МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 18 18 32 32
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 38 38 43 43 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
канд. филол. наук,, доцент, Янчевская К.А.

Рецензент(ы):
канд. соц. наук, Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с концептуальными основами теории и практики массовой информации как средства массовых коммуникаций в современном обществе и базового инструмента специалистов по связям с общественностью; формирование целостного представления об информационных процессах и явлениях в современном мире; формирование навыков информационной культуры, формирование представлений о системе современных печатных и аудиовизуальных СМИ, целях и методах журналистской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-4 Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему современных СМИ, принципы создания информационных и аналитических текстов; способы размещение заказных материалов в СМИ; правила написания аналитических справок, обзоров и прогнозов в качественных и массовых изданиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться на медиарынке региона; находить информацию в СМИ и осуществлять ее анализ; использовать аргументацию при подготовке аналитических публикаций; использовать методы прогнозирования при подготовке аналитических публикаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска информации в системе СМИ; различения информационной, рекламной и имиджевой кампаний в СМИ; навыками литературного редактирования, копирайтинга; навыками создания аналитических текстов в мультимедийных форматах; навыками применения аналитических обзоров и прогнозов в рекламе и PR.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовая информация как феномен
1.1. Массовая информация как вид социальной информации. Лекции 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
1.2. Массовая информация как вид социальной информации. Сам. работа 3 4 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
1.3. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Лекции 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
1.4. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Практические 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
1.5. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Сам. работа 3 6 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.5, Л1.6, Л2.1
1.6. СМИ в системе коммуникации Лекции 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.5, Л1.6, Л2.1
1.7. СМИ в системе коммуникации Практические 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
1.8. СМИ в системе коммуникации Сам. работа 3 4 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
Раздел 2. Система жанров массовой информации
2.1. Классификация жанров СМИ. Источники и методы сбора информации Лекции 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.1, Л1.6, Л2.1
2.2. Классификация жанров СМИ. Источники и методы сбора информации Сам. работа 3 2 Л1.1, Л1.6, Л2.1
2.3. Оперативно-новостные жанры. Виды новостей. Ньюсмейкеры. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.6, Л2.1
2.4. Оперативно-новостные жанры Практические 3 4 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
2.5. Оперативно-новостные жанры Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.1, Л1.6, Л2.1
2.6. Оперативно-исследовательские жанры Лекции 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
2.7. Оперативно-исследовательские жанры: репортаж, интервью Практические 3 8 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
2.8. Оперативно-исследовательские жанры Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.1, Л1.6, Л2.1
2.9. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Лекции 3 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.1, Л1.6, Л2.1
2.10. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Практические 3 4 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.1, Л1.6, Л2.1
2.11. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Сам. работа 3 6 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.1, Л1.6, Л2.1
Раздел 3. Форматы и жанры новых медиа
3.1. Мультимедийность СМИ Лекции 4 2 Л1.1, Л1.6, Л2.1, Л1.2
3.2. Мультимедийные форматы Лекции 4 2 Л1.6, Л2.1
3.3. Мультимедийные форматы Практические 4 4 Л1.6, Л2.1
3.4. Мультимедийность СМИ. Мультимедийные форматы Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.6, Л2.1
3.5. Сторителлинг Лекции 4 4 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.4, Л1.6, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Сторителлинг Практические 4 4 Л1.1, Л1.6, Л2.1
3.7. Сторителлинг Сам. работа 4 10 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
3.8. Лонгрид Лекции 4 4 Л1.6, Л2.1
3.9. Создание лонгрида Практические 4 4 Л1.6, Л2.1
3.10. Лонгрид Сам. работа 4 10 Л1.6, Л2.1
Раздел 4. Виды СМИ
4.1. Печатные СМИ Лекции 4 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.2. печатные СМИ Практические 4 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.3. печатные СМИ Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.4. Телевизионные СМИ Лекции 4 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.5. Интерактивный семинар «Раскадровка» Практические 4 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.6. Интерактивный семинар «Раскадровка» Сам. работа 4 6 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.7. Радиовещание Лекции 4 2 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.8. Интерактивные презентации по радиостанциям Практические 4 4 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1
4.9. Интерактивные презентации по радиостанциям Сам. работа 4 5 ПК-4, ПК-1 Л1.7, Л1.6, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТиПМИ_2022 РиСО.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесниченко, А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/70540EE3-8E4F-4C71-AFDE-6E711F47BFC2
Л1.2 Мансурова В. Д. Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Познин В.Ф. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л1.5 Романов, А.А. Массовые коммуникации : учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2010 biblioclub.ru
Л1.6 Киселёв, А.Г. Теорияипрактикамассовойинформации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.7 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник М. : Дашков и Ко, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова, Людмила Александровна Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э5 курс "Теория и правтика массовой информации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.