МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловые коммуникации и культура речи журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 34
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17,5 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 17 17 17 17 34 34
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Деловые коммуникации и культура речи журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Е.В. Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Е.В. Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) формирование у студентов-журналистов способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

2) формирование способности эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности

3) формирование способности анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
ОПК-1.1 Выявляет отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ
ОПК-1.2 Осуществляет подготовку журналистских текстов и (или) продуктов различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления докуметов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.1. Выявляет отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ.

УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Осуществляет подготовку журналистских текстов и (или) продуктов различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем.

УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Орфография
1.1. Вводный контроль Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.2. Правописание безударных гласных в корне Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.4. Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.5. Правописание согласных Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.6. Правописание согласных Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.7. Чередование гласных и согласных в приставках Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.8. Склонение, правописание и употребление числительных Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.9. Правописание числительных Сам. работа 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.10. Правописание местоимений с частицами не и ни Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.11. Спряжение глагола, правописание иупотребление различных форм глаголов глаголов Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.12. Правописание личных окончаний глаголов Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.13. Правописание суффиксов глаголов Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.14. Правописание окончаний ир суффиксов причастий Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Современная русская пунктуация
2.1. Принципы русской пунктуации Практические 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.2. Тире в простом предложении Практические 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.3. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.4. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения Сам. работа 1 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.5. Обособление определений и приложений Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.6. Обособление обстоятельств и дополнений Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.7. Знаки препинания при уточняющих, присоединительных и пояснительных членах предложения Практические 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.8. Пунктуация при словах, грамматически не связанных с членами предложения Сам. работа 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.9. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.10. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Сам. работа 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.11. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Сам. работа 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
2.13. Знаки препинания в простом и сложном предложении Практические 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Устная деловая коммуникация и речевая культура журналиста
3.1. Особенности современной деловой коммуникации. Речевой имидж журналиста Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.2. Жанры устной деловой коммуникации Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.3. Невербальные средства в деловой коммуникации журналиста Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.4. Мастерство публичного выступления журналиста Практические 2 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.5. Подготовка публичного выступления Сам. работа 2 7 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Письменная деловая коммуникация журналиста
4.1. Этико-речевые особенности письменной деловой коммуникации Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
4.2. Языковое оформление документов Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
4.3. Практикум. Правила деловой переписки Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
4.4. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 2 10 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2
4.5. Экзамен 2 27 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4:
способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие признаки характеризуют эффективную деловую коммуникацию?
А. Уважение ко всем участникам деловой коммуникации
Б. Доверие ко всем участникам деловой коммуникации
В. Манипулирование всеми участниками деловой коммуникации
Г. Целесообразность использования коммуникативных стратегий и тактик
Правильный ответ: А, Б, Г

2. Какие из перечисленных тактик позволяют достичь эффективности деловой коммуникации?
А. Фокус на ожиданиях собеседника
Б. Доверительные отношения
В. Умение слушать и слышать собеседника
Г. Профессиональная компетентность
Д. Все ответы верные
Правильный ответ: Д

3. Назовите условия для эффективности деловых переговоров с содержательной точки зрения:
А. Обеспечение адекватного взаимовосприятия участников переговоров
Б. Обеспечение взаимопонимания участников переговоров
В. Обеспечение эффективного информационного взаимодействия участников переговоров
Г. Обеспечение присутствия участников переговоров
Правильный ответ: А, Б, В

4. К основным жанрам деловой коммуникации относятся:
А. Беседа
Б. Переговоры
В. Совещание
Г. Все ответы верные
Правильный ответ: Г

5. «Малый разговор» в деловой коммуникации ведется в рамках:
• А. Деловых интересов партнеров
• Б. Личностных, неделовых интересов партнеров
• В. Профессиональных интересов партнеров
• Правильный ответ: Б

6. Адресат манипуляции в деловой коммуникации – это:
• А. Партнер, который может стать жертвой манипуляции
• Б. Партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие
• В. Партнер, который использует манипулятивные приемы психологического воздействия
Правильный ответ: Б

7. В ценностно-ориентированных манипулятивных технологиях деловой коммуникации мишенью воздействия являются:
• А. Духовные идеалы партнера-адресата
• Б. Когнитивные структуры партнера-адресата
• В. Потребности и склонности партнера-адресата
• Г. Ценностные установки партнера-адресата
• Правильный ответ: Г

8. Логико-смысловое манипулирование информацией в деловой коммуникации предполагает:
• А. Вербализированную подачу социально значимых для адресата дискурсов информации
• Б. Дозирование информации
• В. Утаивание информации
Правильный ответ: В

9. Барьер двойника – это…
А. Мы судим о каждом человеке по себе, ждём от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте.
Б. Демонстрация коммуникативного эгоизма по отношению к адресату противоположного пола.
В. Понимание разных мотивов вступления в контакт.
Правильный ответ: А

10. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:
• А. Жестов
• Б. Информационных технологий
• В. Определенного темпа речи
• Г. Похлопываний по плечу
• Д. Устной речи
Правильный ответ: Д

11. В зависимости от количества участников выделяют следующие типы коммуникации:
А. Монологические – диалогические
Б. Устные – письменные
В. Вербальные – невербальные
Г. Глобальные – локальные
Правильный ответ: А

12. Деловой стиль взаимодействия партнеров включает:
• А. Ослабление контроля за социально-статусными и этикетными нормами
• Б. Признание ценности и значимости поведенческих действий друг друга
• В. Рациональное использование партнерами поддерживающих техник
• Г. Умение партнеров адаптировать собственные профессиональные знания к каждой деловой ситуации
• Правильный ответ: Б

13. Деловые партнеры с визуальным типом восприятия информации мыслят преимущественно:
• А. Аудиальными образами
• Б. Зрительными образами
• В. Тактильными образами
• Г. Все ответы неверные
Правильный ответ: Б

14. Знание функциональных стилей современного русского языка должно обеспечить в речи говорящему:
А. Уместный для данной ситуации выбор языковых средств
Б. Убедительность речи
В. Ничего из перечисленного
Правильный ответ: А

15. Какие качества речи, перечисленные ниже, относятся к коммуникативным, обеспечивая ее эффективность?
А. Богатство речи
Б. Логичность речи
В. Правильность речи
Г. Уместность речи
Д. Все перечисленные
Правильный ответ: Д


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Обмен информацией между людьми или коллективами для решения задач, достижения целей или оптимизации процессов в компании – это…
Варианты правильного ответа: деловая коммуникация / деловое общение

2. Идеал речевого общения, к которому нужно стремиться, желая доставить радость адресату и быть понятым им; вид диалогического общения, цель которого – достижение по возможности полного понимания, душевного отклика, эмоционального контакта коммуникантов, т.е. «гармонии». Гармоничным является эффективный диалог, предполагающий не только интеллектуальный контакт, связанный с передачей и усвоением (пониманием) информации, но и эмоциональное созвучие участников общения. Это…
Варианты правильного ответа: гармонизация речевого общения / гармония речи

3. Поиск совместного решения проблемы; получение информации о позиции противоположной стороны; налаживание связи и отношений с противоположной стороной; координация действий, участников; стремление оказать влияние на общественное мнение – это __________________деловых переговоров.
Варианты правильного ответа: функции / цели

4. Какие этапы работы над публичным выступлением традиционно выделяют в составе риторического канона?
Варианты правильного ответа: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция / изобретение, расположение, словесное оформление мысли, запоминание, действие

5. Совокупность правил и норм, общепринятых в деловой сфере и международном экономическом сотрудничестве, которые регламентируют нормы делового общения при исполнении служебных обязанностей (порядок встреч и проводов делегаций, подписи документов, деловой переписки, проведения мероприятий), - это…
Правильный ответ: деловой этикет

6. Богатство речи, логичность речи, правильность речи, уместность речи, целесообразность речи – это коммуникативные качества речи, которые обеспечивают ее ________________________.
Правильный ответ: эффективность

7. Внутренний и внешний образ, формируемый человеком с помощью используемых языковых средств для создания определенного впечатления о себе, - это…
Правильный ответ: речевой имидж

8. Основа единения народов Российской Федерации, фундамент национальной идентификации, культурной и исторической памяти – это русский язык, используемый как ____________________.
Правильный ответ: государственный / государственный язык

9. Высшая форма национального языка; система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Обслуживает все сферы человеческой жизни: политику, науку, культуру, образование, законодательство и т.п. Это…
Правильный ответ: литературный язык

10. Нормированность (наличие норм, правил), кодифицированность (фиксация норм в словарях), устойчивость (стабильность, традиционность), полифункциональность – это основные признаки _____________________языка.
Правильный ответ: литературного

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К социально-культурным барьерам деловой коммуникации НЕ относится:
А. Этические барьеры
Б. Ролевые барьеры
В. Мировоззренческие барьеры
Г. Барьер отрицательных эмоций
Д. Барьеры неавторитетности
Правильный ответ: Г

2. Какие приемы позволят повысить эффективность деловой коммуникации?
А. Знание аудитории
Б. Вовлечение как основная цель
В. Использование разных каналов коммуникации
Г. Регулярность коммуникации
Д. Открытость для обратной связи
Е. Все ответы верные

3. К психологическим барьерам деловой коммуникации относятся:
А. Барьер стилей общения
Б. Барьер отрицательных эмоций
В. Барьер установки
Г. Убеждение в собственной непогрешимости, высокомерие, зависть
Правильный ответ: А, Б, В, Г

4. К физическим барьерам деловой коммуникации НЕ относится:
А. Особенности адресата (пол, возраст и др.)
Б. Условия общения (зашумление, освещение и т.п.)
В. Состояние здоровья участников
В. Барьер двойника
Правильный ответ: В

5. К речевым барьерам общения НЕ относится:
А. Стилистические ошибки
Б. Эмоциональная неуравновешенность
В. Грамматические ошибки
Г. Орфоэпические ошибки
Правильный ответ: Б

6. Коммуникативные барьеры в деловой коммуникации – это:
А. Мотивационный барьер
Б. Барьер каналов восприятия
В. Лексические ошибки
Г. Некорректное поведение
Правильный ответ: А, Б, Г

• 7. Содержание деловой коммуникации – это:
o А. Дело, которым заняты люди в процессе деятельности
o Б. Проблемы, затрагивающие внутренний мир людей
o В. Вопросы внешней и внутренней политики государства.
o Правильный ответ: А
o
• 8. Цель деловой коммуникации – это:
o А. Передача эмоционального отношения в процессе взаимодействия
o Б. Регулирование поведения людей в процессе общения
o В. Организация и оптимизация определенного вида деятельности.
o Правильный ответ: В

9. Отметьте пять основных признаков значимого для СМИ события (Джемисон, Кэмпбелл) – это:
А. Наличие главного героя
Б. Драматургия события
В. Активное действие
Г. Новизна события и степень отклонения от норм
Д. Актуальность события
Е. Все перечисленные
Правильный ответ: Е

10. Укажите организационные условия успешного диалога в деловой коммуникации:
А. Точное формулирование вопросов для обсуждения
Б. Двое и более участников
В. Возможность высказаться всем участникам
Г. Строгое соблюдение регламента диалога
Правильный ответ: А, В, Г

11. К правилам подготовки и проведения делового разговора НЕ относится:
А. Сформулируйте конкретные цели
Б. Составьте план (сценарий) беседы
В. Концентрируйте беседу на своих интересах
Г. Выберите удобное время, достаточное для разговора, и подходящее место
Д. фиксируйте полученную информацию
Правильный ответ: В

12. Отметьте правильный вариант ответа: фраза «Язык до Киева доведет» относится:
А. К жаргонизмам
Б. К диалектизмам
В. К фразеологизмам
Г. К варваризмам
Правильный ответ: В

13. Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это…
А. Аппарат для общения;
Б. Один из участников общения
В. Общительный человек
Г. Эрудированный человек.
Правильный ответ: Б

14. Стилистическая ошибка допущена в предложении
А. Фирма гарантирует неукоснительное качество наших шкафов в течение десяти лет.
Б. Это и будет самой надежной гарантией для предотвращения в будущем разрушительных конфликтов и разборок.
В. Относительно замечания об изменении законодательства следует сказать следующее: все изменения должны способствовать стабильности порядка.
Г. Не только депутаты Государственной Думы озабочены за ситуацию в стране.
Правильный ответ: В

15. Речевая (лексическая, грамматическая) ошибка допущена в предложениях:
А. Наш театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей.
Б. Вронский оказывает Анне знаки внимания.
В. Я и мои друзья окажем вам помощь и на этот раз.
Г. Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликтов.
Правильный ответ: А, Г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ситуация общения, в ходе которой два и более собеседников обмениваются информацией и мнениями по определенным деловым вопросам и проблемам, - это…
Варианты правильного ответа: деловой разговор / деловая беседа

2. Типы участников деловой беседы по особенностям восприятия информации определяются по тому, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинетическая или мыслительная. Назовите эти типы.
Правильный ответ: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы (диджиталы)

3. В организации основным средством согласованного принятия решений в процессе делового общения заинтересованных сторон являются __________________________.
Правильный ответ: деловые переговоры

4. «Правило Сократа» рекомендует для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставить его на ____________________место, предпослав ему ___________коротких, простых для собеседника вопроса.
Варианты правильного ответа: третье, два / 3, 2

5. Правила речевого поведения, обусловленные принятыми в данном этносе или в данном социуме нормами поведения, частью которых является поведение речевое. Сюда относят, например, формы вежливости (обращение на «вы») и многочисленные словесные формулы (формулы речевого этикета), связанные с теми или иными коммуникативными действиями (приветствием, извинением, прощанием и т.п.). Это …
Правильный ответ: речевой этикет

6. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации, - это…
Правильный ответ: культура речи

7. Орфоэпические нормы регулируют правильное ___________________________.
Правильный ответ: произношение слов / ударение

8. Правила использования синтаксических конструкций, т.е. принятых в русском литературном языке моделей словосочетаний и предложений, отражены в _________________________нормах.
Правильный ответ: синтаксических

9. Слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п., - это…
Правильный ответ: термины

10. Слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителям определенной местности, - это…
Правильный ответ: диалектизмы / диалектная лексика

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в конце каждого семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают оценку автоматически.
Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусар, Елена Геннадьевна Нормы произношения в эфире: орфоэпия и акцентология : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426318
Л1.3 Енина, Л. В. Практика журналистского общения : учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/438570
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ухова, Л.В. Языковая личность в системе массмедиа : курс лекций Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239497
Л2.2 Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Стернин, И.А. Типы речевых культур : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702
Л2.4 Введенская Л. А. Риторика и культура речи : учеб. пособие для вузов Феникс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э4 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


При изучении дисциплины «Деловые коммуникации и культура речи журналиста» используются следующие формы работы:
1. Практические занятия.
На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Деловые коммуникации и культура речи журналиста", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в первом семестре и экзамену во втором.
Виды самостоятельной работы:
а) Конспектирование
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к практическому занятию, преподаватель предлагает студентам алгоритм действий, рекомендует тщательно продумать свое устное выступление.
б) выполнение тестовых заданий
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

4. При реализации учебной дисциплины «Деловые коммуникации и культура речи журналиста» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Экзамен (1 семестр). Выполнение экзаменационного (итогового) теста приравнивается к экзамену. Это тестирование составлено на материале теоретических вопросов для подготовки к экзамену. Студенты готовятся по этим вопросам к тесту, как к экзамену, но экзамен проводится в виде теста.
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.