МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое и этическое регулирование медиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Правовое и этическое регулирование медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основами российского законодательства, применяемого для регулирования медиа, юридическими документами и проблемами применения данной правовой базы в деятельности государственных, коммерческих структур и общественных организаций;
ознакомление студентов с фундаментальными основами и практикой правоприменения в сфере медиа в современном мире;
формирование целостного представления о процессах правового регулирования рекламы и связей с общественностью в России и мировой практике;
формирование навыков правовой культуры.
Задачи:
приобретение студентами актуального знания основных концепций и нормативных актов правового регулирования в сфере медиа в России и мировой практике;
формирование стройной системы взглядов в области правового регулирования медиа;
формирование базовых знаний и навыков ориентирования в проблемах правового регулирования деятельности специалиста по медиа, правах и обязанностях, налагаемых специализированными нормативными актами
освоение практических приемов использования российского законодательства в решении профессиональных задач;
формирование навыков юридического обоснования своей позиции или определения неправовых действий оппонентов;
ознакомление студентов с санкциями и другими последствиями нарушения норм российского и международного законодательства в профессиональной сфере медиа;
формирование профессионального мышления студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ОПК-5.1 Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
ОПК-5.2 Осуществляет свои профессиональные действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы
УК-10Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-10.1 Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего
УК-10.2 Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических от ношений
УК-10.3 Способен разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений за дач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- свои права и обязанности как гражданина РФ; основы правовых знаний в различных сферах деятельности;
- содержание основных концепций и нормативных актов правового регулирования и этического саморегулирования в сфере медиа в России и мировой практике;
- иметь представление о российских и международных субъектах правового и этического регулирования в сфере медиа
- санкции и другие последствия нарушения норм российского и международного законодательства в профессиональной сфере медиа;
- сущность правового регулирования социальных, этических, конфессиональных и культурных процессов и осознавать его роль в медиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- в процессе производства и распространения информации придерживаться этичеких норм и применять региональное, российское и международное законодательство, в том числе в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, соблюдая баланс интересов владельцев медиа и общества;
- самостоятельно распознавать неправовые действия конкурентов в области медиа и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- составлять необходимые документы в сфере медиа (договоры, контракты, технические задания и т.д.) в соответствии с нормами российского и международного законодательства;
быть готовым в профессиональной деятельности соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной, коммерческой тайны и конфиденциальной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования Конституции РФ, Гражданского, Трудового Кодексов и другие международных, российских и региональных нормативных документов и этических норм в аргументации своей позиции по вопросам профессиональной деятельности;
- ориентирования в проблемах правового регулирования деятельности в сфере медиа, правах и обязанностях, налагаемых специализированными нормативными актами, толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий с позиций законодательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное право в медиа
1.1. Проблема юридического определения медиа Лекции 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные юридические понятия информационной сферы Лекции 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Правовые основы управления информацией Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Правовые основы управления информацией Сам. работа 3 13 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Защита репутации юридическими средствами Лекции 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Защита репутации юридическими средствами Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Защита репутации юридическими средствами Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Этическое и правовое саморегулирование медиа Лекции 3 4 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Отношения со СМИ в правовом поле Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Отношения со СМИ в правовом поле Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Этическое и правовое саморегулирование СМИ Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Этическое и правовое саморегулирование СМИ Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Политическое право и медиа
2.1. Медиа в политике Лекции 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Правовое регулирование предвыборной агитации Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Правовое регулирование предвыборной агитации Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Этическое и правовое саморегулирование в сфере медиа Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Этическое и правовое саморегулирование в сфере медиа Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Маркетинговое право в медиа
3.1. Основные каналы размещения социальной рекламы. Правовые основы позиционирования организаций и товаров Лекции 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Фирменное наименование юридического лица Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Фирменное наименование юридического лица Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Правовая защита товарных знаков и знаков обслуживания Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Этическое и правовое саморегулирование в рекламе Практические 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Этическое и правовое саморегулирование в рекламе Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Авторское право и медиа
4.1. Авторское право в маркетинговых коммуникациях. Авторский договор Лекции 3 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Основы авторского права. Договоры о предоставлении авторских прав Практические 3 6 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Основы авторского права. Договоры о предоставлении авторских прав Сам. работа 3 8 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6340

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите из приведенного перечня верную задачу информационного права:

а. обеспечение конституционального обеспечения цифрового правового прогресса
б. обеспечение легатности в цифровом поле действующего законодательства
в. обеспечение бесшовной цифровой трансформации национального миропорядка
г. обеспечение цифрового развития конституционных прав и свобод
Ответ: г.

Вопрос 2. Выберите из приведенного перечня верное наименование информационного права:

а. цифровая трансформация государства и права
б. цифровое право
в. оцифрованное
г. цифровизация права
Ответ: б.

Вопрос 3. Выберите из приведенного перечня верный предмет нормы Общей части информационного права:

а. устанавливает порядок обеспечения информационной безопасности граждан и государства
б. устанавливает порядок осуществления контроля за соблюдением частного правопорядка
в. регулирует систему, порядок и принципы информационной среды
г. регулирует библиотечное и архивное дело
Ответ: а.

Вопрос 4. Выберите из приведенного перечня верный предмет нормы Особенной части информационного права:

а. регулирует библиотечное и архивное дело
б. устанавливает информационные отношения в сфере рекламы
в. регулирует документирование массовой информации
г. устанавливает порядок осуществления документооборота
Ответ: а.

Вопрос 5. Выберите из приведенного перечня верный предмет права искусственного интеллекта:

а. регулирование работы с киберфизическими сетями
б. регулирование работы программных кодов
в. регулирование работы информационной среды
г. регулирование работы сети Интернет
Ответ: а.

Вопрос 6. Выберите из приведенного перечня верный элемент медийной экосистемы:

а. блогеры
б. агрегаторы сетей
в. информационные сообщества
г. социальные платформы и сервисы
Ответ: а.

Вопрос 7. Почему в случае наложения на лицо административного штрафа за оскорбление в сети Интернет пострадавшее лицо вправе подать гражданско-правовой иск о компенсации морального вреда?

а. потому что штраф платится государству за нарушение лицом закона, и потерпевшему он не поступает
б. потому что право на обращение в суд возникает у лица только в случае признания такого лица потерпевшим
в. потому что сумма штрафа небольшая и не может компенсировать моральный вред в полном объеме
г. потому что существует специальный прейскурант, согласно которому определяется верная сумма, окупающая моральный вред, помимо штрафа
Ответ: а.

Вопрос 8. Выберите из приведенного перечня верное СМИ, для которого регистрация не является обязательной:

а. создаются руководством организации для распространения локальных нормативных актов
б. визуальные СМИ, распространяемые по кабельным сетям одного муниципального округа
в. выпускаются тиражом менее 1 тыс. экземпляров
г. аудиальные СМИ, распространяемые по подписке среди абонентов определенного оператора сотовой связи

Ответ: в.

Вопрос 9. Выберите из приведенного перечня верный вид СМИ, на которое распространяется требование о лицензировании вещания:

а. блогер
б. интернет-сайт
в. печатное издание
г. радиостанция
Ответ: г.


Вопрос 10. Выберите из приведенного перечня верное лицо, несущее пред государством ответственность за соблюдение законодательства о СМИ:

а. учредитель
б. издатель
в. редакция
г. распространитель
Ответ: в.

Вопрос 11. Ограничить свободу массовой информации, изменив Закон РФ «О СМИ», вправе:

а) депутаты Государственной думы РФ;
б) Президент РФ;
в) Правительство РФ;
г) никто из перечисленных.
Ответ: г.

Вопрос 12. Без согласия автора можно использовать его произведение:

а) в виде цитаты в информационных целях;
б) в сети Интернет;
в) в целях рекламы произведения;
г) использовать нельзя ни при каких условиях.
Ответ: а.

Вопрос 13. Зафиксированное в Законе РФ «О СМИ» правило о недопустимости злоупотребления свободой информации является:

а) санкцией;
б) гипотезой;
в) диспозицией.
Ответ: в.

Вопрос 14. Верно ли утверждение: «Закон РФ «О средствах массовой информации» стал основой для формирования новой отрасли права - информационное право»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

Вопрос 15. Какие конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены в Конституции РФ?
а. Свобода мысли и слова
б. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации
в. запрещается цензура
Ответ: а,б,в.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5: Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Требование со стороны государственных органов власти либо их должностных лиц предварительного согласования предназначенных для распространения сообщений и материалов - это ...
а. Цензура
б. Свобода слова
в. Коммерческая тайна
Ответ: а.

Вопрос 2. Определите сведения, относящиеся к государственной тайне:
а. На барнаульском оборонном предприятии "Ротор" по итогам III квартала 2020 года было произведено 2 000 единиц роторного двигателя судна (двигатель для подводных лодок)
б. На территории Республики Алтай обнаружили крупное месторождение алмазов. По предварительным данным объем месторождения составляет 153 000 000 карат.
в. Иванов Иван Иванович, житель г.Алейска, родился 22 марта 1965 года, женат, имеет 2х детей, автослесарь, владелец квартиры площадью 47 кв.м. и земельного участка площадью 600 кв.м.
г. Глава правительства России Михаил Мишустин заболел коронавирусной инфекцией COVID-19
Ответ: а,б.

Вопрос 3. Вы в качестве представителя СМИ направили письменный запрос на получение информации в Правительство Алтайского края. В какой срок вам должны направить ответ?
а. 7 календарных дней
б. 7 рабочих дней
в. 30 календарных дней
Ответ: а.

Вопрос 4. Верно ли утверждение: «В Конституции РФ и в Законе «О средствах массовой информации» закреплено право каждого гражданина на поиск информации»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 5. Является ли реклама одной из форм распространения массовой информации?
а. Да
б. Нет
Ответ: а

Вопрос 6. Верно ли утверждение: «Закон «О рекламе» распространяется на политическую рекламу»
а. Да
б. Нет
Ответ: б.

Вопрос 7. Что из перечисленного относится к недобросовестной рекламе?
а. некорректные сравнения с товаром конкурентов
б. дискредитация не пользующихся рекламируемым товаром лиц
в. реклама, использующая слова «самый», «лучший»
Ответ: а,б.

Вопрос 8. Верно ли утверждение: «Федеральная антимонопольная служба занимается цензурой рекламы»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

Вопрос 9. Верно ли утверждение: «По российскому закону регистрации авторского права не требуется»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 10. Обладатели авторских и смежных прав в случае их нарушения могут требовать:
а. признание права
б. смертную казнь для виновного
в. возмещения убытков
г. публичное извинение
Ответ: а,в.

Вопрос 11. Деловая репутация – это
а. общественное мнение о деловых, профессиональных качествах человека или организации в сфере производственной, торговой или иных видов деятельности, в которой они участвуют.
б. оценка деятельности человека коллективом, обществом, признание его заслуг и качеств.
в. отражение оценки в сознании того же человека, самооценка личности, основанная на его оценке обществом.
Ответ: а.

Вопрос 12. Срок опубликования опровержения в традиционных медиа, согласно закону о СМИ, должно последовать в течение ...
а. 10 дней со дня получения соответствующего требования
б. 30 дней со дня получения соответствующего требования
в. 6 дней со дня получения соответствующего требования
г. 2 дней со дня получения соответствующего требования
Ответ: а.

Вопрос 13. Верно ли утверждение: «Клевета - это уголовно наказуемое деяние»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 14. Иван Петров, известный блогер, в прямом эфире своего блога назвал "коллегу по цеху" Ирину Сидорову "полной дурой". Какое наказание за оскорбление, согласно ГК РФ, грозит блогеру Ивану Петрову?
а. наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб
б. уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 1 до 3 лет
в. наложение административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 руб
г. уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет
Ответ: а.

Вопрос 15. Медиаэтический стандарт в России был разработан...
а. Общественной коллегией по жалобам на прессу
б. Профессиональным объединением медийщиков
в. Правительством РФ
Ответ: а.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В РФ запрещено распространять:
а) материалы организаций экстремистской направленности;
б) материалы, написанные осуждёнными за экстремистские призывы;
в) материалы, признанные судом экстремистскими.
Ответ: в.

Вопрос 2. К экстремизму можно отнести:
а. распространение в новых медиа видео с пропагандой фашизма
б. Юрий Дудь в очередном видео на ютуб обвинил Анастасию Ивлееву в экстремизме
в. Филипп Киркоров в своем аккаунте Инстаграм назвал Моргенштерна ментально ограниченным артистом
Ответ: а,б.

Вопрос 3. Верно ли утверждение: «В случае нарушения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» суд вправе прекратить деятельность СМИ»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 4. Назовите орган управления или структурное подразделение министерств и ведомств РФ, задача которого- предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями:
а) Федеральная служба безопасности РФ
б) Министерство внутренних дел РФ
в) Министерство обороны РФ
Ответ: а.

Вопрос 5. Публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании называется
а. распространение экстремистских материалов
б. публичное оправдание терроризма
в. призыв к терроризму
Ответ: б.

Вопрос 6. Выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической деятельности называется
а. распространение экстремистских материалов
б. публичное оправдание терроризма
в. публичный призыв к терроризму
Ответ: в.

Вопрос 7. Публичное оправдание терроризма и публичный призыв к совершению террористических действий – это..
а. Уголовное преступление
б. Административное правонарушение
в. Дисциплинарное правонарушение
Ответ: а.

Ответ 8. Что из перечисленного относится к экстремистской деятельности?
а. публичное оправдание терроризма
б. пропаганду исключительности
в. публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
несанкционированный митинг по причине повышения тарифов ЖКХ
Ответ: а,б,в.

Вопрос 9. Какой орган вправе прекратить деятельность СМИ даже в случае однократного нарушения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»?
а. Прокуратура
б. Роскомнадзор
в. Суд
г. Полиция
Ответ: в.

Вопрос 10. Распространение материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности является
а. призывом к осуществлению экстремистской деятельности
б. терроризмом
в. публичным оправданием терроризма
Ответ: а.

Вопрос 11. Какие социальные сети в России признаны экстремистскими?
а. Вконтакте
б. Одноклассники
в. Инстаграм
г. ТикТок
д. Фейсбук
Ответ:в,д.

Ответ 12. Верно ли утверждение: «Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма является основанием для изъятия (конфискации) нереализованной части тиража»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 13. Что из перечисленного ниже можно отнести к материалам, призывающим к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающим или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности?
а. труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии
б. статья в соцсети, оправдывающая национальное превосходство американцев
в. публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Ответ: а,б,в.

Вопрос 14. Иидеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий – это
а. Экстремизм
б. Терроризм
в. Вандализм
Ответ: б.

Вопрос 15. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии – это?
а. Экстремизм
б. Терроризм
в. Вандализм
Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Понятие права и массово-информационного права.
2. Массовой-информационное право и информационное право: различия и специфика.
3. Структура российского законодательства, регулирующего медиапространство.
4. Международные договоры и право на доступ к информации.
5. Конституция РФ и право на информацию.
6. Закон о СМИ: история его принятия и основные положения.
7. ФЗ «О СМИ»: права и обязанности журналиста.
8. Свобода информации и конфиденциальные сведения.
9. Государственная тайна и сведения конфиденциального характера.
10. Алгоритм получения информации и ответственность за непредставление информации.
11. Аккредитация и ответственность за непредставление информации.
12. Доктрина информационной безопасности.
13. Понятие терроризма и ответственность за распространение в медиапространстве сведений об акте терроризма.
14. Понятие экстремизма и ответственность за распространение экстремистских материалов в медиапространстве.
15. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ее роль и функции.
16. Отличия физической собственности от интеллектуальной.
17. Автор произведения: имущественные и неимущественные права.
18. Авторское право на интервью, новость и программу телепередач.
19. Произведения, не охраняемые авторским правом.
20. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
21. Виды нарушений авторских прав.
22. Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав.
23. Технические средства защиты авторских прав.
24. ФЗ «О рекламе»: недобросовестная и недостоверная реклама.
25. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе.
26. Степень ответственности медиа за содержание распространяемых рекламных сообщений.
27. Правовое регулирование отношений в сети Интернет.
28. Правовая регламентация деятельности блогеров.
29. Этика в медиапространстве. Понятие медиаэтики.
30. Медиаэтический стандарт в России.

Типовое практическое задание

На российский рынок выводится новый лекарственный противовирусный (нерецептурный) препарат под торговым названием «А++». Препарат применяется также для профилактики заболеваний.
В качестве основного инструмента продвижения препарата в коммуникационной кампании выбраны онлайн-коммуникации, основанные на философии ответственного самолечения и базовых знаний о здоровье.
Основное рекламное сообщение: «Быстрое и бережное лечение. От ОРВИ №1».
Исходя из разных целевых аудиторий (население, врачи и фармацевты) предполагается использование следующих диджитал-инструментов рекламы нового препарата.
Сайт фармацевтической компании-производителя препарата
Сайт, посвященный ОРВИ и проблемам здоровья, находящийся в открытом доступе,
Продуктовый сайт/сайт препарата, находящийся в открытом доступе, где присутствует информация о новом препарате, проводимых акциях, а также полезная информация о поддержании здоровья в осенне-зимний период. Информация для врачей, фармацевтов находится в отдельной вкладке и доступна только при регистрации на сайте и проверке принадлежности к специалистам здравоохранения.
Контекстная реклама самого препарата и одноименного сайта препарата
Автоматическая рассылка рекламной информации о лекарственном средстве по базе врачей-педиатров.

Оцените предложения по продвижению данного лекарственного препарата на соответствие российскому законодательству и правоприменительной практике.
В случае реализации этих предложений, возможны ли юридические риски для рекламодателя? Если да, то можно ли их избежать? Предложите свое решение.
Ответ обязательно аргументируйте.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Ковалева Иформационное право: учебник для вузов Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л1.2 Ульбашев, А. Х. Правовые основы журналистики: ЭБС Юрайт , 2019 https://urait.ru/bcode/430876
Л1.3 под редакцией Л. А. Новоселовой Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федотова, Л. Н.  Реклама: теория и практика: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/489371
Л2.2 Круглова, Н. Ю. Правовое регулирование коммерческой деятельности в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/451847
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Федеральной антимонопольной службы www.fas.gov.ru
Э2 Сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) www.rsoc.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э5 курс Правовое и этическое регулирование медиа portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал,разъяснить темы, трудные для понимания,систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем:прочитайте учебный материал по теме лекциив учебниках и учебных пособиях,уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины,уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными,запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами,внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь,сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции,вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике.Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям,структурировать материал, составлять словарь терминов,отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответыпредставляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.