддержка организаций-экспортеров как на национальном, так и на наднациональном уровне. Также для ЕС характерна высокие требования к техническим и санитарным стандартам ввозимой и ввозимой продукции.

5. Какова основная задача нацпроекта РФ "Международная кооперация и экспорт" (2018-2024 гг.)?
Ответ: основная задача - обеспечить рост экспорта несырьевых товаров.

6. "Это процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт, позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков, внешнеэкономических связей, внешних сговоров монополий и группировок стран, способных наносить ущерб странам-импортерам путем подрыва их стабильности и устойчивости, удорожания поставок комплектующих товаров, сырья, продовольствия".
О каком процессе идет речь?
Ответ: импортозамещение

7. Охарактеризуйте японскую модель организации ВЭД.
Ответ: в Японии активную роль в организации ВЭД играет государство, которое контролирует, организует и финансирует эту сферу. Также в Японии множество консультативных органов, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-1. Способен планировать, реализовывать и контролировать организационно-управленческие процессы в сфере социально-экономического, политического, этноконфессионального и культурного развития региона

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Целью внешнеэкономической деятельности региона является
а. обеспечение устойчивого регионального социально-экономического развития
б. сокращение бюджетных расходов на социальные нужды
в. стандартизация технических условий на производимую продукцию
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Выберите два законодательных акта, регулирующих внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ.
а. Семейный кодекс
б. Таможенный кодекс
в. Налоговый кодекс
г. Жилищный кодекс
ОТВЕТ: бв

Вопрос 3. Внешнеэкономические связи - это
а. вид социальных отношений, реализующихся через взаимодействие политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти
б. разновидность публичной дипломатии, в которую входит обмен идеями, информацией, произведениями искусства, языком и другими аспектами культуры между государствами и населяющими их народами
в. совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового производственного и научно-технического сотрудничества между странами, включая внешнюю торговлю товарами и услугами
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Какое из определений является неверным?
а. Внешнеэкономический потенциал региона - это совокупность внутренних и внешних ресурсов региона, задействованных в осуществлении ВЭД, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории и повышение ее конкурентных преимуществ
б. Внешнеэкономический потенциал региона - это состояние защищенности деятельности промышленных предприятий региона от отрицательных влияний внешней среды, а также их способность быстро устранить угрозы или приспособиться к существующим условиям
в. Внешнеэкономический потенциал региона - это имеющиеся в распоряжении ресурсы региона и способность их эффективного использования
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Что является препятствием для развития внешнеэкономических связей регионов РФ?
а. недостаток актуальной информации о зарубежных рынках и ценах
б. низкая обеспеченность регионов природными ресурсами
в. нежелание самих производителей расширять рынки сбыта
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите три условия конкурентоспособности региона во внешнеэкономических связях.
а. выгодное географическое положение
б. значительный культурный потенциал
в. инвестиционная привлекательность
г. политическая и экономическая стабильность
ОТВЕТ: авг

Вопрос 7. Какое из утверждений о полномочиях регионов является неверным?
а. субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать и осуществлять внешнеэкономические связи
б. региональные власти могут напрямую заключать соглашения с зарубежными субъектами о поставках вооружений
в. регионы вправе сами разрабатывать и реализовывать программы привлечения иностранных инвестиций
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Выберите две меры, способствующие развитию внешнеторговой деятельности региона.
а. кредитование участников внешнеторговой деятельности
б. организация торговых ярмарок и выставок
в. мониторинг технического состояния промышленных предприятий
ОТВЕТ: аб

Вопрос 9. Выберите два конкурентных преимущества регионов Сибири во внешнеэкономической деятельности.
а. суровые природно-климатические условия
б. возможность выступать в качестве транспортного коридора между странами Западной Европы и Восточной Азии
в. наличие значительных туристско-рекреационных ресурсов
ОТВЕТ: бв

Вопрос 10. Какое из определений является неверным?
а. Региональные торговые соглашения - это взаимные соглашения между двумя или более участниками, в которых страны договариваются о снижении тарифов, квот и прочих торговых ограничений между собой
б. Региональные торговые соглашения - это долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании
в. Региональные торговые соглашения - это торговые соглашения на взаимной основе между двумя и большим числом стран
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Выберите два последствия регионализации мировой экономики.
а. ускоренный рост экспорта
б. разорение частных предприятий
в. создание дополнительных рабочих мест
ОТВЕТ: ав

Вопрос 12. Что является необходимым условием для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе?
а. развитие транспортной инфраструктуры
б. специализация региональной экономики на одной отрасли
в. разработка собственной внешнеэкономической политики и стратегии региона
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Выберите 3 фактора, оказывающих влияние на состояние внешнеэкономических связей региона.
а. религиозный состав населения
б. поддержка бизнеса со стороны органов власти
в. состояние производственной базы
г. уровень социально-экономического развития региона
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 14. Каков базовый сценарий развития внешнеэкономических связей Алтайского края, согласно "Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года"?
а. внешнеэкономические условия существенно ухудшатся, в результате ужесточения санкционного режима не будет позитивных преобразований в экономике региона
б. произойдет ускоренная цифровая трансформация региональной экономики, активизация инвестиционной и инновационной деятельности и расширение экспортных отраслей
в. темпы роста основных показателей будут умеренными, хотя инвестиционная и инновационная деятельность активизируется
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. В чем выражается содействие внешнеэкономической деятельности регионов со стороны государства?
а. создание центров поддержки экспорта
б. поощрение деятельности общественных организаций
в. выплата денежных поощрений
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три любые формы внешнеэкономических связей.
Ответ: торговля; совместное предпринимательство (кооперация); оказание услуг (страхование, туризм, перевозки); научное, культурное и спортивное сотрудничество (обмен).

2. Назовите три любых типа региональных торговых соглашений.
Ответ: преференциальное соглашение; зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз.

3. Анализ внешнеэкономического потенциала региона включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) оценка социально-экономического состояния региона, 2) оценка его хозяйственной специализации, 3) учет инновационных и инвестиционных возможностей региона.

4. Основная задача регулирования ВЭД на региональном уровне:
Ответ: Регулирование ВЭД на региональном уровне направлено на создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей региона. Региональные власти формируют профиль международной специализации региона с учетом уровня развития предприятий области.

5. _____________ - это вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны и таможенная процедура, при которой товары вывозят с территории страны без взимания пошлин и налогов.
Вставьте пропущенное слово.
Ответ реэкспорт.

6. Какие факторы учитываются при выработке регионами стратегии развития своей внешнеэкономической деятельности?
Ответ: потенциал региона и приоритетные направления развития его внешнеэкономических связей.

7. В чем преимущество либеральной государственной торговой политики для осуществления регионом своей внешнеэкономической деятельности?
Ответ: при либеральной торговой политике каждый регион вправе сам вырабатывать свою модель поведения во внешнеэкономических связях, определяя собственные приоритеты и стратегию исходя из наличия соответствующего потенциала.

8. Какая форма внешнеэкономической деятельности преобладает среди российских регионов?
Ответ: внешняя торговля.

9. Какой показатель является основным для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности российских регионов?
Ответ: динамика экспорта и импорта.

10. Препятствием для выхода многих регионов на внешний рынок являются высокие таможенные пошлины. Какая мера поддержки может быть реализована со стороны государства, чтобы смягчить этот барьер?
Ответ: снижение налоговых ставок для предприятий, начинающих работать на международной арене ИЛИ кредитование этих предприятий.

11. В чем отличие в полномочиях филиала и представительства компании за рубежом?
Ответ: филиал компании имеет право заключать торговые соглашения с зарубежными организациями, в то время как представительство такого права не имеет.

12. ________________ - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Вставьте пропущенный термин.
Ответ: особая экономическая зона.

13. Назовите условие для открытия представительства субъекта РФ за рубежом.
Ответ: для открытия представительства за рубежом региональные власти должны согласовать этот шаг с Министерством иностранных дел РФ.

14. В каком случае соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей региона может быть оспорено со стороны федеральных властей?
Ответ: в том случае, если это соглашение противоречит Конституции РФ либо федеральным законам РФ ИЛИ ущемляет законные интересы другого субъекта Российской Федерации.

15. В чем отличие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности от регулирования других сфер национальной экономики?
Ответ: при регулировании внешнеэкономической деятельности государство должно считаться с международными нормами и принципами мировой торговли.

16. _________________ - это совокупность отраслей, подотраслей, внешнеэкономических объединений, а также предприятий и организаций региона, осуществляющих ВЭД в различных видах и формах.
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: внешнеэкономический комплекс региона.

17. Назовите три вида товаров, правила ввоза и вывоз которых на территорию РФ регулируются исключительно федеральными, но не региональными органами власти.
Ответ: ядерные материалы, отравляющие, ядовитые, взрывчатые вещества, психотропные и наркотические вещества; животные и растения, занесенные в Красную книгу.

18. Основная функция представительства субъекта РФ за рубежом:
Ответ: продвижение на внешний рынок товаров и услуг, созданных в регионе, поиск потенциальных инвесторов в соответствующий субъект РФ, информационное обеспечение региональных участников ВЭД.

19. Охарактеризуйте центральную модель интернационализации региональной экономики.
Ответ: Центральная модель свойственна субъектам РФ с мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, таким как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область и др. В таких регионах высокая степень деловой активности и заинтересованности региональных властей в сфере ВЭД, наиболее благоприятный инвестиционный климат. Эта модель предполагает развитие внешнеэкономических связей региона-субъекта РФ даже с регионами, непосредственно отдаленными от границ региона и страны в целом.

20. Какая система стимулирования ВЭД считается наиболее эффективной для РФ и почему?
Ответ: для России наиболее эффективна двухуровневая система (федерация-регион), при которой государственная поддержка экспорта осуществляется по территориальному признаку и включает как федеральное, так и региональное финансирование. Эта система считается наиболее подходящей для России из-за ее протяженной территории.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен

Процедура проведения: В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемой компетенции. Экзамен проводится в устной форме. На ответ отводится 40 минут. Критерии оценки ответа на вопросы билета: полнота изложения теоретического материала; использование понятийного аппарата курса; правильность, аргументированность ответа (последовательность действий); самостоятельность ответа; культура речи студента.

Пример оценочного средства:
1.Классификация форм государственного устройства по происхождению источника власти, по принадлежности верховной власти, по способу передачи власти.
2. Концепция общенародного государства. Различные научные подходы к определению роли государства в рыночной экономике.
3. Классические концепции социальных процессов. Эволюционистское понимание общественной жизни (от О. Конта до Э. Дюркгейма). Социальная статика и социальная динамика. Неоэволюционистские теории в XX веке. Теории модернизации и конвергенции. Теории исторических циклов. Логика циклических теорий. П. Сорокин о ритмах культурных изменений.
4. Структурно-функциональная теория общества Т. Парсонса. Четыре основные функции социальных систем: самосохранение структуры, интеграция, целеустремленность, адаптация.
5. Исследования российской политики: традиции, перемены, перспективы. Основные концепции политических трансформаций в России. Модели государственной политики в России на протяжении XX столетия. Особенности формирования и эволюции российских политических институтов в период конца 80-х - начала 90-х годов.
6. Всеобщая декларация прав человека и Европейская социальная хартия.
7. Этапы процесса принятия решения в области государственной политики.
8. Информационная система государственной власти: правовая информатизация, социологические исследования, статистические данные.
9. Доля различных видов транспорта в общем транспортном потоке. Государственная тарифная политика.
10. Структура органов администрации субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий.
11. Местное управление и самоуправление: развитие деконцентрации и децентрализации власти.
12. Представительные и исполнительные органы МСУ: организация и взаимодействие. Органы МСУ в системе органов управления регионом: проблемы взаимодействия и противоречия

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дробот Г.А. Мировая политика : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2C38CF81-4591-4A07-A750-4F0426911595.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Г. Дугин Геополитика: учеб. пособие для вузов М.: Гаудеамус, 2011
Л2.2 Жириновский, Владимир Вольфович Этногеополитика: учеб. пособие / В. В. Жириновский ; под ред. Н. А. Васецкого М. : [ЛДПР] , 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституция Российской Федерации www.constitution.ru
Э2 Шанхайская организация сотрудничества www.infoshos.ru
Э3 Портал внешнеэкономической информации www.ved.gov.ru
Э4 Курс в Moodle "Взаимодействие регионов России и сопредельных государств" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.