МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-СМИ и творчество журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 18 18 42 42
Сам. работа 48 48 54 54 102 102
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
ст. преп., Вихрев Л.А.;ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-СМИ и творчество журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов целостного системного представления о коммуникативных особенностях интернет-среды, обусловливающих дизайн-модели, оформительские элементы и стиль изложения материалов в Интернет-журналистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.2 Анализирует информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения
ПК-1.3 Отбирает необходимую информацию из доступных документальных ис точников
ПК-1.4 Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения
ПК-1.5 Использует творческий потенциал для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Приводит журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствие с языковыми нормами
ПК-2.2 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.3 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Учитывает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика сетевых средств массовой информации
1.1. Жанры сетевой прессы Лабораторные 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Интернет-версия издания и интернет-издание Лабораторные 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Стилистика web-сайтов Лабораторные 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Графическая модель web-издания (тип макета) Лабораторные 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Использование оформительских элементов в качестве выразительных средств интернет-издания Лабораторные 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Типографика Лабораторные 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Изучение литературы Сам. работа 5 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Характеристика уровня композиции интернет-издания «Сайт, раздел, подраздел, рубрика в интернет-издании (аспект по выбору студента)» Сам. работа 5 26 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные особенности сетевого текста
2.1. Основные особенности сетевого текста Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Стилистика сетевого текста Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Поликодовость сетевого медиатекста (вербальный, иконический, аудиальный и др.) Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Структура сетевого текста (внешняя и внутренняя) Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Письменный анализ структуры, контента и дизайна разделов и рубрик одного из интернет-СМИ Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Анализ структурных и лексических особенностей заголовков одного из интернет-изданий (по выбору). Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Контрольная работа «Анализ оформительских элементов как средств выразительности интернет-издания» Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Определение взаимовлияния компонентов современной системы СМИ Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Интернет как средство массовой коммуникации.
3.1. Коммуникативная природа сети Интернет. Интернет как средство массовой коммуникации. Подход Г. Лассуэлла. Общие свойства Интернет-СМИ. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Виды актуальной для журналиста информации в сети Интернет. Базы данных в сети Интернет. Популярные механизмы поиска в сети Интернет, синтаксис поисковых запросов. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Проверка корректности и допустимости найденной информации для дальнейшей работы. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Порядок работы с информацией в сети Интернет. Авторское право и охрана прав Creative Commons. Информация, находящаяся в свободном доступе. Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Техническое и программное обеспечение рабочего места Интернет-журналиста. Конвергентная редакция. Новые профессии и роли журналиста. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Анализ кейсов по интернет-СМИ Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Характеристика норм, форматов, технологических требований, принятые на сайте altapress.ru. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Создание собственного информационного/мультимедийного продукта для Интернет-СМИ
4.1. Профессиональные интернет-СМИ; интернет-версии офлайновых СМИ; cоциальные СМИ. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Создание собственного информационного продукта для традиционных СМИ и Интернет-СМИ с применением информации, найденной на различных ресурсах в сети Интернет. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Характеристика специфики коммуникации в интернет-СМИ Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Анализ 2-3 интернет-СМИ по используемым журналистами доминирующим технологиям Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2381

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

Тестовые задания открытой формы
1. _________ - это жанр документального кино, в котором предмет отображения всегда является реальным фактом действительности, но создаётся фильм методами игрового кино, методами постановки, инсценировки и реконструкции.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: докудрама
2. __________ - это жанр кино и телевидения, в котором создаётся иллюзия документальности за счёт особого набора методов, но предмет отражения в таком фильме, как правило, является вымышленным.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: мокьюментари
3. Назовите мокументальный фильм, запрещённый к показу на британском BBC.
ОТВЕТ: «Военная игра»
4. Какой метод съёмки допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: метод реконструкции факта
5. Какой метод съёмки не допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: инсценировка или постановка
6. На каком этапе экранного производства идёт работа над сценарием?
ОТВЕТ: pre-production
7. На каком этапе экранного производства осуществляется цветокоррекция?
ОТВЕТ: post-production
8. Как называется короткое сообщение в теленовостях?
ОТВЕТ: БЗ (войс, картинка)
9. Как называется анонс материалов выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: шпигель
10. Как называется элемент телевизионного сюжета с коротким прямым интервью героя?
ОТВЕТ: синхрон
11. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий живой видеофрагмент без закадрового текста.
ОТВЕТ: лайф
12. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий видеофрагмент со звуками неживой природы без закадрового текста.
ОТВЕТ: люфт
13. Как называется элемент телевизионного сюжета с говорящим в кадре текст корреспондентом.
ОТВЕТ: стенд-ап
14. Как называется живой звук видеозаписи?
ОТВЕТ: интершум
15. __________ - это формат телесюжета-стенд-апа (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: лайф-ту-тейп
16. __________ - это структурирование выпуска теленовостей, определения порядка сюжетов в выпуске (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: вёрстка
17. Какому принципу необходимо подчинять драматургию выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: волновой рецепции
18. В проблемном сюжете должно быть представлено минимум ____ точки зрения (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: две
19. В каком жанре тележурналистики нет закадрового текста?
ОТВЕТ: no comments
20. Профессионализм, обозначающий запись комментария по телефону.
ОТВЕТ: хрипун

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Тестовые задания закрытого типа
1. Какой метод вы примените для обеспечения максимально естественного поведения героя в кадре.
А. репортажный
Б. привычная камера
В. субъективная камера
ОТВЕТ: Б
2. Одно из требований к «чистой» документалистике, прописанное манифестами разных движений, это:
А. отсутствие штатива при съёмке
Б. использование скрытой камеры
В. только репортажная съёмка
ОТВЕТ: А
3. Кто установил для документальной съёмки правило «максимум двух снимающих»?
А. Ричард Ликок
Б. Кен Лоуч
В. Эдгар Морен
ОТВЕТ: А
4. Сколько петличек необходимо для записи интервью с одним гостем?
А. 1
Б. 2
В.3
ОТВЕТ: 2
5. На какое место в выпуске теленовостей вы поставите самый скучный сюжет?
А. последнее
Б. третье
В. второе
Г. в середину
ОТВЕТ: В
6. Соотнесите тип крупности плана и его процентное содержание в исходнике.
1) Крупный
2) Средний
3) Общий
4) Деталь
А – 5%
Б – 40-45%
В – 5-10%
Г – 30-35%
ОТВЕТ: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А
7. Что необходимо точно прописать в синопсисе сюжета?
А. аудиторию
Б. место в вёрстке
В. идея
ОТВЕТ: В
8. Самая массовая группа жанров в теледокументалистике:
А. очерковая
Б. информационная
В. художественно-документальная
ОТВЕТ: Б
9. К какой группе жанров относится мокьюментари?
А. художественно-документальной
Б. эссеистика
В. информационная
ОТВЕТ: А
10. Кто впервые использовал приём вмонтирования игрового персонажа в хроникальные кадры?
А. Вуди Ален
Б. Алексей Федорченко
В. Питер Джексон
ОТВЕТ: А
11. Все этические вопросы необходимо решать за монтажным столом. Кто автор этого правила документалистики?
А. Александр Расторгуев
Б. Виталий Манский
В. Антуан Каттин
ОТВЕТ: Б
12. Для запуска телепроекта необходима:
А. реклама проекта
Б. сценарная заявка
Г. пробная съёмка
ОТВЕТ: Б
13. Прообразом ток-шоу в отечественной практике телевидения стал эпизод фильма:
А. Шинов и другие
Б. Мать
В. Маринино житьё
ОТВЕТ: А
14. ______ - это временной отрезок телепрограммирования. Какое слово пропущено.
А. хронометраж
Б. таймкод
В. слот
ОТВЕТ В
15. Единица измерения телерейтинга –
А. пиплометр
Б. секунда
В. эфирная единица
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Тестовые задания открытой формы
1. Кто и когда сделал первую из сохранившихся фотографий?
ОТВЕТ: Жозеф Несифор Ньепс, 1926
2. Как называется первая из сохранившихся фотографий? На какой выдержке она была сделана?
ОТВЕТ: «Вид из окна», 8 часов
3. Кого называют создателями кино?
ОТВЕТ: братья Люмьер
4. Когда и где состоялся кинопоказ, который считается днём рождения кинематографа?
ОТВЕТ: 28 декабря 1995 г. на бульваре Капуцинок в Париже
5. Назовите первые фильмы братьев Люмьер.
ОТВЕТ: «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик»
6. Когда и где состоялся первый в России кинопоказ?
ОТВЕТ: 4 мая 1996 г, Санкт-Петербург, сад «Аквариум»
7. Кто, когда и по какому поводу произвёл первую в России киносъёмку?
ОТВЕТ: Камилл Серф, 1996 год, коронация Николая II
8. Кто и где впервые в России начал снимать документальные кадры?
ОТВЕТ: Владимир Сашин-Фёдоров, в Москве, в театре Корша
9. Кто считается автором первого российского кинофильма, что это был за фильм и когда состоялся его показ?
ОТВЕТ: Альфред Федецкий, «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков», 30 сентября 1996 г.
10. Назовите автора документального фильма «К 80-летию графа Л.Н.Толстого»?
ОТВЕТ: Александр Дранков
11. Кого называют пионером кинематографа за внедрение в практику кино крупного плана, параллельного монтажа и.т.д.?
ОТВЕТ:Дэвид Уорк Гриффит
12. Кого называют отцом документального кино?
ОТВЕТ: Роберт Флаэрти
13. Назовите первый фильм Роберта Флаэрти.
ОТВЕТ: Нанук с севера
14. Назовите фильм Роберта Флаэрти, запрещённый к показу в США?
ОТВЕТ: Земля
15. Назовите режиссёра, первым чётко разделившего документальный и игровой методы.
ОТВЕТ: Дзига Вертов
16. Назовите главный фильм Дзиги Вертова.
ОТВЕТ: Человек с киноаппаратом
17. Как Дзига Вертов назвал свою группу кинематографистов?
ОТВЕТ: Киноки
18. Первый звуковой фильм Дзиги Вертова?
ОТВЕТ: Симфония Донбасса
19. Название манифеста Вертова, в котором впервые утверждались принципы документального кино.
ОТВЕТ: «Мы»
20. Первый экспериментальный фильм-манифест Вертова.
ОТВЕТ: Киноглаз
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Тестовые задания закрытого типа
1. Какое понятие лежит в основе монтажной теории Дзиги Вертова?
А. темп
Б. ритм
В. интервал
ОТВЕТ: В
2. Какой метод, популярный в тележурналистике, применил Роберт Флаэрти при создании фильма «Нанук с севера»?
А. постановка
Б. репортажная съёмка
В. реконструкция факта
ОТВЕТ: В
3. Соедините фильм и режиссёра.
1) Роберт Флаэрти
2) Дзига Вертов
3) Джон Грирсон
А. Дрифтеры
Б. Человек из Арана
В. Киноглаз
ОТВЕТ: 1 – Б, 2-В, 3 – А
4. Какие методы тележурналистики применяла группа «Киноки» (правильных ответов несколько).
А. привычная камера
Б. инсценировка
В. скрытая камера
Г. репортажная съёмка
ОТВЕТ: А, В, Г.
5. Кто первым ввёл термин документальная кино?
А. Дзига Вертов
Б. Роберт Флаэрти
В. Джон Грирсон
Г. Дэвид Уарк Гриффит
ОТВЕТ: В
6. Кто стал создателем первого отечественного историко-монтажного фильма?
А. Дзига Вертов
Б. Эсфирь Шуб
В. Михаил Ромм
Г. Абрам Роом
ОТВЕТ: Б
7. Кто стал создателем первого фильма-эссе.
А. Михаил Ромм
Б. Крис Маркер
В. Лени Рифеншталь
ОТВЕТ: Б
8. Кто ввёл в теорию кино понятие жанра фильма-эссе?
А. Андре Базен
Б. Джон Грирсон
В. Крис Маркер
ОТВЕТ: А
9. Кто ввёл в отечественную практику жуналистики понятие «теледокументалистика»?
А. Михаил Ромм
Б. Самарий Зеликин
В. Василий Ротенберг
Г. Виктор Лисакович
ОТВЕТ: Б
10. Соедините телефильмы и их режиссёров.
1) Самарий Зеликин
2) Виктор Лисакович
3) Василий Ротенберг
А. Катюша
Б. Нурулла Базетов
В. Шинов и другие
ОТВЕТ: 1-В, 2-А, 3-Б
11. Кто стал создателем жанра шокьюментари?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Ричард Ликок
В. Жан Руш
ОТВЕТ: А
12. Кто стал создателем жанра докудрамы?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Кен Лоуч
В. Ричард Ликок
ОТВЕТ: Б
13. Назовите фильм-манифест движения «Синема Верите».
А. Прекрасный май
Б. Письмо из Сибири
В. Хроника одного лета
ОТВЕТ: В
14. Какое направление в документалистике создал Ричард Ликок?
А. Синема Верите
Б. SLON
В. Прямое кино
Г. Новая волна
ОТВЕТ: В
15. Какой фильм стал первой в истории докудрамой?
А. Взлётная полоса
Б. Кати, вернись домой
В.Эдди Сакс из Индианаполиса
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Цифровая революция и феномен новых медиа.
2. Современные тренды в мультимедийной журналистике.
3. Становление аудиовизуальной культуры (концепция М. Маклюэна).
4. Печатная пресса и Интернет: конфликт или сотрудничество?
5. Сетевое общество в трудах М. Кастельса.
6. Новые медиа и конструирование «гиперреальности».
7. Концепция мультимедийности в современных стратегиях потребления информации.
8. Социальный смысл интерактивности в СМИ.
9. Феномен «второго экрана» как фактор мультимедиатизации.
10. Культура виртуальной личности в Интернете.
11. Мультимедийность и конвергентность: сходства и различия.
12. Специфика функции информирования в интернет-СМИ.
13. Специфические свойства интернет-СМИ.
14. Роль пользователей в формировании повестки дня интернет-СМИ.
15. Интернет-СМИ как тип коммуникации.
16. Социально-креативная функция интернет-СМИ.
17. Роль социальных сетей как площадок для присутствия интернет-СМИ.
18. Формы интерактивности в мультимедийных СМИ.
19. Профессиональные требования к мультимедийному журналисту.
20. Лонгрид как новый жанр журналистики: достоинства и недостатки отечественных лонгридов.
21. Конвергентная редакция как новая модель деятельности журналистского коллектива.
22. Специфика подготовки мультимедийной публикации.
23. Инструменты мультимедийной журналистики (мультимедийные жанры).
24. Сервисы для создания мультимедийных элементов.
25. Коммуникация как передача символических форм.
26. Коммуникация и информация. СМИ и СМК.
27. Атрибуты медиа.
28. Виды власти и отношения медиа с ними.
29. Функции медиа и коммуникаций на микроэкономическом уровне: обслуживание обмена.
30. Медиа и коммуникации как информация о рыночных альтернативах.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Анализ мультимедийных элементов в работе предложенного интернет-СМИ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : Директ-Медиа, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428741
Л1.2 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронный курс "Интернет-СМИ и творчество журналиста" portal.edu.asu.ru
Э4 Научая электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э6 Журнал «Журналистика и медиарынок» www.jourmedia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Работа с кейсом – проблемным заданием, в котором обучающемуся предлагается на основе изученного теоретического материала, практических занятий, собственного опыта осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Основная задача кейса проанализировать предложенную проблему и попытаться найти решение. Общая схема работы с кейсом на этапе анализа может быть представлена следующим образом: в первую очередь следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие данные важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, отобрать информацию необходимую для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.