МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спортивная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Спортивная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- овладение студентами системой научно-практических знаний, умений и компетенций в области спортивной журналистики и реализация их в своей профессиональной деятельности;

- ознакомление студентов с представлениями о социальной роли спортивной журналистики в современном российском обществе;

- формирование системы знаний об основах функционирования спортивных средств массовой информации и основных
тенденциях освещения в них спортивных событий и отражения спортивной проблематики;

- изучение специфики работы спортивного журналиста в различных типах СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.2 Анализирует информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения
ПК-1.3 Отбирает необходимую информацию из доступных документальных ис точников
ПК-1.4 Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения
ПК-1.5 Использует творческий потенциал для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль спорта в современном обществе
1.1. Специфика понятий «физкультура» и «спорт» Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. История развития спортивной журналистики в России Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Социальная значимость спортивной журналистики Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Специфика современной спортивной журналистики Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Основные факторы зарождения и развития спортивной журналистики в России Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Особая роль спортивной журналистики в современном обществе Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Специфика работы современного спортивного журналиста
2.1. Организация труда спортивного журналиста Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Профессиональные методы в работе спортивного журналиста Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Особенности работы спортивного журналиста в СМИ разных типов Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Типология спортивных средств массовой информации Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Специфика использования профессиональных методов в спортивной журналистике Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Основные типы спортивных СМИ Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Особенности спортивных публикаций в СМИ
3.1. Тематика и проблематика современной спортивной журналистики Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Специфика спортивных публикаций различных жанров Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Язык современной спортивной журналистики в России Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. «Околоспортивная» тематика и ее место в современной спортивной журналистике Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Актуальные темы и проблемы современного российского спорта Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Языковые особенности публикаций спортивных журналистов Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Вопросы для интервью с известным спортсменом Сам. работа 6 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Типологический анализ спортивного средства массовой информации Сам. работа 6 29 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Доклад по теме «Специфика освещения отдельного вида спорта в СМИ» Сам. работа 6 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.10. Доклад по теме «Актуальные проблемы алтайского спорта» Сам. работа 6 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9988

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие группы видов спорта обычно принято выделять?
А) олимпийские виды;
Б) неолимпийские;
В) национальные;
Г) экстремальные;
Д) вышеперечисленные.
Ответ: Д

2. Является ли самбо олимпийским видом спорта?
Да
Нет
Ответ: Да

3. На сколько сегментов исследователи разделяют спортивную информацию?
А) На 3
Б) На 4
В) На 2
Г) На 5
Ответ: В

4. Старейшим из ныне выходящих спортивных периодических изданий в России является:
А) Спорт-Экспресс
Б) Советский спорт
В) Футбол
Г) Спартак
Ответ: Б

5. Легендарная трансляция футбольного матча из блокадного Ленинграда состоялась в:
А) 1941 г.
Б) 1943 г.
В) 1944 г.
Г) 1942 г.
Ответ: Г

6. На какой радиостанции выходят две тематические спортивные программы — «На спортивной волне …» и «Спортивный канал»?
А) Радио России
Б) Авторадио
В) Маяк
Г) Русское Радио
Ответ: В

7. В 1972 г. баскетболисты сборной СССР выиграли финальный матч у команды США со счетом 51:50 на Олимпиаде в Мюнхене и стали олимпийскими чемпионами! А комментировала тот легендарный матч:
А) Нина Еремина
Б) Вера Васильева
В) Елена Вяльбе
Г) Светлана Мастеркова
Ответ: А

8. Трансляции ЧМ-2022 по футболу на «Матч ТВ» посмотрели около:
А) 105 млн. человек
Б) 42 млн. человек
В) 55 млн. человек
Г) 23 млн. человек
Ответ: Б

9. Жанром, наиболее подходящим не только для оперативного отображения спортивных событий, но и для наглядного изображения его ключевых моментов является:
А) Комментарий
Б) Заметка
В) Статья
Г) Репортаж
Ответ: Г

10. Авторская спортивная рубрика «День с Алексеем Шевченко» выходит в:
А) Спорт-Экспресс
Б) Sportbox.ru
В) «Матч ТВ»
Г) Маяк
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Американский тренер С. Каприати предложил выделять три модели взаимодействия спорта и общества. Назовите их:
Ответ: азиатская, европейская и американская.

2. Перечислите основные функции спортивной журналистики:
Ответ: информационная, пропагандистская, управленческая, организаторская, воспитательная, просветительско-образовательная, эстетическая, развлекательная.

3. Назовите сегменты спортивной информации:
Ответ: 1. Все, что, так или иначе, характеризует ход и итоги конкретных спортивных соревнований. 2. Сопутствующая спортивная информация или «околоспортивная».

4. Какие уровни в наиболее общей градации читательской аудитории специальной спортивной периодики выделяют исследователи?
Ответ: специалисты, профессионалы и массовые болельщики

5. Исследователь Б. Розенталь выделяет три основные группы материалов, посвященных спортивным событиям. Назовите их:
Ответ: предварительные (Advance stories), резюме (Game Summary) и постанализ (Post-Game Analysis)

6. Исследователи С. Рэйнарди и В. Уанта обращаются к функциональному подходу, классифицируя материалы спортивной журналистики в зависимости от целей, которых стараются достичь. Назовите эти цели:
Ответ: информировать, развлекать или убеждать

7. В журналистской практике существуют общие требования к информации, в том числе и к спортивной. Это:
Ответ:
— достоверность (документальность);
— оперативность;
— новизна;
— полнота сообщения;
— лаконизм;
— жанровая определенность;
— оригинальность.

8. Назовите три основные черты, которые выгодно отличают сетевые СМИ, в том числе и спортивные, от традиционных:
Ответ: интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность

9. В самом общем виде все многочисленные сайты, посвященные спортивной тематике, в сети Интернет можно условно разделить на две группы. Назовите их:
Ответ: 1. Ресурсы, где собственно представлена узкоспециализированная спортивная (официальная и неофициальная) информация. 2. Сайты, где представлена информация в обработанном виде, журналистский продукт.

10. Основными формами интерактивного взаимодействия с аудиторией спортивных СМИ являются:
Ответ: комментарий, форум, конференция, опрос, оценка, игра, кнопки («иконки»), эмодзи и др.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы:
1. Социальное значение спортивной журналистики.
2. История становления и развития спортивной журналистики в России.
3. Организация труда спортивного журналиста.
4. Современные методы работы спортивного журналиста.
5. Особенности работы спортивного журналиста в печатных СМИ.
6. Особенности работы спортивного журналиста на телевидении.
7. Особенности работы спортивного журналиста на радио.
8. Особенности работы спортивного журналиста в сетевых СМИ.
9. Типология спортивных средств массовой информации.
10. Спортивная пресса России.
11. Специализированные телевизионные спортивные каналы.
12. Спортивные итернет-СМИ и другие медиа.
13. Жанры спортивной журналистики.
14. Виды аккредитации спортивных журналистов.
15. Освещение в СМИ массовых спортивных мероприятий.
16. Языковые особенности публикаций спортивного журналиста.
17. Культура речи спортивного журналиста.
18. Легенды спортивной журналистики.
19. Актуальные темы и проблемы современного российского спорта.
20. Аналитические, критические, расследовательские материалы спортивного журналиста.
21. Работа с аудиторией спортивных СМИ.
22. «Околоспортивные» темы в СМИ.
Зачтено:
1. Полнота анализа теоретического материала.
2. Полнота и правильность выполнения практического задания.
3. Аргументированность ответа.
4. Самостоятельность ответа.
5. Культура речи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в конце 6 семестра.
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеев, К.А. Основы спортивной журналистики : М., 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Алексеев, К. А. Спортивная журналистика : учебник для магистров М., 2019 https://biblio-online.ru/bcode/425880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 Макарова, П.В. Спортивная журналистика : М., 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500420
Л2.3 под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов М., 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Журнал «Журналистика и медиарынок» www.jourmedia.ru
Э3 Научная библиотека МГУ www.nbmgu.ru
Э4 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э5 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.