МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнокультурная история Алтая и Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковский

Рецензент(ы):
д.и.н. , профессор , В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Этнокультурная история Алтая и Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование знаний об этнической истории, культуре и религиях народов населяющих территорию Алтая и Центральной Азии от древности до периода этнографической современности, а также толерантного отношения к различных этнокультурным и этноконфессиональным процессам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Проводит научные региональные исследования в междисциплинарных областях, включая постановку целей и задач, позиционирование выбранной проблемы в имеющейся литературе по теме, выбор методов исследования, определение научной новизны исследуемой региональной проблематики
ОПК-4.2 Выдвигает и обосновывает собственные научные гипотезы и инновационные идеи в научных исследованиях
ОПК-4.3 Представляет результаты своих региональных исследований научному сообществу, в том числе на иностранном языке
ПК-3Способен самостоятельно выявлять актуальные научные проблемы, разрабатывать методологический инструментарий для проведения региональных исследований
ПК-3.1 Самостоятельно определяет, обосновывает и аргументирует научную проблему регионального исследования
ПК-3.2 Готовит программу регионального исследования, отдельных его разделов
ПК-3.3 Готовит поэтапный план реализации регионального исследования
ПК-3.4 Готовит обоснованное заключение о выборе методологии и методики регионального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводит научные региональные исследования в междисциплинарных областях, включая постановку целей и задач, позиционирование выбранной проблемы в имеющейся литературе по теме, выбор методов исследования, определение научной новизны исследуемой региональной проблематики;
Выдвигает и обосновывает собственные научные гипотезы и инновационные идеи в научных исследованиях;
Самостоятельно определяет, обосновывает и аргументирует научную проблему регионального исследования

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Представляет результаты своих региональных исследований научному сообществу, в том числе на иностранном языке;
Готовит программу регионального исследования, отдельных его разделов;
Готовит поэтапный план реализации регионального исследования;
Готовит обоснованное заключение о выборе методологии и методики регионального исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций
1.1. Источники по изучению народов и религий Центральной Азии Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.2. Народы и религии Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху палеометала Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
1.3. Этнокультурные процессы в Евразии в раннем железном веке: общая характеристика Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.4. Этнокультурные процессы в Евразии в раннем железном веке: общая характеристика Сам. работа 2 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Религиозно-мифологические представления народов Ценрально-Азиатского региона
2.1. Культура и религия саков Казахстана и Средней Азии Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.2. Культура и религия саков Казахстана и Средней Азии Сам. работа 2 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.3. Культура и религия кочевников Алтая в скифскую эпоху Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.4. Культура и религия кочевников Алтая в скифскую эпоху Сам. работа 2 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.5. Культура и религия Хакасо-Минусинской котловины Практические 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.6. Культура и религия Хакасо-Минусинской котловины Сам. работа 2 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.7. Этнокультурные процесс в Ценальной Азии и создание кочевых империй хунну, сяньби и жужаней Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Религиозно-мифологические представления народов Центрально-Азиатского региона
3.1. Этнокультурные процессы и распространение прозелитарных религий в Центральной Азии в эпоху средневековья Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.2. Этнокультурные процессы и распространение прозелитарных религий в Центральной Азии в эпоху средневековья Сам. работа 2 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.3. Этнические процессы и мировоззрение тюрков в Центральной Азии Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.4. Этнические процессы и мировоззрение кыргызов и уйгуров в Центральной Азии Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.5. Этнические процессы и религия монголов Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.6. Этнические процессы и религия монголов Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. К какому типу империй по мнению Н.Н. Крадина, можно отнести тюркоязычные каганаты Центральной Азии эпохи раннего средневековья?
А) даннические империи;
Б) завоевательные империи;
В) полиэтничные и поликонфессиональные империи;
Г) типичные империи;
Д) традиционные империи
2. При исследовании курганов какой археологической культуры в Южной Сибири и Центральной Азии были обнаружены татуировки на мумиях кочевников, содержащих мифологическую символику?
а) пазырыкской;
б) булан-кобинской
в) тюркской;
г) кыргызской;
д) сакской;
е) андроновской;
з) сяньбийской;
3. Какая форма семьи, по мнению современных тюркологов, является элементарной структурной величиной в тюркском обществе в раннее средневековье?
А) Патриархальная семья;
Б) Нуклеарная семья;
В) Большая неразделенная семья;
Б) Совокупность малых семей;
е) знахарь;
4. Укажите основной ареал распространения саглынской культуры?
а) Казахстан;
б) Хакассия;
в) Бурятия;
г) Монголия;
д) Тува;
е) нет правильного ответа
5. В каком письменном религиозно-философском памятнике упоминается этноним саки?
а) Упанишады;
б) Ригведа;
в) Авеста;
г) Яджурведа;
д) Атхарваведа;
е) Библия;
ж) Махабхарата;
6. С какой археологической культурой (общностью), по мнению ученых, можно соотнести древний народ ариев?
а) сакская;
б) пазырыкская;
в) саглынская;
г) андроновская;
д) афансьевская;
е) каракольская;
ж) окуневская;
з) каркольская;
7. Какой народ считается создателем первой кочевой империи?
а) саки;
б) пазырыкцы;
в) саглынцы;
г) кидани;
д) хунну;
г) сяньби;
д) тюрки;
е) монголы;
ж) кыргызы;
з) уйгуры;
8. Каким периодом с точки зрения современной науки датируется пазырыкская культурв?
а) VIII-III вв до н.э.
б) V-II вв до н.э.
в) вт. четв. VI-III вв. до н.э.
г) VII-II вв. до н.э.
д) V в. до н.э.- II в. н.э.
е) V-II вв н.э
ж) VI-V вв. до н.э.
з) II в. до н.э. – V в. до н.э.
9. Назовите могильник эпохи бронзы в Южном Приуралье, в котором обнаружены погребения людей в колесницах и с лошадьми:
а) Аркаим
б) Чиликта;
в) Иссык;
г) Пазырык;
д) Лисаковский;
е) Синташта;
ж) Барель;
з) Салбык;
и) Саглы-Бажи-II.
10. При изучении погребений какой археологической культуры на Алтае обнаружены каменные ящики, на стенки которых нанесены уникальные изображения?
а) окуневской;
б) каракольской;
в) сакской;
г) пазырыкской;
д) андроновской;
е) карасукской;
ж) саглынской;
д) бийкенской;
11. Какой современный ученый указал на одну из причин сравнительной недолговечности кочевых государств из-за перехода рядовых соплеменников на военизированное положение, который подрывал традиционное хозяйство, способствовал быстрой убыли мужского населения фертильного возраста в войнах, размывал этнос из-за расселения на большой территории в иной этнической среде?
А) Н.Н. Серегин;
Б) С.Г. Кляшторный;
В) Ю.С. Худяков;
Г) Д.С. Савинов;
Д) Е.И. Кычанов.
12. С.Г. Кляшторный относил к типу ранней степной империи (или этапу архаичных империй):
А) империю хунну;
Б) империю сяньби
В) жужанский каганат;
Г) кыргызский каганат;
Д) монгольскую империю
Е) Империю Ляо
13. Какая идеология наиболее была подходящей для обоснования императорской власти и ее передачи по наследству сыновьям в государстве киданей в период правления Абаоцзи?
А) манихейство;
Б) буддизм;
В) несторианство;
Г) конфуцианство;
Д) тенгрианство
14. Материалы каких двух основных памятников сопоставлял Б.А Литвинский при изучении символики погребений т.н. «золотых людей»
а) Иссык и Пазырык;
б) Тилля-Тепе и Салбык;
в) Иссык и Аржан;
г) Пазырык и Бугры;
д) Иссык и Тилля-Тепе;
е) Иссык и Бугры;
15. С точки зрения современной науки в мировоззрении кочевников Центральной Азии прослеживается влияние:
а) зороастризма;
б) митраизма;
в) маздаизма;
г) иранского религиозного комплекса

Ключ к тестам
1. Г
2. А
3. Б
4. Д
5. В
6. Г
7. Д
8. В
9. Е
10. Б
11. В
12. Г
13. Г
14. Д
15. Г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Какие культуры относятся к скифо-сакской эпохи? (тагарская, саглынская)
2. Народы проживали в Центральной Азии в гунно-сарматское время? (сяньби, сюнну, жужани)
3. Какие культуры относятся к эпохе энеолита (афанасьевская, окуневская)
4. Назовите элитные памятники скифо-сакского времени на территории Российского Алтая (Башадар, Туэкта, Шибе, Пазыырк, Бугры)
5. Назовите археологические культуры древних кочевников Алтая, которые выделены для раннескифского периода
(бийкенская, майэмирская)
6. Какие существа в мифологии кочевников скифо-сакского периода считались солярными (лошадь, олень)
7. Какие народы проживали в Южной Сибири и Центральной Азиив эпоху раннего средневековья (тюрки, уйгуры)
8. На каком памятнике на Алтае в настоящее время больше всего раскопано погребений кыргызской культуры (Чинета-II)
9. При каком хане произошла исламизация Джичиева Улуса (Узбеке)
10. Какой ученый провел сравнительное изучение политической и религиозной деятельности Чингисхана и Мухаммеда (А.М. Хазанов)
11. В каком году был заключен клятвенный договор (мэн юе) между империей хунну и ханьским Китаем при шаньюе Хуханбе (49 г. до н.э.)
12. Как именовались правители империи сяьнби (дажэнь)
13. Какой титул один из предводителей сяньбийцев Маньтоу получил в 54 г., прибыв к ханьскому двору в Китай? (хоу)
14. В каком году правитель жужаней Шэлунь принял титул кагана? (402 г.)
15. Какой ученый первым сравнил интранизацию правителей тюрок с интронизацией шамана (М. Мори)
16. Выполнение каких обязанностей предполагала должность тутука у тюрок (управление подчиненными народами)
17. Какой военно-политический деятель тюрок с целью укрепления сотрудничества предложил китайскому императору Сюань-цзуну считать его «сыном»? (Бильге-каган)
18. На какой территории раскопано больше всего памятников эпохи Первого тюркского каганата (Алтай)
19. У какого народа тюрки заимствовали десятичную военно-административную систему (жуань-жуаней)
20. Согласно китайским источникам Темучин происходил (Из черных татар)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ПК-3 Способен самостоятельно выявлять актуальные научные проблемы, разрабатывать методологический инструментарий для проведения региональных исследований

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. При изучении какого памятника пазырыкской культуры обнаружен уникальный женский головной убор, отражающий трехуровневое строение Вселенной:
а) Иссык;
б) Чиликты;
в) Пазырык;
г) Башадар;
д) Туэкта;
е) Ханкаринский дол;
ж) Чинета-II;
з) Берель
2. Носители саглынской культуры Тувы помещали умерших людей в могилу преимущественно в следующем положении:
а) в скорченном положении на левом боку и головой ориентировали на запад;
б) в скорченном положении на правом боку и головой ориентировали на запад;
в) в скорченном положении на левом боку и головой ориентировали на восток;
г) в скорченном положении на правом боку и головой ориентировали на восток;
д) в вытянутом положении на спине и головой ориентировали на восток
При изучение какого памятника пазырыкской культуры в Северо-Западном Алтае в XXI в. были обнаружены уникальные деревянные лаковые изделия - чашечки, сделанные в Китае?
а) Пазырык;
б) Башадар;
в) Туэкта;
г) Берель;
д) Чинета-II
е) Саглы-Бажи-II
ж) Иссык;
з) Чиликты
4. В каком году буддийский монах Фа Го объявил императора тобаской династии Выэ Тай-цзу Буддой?
а) 293 г. н.э.;
б) 419 г. н.э.;
в) 510 г. н.э.;
г) 315 г. н.э.
5. В каких источниках упоминается, что у хунну в 121 г. до н.э. Была захвачена статуя золотого человека, перед которой
кочевники совершали жертвоприношения Небу?
а) в персидских;
б) в арабских;
в) в византийских;
г) китайских
6. В каком государстве в 762/763 гг. манихейство было объявлено государственной религией?
а) Империя жужаней;
б) Первый Тюркский каганат;
в) Уйгурский каганат;
г) Кыргызский каганат
7. Какой титул согласно китайским источникам, по мнению Ю.А. Зуева, носили правители Кыргыского каганата, которые симпатизировали манихейству?
а) Каган Света;
б) Каган Солнца;
в) Каган Вселенной;
г) Божественный Каган
8. С какого клана правителей кочевых государств Центральной Азии началась сакрализация всего правящего рода?
а) клан Модэ (империя хунну);
б) клан Ашина — (Тюркский каганат);
в) клан Чингизидов (Монгольская империя)
9. К какой безличной высшей силе-божеству аппелировали правители тюркских и монгольских племен для обоснования легитимности своей власти:
а) Солнцу:
б) Луне;
в) Земле;
г) Небу
д) Воде
10. Какое животное согласно генеалогическому мифу являлось прародителем тюркского рода Ашина?
а) лошадь;
б) собака;
в) волк;
г) ирбис;
д) олень;
е) медведь;
ж) горный козел;
з) тигр
11. Какое христианское направление получило распространение в Центральной Азии и Китае в эпоху раннего средневековья?
а) католичество;
б) монофизитство;
в) православие;
г) несторианство
12. У какого кочевого народа Центральной Азии в эпоху средневековья зафиксирован обряд кремации умерших?
а) кимаки;
б) кыргызы;
в) тюрки;
д) уйгуры
13. При исследовании средневековых погребений кыргызов на могильнике Саглы-Бажи-I в Туве были обнаружены амулеты с заклинаниями какой религии?
а) манихейство;
б) буддизм;
в) христианство;
г) шаманизм;
д) бон
14. В каком древнем памятники письменности содержится наиболее раннее упоминание о сооружении кенотафов?
а) Одиссея;
б) Ригведа;
в) Авеста;
г) Библия;
д) Коран
15. Какой исследователь предложил первым называть религию тюрок Центральной Азии эпохи средневековья тенгрианством?
а) В.В, Радлов;
б) Ж.П. Ру
в) С.В. Малов;
г) Л.П. Потапов;
д) В.В. Бартольд
Ключ к тестам
1. Е
2. А
3. Д
4. А
5. Г
6. В
7. А
8. А
9. Г
10. В
11. Г
12. Б
13. Д
14. А
15. Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Индоарии и скифы практиковали так называемую ашвамедху, т.е. специальный обряд …..
(жертвоприношения коня светлой масти царем).
2. Сакрализация предполагает наделение социальных субъектов – правителей особым статусом…..
(священности, который обеспечивал общественное благополучие и связь со сверхъестественными силами)
3. У кочевых народов Центральной Азии постепенно начался процесс сакрализации не только отдельных правителей, но всего правящего клана. У хунну – это клан ….., у тюрок – клан…., у монголов – клан ….
(клан Моде, клан Ашина, клан Чингизидов).
4. Мифологическое обоснование легитимности правителей кочевых народов Центральной Азии и их власти в виде небесного мандата на правление стало формироваться …. период
(хуннуско-сяньбийско-жужанский/гунно-сарматский период)
5. У монголов сформировался комплекс символов государственности, истоки которого уходят в предшествующий период развития культуры и мировоззрения номадов Центральной Азии. К таким «государственным святыням», особый статус которых отражен в ряде памятниках письменности, например «Сокровенном сказании», относятся следующие 9 объектов: лошадь, седло, пояс, меч, колчан, зонт, трон, а также … и…. .
(печать, знамя).
6. Существование устойчивых мировоззренческих и социальных воззрений на фигуру «царя» у разных народов с древних времен и вплоть до современности, вероятно, объясняется наличием особого архетипа коллективного бессознательно, который в рамках концепции К.Г. Юнга и других представителей аналитической психологии, можно обозначить как …
(«архетип вождя»).
7. Важным компонентом религий кочевников являлся древний иранский мировоззренческий комплекс, который включал обширный круг верований и представлений, получивших развитие, как в маздаизме, так и в зороастризме. Вероятно, применительно к религиозной системе кочевников-«пазырыкцев» Центральной Азии можно говорить о влиянии…
(маздаизма в его митраистском варианте).
8. В истории Центральной Азии в эпоху поздней древности заметный след оставили такие три кочевые империи, как Хуннуская (209 г. до н.э. – 93 г. н.э.), …… (93–235 гг. н.э.) и Жужанская (359–552 гг. н.э.).
(Сяньбийская)
9. В рамках культурно-хронологической концепции для Центральной Азии часто используется синоним термина гунно-сарматский период …..
(хуннуско-сяньбийско-жужанский период)
10. Массовые миграции населения, произошедшие на территории Евразии в III–V вв. н.э. получили обозначение в науке как …..
(эпоха великого переселения народов)
11. В эпоху поздней древности Великий шелковый путь способствовал распространению у сяньбийцев и жужаней одной из мировых религий….
(буддизм).
12. Тюркоязычные кочевники Центральноо Азии выработали свою особую систему письма, которая получила наименование…
(тюркская руническая письменность)
13. Религиозная система тюркоязычных кочевников Центральной Азии обозначается термином…
(тенгрианство).
14. В качестве государственной религии в Уйгурском каганате Бёгю-каганом в 762-763 гг. была провозглашена такая религия как…
(манихейство)
15. Анализируя рунические надписи Алтая, И.Л. Кызласов высказал мысль о существовании двух манихейских епархий в Центральной Азии и Южной Сибири. Одна из них включала, а вторая Северо-Западную Монголию и Алтай.
(первая епархия включала - Хакасско-Минусинускую котловину и Туву; вторая епархия включала - Северо-Западную Монголию и Алтай).
16. Элитный археологический памятники Казахстана, результаты изучения которого послужили для А.К. Акишева и К.А. Акишева основой для выявления в религии саков иранского комплекса верований, получил название…
(курган Иссык)
17. Культ кагана (культ клана Ашина) стал проявляться в почитании личности правителя, пещеры предков, а также животного…., которое являлся священным животным для многих кочевых народов Евразии.
(волк)
18. Согласно китайским письменным источникам правитель империи хунну обозначался термином…
(шаньюй)
19. Согласно средневековым письменным источникам правитель у тюркоязычных кочевников Центральной Азии обозначался термином…
(каган)
20. В начале 1320-х г. ислам в качестве государственной религии Золотой Орды провозгласил хан…
(Узбек)
21. Первым из монгольских ханов принял ислам….
(Берке)
22. Тюркоязычные кочевники Центральной Азии в эпоху средневековья выработали особую системы письма, которая получила название тюркская руническая писменность. В науке еще используют второе название этой письменности по названию двух рек….
(орхоно-енисейская)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1. Народы Алтая и Центральной Азии в эпоху поздней древности и средневековья: культурно-хронологическая периодизация.
2. Пазырыкская культура Алтая: характеристика погребального обряда, мифологические сюжеты и образы в искусстве «пазырыкцев». Бальзамирование.
3. Саки Казахстана: культурно-хронологическая характеристика, погребальный обряд, мифология и семантика образов в искусстве.
4. Империя хунну: этническая история и характеристика социально-политического устройства.
5. Особенности элитного и рядового погребального обряда хунну.
6. Империи сяньби и жужаней: этническая история и социально-политическая характеристика. Основные черты традиционных верований хунну, сяньби и жужаней.
7. Научная дискуссия о знакомстве номадов с буддизмом в эпоху поздней древности.
8. Научная дискуссия о прародине и происхождении тюрок.
9. Тюркские каганаты: характеристика социально-политического устройства. И этнокультурная политика.
10. Ритуальные сооружения (балбалы, оградки, изваянии) тюркоязычных кочевников.
11. Уйгурский каганат: этническая история и характеристика социально-политического устройства.
12. Пантеон средневековых тюрок. Шаманы и их деятельность в эпоху средневековья.
13. Кыргызский каганат: этническая история и характеристика социально-политического устройства.
14. Погребальные обряды у тюрок, кыргызов и уйгуров: археологические, письменные и этнографические источники.
15. Искусство и его связь с мировоззрением тюрок, кыргызов и уйгуров в эпоху средневековья.
16. Традиционное мировоззрение и знакомство средневековых тюркоязычных кочевников с прозелитарными религиями (буддизм, манихейство, несторианство).
17. Краткая этническая история монголов. Традиционные верования средневековых монголов.
18. Знакомство монголов с мировыми религиями.
19. Чингисхан как харизматический лидер и его сакрализация.
20. Представления о пространстве и времени у монголов. Числовая и цветовая символика у монголов.
21. Монгольский календарь. Сезонные монгольские праздники.
22. Элементы монгольского этикета.
23. Взаимоотношение кочевых империй Центральной Азии с государствами Китая, Средней и Передней Азии в поздней древности и средневековье.
24. Традиционная культура тувинцев.
25. Традиционная культура алтайцев.
26. Традиционная культура хакасов.
27. Мировоззрение хакасов.
28. Мировоззрение алтайцев.
29. Мировоззрение тувинцев.
30. Взаимоотношение кочевых империй Центральной Азии с государствами Китая, Средней и Передней Азии в поздней древности и средневековье.
31. Народы Алтая и Центральной Азии в эпоху поздней древности и средневековья: культурно-хронологическая периодизация.
32. Кочевники Алтая и Центральной Азии в раннескифский период: характеристика погребальной обрядности, культуры и социальных отношений.
33. Пазырыкская культура Алтая: происхождение и характеристика погребального обряда.
34. Мифологические сюжеты и образы в искусстве «пазырыкцев».
35. Бальзамирвоание у «пазырыкцев».
36. Происхождение хунну (сюнну) Центральной Азии и булан-кобинская культура Алтая.
37. Империя хунну: характеристика социально-политического устройства.
38. Особенности элитного и рядового погребального обряда хунну.
39. Основные черты традиционных верований хунну, сяньби и жужаней.
40. Научная дискуссия о знакомстве хунну, сяньби и жужаней с буддизмом.
41. Научная дискуссия о прародине и происхождении тюрок.
42. Тюркские каганаты: характеристика социально-политического устройства.
43. Погребальный обряд и ритуальные сооружения (балбалы, оградки, изваянии) тюрок
44. Уйгурский каганат: характеристика социально-политического устройства.
45. Пантеон средневековых тюрок.
46. Шаманы и их деятельность в эпоху средневековья (на примере тюркских и монгольских племен).
47. Кыргызский каганат: характеристика социально-политического устройства.
48. Погребальный обряд и искусство кыргызов в эпоху средневековья.
49. Традиционное мировоззрение и знакомство средневековых кочевников с прозелитарными религиями (буддизм, манихейство, несторианство).
50. Краткая этническая история монголов
51. Традиционные верования средневековых монголов.
52. Знакомство монголов с мировыми религиями.
53. Чингисхан как харизматический лидер и его сакрализация.
54. Представления о пространстве и времени у монголов;
55. Монгольский календарь;
56. Сезонные монгольские праздники;
57. Числовая и цветовая символика у монголов;
58. Элементы монгольского этикета.
59. Традиционная культура тувинцев.
60. Традиционная культура алтайцев.
61. Традиционная культура хакасов.
62. Мировоззрение хакасов.
63. Мировоззрение алтайцев.
64. Мировоззрение тувинцев.
65. Джунгарское ханство: основные этапы развития.
66. Взаимоотношение кочевых империй Центральной Азии с государствами Китая, Средней и Передней Азии в поздней древности и средневековье.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена в 3 томах: Издательство "Лань" (мировое наследие), 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. П. К. Дашковского Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.2 Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья : Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011
Л2.3 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнёва Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.: Монография Изд-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.4 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнева История религиозных общин Алтая и Сибири в контексте государственно-конфессиональных отношений: учеб.-метод. пособие Азбука, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.5 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.6 Горбунов В. В., Грушин С. П., Дашковский П. К., Кирюшин К. Ю., Кирюшин Ю. Ф., Кунгуров А. Л., Матренин С. С., Папин Д. В., Серегин Н. Н., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А., Федорук А. С., Федорук О. А., Фролов Я. В., Шамшин А. Б., Шуньков М. В. История Алтая : в 3-х т. Т. 1 : Древнейшая эпоха, древность и средневековье : учебное Изд-во Алт. ун-та ; Белгород : Константа, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.7 П. К. Дашковский, Н. П. Зиберт Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 – середине 1960-х гг.: Монография Из-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Народы и религии Евразии journal.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Этнокультурная история Алтая и Центральной Азии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине "Этнокультурная история Алтая и Центральной Азии" студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).