МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мастерская инфографики (творческие студии)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 100
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 100 100 100 100
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Мастерская инфографики (творческие студии)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.соц.наук, профессор Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой доктор.соц.наук, профессор Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у обучающихся систему знаний в области современной инфографики медиа, навыков создания и распространения информационной графики, технологии обработки информационных данных и их трансформации в информационные графические продукты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ
ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы создания эффективного медиатекста для реализации коммуникационных кампаний; особенности мультимедийных и интерактивных средств используемых в создании коммуникационной кампании; особенности презентаций в профессионально значимых сферах;
Основные мультимедийные технологии для производства медиапроектови (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Грамотно составлять эффективный медиатекст и использовать его при планировании коммуникационной компании;
Анализировать и оценивать эффективность технологий для производства медиапроектови (или) медиапродуктов, осуществлять профессиональный выбор техноловий в зависимости от специфики медиапотребления целевой группы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методом анализа и синтеза для систематизации материала и эффективной презентации его, способностью создавать интегрированные коммуникационные кампании, с использованием мультимедийных и интерактивных средств;
Стандартными навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства инфографики и других графических изображений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место инфографики в современной визуальной коммуникации
1.1. Сущность понятия инфографики и история её развития Лекции 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Сущность понятия инфографики и история её развития Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Сущность понятия инфографики и история её развития Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Инфографика в медиакоммуникациях Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Инфографика в медиакоммуникациях Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Инфографика в медиакоммуникациях Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Инфографика online Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Инфографика online Практические 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Инфографика online Сам. работа 5 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Дизайн инфографики Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Дизайн инфографики Практические 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Дизайн инфографики Сам. работа 5 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Инфографическое резюме Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Инфографическое резюме Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Инфографическое резюме Сам. работа 5 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Кого считают основоположником объясняющей графики?

Микеланджело Буонарроти
Леонардо да Винчи
Рафаэле Санти
Ответ: Леонардо да Винчи
2. В каком временном периоде стали появляться труды, популяризирующие визуализацию?
1875 – 1898
1800 - 1835
1950 – 1975
1938 - 1940
Ответ: 1950 – 1975
3. Какие сервисы можно использовать для создания инфографики?
Фотошоп
CorelDraw
SurveyMonkey
Piktochart
MindManager
Ответ: Фотошоп, Piktochart, MindManager
4. На какие принципы опирается инфографика?
системность
узнаваемость
прагматичность
лаконичность
структурированность и логичность организации информации, обусловленная функцией
образность
эстетическая привлекательность
Ответ: системность, лаконичность, структурированность и логичность организации информации, обусловленная функцией, образность, эстетическая привлекательность.
5. Какие существуют виды инфографики?
Статистическая
Новостная
Алгоритм
Нейтральная
Карта
Резюме
Ответ: Статистическая, Новостная, Алгоритм, Карта, Резюме
6. Можно ли утверждать, что инфографика обладает широкими образными и функциональными возможностями и может быть использована как в составе рекламного и PR-текста, так и в качестве его альтернативы?
Нельзя
Можно
Ответ: можно
7. Можно ли использовать Pictochart для создания инфографики?
Да
Нет
Ответ: да
8. Какие вопросы входят в Технику 6 вопросов?
Кто\Что
Когда
Как долго
Как
Почему
Ответ: Кто\Что, Когда, Как, Почему
9. Какие этапы стоит пройти при создании инфографики?
Посмотреть
Убедиться
Представить
Исправить
Показать
Увидеть
Ответ: Посмотреть, Представить, Показать, Увидеть
10. Что занимает 75 % времени из процесса создания инфографики?
Работа с графикой
Работа с данными
Ответ: работа с данными
11. Какие бывают виды резюме?
Хронологическое резюме
Межкультурное резюме
Функциональное резюме
Комбинированное резюме
Ответ: Хронологическое резюме, Функциональное резюме, Комбинированное резюме
12. Выберите плюсы Хронологического резюме
Выделяет несвязанные между собой работы
Знакомый формат для работодателей
Подчеркивает пробелы незанятости
Проще и легче всего написать
Акцент на опыте работы и росте в профессии
Ответ: Знакомый формат для работодателей,
Проще и легче всего написать,
Акцент на опыте работы и росте в профессии.
13. Каким требованиям должно удовлетворять резюме?
Уникальность
Новизна
Краткость
Уместность
Ответ: Уникальность, Краткость, Уместность
14. Что не является главным в инфографическом резюме?
Контактная информация
Профессиональный опыт
Время создания
Достижения / награды
Ответ: время создания
15. Существует ли в инфографике видео-резюме?
Да
Нет
Ответ: да

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Инфографика – это…
Ответ: это продукт графического дизайна, содержащий набор графических и текстовых элементов и связей между ними, используемый для передачи информации, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания.

2. Цель инфографики - …
Ответ: представление массива информации в лаконичной визуальной форме, легкой к усвоению и запоминанию, которая достигается за счет визуальных образов, некой метафоричности представления материала, а также за счет структурной и функциональной целостности.

3. В каких сферах в современности используется Инфографика?
Ответ: В наше время, в современности, инфографика нашла применение в рекламе, журналистике, медицине, статистической отчетности, картографии и во многих других отраслях.

4. Креолизованный текст – это…
Ответ: сложное текстовое образование, в котором вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата.

5. Чем инфографика отличается от иллюстрации и визуализации данных?
Ответ: Иллюстрация — это художественный инструмент, который дополняет текст и раскрывает контекст. А инфографика — это самостоятельный массив информации, который можно понять без сопроводительного текста. Визуализация данных — это метод науки и статистики, а инфографика — объект дизайна. Визуализация данных может быть частью инфографики. Это такие элементы, как график, диаграмма, гистограмма и т.п. Инфографика рассказывает историю, а визуализация — просто демонстрирует данные. Визуализация может быть инструментом инфографики, но не наоборот.

6. Перечислите плюсы инфографики
Ответ: Информацию из инфографики гораздо проще запомнить, чем из обычного текста.
Это прекрасный способ отличиться от конкурентов.
На инфографике остаются важные факты и выдержки из текста, лишнее отбрасывают. Поэтому воспринимать информацию таким образом гораздо проще.
В отличие от текстовой статьи инфографика сразу цепляет взгляд читателя.
Инфографику чаще сохраняют в «закладки», «сохраненки», отправляют друзьям или делятся на страницах в соцсетях.
Даже скучная инфа в инфографике становится более интересной.
Инфографика помогает развивать бренд. Главное — не забывать указывать логотип компании.
Инфографика стала популярным форматом, поэтому многие люди ищут информацию в интернете именно в таком виде.

7. Перечислите минусы инфографики
Ответ: Создание инфографики — удовольствие не из дешевых. Нужно будет написать текст, выбрать подходящие изображения, отрисовать иллюстрации, подобрать стиль для оформления, выбрать подходящий шрифт, проработать детали и грамотно всё это совместить.
Инфографика сильно упрощает информацию. Это одновременно и преимущество и недостаток. Некоторые описания и уточнения невозможно передать через инфографику, потому что в таком случае она получится перегруженной. Поэтому текст придется сильно сократить.
Некоторые несерьезно относятся к информации, которая представлена на инфографике, из-за того, что та слишком красочная.
Создание инфографики занимает больше времени, чем написание текстовой статьи.
Если человек читает инфографику со смартфона, у которого маленькое разрешение, ему может быть плохо видно мелкий текст.
Поисковики не индексируют текст инфографики, это плохо сказывается на Seo.

8. Напишите понятие эдьютейнмента (edutainment)
Ответ: сочетание образования и развлечения, позволяющий изданиям преподносить аудитории сложную информацию в упрощенном формате.

9. Перечислите газеты, в которых используется инфографика
Ответ: «Ведомости», «Деловой Петербург», «Аргументы и факты», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда».

10. Перечислите журналы, в которых используется инфографика
Ответ: «Русский репортер», «Вокруг света», «Эксперт», «Секрет фирмы»

11. Какова цель комикса?
Ответ: облегчает восприятие длинных историй, удобен для работы в социальных сетях, так как легко распространяется пользователями и не требует дополнительных материалов, а также для работы с большим объемом информации. Однако часто требует привлекающего внимание заголовка, так как глубокая детализация может быть не привлекательной для целевой общественности на первый взгляд. Такой тип визуализации данных подойдет для PR-текстов, связанных с описанием событий, например для пост-релизов или для освещения мероприятий в режиме реального времени.

12. Инфографическая справка – это…
Ответ: это сложная иллюстрация, в дизайне которой очень важна техническая сторона организации информации. Отличается большим количеством данных, как правило числовых значений, которые необходимо расположить так, чтобы облегчить считываемость и сократить объем сообщения. Часто в основе дизайна таких иллюстраций лежит таблица. Подобный дизайн удобен для представления результатов исследований, отчетных данных, статистики. PR-специалист может пользоваться инфографической справкой для сопровождения таких материалов, как годовые отчеты, спонсорские и информационные пакеты.

13. Ментальная карта – это…
Ответ: легко демонстрирует причинно-следственные связи. Удобно для визуализации ответов на вопросы, часто применяется в развлекательных целях, так как просто облекается в юмористическую форму. Также часто используется для коммуникации в социальных сетях из-за компактности и многообразия художественных приемов. PR-текст, сопровождаемый схематическим представлением, может быть применен для работы с имиджем субъекта PR, так как с помощью схемы легко представить преимущества и компетенции субъекта.

14. Для чего применяется карта?
Ответ: Карты удобны для описания событий с привязкой к местности, для демонстрации проектов, для объяснения пространственных взаимоотношений различных объектов. С помощью карт PR-специалист может проиллюстрировать презентацию проекта, сориентировать гостей по пути на мероприятие, а также создавать визуально привлекательные пространства на выставках и конференциях.

15. Таймлайн – это…
Ответ: удобен, когда есть необходимость продемонстрировать изменения, происходящие с течением времени. Создает иллюзию динамики в изображении, так как вынуждает зрителя следовать взглядом в заданном изображением направлении. Данный прием подходит для сопровождения бэкграундеров и биографий, так как предполагает организацию информации в хронологическом порядке. Наглядное представление дает и визуализация важных PR-событий, временная шкала позволяет представить информацию как уникальную и актуальную для целевой аудитории.

16. Для чего удобна сравнительная инфографика?
Ответ: удобна для сравнения явлений и цифр, позволяет представить большие объемы информации относительно компактно и дает возможность использовать широкий спектр художественных приемов. Для PR-специалиста сравнительная инфографика полезна при работе с позиционированием субъекта PR, так как на контрасте легко продемонстрировать особенности и уникальные компетенции субъекта.

17. Числовая инфографика – это…
Ответ: состоит из графиков и цифр, демонстрирует количественные характеристики. Удобна для разнородного контента, но требует серьезной дизайнерской работы и креативности. Для PR-практики такой прием организации информации тоже универсален, он может быть применен для визуализации любых сообщений для разных групп целевой аудитории, сложность и качество информации можно варьировать в зависимости от конкретных задач.

18. Какова цель мультимедийной подачи информации?
Ответ: предоставить аудитории возможность самостоятельно выбрать способ знакомства с материалом: прочитать текст, посмотреть фотографии, картинки, видео или совместить несколько способов получения информации по своему желанию.

19. Какова польза инфографики для читателей?
Ответ: Экономия времени – наглядность, Эмоции и переживания – яркие иллюстрации или цепляющие данные, Социальная польза – то, чем можно поделиться, Знания – информация, полезная для работы

20. Перечислите ошибки, которые могут возникать при создании инфографики
Ответ: Делать иллюстрации к тексту, вместо иллюстраций, которые выражают смысл, Вкладывать смысл в текст, а не в графику,
Вкладывать смысл в цифры, а не в графику,
Пытаются уместить слишком много смыслов в одной иллюстрации,
Слишком увлекаться художественной частью в ущерб восприятия,
Слишком увлекаться формой графиков в ущерб удобству восприятия,
Использовать неочевидные метафоры.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выпишите сайты, которые можно использовать для создания инфографики
Ellty
Crello
Simpoll
Фотошоп
CorelDraw
Ответ: Ellty, Crello, Фотошоп , CorelDraw

2. Существует ли функциональное резюме в инфографике?
Не существует
Существует
Ответ: Существует

3. Какие существуют методы мозгового штурма, которые можно использовать при создании инфографики?
креатив в условиях дедлайна
метод построения
ассоциативная карта
ассоциативные картинки
Ответ: креатив в условиях дедлайна, ассоциативная карта, ассоциативные картинки

4. В … году впервые появилась гипотеза, что найденные наскальные рисунки в действительности изображают части ночного неба
2003
1950
2000
1999
Ответ: 2000

5. Французский археолог…, впервые изучавший пещеры Ласко, анализируя рисунки и их расположения, предположил, что уже в эпоху палеолита люди могли использовать лестницы и леса.
Ривьер
Анри Эдуар Проспер Брейль
Мортилье
Пьетт
Ответ: Анри Эдуар Проспер Брейль

6. Единственной дошедшей до нас картой, датируемой VIII – VII вв. до н.э., является выполненная на глиняной табличке …
Карта мира Птолемея
Вавилонская карта мира
Карта мира по Геродоту
Ответ: Вавилонская карта мира

7. Иллюстрация — это художественный инструмент, который дополняет … и раскрывает контекст.
Изображение
Текст
Смысл
Ответ: текст

8. Верно ли что визуализация данных — это объект науки и статистики, а инфографика — метод дизайна.
Верно
Неверно
Ответ: Неверно

9. Можно ли использовать инфографику как онлайн, так и офлайн?
Можно
Нельзя
Ответ: можно

10. Верно ли, что в отличие от инфографики текстововая статья сразу цепляет взгляд читателя?
Неверно
Верно
Ответ: неверно

11. Инфографика помогает развивать …. Главное — не забывать указывать логотип компании.
Личность
Сайт
Бренд
Скиллы
Ответ: бренд

12. Инфографика сильно упрощает информацию. Это одновременно и преимущество и недостаток. Некоторые описания и уточнения невозможно передать через инфографику, потому что в таком случае она получится перегруженной.
Жизнь
Информацию
Время
Сайт
Ответ: информацию

13. Поисковики не индексируют текст инфографики, это плохо сказывается на …
Инфографике
Дизайне
Seo
Производительности
Ответ: Seo

14. Какой это вид инфографики: «С помощью графиков, диаграмм и списков можно графически представить статистику, факты и цифры»?
Конструкционная
Статистическая
Рекламная
Ответ: Статистическая

15. Какой это вид инфографики: «Часто с помощью такой инфографики компании изображают структуру рабочей организации»?
Список
Карта
Иерархия
Ответ: иерархия




ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1. Чем инфографика отличается от простого изображения или текста с изображением?
Ответ: Инфографика в целом и каждая её часть — самостоятельное средство передачи информации. Этим она отличается от, например, иллюстрации, которая хотя и передаёт информацию, но только дополнительную, и не может существовать без текста (исключение — комиксы или рисованные истории).

2. Прародителем инфографики можно считать…
Ответ: наскальную живопись и надписи людей эпохи палеолита, когда человек впервые начал передавать своим потомкам знания об укладе жизни народа и способах охоты.

3. Система Кипу – это…
Ответ: Одной из самых универсальных визуальных систем записи и воспроизведения количественных данных является система Кипу, созданная инками 1532 г. Это своеобразная письменность, представляющая собой сложные сплетения и узелки из веревок, сделанных из шерсти. С помощью таких кипу производился статистический учёт и централизованное управление. Для передачи какой-либо информации верёвки или отдельные окрашивались в разные цвета, таким способом разрешались религиозные, экономические и другие вопросы. Систему Кипу считают началом развития одномерной графики.

4. Почему некоторые несерьёзно относятся к инфографике?
Ответ: Некоторые несерьезно относятся к информации, которая представлена на инфографике, из-за того, что та слишком красочная.

5. В чём минус чтения инфографики со смартфона?
Ответ: Если человек читает инфографику со смартфона, у которого маленькое разрешение, ему может быть плохо видно мелкий текст.

6. Сравнительный вид инфографики – это…
Ответ: С помощью инфографики можно легко и наглядно сравнивать предметы или явления. Этот вид часто используют в блогах и интернет-журналах.

7. Функции конструционного вида инфографики:
Ответ: Схематично показывает устройство механизма, продукта или явления.

8. О чём новостной вид инфографики?
Ответ: О новостях недели, месяца или года тоже можно рассказать коротко и систематично — вынести на инфографику.

9. Для чего используют рекламный вид инфографики?
Ответ: Чтобы рассказать об акциях, скидках, продуктах или услугах, а также о компании, можно использовать рекламную инфографику.

10. Для чего используется инфографика – иерархия?
Ответ: Часто с помощью такой инфографики компании изображают структуру рабочей организации. Ещё иерархично показывают статистику.

11. Для чего используется таймлайн?
Ответ: Способ показать какие-либо события в датах. Часто такой формат используется в обучающих целях. Например, на уроках истории.

12. Визуализировать статью в виде инфографики — это…
Ответ: отличный способ сделать огромный кусок текста приятным для чтения и лёгким для восприятия.

13. О чём говорил Доктор Мартин Гилберт в своем исследовании, проведенном в Университете Южной Калифорнии?
Ответ: «В 20 веке мы ежедневно получили столько информации, сколько бы поместилось в 40 газетах, а теперь каждый день человек получает такой объем данных, который бы уместился в 174 печатных изданиях по 85 страниц каждая».

14. Как описывает эдютейнмент декан факультета журналистика МГУ Е.Л. Вартанова?
Ответ: «Эдютейнмент (edutainment, от англ, education – образование и entertainment – развлечение) – цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы, например компьютерные обучающие игры, интерактивные игровые энциклопедии».

15. … набирает популярность и в медиапространстве: сегодня средства массовой информации постепенно тоже уходят в сторону просвещения.
Ответ: Эдьютеймент (Edutainment).

16. Цель мультимедийной подачи информации?
Ответ: предоставить аудитории возможность самостоятельно выбрать способ знакомства с материалом: прочитать текст, посмотреть фотографии, картинки, видео или совместить несколько способов получения информации по своему желанию.

17. Чаще всего … в интернет-СМИ выступает как самостоятельное произведение, без привязки к текстовому источнику, поэтому тематический простор для творчества тоже расширяется.
Ответ: Инфографика

18. Верно ли что зачастую на сайтах публикуется комплексная инфографика, сочетающая в себе несколько видов графиков, диаграмм и иллюстраций?
Ответ: верно

19. Инфографика носит … и просветительский характер, благодаря информационной насыщенности и грамотной графической подаче она способна донести до реципиента сложные журналистские материалы.
Ответ: образовательный

20. Наиболее распространенные виды инфографики?
Ответ: статистика и отчеты: данные за определенный период времени сводятся воедино.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена. Экзамен проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. История развития инфографики: особенности, значение, преимущества.
2. История инфографики: первые карты –3-1 тыс. дон.э.
3. История инфографики: работы Леонардода Винчи –1495 г.
4. История инфографики: одномерная инфографика –1532 г.
5. История инфографики: новые графическиеформы–1700-1799 г.
6. История инфографики: начало современной графики–1850 г.
7. История инфографики: возрождение визуализации информации–1950 –1975 г.
8. История инфографики: интерактивная и динамическая визуализация высокого разрешения–1975 –2000 г.
9. Законы восприятия инфографики.
10. Принципы создания инфографики/
11. Типы инфографики/
12. Виды инфографики по формату представления.
13. Виды инфографики по способу представления.
14. Роль текстовой информации в инфографике. Шрифты, правила использования.
15. Роль цвета, колористика. Сервисы для подбора и генерации цветовых сочетаний.
16. Композиция, общие правила.
17. Видеоинфографика (понятие, примеры).
18. Интерактивная инфографика (понятие, примеры).
19. Анимированная инфографика (понятие, примеры).
20. Тренды в инфографике.
21. Способы создания инфографических объектов (программы, сервисы, готовые наборы, шаблоны).
22. Авторское право: источники изображений для инфографики, обзор ресурсов готовых изображений.
23. Этапы создания инфографики.

Типовое практическое задание:

Задание 1. Назовите типы и виды инфографики, приведите примеры



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гущин А.Н. Методы управления проектами: инфографика : учебное пособие из ЭБС «Университетская библиотека online» М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Р.Ю. Овчинникова Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие // ЭБС "Университетская библиотека onlaine" М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-правовой портал «Гарант» garant.ru
Э2 «КонсультантПлюс» consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Курс Мастерская инфографики (творческие студии) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие. Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Самостоятельная работа. Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:
- учебных и учебно-методических пособий;
- тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;
- перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;
- информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др.
Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.