МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнорелигиозный ландшафт Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Этнорелигиозный ландшафт Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заключается в последовательном усвоении знаний об основных этапах становления и деятельности религиозных организаций в Сибири, их взаимодействия с государством и официальной церковью, особенностей межрелигиозного и межэтнческого диалога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественно политических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне
ОПК-3.2 Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России
ОПК-3.3 Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды
ПК-1Способен планировать, реализовывать и контролировать организационно-управленческие процессы в сфере социально-экономического, политического, этноконфессионального и культурного развития региона
ПК-1.1 Определяет цели и задачи, оценивает альтернативы их решения, разрабатывает концепции политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий разного уровня
ПК-1.2 Оценивает уровень потенциальной результативности политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий регионального, межрегионального и международного уровня
ПК-1.3 Планирует организационно управленческие процессы, необходимые для реализации мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественнополитических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне;
Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России;
Определяет цели и задачи, оценивает альтернативы их решения, разрабатывает концепции политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий разного уровня;
Оценивает уровень потенциальной результативности политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий регионального, межрегионального и международного уровня
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды;
Планирует организационно-управленческие процессы, необходимые для реализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное изучение истории и культуры народов Сибири
1.1. Формирование знаний о Сибирском регионе Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
1.2. Формирование знаний о Сибирском регионе Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
1.3. Этнический состав Сибири Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
1.4. Этнический состав Сибири Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
Раздел 2. История православных конфессий Сибири
2.1. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.2. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.3. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.4. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – начале XX вв. Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.5. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – начале XX вв. Сам. работа 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.6. Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.7. Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. Сам. работа 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.8. Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.9. Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.10. РПЦ в Сибири в XX–XXI вв.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение Лекции 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.11. РПЦ в Сибири в XX–XXI вв.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение Сам. работа 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.12. Старообрядческие общины в Сибири Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
2.13. Старообрядческие общины в Сибири Сам. работа 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
Раздел 3. Католичество и протестантские организации Сибири
3.1. Католические общины в Сибири Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
3.2. Католические общины в Сибири Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
3.3. Протестантские общины в Сибири Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
3.4. Протестантские общины в Сибири Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
3.5. Лютеранские общины Сибири Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
3.6. Лютеранские общины Сибири Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
3.7. Баптистские, адвентистские, пятидесятнические общины в Сибири: этапы становления и деятельность. «Плавающая конфессиональность» XX в. Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
3.8. Баптистские, адвентистские, пятидесятнические общины в Сибири: этапы становления и деятельность. «Плавающая конфессиональность» XX в. Сам. работа 3 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
Раздел 4. Буддизм, ислам и иудаизм в Сибири
4.1. Буддизм – традиционная религия Восточной Сибири Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
4.2. Буддизм – традиционная религия Восточной Сибири Сам. работа 3 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
4.3. Этнический состав мусульманских общин Сибири Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
4.4. Этнический состав мусульманских общин Сибири Сам. работа 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
4.5. История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
4.6. История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями Сам. работа 3 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
4.7. Иудейские общины в Сибири: история и современное положение Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
4.8. Иудейские общины в Сибири: история и современное положение Сам. работа 3 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
Раздел 5. Новые религиозные движения в Сибири
5.1. НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
5.2. НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8
5.3. НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах Сам. работа 3 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л2.4, Л2.6, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Апостольский викариат Сибири был создан
А) 1944 г.
Б) 1921 г.
В) 1990 г.
Г) 1880 г.
2. Буддизм в Бурятию проникает в
А) начале XVII в.
Б) начале XVIII в.
В) XVI в.
Г) XIX в.
3. Буддийские монастыри строились в Туве за счет
А) пожертвований
Б) поборов с населения
В) государства
Г) привлечения зарубежных капиталов
4. В 1949 г. Советом по делам РПЦ было отказано в открытии в г. Новосибирске духовной семинарии по причине
А) имеющейся в г. Тобольске семинарии
Б) незначительного количества церквей в Сибири
В) распространения антиправительственных идей среди населения
Г) отсутствия финансовой возможности РПЦ содержать учебное заведение
5. В XVIII в. на территории Сибири в Тобольской и Иркутской епархиях был учрежден орган епархиального управления в обязанности которого входили суд, управление и отчет перед Синодом
А) духовная консистория
Б) епархиальное управление
В) духовное присутствие
Г) духовная канцелярия
6. В каких городах Сибири разместились епархиальные центры в середине 1940-ых гг.
А) Омск, Томск, Иркутск
Б) Новосибирск, Омск, Красноярск
В) Омск, Новосибирск, Иркутск
Г) Тобольск, Томск, Иркутск
7. В начале XVIII в. для детей священнослужителей в Тобольске была открыта
А) духовная семинария
Б) славяно-русская академия
В) славяно-русская школа
Г) воскресная школа
8. В соответствие с законами 1837 г., 1846 г. и 1847 г. дети ссыльных в Сибирь евреев зачислялись в учебные заведения называемые
А) ремесленные школы
Б) русско-еврейские школы
В) кантонистские школы
Г) духовные школы
9. В Тобольске в 1860 г. существовала Синагога, однако молитвенный дом появился в
А) 1797 г.
Б) 1855 г.
В) 1825 г.
Г) 1818 г.
10. В Туве существовало два типа монастырей
А) государственные и частные
Б) общинный и личные
В) сумонные и кожуунные
Г) духовные и образовательные
11. Выберите типы приходских общин в Сибири
А) сельские, городские
Б) промышленные, заводские
В) монастырские, приходские
Г) военные, крестьянские
12. Говорить о существовании еврейской диаспоры в Сибири можно с
А) XVIII в.
Б) начала XIX в.
В) конца XIX в.
Г) XVII в.
13. Группа старообрядцев селившихся на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь получила название
А) каменщики
Б) семейские
В) поляки
Г) поморцы
14. Деятельности, какого исследователя рубежа XVII – XVIII вв. принадлежат работы «Сибирская история», «Чертежной книги Сибири»
А) Н. Витзен
Б) Ю. Крижанич
В) С. Ремезов
Г) Д. Мессершмидт

Ключ к тестам
1. Б
2. А
3. Б
4. Б
5. А
6. В
7. В
8. В
9. Г
10. В
11. А
12. Б
13. А
14. В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Коренные народы Сибири платили ясак (дань) в казну России в XV – начале XX века _____ (пушниной)
2. ___________ являлся традиционной религией для многих народов Сибири (шаманизм)
3. Лидер движения раскольников, проведший зиму 1662-63 года в Енисейске ___________ (протопоп Аввакум)
4. Освоение Сибири и накопление научных знаний о ней можно разделить на _________ этапа (четыре)
5. Произведение подготовленное ссыльным С. Ремезовым, на протяжении нескольких веков являющееся основным ориентиром в освоении Сибирского края__________ (Чертежная книга)
6. Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в ___________ в Тобольске первой сибирской епархии, причем сразу в ранге архиепископии (1620 - 1621 гг.)
7. Среди форм взаимодействия христианской церкви и государства, выделяются ___________ (ревращение верховной государственной власти в центр религии (цезоропапизм); подчинение государства религиозным учреждением (папоцезаризм); союз церкви и государства, в основе которого лежит идея гармонии и согласия (симфония властей), где под «симфонией» подразумевается созвучие в деятельности двух ветвей власти)
8. При архиепископе __________хозяйственная деятельность Софийского дома достигла наибольшего расцвета, что позволило московским властям часть приписанных к архиерейскому дому крестьян перевести в подчинение непосредственно царю (Герасиме (Кремлеве) (1640-1650))
9. В 1668 г. была учреждена _______самая обширная в России по занимаемой ей территории митрополия (для поднятия статуса сибирской церкви Сибирская)
10. Распространение православия среди аборигенного населения Сибири рассматривалась правительством, как необходимая мера по причине __________ (вовлечения их в русскую государственность)
11. Царем __________ сибирскому митрополиту была направлена грамота с требованием: «ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей, и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить» вместо них митрополит должен был «часовни строить и святые иконы поставляти, и их остяков приводить ко крещению». В случае «если кто остяки учинят противность сему нашему великого государя указу, и тем будет казнь смертная» (Петром I)
12. Самым распространенным аргументом при закрытии приходов религиозных общин в XX веке стали __________ (правила безопасности, жилищно-эксплуатационные стандарты, изменения градостроительных планов)
13. В начале 1920-х гг. Тобольская епархия была разделена на __________ (собственно Тобольскую (в состав которой входил и север Западной Сибири), Тюменскую и Ишимскую)
14. Большую часть католических приходов на территории Сибири составили ________ (политические ссыльные)
15. В ____ был построен костел в Тобольске (1848 г.)
16. В ____________ Папой Иоанном Павлом II была основана Апостольская администратура для католиков латинского обряда Азиатской части Росси (1991 г.)
17. Численность евреев на территории Сибири преобладали преимущественно в __________ части, т.к. иудейские общины представляли собой ссыльный компонент (Восточной)
18. Региональный вариант Сибирского ислама наиболее наглядно проявился в культе __________ (святых)
19. Связь Сибири с остальным исламским миром демонстрирует святилище _____ (астана)
20. ______ образовало поселение не далеко от Минусинска (Церковь последнего завета)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ПК-1 Способен планировать, реализовывать и контролировать организационно-управленческие процессы в сфере социально-экономического, политического, этноконфессионального и культурного развития региона
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Алтайская духовная миссия начинает свою деятельность с центром в Улале в
А) 1832 г.
Б) 1820 г.
В) 1830 г.
Г) 1882 г.
2. Буддизм на территорию Сибири проникает в
А) XIII в.
Б) VI в.
В) XVI в.
Г) XVII в.
3. Значительная часть буддийских организаций на территории Сибири принадлежит
А) школе Карма Кагью
Б) школа тантризма
В) школа Сарвастивада
Г) школа Йогачара
4. Иркутская епархия была создана в
А) 1801 г.
Б) 1702 г.
В) 1727 г.
Г) 1841 г.
5. Как назывались военные образования из православных христиан сформировавшиеся в Сибири в 1918 г. для борьбы с советской властью
А) полки Иисуса Христа
Б) отряды гласа божьего
В) полки православных христиан
Г) воинство церковное
6. Католики в Сибири на начальном этапе представляли собой
А) ссыльный элемент
Б) присланные по долгу службы
В) добровольные мигранты
Г) вынужденные переселенцы из Западных губерний страны
7. Когда произошла последняя крупная вспышка сибирских самосожжений
А) 1801 г.
Б) 1775 г.
В) 1721–1723 гг.
Г) 1750–1756 гг.
8. Крупными религиозными центрами буддизма в России считается
А) Иволгинский дацан и Агинский дацан
Б) Гунзэчойнэй дацан
В) Ринпоче Багша дацан
9. Меры по репатриации турецких военнопленных в том числе и с территории Сибири начинаются в
А) 1918 г.
Б) 1930-40-ые гг.
В) 1920-ые гг.
Г) после 1905 г.
10. Начало создания обновленческого движения в русской православной церкви было положено организацией
А) союз священников
Б) союз 32-ух
В) союз обновленцев
Г) союз живой церкви
11. Обновленческие епархии в Сибири возникли в
А) 1905 г.
Б) 1918 г.
В) 1935 г.
Г) 1922 г.
12. Основателем Алтайской духовной миссии является
А) Макарий Глухарев
Б) Стефан Ландышев
В) Филарет Дроздов
Г) Евгений Казанцев
13. Основоположником Сибирского обновленческого движения был
А) Александр Введенский
Б) Зосима (Александр) Сидоровский
В) Петр Блинов
Г) Петр Волков
14. Первая лютеранская кирха в Сибири была построена в
А) Омске
Б) Барнауле
В) Иркутске
Г) Томске

Ключ к тестам
1. В
2. Б
3. А
4. В
5. А
6. А
7. Г
8. А
9. В
10. Б
11. Г
12. А
13. В
14. А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Благодаря усилиям ___________ большая часть аборигенов Обдорского края была крещена (Филофея (Лещинского))
2. Религиозные организация получившая распространение на территории Сибири пропагандирующие идеи синтеза авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева (Роза мира), Елены Блаватской (Тайная доктрина), Николая и Елены Рерихов (Агни-йога), атеистического учения Карла Маркса и др. учений (Церковь последнего завета)
3. Баптизм появился в Сибири в __________ (90-е годы XIX века)
4. Судебный процесс прошёл в период с 12 августа 2011 по 21 марта 2012 года в Томске в отношении __________ (вероучительного текста МОСК «Бхагава́д-ги́той как она есть»)
5. Более широкому распространению динамичному развитию организации ХВЕ в советский период мешало __________ (отсутствие организационного центра и единства внутри организации)
6. Пацифизм пятидесятников выражающийся в отказе брат в руки оружие, когда их призывали в армию, миссионерская деятельность, активная работа с детьми, а также демонстративное неприятие государства как института привели к __________ ХВЕ в Сибири(преследованию и запрету)
7. В начале 30-ых гг. XX в. на территории Западной Сибири действовало ____ (2 синагоги в Омске, 1 в Томске и 1 в Новосибирске)
8. Экспедиция ______ была снаряжена по инициативе Петра I с целью изучения Сибири (Д. Мессершмидта)
9. _________ Страна крестьянского счастья в легендах старообрядцев, куда указывался маршрут во многих преданиях (Беловодье)
10. Сибирское отделение Русского географического общества было создано в ________ (40-ые гг. XIX в.)
11. Прирост численности протестантского населения Сибири в период 1915–1925 гг. был связан с __________ (Первая мировая и Гражданская войны активизирующие миграционные потоки из западных областей)
12. Пополнение католических общин на территории Сибири в начале XX в. связано с _________ (с изданием закона об образовании переселенческих участков)
13. С 1944 г. увеличение числа приходского духовенства происходило за счет _________ (высланных за «службу у немцев», или переведенных патриархией с целью уберечь от преследования со стороны правительств)
14. Причиной приостановления миссионерской деятельности в конце 80-ых гг XVIII в. на территории Сибири являлось ________ (недостаток кадров, средств и недовольство автохтонного населения)
15. При _________ была развернута активная деятельность по крещению языческого населения Сибири, и предложена идея организовать миссионерскую деятельность на территории Китая (Митрополите Филофее)
16. Православная (киргизская) миссия направленная на искоренение мусульманского мировоззрения у народов Сибири была создана в _______ (1881 г.)
17. По одной из версий о том, что ислам на территорию Сибири принесли миссионеры суфийского ордена, данное учение начинает распространяться в регионе с __________ (конца XIV в.)
18. Первым сибирским архиереем получившем царский «Наказ» о контроле за деятельностью воевод стал ________ (Киприан)
19. Первые православные монастыри на территории Сибири начали появляться в ________ (конце XVI в.)
20. Укажите основные требования выдвигаемые представителями обновленческого движения _________ (автономия церкви от правительства, перевод церковных служб на языки народов страны, разрешение второбрачия духовенству, возможность занимать церковные должности белому духовенству)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. РПЦ в Сибири в XVII в.
2. Епархии РПЦ в Сибири в XVII – начале XX вв. Общая характеристика
3. Первые православные храмы Сибири
4. Периодизация государственно-церковных отношений в Сибири
5. Этапы, особенности, результаты миссионерской деятельности РПЦ на территории Сибири
6. Иркутская епархия. Организационная структура и система управления
7. Типы и особенности церковно-приходских организаций Тобольской епархии Западной Сибири в XVIII – начале XIX вв.
8. Взаимоотношения православия и мусульманства в Сибири
9. Образование Томской епархии в XIX в. Характеристика приходов
10. Станы и храмы Алтайской Духовной Миссии
11. Приходы РПЦ в XX в. Особенности деятельности и отношений с советской властью
12. Барнаульская епархия РПЦ на современном этапе
13. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ). Ишимско-Сибирская епархия. Крестовоздвиженская община в Барнауле
14. Новосибирская и всея Руси епархия Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ)
15. Древлеправославная поморская церковь в Сибири
16. Общины часовенного согласия в Сибири
17. Условия, причины появления и распространения протестантских объединений в Сибири
18. Евангелическо-лютеранские приходы Сибири XVIII–XIX вв.
19. Современное положение общин евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ) в Сибири. Сибирская епархия ЕЛЦ
20. Особенности деятельности на территории Сибири лютеранских организаций Висконсин-Синод, Миссури-Синод, Библейская лютеранская церковь, Христианская Евангелическо-лютеранская церковь
21. История католического вероучения в Сибири. Католические организации на современном этапе
22. Организации евангельских христиан баптистов
23. Пятидесятничество в Сибири. Общая историческая справка
24. Организации Союза Христиан веры евангельской в Сибири
24. Адвентисты Седьмого Дня в Сибири. История, современное положение
25. Мусульманские общины на территории Сибири
26. Возрождение буддистских общин в Сибири во 2-й половине XX – начале XXI вв.
27. Нетрадиционные религии в Сибири. Общая характеристика
28. Деятельность НРД неохристианской направленности в Алтайском крае (характеристика трех на выбор)
29. НРД неоориентального характера (характеристика трех на выбор)
30. Деятельность организации «Свидетели Иеговы» в Сибири

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 П.К.Дашковский, Е.В. Шелепова Религиозные организации Сибири: Хрестоматия Барнаул: Алт.ун-та, 2013
Л2.3 Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография/ АлтГУ, Лаб. этнокультур. и религиоведческих исслед. ; [отв. ред. П. К. Дашковский].: Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2014
Л2.4 П. К. Дашковский, Н. П. Зиберт Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 – середине 1960-х гг.: Монография Из-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.5 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.6 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнёва Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.: Монография Изд-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.7 Мельников-Печерский П. И. Дорожные записки : На пути из Тамбовской губернии в Сибирь: Москва: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.8 под ред. П. К. Дашковского Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Этнорелигиозный ландшафт Сибири" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э2 Сибирская заимка. История Сибири в научных публикациях zaimka.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в учебной подготовке. Контрольные работы оцениваются по работам, выполненным в письменном виде на практических занятиях и преследуют цель обобщения и аккумуляции информации по отдельным разделам и изученным темам.
При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.)