МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 162
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6
зачеты: 3, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 14,5 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 24 24 24 24 96 96
Практические 12 12 12 12 12 12 12 12 48 48
Сам. работа 36 36 45 45 36 36 45 45 162 162
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 108 108 72 72 108 108 360 360

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Ковалев О.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сориентировать студентов в специфике протекания основных этапов развития русской журналистики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-3.1 Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного про цесса
ОПК-3.2 Применяет средства художественной выразительности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает основные этапы и достижения отечественного и мирового культурного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Использует знание достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания журналистских текстов и (или) продуктов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История журналистики 18 века
1.1. Объект и предмет истории журналистики. История журналистики, историческое сознание Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Зарождение журналистики в России. Петровские "Ведомости" и их роль в развитии русского литературного языка Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Академическая журналистика второй четверти 18 века Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Петровские ведомости Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Сатирический бум в русской журналистике конца 60-х начала 70-х гг.: исторические предпосылки и социокультурная направленность Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Публицистика Радищева А.Н. Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Ежемесячные сочинения, к пользе и удовольствию служащие Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Журналистика 90-х: "Московский журнал" М.Н.Карамзина, "Санкт-Петербургский журнал" А.Ф.Бестужева и И.П.Пнина Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Трудолюбивая пчела Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Всякая всячина Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Сатирические журналы Новикова Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.12. Сатирические журналы Крылова Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2
1.13. Работа А. Сумарокова «Сон: счастливое общество» Сам. работа 3 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.14. Текст Фонвизина «Письма к Фалалею» Сам. работа 3 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.15. Тематическая специфика писем, посылаемых гномами, сильфами в произведении "Почта духов" Сам. работа 3 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. История журналистики первой половины 19 века
2.1. Журналистика начала 19 века и эпохи "Отечественной" войны 1812 - 1815 гг. ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКИЙ ВЕСТНИК", "СЫН ОТЕЧЕСТВА") Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Журналистика времени декабристского движения ("СОРЕВНОВАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОДЕНСТВИЯ", "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА", "СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ") Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Сообщения на темы: “«Своеобразие альманахов декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»”; “«Разработка основ декабристской эстетики в «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева и «Мнемозине» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского»” Сам. работа 4 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Русская журналистика конца 20-х и в 30-е гг. 19 века ("СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА", "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", "ТЕЛЕСКОП" И "СОВРЕМЕНЕНИК" А.С.Пушкина). Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. «Вестник Европы» Карамзина Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. «Полярная звезда» Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Статья В.Г. Белинского «Николай Алексеевич Полевой» Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. История журналистики второй половины 19 века
3.1. Русская пресса в условиях кризиса самодержавия ("РУССКАЯ БЕСЕДА","РУССКИЙ ВЕСТНИК", "РУССКОЕ СЛОВО") Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Журнал "Современник" как трибуна Добролюбого, Некрасова,Чернышеского. Демократическая журналистика конца 60-х и 70-х гг. ("Отечественные записки" Некрасова и Салтыкова - Щедрина) Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. “Журнал «Библиотека для чтения»”. Анализ личности О.И. Сенковского, история основания журнала, редакция, отделы, концепция издания, редакторская политика в отношении писателей и сотрудников Сам. работа 4 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Буржуазная журналистика второй половины 19 века ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКАЯ МЫСЛЬ", "СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК") Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Московский телеграф» Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. «Отечественные записки» Краевского Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2
3.8. Журналистика Короленко Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2
3.9. Эссе на тему «Несвоевременный «Современник» А.С. Пушкина» Сам. работа 4 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2
3.10. Презентация «Бульварная журналистика конца XIX века» Сам. работа 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2
3.11. Написание рефератов Сам. работа 4 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Экзамен 4 27 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Становление партийно-советской журналистики (1917–1920 гг.)
4.1. Большевики о свободе печати до и после октября 1917 г.Формы и методы борьбы большевиков с оппозиционной прессой. Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Издательская деятельность РОСТА в годы гражданской войны. В. Маяковский в «Окнах РОСТА». Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Сравнительный анализ красноармейской периодики и печати белых армий. Практические 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Написание агонального материала на любую тему в стилистике работы В.И. Ленина «Памяти Герцена». Сам. работа 5 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Отечественная журналистика
5.1. Кризис печати в нач. 20-х гг. Влияние НЭПа на развитие журналистикиМногообразие журнальной периодики 20-х гг. Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. «Сибирские огни» как первое провинциальное литературное издание. Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Партийная советская журналистика как средство и объект тоталитарной государственной политики. Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.4. Политические процессы 30-х годов и советская печать. Лекции 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.5. Цензурный режим: дозволенное и недозволенное в освещении событий Великой Отечественной войны Практические 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.6. Анализ работ ведущих публицистов Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.7. Создание военного репортажа, по «тернарному принципу» книги очерков Л. Рейснер «Фронт» Сам. работа 5 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.8. Анализ военных очерков К.М. Симонова Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Послевоенная журналистика
6.1. Позитивное влияние «оттепели» на развитие советской журналистики и негативные явления журналистского творческого процесса. Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.2. ТАСС и АПН: общие и отличительные черты.«Новый мир» как зеркало хрущевской «оттепели». Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.3. Периоды «оттепели» и «застоя» в истории советской журналистики: общие и отличительные черты.Становление в СССР массового телевидения: положительный и негативный опыт. Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.4. Особенности отражения жизни советского общества в журналистике 60–80-х годов. Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.5. Характерные черты советской журналистики периода перестройки и гласности. Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.6. Образ героя в советском очерке и репортаже. Мифологизация журналистского творческого процесса. Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.7. Две тенденции в развитии международной публицистики в 50–60-е гг. Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.8. Диссидентская пресса: причины возникновения, историческая роль. Практические 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.9. Творческое «лицо» журналиста перестроечного периода. Персонифицированная журналистика. Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.10. «Круглые столы», телемосты, прямой эфир – новые формы советской журналистики. Практические 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.11. Создание собственного фельетона в рамках жанра газеты «Гудок» Сам. работа 6 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.12. Написание аграрного очерка об Алтайской пашне Сам. работа 6 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.13. 1991–1993 годы – «золотой век» российской журналистики. Подтвердите или опровергните. Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.14. Создание проблемного очерка в стилистике А. Аграновского («Как я был первым») Сам. работа 6 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.15. Фотофакты о домашних питомцах в стилистике "Окно в природу" Сам. работа 6 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.16. Характерные черты отечественной журналистики в конце XX в. Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.17. Принципы типологизации газетно-журнальной периодики постсоветской России.Коммерциализация СМИ – опыт 90-х годов.Процессы глобализации в российской журналистике. Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.18. Написание стилистической статьи на тему «Как сбылись предсказания А. Солженицына» по материалам его трактата «Как нам обустроить Россию» Сам. работа 6 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.19. Написание аналитической статьи «Кто живет в России?» Сам. работа 6 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.20. Экзамен 6 27 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8634
Оценка сформированности компетенции
ОПК-3: Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1. Когда в России возникли рукописные газеты?
А. в XV веке
Б. в XVI веке
В. в XVII веке
Г. в XVIII веке
Ответ: в

Вопрос 2. Укажите рекордный тираж «Ведомостей»:
А. 40 экземпляров
Б. 400 экземпляров
В. 4 000 экземпляров
Г. 40 000 экземпляров
Ответ: а

Вопрос 3. На каком языке выходили в России первые номера первой русской академической газеты?
А. русский язык
Б. латинский язык
В. немецкий язык
Г. французский язык
Ответ: в

Вопрос 4. Какая тенденция не характерна для отечественной журналистики конца XVIII века?
А. ослабление цензурного режима
Б. рост влияния журналистики на общественную жизнь
В. увеличение специализации изданий
Г. рост тиражей периодики
Д. повышение внимания к журналистике со стороны властей
Ответ: а

Вопрос 5. Н.И. Новиков, М.М. Херасков, И.П. Елагин... Какое увлечение объединяет перечисленных литераторов?
А. масонство
Б. вольтерьянство
В. атеизм
Г. революционная деятельность
Ответ: а

Вопрос 6. Кто из перечисленных авторов представляет журналистику декабристов?
А. А.А. Бестужев
Б. Н.М. Карамзин
В. П.А. Вяземский
Г. В.К. Кюхельбекер
Ответ: а

Вопрос 7. Испытывал неприязнь к иностранным заимствованиям:
А. А.С. Шишков
Б. Н.М. Карамзин
В. А.А. Бестужев
Г. П.А. Вяземский
Ответ: а

Вопрос 8. Что из перечисленного не характеризует александровскую эпоху?
А. снижение общего количества печатных изданий
Б. снятие запрета на ввоз книг из-за рубежа
В. Указ о вольных хлебопашцах
Г. запрет на статьи, касающиеся императорских театров и игры актеров
Ответ: а
Вопрос 9. В 1838 году В.Г. Белинский перешел в этот журнал:
А. «Московский наблюдатель»
Б. «Московский телеграф»
В. «Современник»
Г. «Телескоп»
Ответ: а

Вопрос 10. Кто из перечисленных журналистов в 1830-е годы представлял «торговое направление» в журналистике?
А. О.И. Сенковский
Б. Ф.В. Булгарин
В. Н.И. Греч
Г. В.Ф. Одоевский
Д. Н.И. Надеждин
Ответ: а

Вопрос 11. Укажите издания, выражавшие в начале 1840-х годов официальную идеологию:
А. «Маяк»
Б. «Москвитянин»
В. «Отечественные записки»
Г. «Современник»
Д. «Литературная газета»
Ответ: аб

Вопрос 12. Кто из перечисленных журналистов не принадлежал в 1840-е годы к славянофилам?
А. А.И. Герцен
Б. Ю.Ф. Самарин
В. А.С. Хомяков
Г. И.В. Киреевский
Д. К.С. Аксаков
Ответ: а

Вопрос 13. На каком языке было впервые напечатано «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» М.В. Ломоносова?
А. русский язык
Б. латинский язык
В. французский язык
Г. немецкий язык
Д. английский язык
Ответ: б

Вопрос 14. «Копия с отписки» Н.И. Новикова была написана от лица:
А. крестьян
Б. чиновника
В. помещика
Г. императрицы
Ответ: а

Вопрос 15. В каком году Н.И. Новиков был арестован и заключен без суда в Шлиссельбургскую крепость?
А. 1772
Б. 1782
В. 1792
Г. 1802
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Как называлась первая русская печатная газета? Укажите название без кавычек:
Ответ: Ведомости
2. Назовите фамилию издателя и редактора журнала «Трудолюбивая пчела»:
Ответ: Сумароков
3. Укажите год восшествия на престол Екатерины II:
Ответ: 1762
4. Назовите фамилию журналиста, которому Н.И. Новиков в 1787 году поручил редактировать «Детское чтение» – первый русский журнал для детей.
Ответ: Карамзин
5. В 1838 году этот критики перешел к идее «примирения с действительностью». Назовите его фамилию:
Ответ: Белинский
6. Назовите фамилию человека, который в 1832 году провозгласил принципы официальной народности:
Ответ: Уваров
7. Назовите фамилию литератора, основавшего в 1818 году журнал «Отечественные записки»:
Ответ: Свиньин
8. Благодаря этому издателю «Отечественные записки» стали в России образцом энциклопедического журнала. Назовите его фамилию:
Ответ: Краевский
9. Назовите фамилию русского журналиста и мыслителя, автора цикла статей «Дилетантизм в науке»:
Ответ: Герцен
10. В 1845 году он стал ненадолго неофициальным редактором журнала «Москвитянин». Назовите его фамилию:
Ответ: Киреевский
11. Именно это словосочетание широко используется для обозначения периода с 1848 по 1855 год. Укажите название без кавычек:
Ответ: мрачное семилетие
12. Укажите цифрами год, когда был основан журнал «Современник»:
Ответ: 1836
13. Кто из журналистов скрывался за псевдонимом Феофилакт Косичкин. Назовите фамилию:
Ответ: Пушкин
14. Накануне выхода «Мертвых душ» Гоголь обратился с просьбой написать статьи в поддержку своего произведения к трем критикам. Это были П.А. Плетнев, В.Г. Белинский и ... Назовите фамилию третьего критика:
Ответ: Шевырев
15. Укажите писателя, с которым К.С. Аксаков сопоставляет Н.В. Гоголя в своей брошюре о «Мертвых душах»:
Ответ: Гомер
16. Укажите арабскими цифрами год окончания периода «мрачного семилетия»:
Ответ: 1855
17. Укажите без кавычек название журнала, редактором которого в 1868–1877 годах был Н.А. Некрасов:
Ответ: Отечественные записки
18. Укажите фамилию помощника и соавтора Н.А. Некрасова, который использовал литературную маску «Новый поэт»:
Ответ: Панаев
19. Укажите без кавычек название произведения, о котором идет речь в статье Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous»:
Ответ: Ася
20. Этот сотрудник «Русского слова», пришедший в журнал в 1863 году, являлся наиболее последовательным «нигилистом». Укажите его фамилию:
Ответ: Зайцев
Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета\экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет\экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
3-4 семестр
1. История отечественных средств массовой информации с февраля 1917 г. до 50-х годов: три типа периодизации.
2. Российская печать накануне 1917 г. (общая характеристика). Яркие публицисты.
3. «Информационные войны» между двух революций. СМИ в формировании Учредительного собрания.
4. М.Горький – журналист: от «Самарской газеты» до соловецких очерков.
5. "Несвоевременные мысли" М. Горького: основная проблематика и картина мира.
6. Отечественная журналистика в эпоху многопартийности (ноябрь 1917 – июль 1918 гг.).
7. В. Маяковский и «Окна РОСТА». Эстетика лубка и визуальность.
8. Формирование советской журналистики во время гражданской войны (1918 – начало 1920-х гг.). Очерки Л.Рейснер. Особенности пропаганды и агитации.
9. Книга очерков «Фронт». Особенности тернарных структур.
10. Советская печать эпохи НЭПа. Кризис советской печати и его преодоление.
11. Новые популярные частные журналы периода НЭПа.
12. Литературно-художественные издания, их позиция в литературной борьбе. Феномен газеты «Гудок».
13. Типология газетного фельетона 20-х годов ХХ века.
14. Фельетоны И.Ильфа и Е.Петрова, М.Булгакова, М.Зощенко.
15. Новый язык фельетонов М.Зощенко.
16. «Одноэтажная Америка»: проблематика, язык, картина мира.
17. Общие характеристика журналистики первой волны русской эмиграции (1920-е гг.): основные периодические издания, идеологические направления.
18. Просоветские издания русского зарубежья 1920-х гг. Евразийство и сменовеховство.
19. Журналистика Г.Д. Гребенщикова: дореволюционный период и американские публикации.
20. Публицистика оппозиции: «Открытое письмо Сталину» Ф.Ф. Раскольникова и «Гитлер и Сталин» Л.Д. Троцкого.
21. Публицистика вождя («Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения» И.В. Сталина).
22. «Письма к Луначарскому» В.Г. Короленко.
23. Телеграфное агентство Советского Союза: история в 1920–1930-е гг.
24. Журналистская деятельность и сатирическая публицистика А. Зорича.
25. Развитие радиовещания в Советской России 1920–1930-х гг.
26. Феномен журнала «Радиофронт».
27. Освещение коллективизации и индустриализации в советских средствах массовой информации 1930-х гг.
28. Новаторская журналистика М.Кольцова: методы, жанры, новые темы.
29. Гражданская война в Испании глазами отечественных СМИ.
30. «Испанские репортажи» И.Эренбурга.
31. «Испанский дневник» М. Кольцова.
32. Отечественные СМИ накануне Великой Отечественной войны.
33. Публицистика в годы Великой Отечественной войны.
34. Появление телевизионного вещания в СССР.
Типовое практическое задание:
Проанализируйте ключевой текст издания (текст предлагается преподавателем).

5-6 семестр
1. Перестройка СМИ в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
2. Радиовещание в годы Великой Отечественной войны.
3. Военная публицистика (1941–1945 гг.).
4. Первая послевоенная оттепель в СМИ: Б.Полевой и И. Эренбург.
5. Драматургические принципы «Районных будней» Валентина Овечкина.
6. Система СМИ в период хрущевской «оттепели» (1954-1964 гг.)
7. Доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии как журналистский текст.
8. Реформа газеты «Известия» при Алексее Аджубее.
9. Явление «шестидесятничества» в отечественных СМИ.
10. "Космическая» тема Ярослава Голованова
11. Система СМИ в период «застоя» (1964-1985 гг.)
12. Журналистское творчество Анатолия Аграновского
13. Негативные явления журналистского творчества в советский период
14. Публицистика Василия Пескова. Рубрика «Окно в природу».
15. «Таежный тупик» Василия Пескова как жанр продолжающегося журналистского сериала.
16. Жанр «фотофакта» в экологической журналистики.
17. Становление массового телевидение (1964-1985 гг.)
18. Журнал «Новый мир» и его редактор Александр Твардовский.
19. «Журнальный войны» в 60-70 гг. ХХ века.
20. Неформальная пресса 60-80 гг. XX в. (Самиздат).
21. «Хроника текущих событий»: генезис и типология.
22. Советский субъектный очерк 60-80 гг. (по выбору).
23. «Деревенская» тема в советской публицистике 60-70-х годов (по выбору).
24. Лучшие программы советского телевидения: «Что? Где? Когда?», «Клуб путешественников», «КВН».
25. Юрий Черниченко и аграрная журналистика.
26. Типология российской печати в 90-е годы.
27. Система СМИ в условиях перестройки и гласности. Главные темы (1985-1991 гг.).
28. Международная тема в советской публицистике (по выбору).
29. Информационные агентства Российской Федерации (1991-2000 гг.)
30. Открытие новых тем в журналистике в период перестройки и гласности.
31. Лидеры перестройки: журнал «Огонек», программы «Взгляд», «Прожектор перестройки», газета «Московские новости».
32. ТВ «Сибирь» - первый свободный телевизионный канал Сибири.
33. Публицистика Александра Солженицына о России конца XX в.
34. СМИ в период рыночных реформ (1991-2000 гг.)
35. Журналистика «нравственных исканий» (по выбору).
36. Российское радио и телевидение в 1985-2000 гг.
37. Экологическая журналистика в начале 90-х годов. Сергей Залыгин.
38. Журналистика в системе власти и политики (1985- 2000 гг.).
39. Новаторство канала «НТВ». Новая журналистская команда.
40. Телевизионные реформы и работы Леонида Парфенова.
41. Интернет как средство массовой информации и общения.
42. Путч 1991 года и его освещение в СМИ.
Типовое практическое задание:
Проанализируйте ключевой текст издания (текст предлагается преподавателем).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина История печати: антология. Том №3 : учебник Аспект Пресс, 2008
Л1.2 Георгиева, Н.Г. Русская историческая журналистика : тексты специального курса лекций: пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278240
Л1.3 Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики ХХ века : учебник ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", Факультет филологии и журналистики. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета//ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240903
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. М. М. Ковалева ; сост. Л. Д. Иванова Отечественная журналистика ХVIII-ХIХ веков : тексты : Изд-во УрГУ, 2001
Л2.2 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект Издательство МГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронный курс "История отечественной журналистики" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
При ответе на теоретический вопрос студент должен, характеризуя то или иное издание, раскрыть исторический контекст его появления и функционирования, рассказать об его основных авторах, редакционной политике и освещаемых темах.