Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Формирование компетенций, позволяющих студенту ориентироваться в теории и практике ювенильной журналистики, ориентироваться в различных видах СМИ для детей и технологии создания информационного продукта для детей и подростков |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-1 | Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта |
ПК-1.1 | Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему |
ПК-1.2 | Анализирует информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения |
ПК-1.3 | Отбирает необходимую информацию из доступных документальных ис точников |
ПК-1.4 | Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения |
ПК-1.5 | Использует творческий потенциал для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему ПК-1.4. Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения. ПК-1.5. Использует творческий потенциал для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа. ПК-1.6. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Анализирует информацию в ходе профессионального общения с героями, cвидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения. ПК-1.3. Отбирает необходимую информацию из доступных документальных источников. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.7. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в ювенильную журналистику | ||||||
1.1. | Детская тема в журналистике. Функции детской журналистики. Проблемы детского вещания. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Типология социальных проблем детства. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Освещение проблем детства в современных СМИ | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Правовой аспект детской темы. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Детское журналистское творчество. Организация детских журналистских кружков и студий. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Влияние возрастных особенностей детей на характер их творческой деятельности. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Детские печатные издания на рубеже 20-21 веков. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Функционирование проектов «Детиздат», «ЮНПРЕСС», «Окно в детство», «Рука друга». Разнообразие форм детского журналистского творчества. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Новые технологии в развитии детской периодики. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. История и современное состояние ювенильной журналистики | ||||||
2.1. | Педагогические и просветительские идеи в журнале Н.Новикова «Детское чтение для сердца и разума». | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Журналы исторического характера начала XIX века. Детские журналы середины XIX века. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Демократизация детских журналов конца XIX века. Возрастной адрес и специализация журналов 60-80 годов ХХ века. «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер» и «Костер» как явление детской периодической печати. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Проблемы периодических изданий «периода перестройки» и 90-х годов ХХ века. Коммерциализация детских изданий. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Опыт создания радиогазеты на отечественном радио. Радиоспектакли как форма литературного вещания. Радиоигра – загадка «Угадай-ка!»: идея передачи, герои, обратная связь. Образовательная программа для младших школьников «Радионяня». «Дети FM»: опыт создания детского радио. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Жанровые разновидности современных телевизионных передач для детей. Участие телекомпаний в создании детских передач | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Технология ювенильной журналистики | ||||||
3.1. | Технология интервьюирования детей и подростков. Штампы и типичные приемы изображения детей в СМИ. Обзор распространенных жалоб на СМИ. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Сегментация детской аудитории. Психофизические особенности детей и подростков. Познавательный характер детскоюношеского информационного продукта. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Использование методик развивающих, интеллектуальных, а также подвижных, соревновательных игр в создании концептуальных основ радио и телепередач для детей. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Принципы создания произведений в жанре детской прессы. Понятие детской прессы. Характерные черты детской прессы. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Язык и стиль детско-юношеских СМИ. Дизайн детских изданий. Специфика детской прессы с учетом возраста и ведущего вида деятельности целевой аудитории. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Концепция детского издания. Его основные типоформирующие характеристики. Контент детско-юношеского СМИ. Механизмы и принципы функционирования детской прессы. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Способы создания произведений детской журналистики. Подготовка текстовых материалов в жанре детско-юношеской прессы для публикации в СМИ. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Становление науки о детской литературе относят к: А) XIX век Б) XVIII век В) XVII век Г) XX век Правильный ответ: Б 2. Жанр детского фольклора, в основе которого веселые ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-либо ее этап: А) потешки Б) сказки В) прибаутки Г) считалки Правильный ответ: Г. 3. Определите жанровую принадлежность следующего произведения детского фольклора: Потягунюшки, подрастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок: А) прибаутка Б) небылица В) пестушка Г) дразнилка Правильный ответ: В 4. Возникновение русской детской литературы приходится на: А) XII в. Б) XV в. В) XIV в. Г) XVI в. Правильный ответ: Б 5. Критик, считающийся основоположником теории и критики детской литературы: А) В.Г. Белинский Б) Н.Г. Чернышевский В) Н.А. Добролюбов Г) С. Глинка Правильный ответ:А 6. Жанр произведения С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука»: А) сказочная повесть Б) автобиографическая повесть В) роман Г) сказ Правильный ответ: Б 7. Выдающийся детский писатель и педагог, автор книги «Детский мир и хрестоматия»: А) Л.Н. Толстой Б) В.А. Жуковский В) В.И. Даль Г) К.Д. Ушинский Правильный ответ: Г 8. Антоний Погорельский - псевдоним писателя: А) А.А. Перовского Б) В.И. Гаршина В) Н.И. Новикова Г) П.П. Ершова Правильный ответ: А 9. Произведение, ставшее первым образцом художественно-познавательной сказки для детей в русской литературе: А) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Б) А. Погорельский «Черная курица» В) С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Г) В. Даль «Были казака Луганского» Правильный ответ: А 10. Писатель, который «пересказал» «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина для детей: А) Б. Федоров Б) В. Бурьянов В) А. Ишимова Г) С. Глинка Правильный ответ: Г ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Термин «журналистика» пришел в русский язык из … языка. Правильный ответ: французского 2. Что является главным «инструментом» журналиста? Правильный ответ: Слово 3. К какому жанру относится заметка? Правильный ответ: Оперативно-новостному 4. Как называлась первая в России печатная газета? Правильный ответ: «Ведомости» 5. Кто является изобретателем радиоприемника? Правильный ответ: А. Попов 6. Информационное сообщение, освещающее мероприятие или событие – это: Правильный ответ: Отчет 7. Журналистика образно называется: Правильный ответ: Четвертной ветвью власти 8. Когда в России отмечается День свободной прессы? Правильный ответ: 13 января 9. Какой жанр обладает эффектом присутствия, достоверности, сопереживания: Правильный ответ: Репортаж 10. Первый журнал для женщин в России – это: Правильный ответ: «Женский вестник» 11. Объем рекламы в теле- и радиоэфире не должен превышать: Правильный ответ: 20% объема вещания 12. Предмет журналистской деятельности – это: Правильный ответ: Реальная деятельность людей и общества во всем многообразии ее проявлений 13. Перечислите элементы, которые входят в систему журналистских видов деятельности. Правильный ответ: Творческая деятельность, рекламная деятельность, редакторская деятельность 14. Чаще всего против журналистов подают исковые заявления в суд из-за: Правильный ответ: Унижения чести, достоинства, деловой репутации и клеветы 15. Потенциальная информация – это: Правильный ответ: Текст, который был создан журналистом, а затем отредактирован и выпущен конкретным СМИ 16. Что означает свойство декодируемости текста? Правильный ответ: Насколько текст прост и понятен для восприятия 17. Выпуск с подборками актуальных материалов различного вида, подготовленный пресс-службой – это: Правильный ответ: Пресс-релиз 18. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы – это: Правильный ответ: Информационная политика КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Никитина, Н. Д. | Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности : | Лаборатория книги, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853 |
Л1.2 | Жилавская, И.В. | Медиаобразование молодежи : | МПГУ, 2018 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500393 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Павленко | Общественное телевидение: российская действительность : | Лаборатория книги, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141522 |
Л2.2 | под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской | Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная конференция российских интернет-СМИ | i-comference.ru | ||
Э2 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Детский журнал "Детская газета" | www.detgazeta.ru | ||
Э4 | Детский журнал "Мурзилка" | www.murzilka.org | ||
Э5 | Детский журнал "Клепа" | www.klepa.ru | ||
Э6 | Детское радио | www.deti.fm | ||
Э7 | Детский телеканал "Карусель" | www.karusel-tv.ru | ||
Э8 | Детский телеканал "Disney" | www.disney.ru/kanal | ||
Э9 | Курс Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ - ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/ - ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ - ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/ - ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/ - ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |