МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания общественно-политических дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания общественно-политических дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений о сущности педагогических технологий. Представить характеристику традиционной педагогической технологии. Ознакомить студентов с особенностями личностно-ориентированных, игровых, развивающих педагогические технологий, а также технологий группового обучения. Показать специфику этнокультурных технологий и их места в процессе преподавания дисциплин религиоведческого цикла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента
ОПК-5.1 Оценивает целевую аудиторию и редакционную политику печатных, аудиовизуальных и Интернет СМИ
ОПК-5.2 Владеет навыками продвижения публикаций по актуальным вопросам развития региона
ОПК-5.3 Разрабатывает коммуникационную стратегию изданий по региональной проблематике
ОПК-5.4 Формирует и продвигает требуемый образ региональных политических процессов, а также образ региона или отдельных организаций посредством публикаций различного жанра в СМИ
ОПК-5.5 Оценивает восприятие образа региональных политических процессов, а также образа региона или отдельных организаций, сформированного в СМИ
ОПК-9Способен участвовать в реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ
ОПК-9.1 Разрабатывает планы занятий внеаудиторных мероприятий основе утверждённых образовательных программ
ОПК-9.2 Проводит семинарские занятия по программам профессионального обучения, основного профессионального образования и дополнительного образования
ОПК-9.3 Организовывает самостоятельную работу обучающихся по программе профессионального обучения основного профессионального образования и дополнительного образования
ОПК-9.4 Осуществляет контроль и оценку освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.2. Владеет навыками продвижения публикаций по актуальным вопросам развития региона;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.1. Оценивает целевую аудиторию и редакционную политику печатных, аудиовизуальных и Интернет СМИ;
ПК-5.3. Разрабатывает коммуникационную стратегию изданий по региональной проблематике;
ОПК-5.4. Формирует и продвигает требуемый образ региональных политических процессов, а также образ региона или отдельных организаций посредством публикаций различного жанра в СМИ;
ОПК-5.5. Оценивает восприятие образа региональных политических процессов, а также образа региона или отдельных организаций, сформированного в СМИ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-9.1. Разрабатывает планы занятий внеаудиторных мероприятий основе утверждённых образовательных программ; ОПК-9.2. Проводит семинарские занятия по программам профессионального обучения, основного профессионального образования и дополнительного образования;
ОПК-9.3. Организовывает самостоятельную работу обучающихся по программе профессионального обучения основного профессионального образования и дополнительного образования;
ОПК-9.4. Осуществляет контроль и оценку освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии
1.1. Традиционные педагогические технологии Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Специфика применения игровых методов в рамках технологий обучения
2.1. Игровые технологии Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Игровые технологии Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.3. Игровые технологии Сам. работа 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методы личностно-ориентированного обучения в рамках педагогической технологии
3.1. Технологии личностно-ориентированного обучения Лекции 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.2. Технологии личностно-ориентированного обучения Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.3. Технологии личностно-ориентированного обучения Сам. работа 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Принципы развивающего обучения и их применение в рамках традиционной педагогической технологии
4.1. Технология развивающего обучения Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
4.2. Технология развивающего обучения Сам. работа 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Индивидуальные и групповые методики обучения
5.1. Технологии группового обучения Практические 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
5.2. Технологии группового обучения Сам. работа 1 7 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Проблемно-поисковые методы обучения и их реализация в рамках традиционной педагогической технологии
6.1. Проблемное обучение Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
6.2. Проблемное обучение Сам. работа 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Технологии обучения, ориентированные на культурно-историческую специфику народов России
7.1. Этнокультурные технологии Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
7.2. Этнокультурные технологии Сам. работа 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-5.5, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4 Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4561

Оценка сформированности компетенции
ОПК-5. Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента

1. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов:
а) Программа развития образовательного учреждения
б) Основная образовательная программа
в) Примерный учебный план
г) Дополнительная образовательная программа

2. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе:
а) Личностные результаты
б) Метапредметные результаты
в) Предметные результаты
г) Групповые результаты

3. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к:
а) Регулятивным действиям
б) Коммуникативным действиям
в) Познавательным действиям
г) Личностным действиям

4. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:
а) Регулятивным действиям
б) Коммуникативным действиям
в). Познавательным действиям
г).Личностным действиям

5. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
а) Регулятивным действиям
б) Коммуникативным действиям
в) Общеучебным действиям
г) Личностным действиям

6. Системно-деятельностный подход предполагает:
а) Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
б) Совокупность образовательных технологий и методических приемовкак системообразующий компонент ФГОС,где развитие личности обучающегося на основе усвоения предметных результатов составляет цель и основной результат образования.
в) Организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта.

7. Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей:
а) Принцип полного образования
б) Принцип вариативного образования
в) Принцип опережающего образования
г) Принцип развивающего образования

8. Рефлексия – это:
а) Врожденная потребность организма
б) Психофизическая характеристика человека
в) Процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний
г) Эмпатия, готовность понять другого человека

9. Основные этапы учебной проектной деятельности:
а) Постановка целей и задач, формулировка ресурсных ограничений, реализация проекта, критериальное оценивание, коррекция
б) Выявление проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия
в) Установление критериев оценки, планирование, реализация, контроль

10. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков это:
а) Цель обучения;
б) Воспитательная цель;
в) Цель образования.

11. Модель организации деятельности педагога и обучающегося, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе:
а) Метод воспитания
б) Метод обучения
в) Метод объяснения
12. Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы:
а) Программа воспитания
б) Принципы воспитания
в) Методы воспитания.

13. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей:
а) Образование
б) Воспитание
в) Социализация
г) Обучение

14. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам:
а) Толерантное отношение
б) Девиантное поведение
в) Экстремизм
г) Агрессия

15. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса – это:
а) мировоззрение педагога
б) профессиональное сознание
в) концепция обучения
г) педагогическая система

Ключ: 1б, 2а, 3а, 4г, 5в, 6а, 7г, 8-в, 9б, 10в, 11а, 12б, 13в, 14б, 15б,

Открытые
1. Какие из законодательных актов, изданных в РФ, поставили перед российским образованием задачу соответствия мировому уровню?
закон об образовании

2. Исследовательский подход к материалу у студентов, в основном, формируется в ходе:
спецсеминара.

3. Какие документы в обязательном порядке готовит преподаватель перед началом нового учебного года?
тематический план

4. Чему следует отдать предпочтение при работе в молодежной аудитории?
стараться излагать материал научно-популярным языком.

5. Кто имеет психологическое преимущество во время беседы?
тот, кто задает вопросы

6. При выполнении самостоятельной работы, на каком уровне студент сам принимает решения, самостоятельно составляет планы, пишет тезисы, аннотации?
конструктивном.

7. К нетрадиционным формам лекции относят
лекция вдвоем.

8. Обзорно-повторительная лекция читается
в конце курса

9. Вид работы, который не используется для контроля результатов в ВУЗе
обобщающая беседа.

10. Методы организации СРС на практических занятиях не включают
проектную работу.

11. Методы организации СРС во внеаудиторное время не включают в себя:
конспектирование лекции.

12. Тематически ориентированная система доступа к удаленным или локальным электронным ресурсам, способная обслужить электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей, это…
электронная библиотека.

13. Изобразительные наглядные средства обучения истории:
Иллюстрации и рисунки, а также карты и схемы.

14. Учебно-информационные умения:
работа со справочниками и библиографией

15. Конспектирование это:
Сжатое письменное изложение основного содержания текста.

16. Мозговой штурм-это:
организация коллективной мыслительной деятельности.

17. Виды повествования как приема изложения исторических фактов:
аналитическое и образное

18. Условно-графические наглядные средства обучения истории:
карты и схемы, в также макеты и диаграммы.

19. В современной дидактической концепции обучения доминируют
подходы:
личностно – ориентированный

20 Формы проверки знаний и умений учащихся:
практический.


ОПК-9. Способен участвовать в реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ

Закрытые
1. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) развитие мышления учащихся
б) большие затраты времени
в) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Отметкой в дидактике называют:
а) количественный показатель оценки знаний
б) обеспечение обратной связи с учащимися
в) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся
г) метод устного контроля

3. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относятся:
а) систематизированные знания учащихся
б) эффективное управление образовательным процессом
в) экономичность
г) развитие мышления учащихся

4. Целями обучения являются:
а) внедрение новшеств
б) развитие обучаемых
в) использование диалоговых форм
г) усвоение знаний, умений, навыков

5. Учебник выполняет такие дидактические функции, как:
а) материализации
б) мотивации
в) контроля
г) информации

6. К особенностям классно-урочной формы организации обучения относятся:
а) наличие такой единицы занятий, как урок
б) взаимное обучение
в) распределение учащихся в классы по возрастам
г) дифференциация обучения по способностям учащихся

7. К достоинствам программированного обучения не относятся:
а) индивидуальный темп обучения
б) возможность использования технических средств
в) репродуктивный характер усвоения знаний
г) постоянный контроль усвоения

8. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется:
а) навыком
б) воспитанностью
в) обучаемостью
г) обученностью

9. Способы построения учебных программ:
а) линейный
б) концентрический
в) спиральный
г) параллельный

10. К конкретным формам организации обучения относятся…
а) рассказ
б) факультатив
в) лекция
г) беседа

11. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:
а) дискуссия
б) рассказ
в) показ
г) игра

12. При выборе линейной структуры изложения содержания нужно придерживаться:
а) доступности
б) возрастных особенностей
в) активности и сознательности
г) последовательности и систематичност

13. К педагогическим инновациям не относятся изменения:
а) методов обучения
б) в структуре системы образования
в) содержания образования, имеющие кардинальный характер
г) во внутренней организации деятельности образовательного учреждения

14. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется:
а) программой
б) проектом
в) алгоритмом
г) технологией

15. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного преподавателя или коллектива преподавателей, называется:
а) профильной
б) профессиональной
в) авторской
г) развивающей

Ключ: 1а, 2а, 3г, 4б,г, 5 б,в,г, 6 а,в, 7 в, 8 а, 9 а, б, 10 а,в, 11а, 12 а,б,г, 13 б,в, 14 в, 15в

Открытые
1 Технические средства, способствующие распространению информации на большие аудитории – это средства:
массовой коммуникации.

2 Видами педагогического контроля в зависимости от временного показателя являются:
Фронтальный, итоговый, текущий

3. Один из компонентов процесса обучения, направленный на управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых, называется:
преподаванием.

4. В классификацию методов обучения по основанию «источник знаний, умений и навыков» не входят методы:
диалогические.

5. К общеучебным умениям относятся умения:…
наблюдать и слушать.

6. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется:
обучаемостью

7. Основаниями для внутренней дифференциации обучения являются:
способности обучающихся.

8. Структурными элементами перспективного плана учебного заведения являются:
перспективы развития контингента обучающихся.

9. Учебный план – это нормативный документ, определяющий:
перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении, а также количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

10. Главным структурным элементом системы образования являются:
образовательные учреждения.

11. Разработка перспективного плана изучения курса в целом предполагает:
составление календарного плана изучения материала на длительный срок.

12. Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений обучающихся, называется:
модулем.

13. Сократ предложил метод обучения, основанный на:
возбуждении у собеседника интереса к обсуждаемой проблеме.

14. Инновации являются результатом:
научного поиска.
15. Нормативные требования к организации и проведению образовательного процесса – это:
дидактические принципы.

16 Такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический, выделяются по основанию:
характер познавательной деятельности обучающихся.

17 Нормативные требования к организации и проведению образовательного процесса – это:
дидактические принципы

18. Формы организации обучения классифицируются по основаниям:
количество обучающихся

19 Образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности называется:
моделью

20. Форма совместной работы преподавателей, объединяющая их по характеру преподаваемого предмета, называется:
методическим объединением.


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Образовательный стандарт. Учебные комплексы по истории.
2. Планирование учителем своей деятельности.
3. Подготовка учителя к уроку. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала.
4. Конспект и план урока.
5. Типы уроков.
6. Основные структурные звенья комбинированного урока.
7. Формы учебных занятий по истории.
8. Основные приемы устного изложения.
9. Приемы изучения теоретического материала.
10. Проблемность в обучении истории.
11. Умения и навыки и методика их формирования.
12. Приемы и средства изучения хронологии.
13. Наглядность в обучении истории.
14. Картографические наглядные пособия и их применение на уроках истории.
15. Работа с учебником на уроке истории.
16. Работа с историческими документами на уроках истории.
17. Проверка знаний и умений в обучении истории.
18. Портрет современного учителя истории.
19. Основные тенденции развития исторического образования в дореволюционной школе.
20. Школьное историческое образование в России в ХХ веке.
21. Содержание школьного исторического образования.
22. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории.
23. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения истории.
24. Современные требования к уроку истории.
25. Нетрадиционные формы проведения учебных занятий по истории.
26. Урок в традиционной системе обучения.
27. Урок в системе развивающего обучения.
28. Внеурочная деятельность по истории.
29. Изучение личностей в курсах истории.
30. Инновационные методы преподавания истории.
31. Использование мультимедийных средств в процессе обучения.
32. ЕГЭ по истории: за и против.
33. Линейная или концентрическая структура преподавания истории: за и
34. против.
35. Вариативные учебники по истории и их характеристика.
36. Идеи развивающего обучения и их реализация на уроке.
37. Дидактическая игра на уроке истории.
38. Формы и методы оценки и проверки знаний.
39. Роль наглядности в обучении истории.
40. Цели изучения прошлого в академической науке и школьном образовании.
41. Профессиональный портрет преподавателя истории в школе.
42. «Старые» и «новые» школьные учебники истории: сравнительная характеристика.
43. Игровые технологии и техники организации уроков истории в школе.
44. Учебная тема на занятиях по истории: новые образовательные возможности.
45. Новые образовательные технологии в преподавании истории в школе.
46. Игры на уроках истории.
47. Проблемы преподавания истории в старших классах.
48. Плюсы и минусы дистанционного метода обучения


Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петухова Е.А. Педагогика высшей школы: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Подласый И.П. Продуктивная педагогика: книга для учителя: М.: Народное образование, 2003
Л2.2 Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для вузов: М.: Академия, 2010
Л2.3 В. А. Сластенина Методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.4 Фроловская М.Н., Сенько Ю.В. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.5 под ред. П. И. Пидкасистого Педагогика: учеб. пособие: М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе». pish.ru
Э2 Открытый педагогический форум http://открытыйурок.рф
Э3 Курс в Moodle "Методика преподавания общественных дисциплин" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. В курсе «Методика преподавания общественных дисциплин» важное значение имеет характеристика практической деятельности педагога, поэтому студентам необходимо запоминать и анализировать практические рекомендации лектора, связанные с характеристикой процесса преподавательской деятельности. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Обучение студента в курсе «Методика преподавания общественных дисциплин» связано с отработкой практического навыка преподавательской деятельности. Поэтому в ходе подготовки практического занятия необходимо обращаться не только к литературе, но и учебным пособиям, таким как «Обществознание», «Правоведение». Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.