МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальные медиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальные медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование знаний принципов функционирования социальных медиа, развитие умений и навыков эффективного использования возможностей социальных медиа в профессиональной деятельности.
Для достижения цели ставятся задачи:
формирование базовых знаний о специфике социальных медиа как нового типа средств массовой информации и коммуникации;
формирование основ практических умений организации работы с социальными медиа;
формирование навыков самообразования и профессионального совершенствования в ходе изучения новых социальных сервисов и работы с ними;
реализация коммуникативных, технических и эвристических способностей у обучающихся в ходе работы с социальными сервисами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Интернет как коммуникационная среда
1.1. Характеристика Интернета как коммуникационной среды. Веб-эволюция. Веб 2.0, веб 3.0 Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.1
1.2. Социальные медиа в сети Интернет Лекции 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.1
1.3. Обзор площадок социальных медиа в сети Интернет Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3
1.4. Площадки социальных медиа в сети Интернет Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3
Раздел 2. Технологии работы в социальных медиа
2.1. Основы SMM: тренды, аудитории, платформы Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.2
2.2. Технологии работы в социальных медиа: Telegram Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.2
2.3. Технологии работы в социальных медиа: Telegram Практические 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.2
2.4. Технологии работы в социальных медиа: Рутуб Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3
2.5. Технологии работы в социальных медиа: Рутуб Практические 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3
2.6. Технологии работы в социальных медиа: Дзен Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.2
2.7. Технологии работы в социальных медиа: Дзен Практические 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.2
2.8. Технологии работы в социальных медиа Сам. работа 7 69 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7289

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-3: способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Средства массовой коммуникации – это
а) специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
б) процесс распространения систематической информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, кино-, звуко -, видеозапись и т. д.) на численно большие, рассредоточенные аудитории количество людей, которые хотя бы раз контактировали с публикацией сообщества.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. Интернет-проекты, содержание которых формируют сами пользователи в социальных сетях, блогах, подкастах, сайтах, печатных и мобильных продуктах – это?
а) Социальные медиа
б) Социальные сети
в) СМИ
ОТВЕТ: а.

Вопрос 3. User generated content – это?
а) Тип блога
б) Пользовательский контент
в) Формат вовлекающего контента
ОТВЕТ: б.

Вопрос 4. UTM-метки – это
а) специальные теги, которые добавляются к ссылке на сайт. Они передают подробную информацию о канале трафика и позволяют системам аналитики различить пользователей, пришедших по ссылкам из разных источников.
б) уникальный идентификатор интернет-рекламы, содержащий информацию о рекламодателе
ОТВЕТ: а.
Вопрос 5. Что из перечисленного относится в категории социальных медиа?
а) Рутуб
б) Вконтакте
в) Википедия
г) Сайт РБК
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 6. Верно ли утверждение: "Фотохостинги - это пример социальных медиа"?
а) да, верно.
б) нет.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Верно ли утверждение: «Гражданская журналистика стала активно развиваться в эпоху социальных медиа»?
а) Да
б) Нет
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. Минимальный рекламный бюджет на Telegram Ads для отечественный пользователей составляет…
а) 1 500 рублей + НДС
б) 1500 € + НДС
в) 3 000 € + НДС
г) 3 000 рублей + НДС
ОТВЕТ: б.

Вопрос 9. Какие пользователи могут публиковать Stories в Telegram?
а) все
б) обладатели подписки Premium
в) владельцы публичных каналов, число читателей которых превышает 1 млн.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 10. Нуждается ли «самореклама» в социальных сетях в обязательной маркировке?
а) Да
б) Нет
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Нужно ли маркировать информацию о партнерах, размещенную в соцсетях?
а) Нет, при соблюдении требований ФЗ «О рекламе».
б) Да
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Социальная сеть – это
а) интерактивная онлайн-площадки и сервисы, где пользователи могут писать личные сообщения, звонить по аудио- и видеосвязи другим пользователям, производить и просматривать контент.
б) объединяться в группы торговая площадка, которая продаёт товары и услуги разных продавцов через интернет.
в) специальный канал и передатчик, благодаря которому происходит распространение информационных сообщений на большие территории
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13. По каким показателям можно настроить таргетированную рекламу в Telegram?
а) Пол, возраст
б) Семейное положение
в) Местоположение
г) Язык
д) Интересы
ОТВЕТ: в,г,д.

Вопрос 14. Таргетированное рекламное объявление в Telegram…
а) состоит только из текста и может включать до 160 символов.
а) состоит из текста и изображения, может включать до 250 символов.
б) Может состоять из видео\изображения или текста.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Подлежит ли обязательной маркировке реклама в Telegram?
а) да
б) нет
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое СМК?
ОТВЕТ: специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Вопрос 2. Социальные медиа – это?
ОТВЕТ: интернет-проекты, содержание которых формируют сами пользователи в социальных сетях, блогах, подкастах, сайтах, печатных и мобильных продуктах.

Вопрос 3. Перечислите типы социальных медиа.
ОТВЕТ: массовые, тематические, фото- и видеохостинги

Вопрос 4. Перечислите основные характеристики социальных медиа.
ОТВЕТ: создатель контента – сам пользователь; площадка – Интернет и сопутствующие ресурсы, существующие в информационной среде.

Вопрос 5. Web 1.0 – это?
ОТВЕТ: это доступ к информации, размещенной в сети Интернет.

Вопрос 6. Web 2.0 – это?
ОТВЕТ: это условия для самостоятельного генерирования контента, модель для совместного конструирования действительности.

Вопрос 7. Web 3.0 – это?
ОТВЕТ: это формирование информационно-коммуникативного пространства человека с помощью сетевых технологий и изменение с их помощью окружающего мира.

Вопрос 8. Чему равен минимальный рекламный бюджет на Telegram Ads для отечественный пользователей?
ОТВЕТ: 1500 € + НДС.

Вопрос 9. Какие пользователи могут публиковать Stories в Telegram?
ОТВЕТ: обладатели подписки Premium.

Вопрос 10. Что такое user generated content?
ОТВЕТ: пользовательский контент.

Вопрос 11. Какое максимальное количество символов может содержать таргетированное рекламное объявление в Telegram?
ОТВЕТ: 160 символов.

Вопрос 12. Сколько подписчиков необходимо каналу «Дзен» для получения верификации?
ОТВЕТ: минимум 100 000 подписчиков.

Вопрос 13. Какой из сервисов веб-аналитики можно подключить к каналу «Дзен»?
ОТВЕТ: «Яндекс Метрика» и LiveInternet.

Вопрос 14. Каким образом можно дублировать контент из канала в Telegram на платформу «Дзен»?
ОТВЕТ: Нужно воспользоваться синхроботом Дзена. Это бот, который публикует посты из вашего телеграм-канала прямо в Дзен. Для этого нужно авторизоваться и синхронизировать каналы. Больше ничего делать не придётся: после успешной настройки посты из телеграма будут автоматически размещаться на вашем дзен-канале.

Вопрос 15. На какой максимальный срок возможно отложить публикация в канале «Дзен»?
ОТВЕТ: Публикацию материала или правок можно отложить максимум на 365 дней.

Вопрос 16. Какое основное требование необходимо соблюсти для объединения сайта и канала в «Дзен» для автоматического дублирования контента с сайта?
ОТВЕТ: канал должен набрать не менее 100 подписчиков и направить заявку на монетизацию.

Вопрос 17. Какое максимальное количество картинок можно прикрепить к посту в «Дзен»?
ОТВЕТ: не больше 10 штук.

Вопрос 18. Какие внутренние варианты интерактивного контента предлагает платформа «Дзен»?
ОТВЕТ: опрос.

Вопрос 19. Метрика «дочитывание» в «Дзен» позволяет посмотреть?
ОТВЕТ: количество пользователей, которые просмотрели публикацию до конца.

Вопрос 20. При каких условиях «Дзен» автоматически переводит канал из модели «Расширенный показ» в модель показа контента «Показ по подписке»?
ОТВЕТ: При нарушении каналом требований платформы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Интернет как СМК.
2. Веб-эволюция. Веб 1.0, Веб 2.0, Веб 3.0
3. История социальных медиа.
4. Отличия социальных медиа от традиционных СМИ.
5. Социальные медиа и социальные сети.
6. Концепция "экономики дарения" (gift economy) Дж.Ритцера.
7. Концепция "викиномики" (wikinomics) Т. Тарпскота и Г. Уильямса.
8. .Блоги: виды, функции, возможности профессионального применения.
9. Понятие сетевого сообщества в социальных медиа.
10. Особенности генерации контента в социальных медиа.
11. Принципы построения сообщества в социальной сети.
12. Особенности создания коллективного контента.
13. SMM-стратегия: понятие, классификация
14. Цели и тактики SMM
15. Telegram: характеристика, эффективность форматов
16. «Дзен»: характеристика, эффективность форматов
17. «Рутуб»: характеристика, эффективность форматов
18. Особенности формирования коммуникационной стратегии в social media: Telegram
19. Особенности формирования коммуникационной стратегии в social media: «Дзен»
20. Особенности формирования коммуникационной стратегии в social media: «Рутуб»
21. Telegram: технологии продвижения
22. «Дзен»: технологии продвижения
23. «Рутуб»: технологии продвижения
24. Оценка эффективности маркетинга в соцмедиа

Типовое практическое задание
Подготовьте сравнительную таблицу Веб-эволюции: веб 1.0, веб 2.0, веб 3.0. Предложите свои варианты параметров сравнения. Укажите общие и различные характеристики.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коханова Л.А., Калмыков А.А. Интернет-журналистика : учебник : М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
Л1.2 Акулич, М.В. Интернет-маркетинг : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "Четвертой волны"): учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2017. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454124
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс "Социальные медиа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.