МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика связей с общественностью и рекламы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 196
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 18 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 12 12 12 12 48 48
Практические 20 20 22 22 16 16 22 22 80 80
Сам. работа 40 40 38 38 80 80 38 38 196 196
Итого 72 72 72 72 108 108 72 72 324 324

Программу составил(и):
к.филил.н.,, доцент, Милюкова А.Г.;старший преподаватель, Логиновская А.В.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК "Алтай" , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика связей с общественностью и рекламы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д. социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов начальных знаний и базовых представлений о профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью и рекламы;
сформировать системное представление о современном состоянии связей с общественностью и рекламы: основных специальностях, технологиях, организационной структуре, направлениях и объёмах деятельности, роли новых медиа в современной практике связей с общественностью и рекламы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
ПК-2Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПК-2.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-2.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
ПК-2.3 Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории по требителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования, социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
ПК-3Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ
ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценкикон курентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для до несения до потребителя необходимой информации
ПК-4Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализиро ванные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
технологии организации коммуникационных кампаний и мероприятий;
способы создания эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечения внутренней и внешней коммуникации;
особенности осуществления профессиональных функций в области рекламы в общественных, производственных, коммерческих структурах, средствах массовой информации;
технологии организации рекламных кампаний и мероприятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
проводить под контролем коммуникационные кампании и мероприятия;
участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации;
осуществлять профессиональные функции в области рекламы в общественных, производственных, коммерческих структурах, средствах массовой информации;
осуществлять рекламные кампании и мероприятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
навыками организации коммуникационных кампаний и мероприятий;
навыками осуществления профессиональных функций в области рекламы в общественных, производственных, коммерческих структурах, средствах массовой информации;
навыками планирования и организации рекламных кампаний и мероприятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Внутрикорпоративный PR
1.1. Организация внутрикорпоративных проектов и мероприятий Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Система внутренних коммуникаций Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Корпоративные издания Лекции 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Интранет и социальные сети во внутрикорпоративных коммуникациях Лекции 3 4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Организация внутрикорпоративных проектов и мероприятий Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Брошюра "Книга сотрудника" Практические 3 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Корпоративное издание: бриф, концепция, макет Практические 3 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Корпоративное радио Практические 3 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Создание сайта для сотрудников Практические 3 8 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.10. Внутрикорпоративный PR Сам. работа 3 40 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Антикризисный PR
2.1. Основные понятия антикризисного PR, классификация антикризисных ситуаций Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.2. «Классика» антикризисных коммуникаций: сценарии, ошибки, стратегии Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.3. Стратегии и тактики антикризисного PR Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Стратегии и тактики антикризисного PR Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.5. Введение в технологии антикризисного PR. Технологии управления повесткой дня в кризисной ситуации Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.6. Антикризисные интернет-коммуникации Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.7. Персональный имидж и PR-деятельность в кризисных ситуациях.Особенности антикризисного PR в различных сферах Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.8. Технологии антикризисного PR Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.9. Технологии управления повесткой дня в кризисной ситуации Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.10. Антикризисные интернет-коммуникации Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1
2.11. Антикризисный пресс-тренинг (пресс-конференция) Практические 4 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.12. Регламент коммуникаций в социальных медиа Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1
2.13. Персональный имидж и PR-деятельность в кризисных ситуациях Практические 4 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.14. Антикризисный PR в различных сферах Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.15. Антикризисный PR Сам. работа 4 38 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Разработка рекламной кампании
3.1. Теоретические и методологические основы организации рекламной кампании Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.2. Теоретические и методологические основы организации рекламной кампании Практические 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.3. Этапы разработки рекламной кампании в российских и западных традициях Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.4. Этапы разработки рекламной кампании в российских и западных традициях Практические 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.5. Аналитический этап рекламной кампании Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.6. Аналитический этап рекламной кампании Практические 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.7. Стратегический и креативный этапы рекламной кампании Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.8. Стратегический и креативный этапы рекламной кампании Практические 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.9. Тактический этап рекламной кампании Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.10. Тактический этап рекламной кампании Практические 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.11. Оценка эффективности рекламной кампании Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.12. Моделирование рекламной кампании Сам. работа 5 80 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
3.13. Презентация и защита проектов рекламных и PR-кампаний. Практические 5 6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Разработка PR-кампании
4.1. Теоретические и методологические основы организации PR-кампании Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.2. Теоретические и методологические основы организации PR-кампании Практические 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.3. Этапы разработки PR-кампании Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.4. Этапы разработки PR-кампании Практические 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.5. Аналитический этап PR-кампании Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.6. Аналитический этап PR-кампании Практические 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.7. Этап планирования PR-кампании Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.8. Этап планирования PR-кампании Практические 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.9. Практическая реализация PR-кампании Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.10. Практическая реализация PR-кампании Практические 6 4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.11. Заключительный этап PR-кампании: оценка эффективности, методы, формы, критерии Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.12. Моделирование интегрированной коммуникационной кампании Сам. работа 6 38 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
4.13. Презентация и защита проектов рекламных и PR-кампаний. Практические 6 10 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – курс 1, семестр 1-2 -
курс 2, семестр 3 - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1696 (внутрикорпоративный PR)
курс 2, семестр 4 - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1654 (антикризисный PR)
курс 3, семестр 5-6 - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=11092


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Что такое «паблик рилейшнз»?
1. деятельность по достижению доверия и взаимопонимания между организацией и ее общественностью
2. влияние на мнение и поведение целевых аудиторий в чьих-либо интересах
3. организация воздействия на общественное мнение
4. полный комплекс всех возможных методов по продвижению товара/услуги
5. все, что не входит в определения рекламы и маркетинга
Ответ: 1.

Вопрос 2. Целевая общественность – это
1. группа людей, объединенных общей целью
2. группа людей, в отношении которых у организации имеется конкретная цель
3. группа людей, объединенных приверженностью к определенному бренду
4. группа людей, опрошенных в ходе социологического исследования
5. группа людей, объединенных отрицательным отношением к бренду
Ответ: 2.

Вопрос 3. Что такое RACE в паблик рилейшнз
1. система мероприятий, направленных на повышение эффективности коммуникаций организации
2. термин из социального паблик рилейшнз, обозначающий специализированную PR-программу, направленную на решение расовых проблем
3. термин для обозначения последовательности этапов разработки и проведения PR-кампании
4. термин, выдуманный преподавателями для запутывания студентов
5. термин для обозначения PR-кампании по популяризации гоночных соревнований
Ответ: 3.

Вопрос 4. Media relations – это
1. одно из направлений деятельности в рамках public relations
2. вид коммуникационной деятельности, имеющий с public relations общие цели, но разные инструменты
3. редко употребляющийся синоним public relations
4. одно из направлений деятельности в рамках government relations
5. несуществующий термин
Ответ: 1.

Вопрос 5. Какое из перечисленных понятий является лишним?
1. пресс-конференция
2. пресс-кит
3. пресс-экспертинг
4. пресс-папье
5. пресс-ланч
Ответ: 4.

Вопрос 6. Пресс-кит – это
1. подборка материалов для прессы
2. разновидность события с участием прессы
3. ролик, продвигающий печатное издание
4. принятое в профессиональной среде обозначение опытного, авторитетного журналиста
5. принятое в профессиональной среде обозначение главного редактора
Ответ: 1.

Вопрос 7. Пресс-тур – это
1. туристическая поездка, организуемая турагентством для журналистов на бесплатной основе с целью продвижения агентства
2. туристическая поездка, в которой наряду с простыми клиентами принимают участие известные журналисты (в том числе телезвезды)
3. поездка в какое-либо место группы журналистов, организуемая для того, чтобы сделать это место более привлекательным для туристов
4. поездка в какое-либо место группы журналистов, организуемая для того, чтобы получить в СМИ отклики журналистов
5. все вышеперечисленное
Ответ: 4.

Вопрос 8. Case story – это
1. текст для выступления на презентации
2. пресс-релиз об успешном проекте
3. один из жанров аналитической журналистики
4. материал для СМИ или иной целевой аудитории, в основе которого лежит какой-то конкретный случай
5. разновидность пресс-релиза, используемая в глянцевых изданиях
Ответ: 4.

Вопрос 9. Что НЕ входит в цели отношений с потребителями
1. привлечение новых потребителей и удержание старых
2. поддержка пробы товара
3. маркетинг новых товаров и услуг
4. проверка рекламаций, сокращение затрат
5. реклама товаров конкурента
Ответ: 5.

Вопрос 10. Как вид деятельности паблик рилейшнз возникает
1. в Древнем Египте
2. в Древней Греции
3. в Новое время
4. на рубеже XIX-XX вв.
5. на рубеже XX-XXI вв.
Ответ: 4.

Вопрос 11. Основным результатом работы PR-специалиста является
1. увеличение качества и количества упоминаний в СМИ об организации
2. изменение отношения к организации СМИ, влияющих на мнение и поведение целевых аудиторий
3. изменение отношения СМИ к организации, получившее выражение в конкретных публикациях
4.изменение мнения и поведения целевых аудиторий
5. изменение отношения к организации главных редакторов ведущих СМИ
Ответ: 4.

Вопрос 12. Как соотносятся между собой названия должностей «PR-специалист» и «пресс-секретарь»
1. абсолютно одно и то же. В разных организациях так называется одна и та же должность
2. PR-специалист и пресс-секретарь работают в одной команде, разными методами добиваясь одних целей
3. PR-специалист выполняет функции более широкие, чем пресс-секретарь
4. пресс-секретарь в своей работе подчиняется PR-специалисту
5. PR-специалист в своей работе подчиняется пресс-секретарю
Ответ: 3.

Вопрос 13. Видом коммуникационной деятельности, который продвигает продукт на рынке, работает с потребителями, использует рекламу, является
1. паблик рилейшнз
2. журналистика
3. пропаганда
4. маркетинг
5. реклама
Ответ: 4.

Вопрос 14. Видом информационно-коммуникационной деятельности, который продвигает саму организацию в глазах общественности, работает не только с потребителями, использует в СМИ бесплатное информирование, является
1.паблик рилейшнз
2. журналистика
3. пропаганда
4. маркетинг
5. реклама
Ответ: 1.

Вопрос 15. Видом информационно-коммуникационной деятельности, который видит в человеке потребителя и стремится спровоцировать желание сделать покупку, является
1. паблик рилейшнз
2. журналистика
3. пропаганда
4. маркетинг
5. реклама
Ответ: 5.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (20)

Вопрос 1. Как называется вид информационно-коммуникационной деятельности, целью которого выступает управление общественным мнением для формирования движения последователей?
Ответ: пропаганда

Вопрос 2. Как называется вид информационно-коммуникационной деятельности, целью которого выступает формирование общественного мнения?
Ответ: журналистика

Вопрос 3. Как называется процесс замены спонтанного и экспериментального поведения социальных субъектов на регулируемое, ожидаемое и предсказуемое?
Ответ: институционализация

Вопрос 4. Что такое имидж?
Ответ: целенаправленно создаваемый образ PR-субъекта

Вопрос 5. В каком случае с точки зрения паблик рилейшнз можно сказать, что у организации «плохой имидж»?
Ответ: если этот имидж не соответствует ожиданиям конкретной целевой аудитории

Вопрос 6. В политических PR-кампаниях с какими целевыми группами организуется основная работа?
Ответ: со сторонниками и безразличными

Вопрос 7. Какую форму должен соблюдать пресс-релиз?
Ответ: перевернутой пирамиды

Вопрос 8. Каким должен быть заголовок пресс-релиза?
Ответ: информационным

Вопрос 9. Каковы основные целевые аудитории MediaRelations?
Ответ: журналисты и блогеры

Вопрос 10. Каковые основные целевые аудитории Government Relations?
Ответ: органы государственного управления

Вопрос 11. Кто автор «Декларации о принципах» (1906) – первого этического кодекса специалистов по связям с общественностью?
Ответ: Айви Ли

Вопрос 12. Как называется информация текущего, событийного характера?
Ответ: сообщение для прессы

Вопрос 13. Как называется сообщение, содержащее важную новость?
Ответ: пресс-релиз

Вопрос 14. Как называется материал, целью которого является информирование аудитории в легкой, развлекательной форме?
Ответ: занимательная статья

Вопрос 15. Как называется PR-текст о разрешении проблемной ситуации?
Ответ: кейс-история

Вопрос 16. Как называется PR-текст, который компактно отражает профиль организации, должностного лица или события?
Ответ: факт-лист

Вопрос 17. Как называется PR-текст, призванный объявить или объяснить позицию организации по какому-либо вопросу?
Ответ: заявление

Вопрос 18. Как называется краткая встреча представителей организации с представителями СМИ, на которой излагается позиция организации по определенному вопросу?
Ответ: брифинг

Вопрос 19. Как называется социологический метод, который представляет собой количественный анализ текстов для последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей?
Ответ: контент-анализ

Вопрос 20. Как называется информационная база данных, которая отражает сведения о СМИ, с которыми сотрудничает организация?
Ответ: медиакарта

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Условием развития внутрикорпоративных коммуникаций является численность персонала выше ___ человек.
1. 50
2. 100
3. 500
4.1000
Ответ: 100

Вопрос 2. Каковы приоритетные задачи внутрикорпоративного PR?
1. подбор квалифицированных кадров, обладающих необходимыми деловыми, профессиональными и личными качествами
2. разъяснение стратегии, бизнес-целей, корпоративной политики для персонала
3. обучение сотрудников, тренинги, создание возможностей к развитию
4. формирование, развитие и реализация с наибольшей эффективностью кадрового потенциала
5. установление эффективной обратной связи
6. формирование единого информационного пространства и преодоление коммуникационных разрывов
Ответ: 2,5,6

Вопрос 3. К ключевым интересам рядовых сотрудников компании относятся:
1. понимать известность компании, знать о возможностях карьерного роста, понимать, насколько совпадают личные и корпоративные цели и ценности
2. понимать общее состояние организации, быть уверенными в завтрашнем дне, гордиться компанией
3. получить инструменты мотивации, повысить знания и навыки для работы
4. мониторить настроения в коллективе, знать эффективные способы трансляции ключевых посланий
Ответ: 2.

Вопрос 4. Что такое каскадирование информации во внутрикорпоративных коммуникациях?
1. налаживание эффективной обратной связи с персоналом и своевременное удовлетворение жалоб
2. создание значимых корпоративных ценностей как способа удовлетворения потребностей персонала
3. оперативное донесение информации сотрудникам о ключевых событиях в компании
4. исследование потребностей и удовлетворенности персонала
5. декомпозиция стратегии, целей компании для каждого уровня организации от самого высокого до самого низкого
Ответ: 3.

Вопрос 5. Что препятствует развитию внутренних коммуникаций в России?
1. непонимание значения внутренних коммуникаций для бизнеса
2. малые бюджеты, выделяемые на данное направление деятельности
3. слабая вовлеченность менеджеров среднего звена
4. низкий профессионализм менеджеров в сфере внутренних коммуникаций
Ответ: 1,3

Вопрос 6. Что такое интранет?
1. сайт компании
2. сайт для сотрудников
3. внутренние коммуникации
4. IT-сервисы для сотрудников
5. интернет для сотрудников
Ответ: 2

Вопрос 7. В каком веке появились внутрикорпоративные издания?
1. 17
2. 18
3. 19
4. 20
Ответ: 3

Вопрос 8.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (20)

Вопрос 1. Что такое лояльность?
Ответ: преданность, приверженность сотрудника интересам организации

Вопрос 2. Что такое удовлетворенность?
Ответ: степень соответствия реалий ожиданиям сотрудника

Вопрос 3. Что такое вовлеченность?
Ответ: удовлетворение не только базовых потребностей сотрудника, но и его амбиций; повышенная эмоциональная связь, которую сотрудник ощущает с организацией

Вопрос 4. Какие параметры входят в описание аудитории внутрикорпоративного издания?
Ответ: пол, возраст, доход, занимаемое положение, стилистические пристрастия, манера потребления

Вопрос 5. Что такое аудитория издания внутрикорпоративного издания?
Ответ: все люди, читающие (или теоретически способные прочитать) это издание.

Вопрос 6. Что такое целевая аудитория внутрикорпоративного издания?
Ответ: та часть аудитории, которая выбрана редакцией (заказчиком) издания в качестве объекта основного воздействия.

Вопрос 7. Что такое HR-брендинг?
Ответ: Управление репутацией компании как работодателя.

Вопрос 8. Что называется гайдлайном?
Ответ: Документ, определяющий корпоративное издание как продукт в целом.

Вопрос 9. Как называют применение игровых механик в неигровых процессах для повышения эффективности решения бизнес-задач, повышения вовлеченности и мотивации персонала?
Ответ: геймификация

Вопрос 10. Что такое внутренняя сеть, в которой размещается корпоративный контент?
Ответ: интранет.

Вопрос 11. Как называется один из методов обучения и развития персонала, при котором более опытный сотрудник (ментор) делится имеющимися знаниями со своими протеже на протяжении определенного времени?
Ответ: наставничество.

Вопрос 12. Что такое модель Хофштеде?
Ответ: подход к изучению национального в организационной культуре, разработанный Хофштеде Гиртом и основанный на пяти переменных: дистанция власти; индивидуализм; мужественность; стремление избежать неопределенности; долгосрочность ориентации.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Внутрикорпоративный PR в системе кадрового менеджмента: функции, задачи, инструменты. Профессия специалиста по внутренним коммуникациям в России.

2. Результаты исследований внутренних коммуникаций в России.

3. Бюджетирование внутренних коммуникаций

4. HR-брендинг: определение, технологии, примеры.

5. Особенности внутрикорпоративных коммуникаций на разных этапах управления персоналом. Примеры.

6. PR-сопровождение рекрутинга. Требования к карьерному сайту компании. Особенности коммуникационного сопровождения рекрутинга на массовые позиции. Примеры.

7. Коммуникационные проекты для соискателей вакансий, студентов, школьников. Примеры.

8. PR-технологии адаптации персонала. Примеры.

9. План работы отдела внутренних коммуникаций. Портфель проектов.

10. Организация внутрикорпоративного проекта. Примеры.

11. Благотворительные и волонтерские проекты как инструмент внутрикорпоративного PR. Примеры.

12. Организация внутрикорпоративных мероприятий: виды, цели, организация, примеры, оценка эффективности.

13. Организация календарных внутрикорпоративных мероприятий.

14. Особенности вовлечения сотрудников на разных этапах подготовки мероприятия.

15. Риски и проблемы при проведении корпоративных мероприятий.

16. Организация внутрикорпоративного конкурса. Примеры.

17. Система внутренних коммуникаций. Эффективность каналов внутренних коммуникаций для разных целевых аудиторий.

18. Мотивация и вовлечение персонала как инструмент внутреннего PR. Действенные способы мотивации и вовлечения. Методы оценки мотивации и вовлеченности персонала.

19. Геймификация во внутрикорпоративных проектах. Примеры.

20. Корпоративные издания: тенденции развития. Примеры.

21. Корпоративные издания: типы, каналы, аудитория, критерии оценки эффективности. Примеры.

22. Основные этапы создания корпоративного СМИ.

23. Организация материалов во внутрикорпоративном СМИ. Примеры.

24. Внутрикорпоративная социальная сеть: задачи, особенности запуска и сопровождения, способы вовлечения пользователей, примеры, типичные ошибки. Примеры.

25. Внутрикорпоративный портал: задачи, структура (компоненты), функции, активности, ошибки. Примеры.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Задание 1

Найдите по одному примеру следующих внутрикорпоративных мероприятий. Включите описание проекта/мероприятия и фото.
• спортивное мероприятие
• календарное мероприятие
• корпоративное благотворительное, волонтерское, экологическое мероприятие
• корпоративный краудсорсинговый проект
• тимбилдинг
• квест
• интересный пример внутрикорпоративного конкурса
• мастер-класс
• комплексный внутрикорпоративный проект

Задание 2

Подготовьте обзор специфики внутрикорпоративных мероприятий в определенной сфере: например, банки, госслужба, розничная торговля и пр.

Задание 3

Российская сеть ресторанов работает 13 лет на рынке и в своей структуре имеет 40 ресторанов в 11 городах. В компании работают 3500 сотрудников. Более 4 млн клиентов ежегодно принимают рестораны сети. Как говорят в компании, «мы трудимся над вкусными блюдами, мягким сервисом и неповторимой атмосферой тепла и уюта, чтобы каждый гость и сотрудник почувствовал себя по-настоящему счастливым. Искреннее отношение к гостям и друг другу – то, что отличает нас от других. Каждый миг мы наполняем мир вкусными эмоциями! И это того стоит!» Слоган компании – «Делаем жизнь вкуснее».
Предприятие вкладывает средства в свое развитие – открывает новые заведения. Потребность в профессионалах своего дела огромна. Сотрудникам компания предлагает удобный рабочий график, возможность совмещения с учебой, обучение на производстве, карьера, достойный уровень заработной платы, соцпакет – развоз персонала после смены, бесплатное питание. Работодатель хочет видеть у соискателя физическую выносливость и желание работать, учиться и совершенствоваться.
В компании есть проблема с текучестью персонала (21%) и связанная с этим проблема малого количества опытных сотрудников (менее половины сотрудников имеют стаж работы более 6 месяцев – 46%). В большей степени увольняются официанты и хостес, не доработав до конца испытательного срока. Поваров, административный персонал эта проблема не затрагивает.
Уволившихся не устраивают переработки, отсутствие перерывов и качественного питания на работе, фактическое отсутствие выходных по причине проведения тренингов, плохое отношение менеджеров.
Из отзывов сотрудников: «весь ужас начинается, когда ты приходишь на 2-3 день стажировки, и вместо обещанных 5 часов ты работаешь полную 12-часовую смену. Учить меню ты физически не успеваешь, просто потому что вместо 2/2, тебе ставят график на свое усмотрение. У многих в нашем ресторане было и двух выходных в месяц. Постоянные "штрафы" и угрозы типа: "не успеешь вынести кофе, я его вылью, и будешь платить", при этом ты даже еще не трудоустроен, ты стажер. Большая часть моей зарплаты уходило на уплату моих же "косяков"».
«Минусов очень много, во-первых, эти бешеные бизнес-ланчи, после которых хочется просто умереть, во-вторых, вечно чего-то не хватает, либо кружек, либо чайников, либо кикоманов, приходится по всему ресторану бегать и спрашивать, а на это уходит и время и силы, в-третьих, отношение менеджеров и управляющих к обычным смертным, тебя просто эксплуатируют как раба, ты ставишь свои должные 7 смен, как тебе удобно, а в итоге начинается давление: давай ты тогда выйдешь, давай еще 2-3 смены возьмешь и т.д.»
«В последнее время очень много официантов стало уходить, из-за чего оставшимся приходится работать на 6 столах в бизнес-ланчи. Оно и не удивительно, ведь отношение и условия труда такие ужасные, что все адекватные люди уходят».
«Очень тяжелый график, каждый день на ногах с 11 утра до 12 часов ночи ты на смене, и то не факт, что уйдешь ты ровно в 00. Гости сидят до последнего, и ты делаешь замывку и всех ждешь, можешь уйти и в 2 часа ночи домой, а потом еще такси до 4 утра ждать! За весь день можешь не присесть, а если и получится, то будешь есть в душной, тесной, шумной кухне! Нет отдельной комнаты для отдыха. Раздевалка общая, и очень тесная, 3х3 метра. Все в одно время переодеваются. Начальство обманывает, не досчитывает часы и придумывает дипремии! Стажерская зарплата всего лишь 30 рублей в час! А стажироваться почти месяц, пока все меню не будешь знать!»
«Официанты и хосты, как правило, либо студенты (на подработке), либо школьники (на каникулах), поэтому санитарных книжек со всеми пометками нет у половины. Для менеджеров ресторана вполне нормально изменить твой график, ничего не говоря, и позвонить тогда, когда рабочий день уже начался, и еще и оштрафовать за опоздание. А потом просто забыть вписать отработанные тобой часы и оставить тебя без зарплаты за смену. Те самые стажировочные часы, которые ты должен выходить на работу обучаться, – это полностью рабочие будни, никто учить вас не станет, "выпнут" в зал и понеслась. А еще у компании есть что-то вроде обучения – это ваши выходные, которые вам все равно придется проводить на работе, причем оплачивать это время вам никто не будет. И целый день вам будет промывать мозг, как у них в компании все замечательно, какие у них все талантливые и интересные».
Кейс подготовлен по материалам сайта hr-brand.ru, otrude.net, vk.com.

Вопросы и задания
1. Перечислите проблемы, с которыми сталкивается организация.
2. Каким образом можно решить данные проблемы с использованием средств внутрикорпоративного PR?
3. Разработайте идею и план постоянного специального мероприятия для сотрудников в формате квеста, чтобы решить указанные проблемы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ТиПСОиР_1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Китчен, Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Явинская, Юлия Вадимовна Рекламные и PR-кампании : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
Л2.2 Гундарин, М. В. Основы интегрированных коммуникаций: связи с общественностью: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Антипов, К.В. Основы рекламы: учебник ЭБС «Университетская библиотека online», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454031
Л2.4 Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью : учебное пособие для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/463D79D1-24A2-40AE-8D02-BC0595D90A1D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ТипСОиР 3 курс (Рекламные и PR-кампании) portal.edu.asu.ru
Э2 ТиПСОиР 2 курс (Антикризисный PR) portal.edu.asu.ru
Э3 ТиПСОиР 2 курс (Внутрикорпоративный PR) portal.edu.asu.ru
Э4 ТиПСОиР 1 курс portal.edu.asu.ru
Э5 Журнал "Пресс-служба" www.press-service.ru
Э6 Внутренние коммуникации inside-pr.ru
Э7 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э8 HR-менеджмент www.hrm.ru
Э9 HeadHunter www.hh.ru
Э10 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов.

Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.