МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медиаменеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиакоммуникации_ЦКиМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы медиаменеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Подготовка слушателей к принятию управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д.
- Получение знаний в области проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
- Освоение инструментов стратегической организационной диагностики и использования их при управлении портфелем медиахолдинга.
- Изучение методов и особенностей управления правами на контент в различных средах.
- Освоение основных методов бюджетирования и финансового анализа, используемых в медиакомпаниях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-2.1 Знает маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-2.2 Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-2.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации
ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроектаи (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы управления медиаорганизациями и специфику управления такими структурами в сравнении с другими видами бизнеса; особенности гибкого и адаптивного управления творческими коллективами и методы мотивации творческого персонала; способы оценки потребности в ресурсах и планировании их использования для решения задач в профессиональной области;
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать стратегии, бизнес-планы, бюджеты и финансовые планы, оценивая потребности в ресурсах для их реализации; концепции медиа, маркетинговые стратегии программные сетки и т.п., управлять контентом, доходностью, коммерческим отделом, редакционными и творческими структурами, временными творческими коллективами, анализировать деятельность СМИ в ее структурном, смысловом и аудиторном аспектах; гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям для решения поставленных профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пользования компьютерными программными пакетами для управления проектами, статистическими пакетами, системами распределения обязанностей в редакции, применения источников данных о рынках, использования методов стратегического, маркетингового, организационного анализа медиакомпаний;
технологиями поиска и обработки различных видов информации (в том числе на основе системного подхода).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организационные модели и организационные структуры в медиабизнесе
1.1. Ключевые понятия медиаменеджмета Лекции 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.2. Ключевые понятия медиаменеджмета Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.3. Ключевые понятия медиаменеджмета Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.4. Бизнес-модели в медиаиндустрии Лекции 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.5. Бизнес-модели в медиаиндустрии Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.6. История организационных структур в СМИ и СМК Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.7. История организационных структур в СМИ и СМК Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.8. Понятие медиакомпаний. Типология медиакомпаний Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
1.9. Понятие медиакомпаний. Типология медиакомпаний Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Бюджетирование и финансовое управление медиа
2.1. Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
2.2. Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
2.3. Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Управление медиаактивами
3.1. Медиаактивы предприятий Лекции 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
3.2. Медиаактивы предприятий Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2
3.3. Медиаактивы предприятий Сам. работа 4 62 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4088

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Часть креативной индустрии, сектор экономики, направленный на удовлетворение как запросов (информационного, аналитического, развлекательного) аудитории разного типа, так и запроса рекламодателей на доступ к аудитории называется…
а) Медиасфера
б) Медиаэкономика
в) Медиаиндустрия
г) Медиасреда
Ответ: в.

Вопрос 2. Радел экономической науки, который занимается изучением СМИ как отдельной отрасли рыночного хозяйства, а также условий и элементов медиапроизводства называется…
а) Медиасфера
б) Медиаэкономика
в) Медиаиндустрия
г) Медиасреда
Ответ: б.

Вопрос 3. Какой медиаисследователь впервые вводит концепцию «товара» применительно к медиааудитории?
а) Д. Смайт
б) Р. Пикар
в) Г. Дженкинс
Ответ: а.

Вопрос 4. Какие типы рыночных структур присутствуют на медиарынке?
а) совершенная конкуренция
б) монополистическая конкуренция
в) олигополия
г) монополия
Ответ: а,б,в,г.

Вопрос 5. Какой тип конкуренции предполагает наличие монополий или олигополий на верхнем уровне и присутствие конкуренции на более низких уровнях – региональном, городском, районом и др.?
а) монополистическая конкуренция
б) совершенная конкуренция
в) зонтичная конкуренция
Ответ: в.

Вопрос 6. Какие из перечисленных ниже сегментов относятся к медиарынку?
а) Газетный и журнальный рынок
б) Рынок маркетплейсов
в) Рынок компьютерных игр
г) Рынок медицинских технологий
Ответ: а,б,в.

Вопрос 7. Монополистическая конкуренция - это ...?
а) конкурирующие производители предлагают однотипные товары для различных категорий потребителей при ограниченном разнообразии самих товаров, характеризует рынок FM-радио, некоторые секторы журнальной индустрии.
б) доминирование на рынке всего лишь нескольких компаний – характерна для телевизионной индустрии (в США несколько общенациональных телесетей), для рынка музыкальных записей, киноиндустрии.
в) доминирует только одна компания, существуют в газетном бизнесе при отсутствии конкурирующих изданий.
Ответ: а.

Вопрос 8. Аналитический инструмент, способный отразить логику основных процессов, происходящих как внутри организации (конфигурации ее основных процессов, формирования ее архитектуры), так и вне ее – это?
а) Бизнес-модель
б) Аудит медиакомпании
в) Учредительный документ
Ответ: а.

Вопрос 9. Что выступает источником дохода в государственной бизнес-модели медиапредприятия?
а) финансируется из государственных и муниципальных бюджетов
б) существует за счет абонентской платы
в) основные источники дохода – реклама и продажа контента
г) интегрирует все перечисленные выше способы финансирования
Ответ: а.

Вопрос 10. Что выступает источником дохода в коммерческой бизнес-модели медиапредприятия?
а) финансируется из государственных и муниципальных бюджетов
б) существует за счет абонентской платы
в) основные источники дохода – реклама и продажа контента
г) интегрирует все перечисленные выше способы финансирования
Ответ: в.

Вопрос 11. Что выступает источником дохода в общественной бизнес-модели медиапредприятия?
а) финансируется из государственных и муниципальных бюджетов
б) существует за счет абонентской платы
в) основные источники дохода – реклама и продажа контента
г) интегрирует все перечисленные выше способы финансирования
Ответ: б.

Вопрос 12. Что выступает источником дохода в смешанной бизнес-модели медиапредприятия?
а) финансируется из государственных и муниципальных бюджетов
б) существует за счет абонентской платы
в) основные источники дохода – реклама и продажа контента
г) интегрирует все перечисленные выше способы финансирования
Ответ: г.

Вопрос 13. Какие страны используют или использовали ярко выраженную государственную бизнес-модель в предприятиях телевещания?
а) США
б) Китай
в) Россия
г) Германия
д) Англия
е) СССР
ж) Казахстан
Ответ: б,е.

Вопрос 14. Нематериальные активы, являющиеся продуктами медиатворческой деятельности и имеющие непосредственное отношение к духовным ценностям – это?
а) медиаактивы
б) немедийные активы
в) цифровые активы
Ответ: а.

Вопрос 15. Что из перечисленного ниже является медийным активом?
а) медиапродукт
б) медиаканал
в) бренд
г) репутация
д) медийная персона
е) офис медиапредприятия
Ответ: а,б,в,г,д.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Дайте определение понятию «медиаиндустрия».
Ответ: Часть креативной индустрии, сектор экономики, направленный на удовлетворение как запросов (информационного, аналитического, развлекательного) аудитории разного типа, так и запроса рекламодателей на доступ к аудитории.

Вопрос 2. Дайте определение понятию «медиаэкономика»
Ответ: Радел экономической науки, который занимается изучением СМИ как отдельной отрасли рыночного хозяйства, а также условий и элементов медиапроизводства.

Вопрос 3. Какой медиаисследователь впервые вводит концепцию «товара» применительно к медиааудитории?
Ответ: Д. Смайт.

Вопрос 4. Какие типы рыночных структур присутствуют на медиарынке?
Ответ: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, зонтичная конкуренция, олигополия, монополия.

Вопрос 5. Какой тип конкуренции предполагает наличие монополий или олигополий на верхнем уровне и присутствие конкуренции на более низких уровнях – региональном, городском, районом и др.?
Ответ: зонтичная конкуренция.

Вопрос 6. Перечислите основные сегменты медиарынка.
Ответ: Для медиарынка характерно выделение рыночных сегментов (секторов), связанных с теми или иными каналами распространения информации или медианосителями: газетный и журнальный рынок (традиционные медиа), рынок радио и ТВ (электронные медиа) и рынок новых медиа, к которым относят спутниковое и кабельное платное ТВ, IPTV, мобильное телевидение, разного рода интернет-коммуникации, геминг и т.д.

Вопрос 7. Монополистическая конкуренция - это ...?
Ответ: конкурирующие производители предлагают однотипные товары для различных категорий потребителей при ограниченном разнообразии самих товаров, характеризует рынок FM-радио, некоторые секторы журнальной индустрии.

Вопрос 8. Дайте определение бизнес-модели медиапредприятия.
Ответ: инструмент, способный отразить логику основных процессов, происходящих как внутри организации (конфигурации ее основных процессов, формирования ее архитектуры), так и вне ее.

Вопрос 9. Что выступает источником дохода в государственной бизнес-модели медиапредприятия?
Ответ: финансируется из государственных и муниципальных бюджетов.

Вопрос 10. Что выступает источником дохода в коммерческой бизнес-модели медиапредприятия?
Ответ: основные источники дохода – реклама и продажа контента.

Вопрос 11. Что выступает источником дохода в общественной бизнес-модели медиапредприятия?
Ответ: существует за счет абонентской платы

Вопрос 12. Что выступает источником дохода в смешанной бизнес-модели медиапредприятия?
Ответ: финансируется из государственных и муниципальных бюджетов, абонентской платы, рекламы и продажи контента.

Вопрос 13. Какие типы бизнес-моделей медиапредприятий предложил В.Л. Иваницкий?
Ответ: В.Л. Иваницкий предлагает следующую типологизацию бизнес-моделей СМИ: респектабельная, агрессивная, интуитивная и корпоративная..

Вопрос 14. Нематериальные активы, являющиеся продуктами медиатворческой деятельности и имеющие непосредственное отношение к духовным ценностям – это?
Ответ: медиаактивы.

Вопрос 15. Какие бизнес-модели новых медиа предложила Е.Л. Вартанова?
Ответ: видеотекст, платный Интернет, бесплатные Web-услуги, рекламный Интернет, общие и индивидуальные порталы, многоцелевые порталы.

Вопрос 16. В чем сущность бизнес-модели «бесплатные Web-услуги»?
Ответ: WWW(World Wide Web), Всемирная паутина, и связанные с ней браузеры и программное обеспечение облегчили доступ к Интернету. Своим появлением Всемирная паутина обязана европейскому научному сообществу, которое сделало значительные вложения в улучшение качества доставки и увеличение объема материала в Интернете. В результате в Интернете появились новые типы содержания, а коммерческие фирмы стали продвигать свои материалы бесплатно, насыщая содержание Интернета полукоммерческими, полуинформационными данными. Традиционные СМИ попытались адаптироваться к новым условиям: к жизни была возвращена старая модель видеотекста, основанная на вторичном использовании материалов, однако она была дополнена новыми возможностями по передаче графической информации. В результате бесплатность услуг создала популярность у аудитории, однако у провайдеров содержания начались коммерческие трудности.

Вопрос 17. В чем сущность бизнес-модели «многоцелевые порталы»?
Ответ: . За данной бизнес-моделью, несомненно, большое будущее. Многоцелевые цифровые порталы получат широкое распространение в связи с увеличением емкости линий связи. По сути в этой бизнес-модели реализуется комбинация существующих общих или индивидуальных порталов с более продвинутыми порталами, предлагающими потоковые видео и аудио. Новые предложения порталов значительно шире, чем существующие: в будущем возможен просмотр телеканалов всего мира, услуги почасовой оплаты получаемого контента, невещательные каналы, поиск в видеоархивах, разнообразные мультимедийные материалы, чаты, выбор языка программ. Прибыльность данной бизнес-модели будет обеспечиваться за счет рекламы и индивидуальных подписок, плат по расценкам. Уже сегодня многие еще неприбыльные порталы стремятся создать сильные бренды для будущей капитализации.
Вопрос 18. Перечислите основные медиаактвы предприятий.
Ответ: гудвил, медиапродукт, мадиаканал, медиаперсона (может быть как топ-менеджер, так и сотрудник, например, ведущий блога). К нестандартным медиаактивам также относятся архив, клиентская база, референтная база, права на формат, на events (проведение фестивалей, конкурсов).

Вопрос 19. Какие новые бизнес-модели новых медиа предлагает А. Касьяненко?
Ответ: фрагментированный контент, Pay Per Use, книжные клубы, Open Access, подписка, донаты, Peer2Peer, Self-Publishing.

Вопрос 20. Раскройте сущность бизнес-модели «фрагментированный контент»
Ответ: В основе этой модели лежит идея, впервые предложенная Apple для продажи музыки пофайлово в iTunes. Это позволяет не переплачивать за ненужный контент (например, когда нужна только одна песня с целого диска). В книжной индустрии лидером в этой области является проект SliceBooks, способный продавать книги по главам в процессе их создания, а также резать готовые книги и журналы на фрагменты и продавать их частями. Самый низкий абонентский тариф за использование платформы составляет всего девять долларов. Такой подход позволяет не только снизить порог покупки, но и продавать книги за обычные деньги и за внимание. Например, первая глава — бесплатно, вторая — за e-mail, третья — за публикацию в соцсети и т.д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Управление деятельностью медиапредприятия с минимальными издержками и максимальными результатами называют
а) Эффективность медиаменеджмента
б) Управление рисками
в) Прогнозирование
Ответ: а.
Вопрос 2. Какие факторы могут препятствовать медиапредприятию выйти на медиарынок?
а) неразвитость спроса
б) низкая платежеспособность медиапотребителей
в) политика протекционизма по отношению к избранным бизнес-структурам
Ответ: а,б,в.

Вопрос 3. Что помогает оценить бизнес-модель Остервальдера ?
а) позволяет целостно описать и проанализировать всю систему взаимосвязанных бизнес-процессов как новых, так и давно существующих на рынке медиапредприятий.
б) Позволяет оценить количество проданных товаров и услуг ежемесячно.
в) Позволяет оценить коэффициент валовой и чистой прибыли.
Ответ: а.

Вопрос 4. Компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели – это?
а) пилотный выпуск
б) прототип
в) стартап
г) медиапредприятие
Ответ: в.

Вопрос 5. Как расшифровывается аббревиатура MVP?
а) медиастартап
б) жизненный цикл медиапродукта
в) минимальный жизнеспособный продукт
Ответ: в.

Вопрос 6. Какие из перечисленных ниже методов можно отнести к методам оценки эффективности стартапов?
а) Метод венчурного капитала
б) СВОТ-анализ
в) Метод скоринга
Ответ: а,б,в.

Вопрос 7. Стратегия, которая подразумевает создание с нуля новых рыночных сфер и отраслей, а не конкуренцию на существующем рынке с помощью дифференциации называется…
а) Стратегия голубого океана
б) Стратегия доминирования на рынке
в) Стратегия дифферсификации медиапродуктов
Ответ: а.

Вопрос 8. Аналитический инструмент, способный отразить логику основных процессов, происходящих как внутри организации (конфигурации ее основных процессов, формирования ее архитектуры), так и вне ее – это?
а) Бизнес-модель
б) Аудит медиакомпании
в) Учредительный документ
Ответ: а.

Вопрос 9. Программный (стратегический) документ, описывающий последовательную реализацию действий компании по построению бизнеса, включающая описание продукта, 25 процесс производства/предоставления услуг, рыночных и финансовых показателей, маркетинговых мероприятиях – это?
а) медиаплан
б) бизнес-план
в) бизнес-стратегия
г) бизнес-модель
Ответ: б.

Вопрос 10. Сущность бизнес-модели Lean Canvas Э. Маурья заключается в том, чтобы оценить бизнес-модель на основе
а) обратной связи от клиентов
б) сильных и слабых сторон медиапродукта
в) жизненного цикла продукта
Ответ: в.

Вопрос 11. Сколько блоков включает бизнес-модель по А. Остервальдеру?
а) 4
б) 9
в) 6
г) 11
Ответ: б.

Вопрос 12. Какие этапы включает в себя процесс построения бизнес-модели?
а) Генерация бизнес-идеи
б) Создание бизнес-модели
в) Формализация бизнес-модели
г) Публикация бизнес-модели
Ответ: а,б,в.

Вопрос 13. Назовите основные подходы к созданию бизнес-модели?
а) каскадный
б) итеративный
в) открытый
г) смешанный
Ответ: а, б.

Вопрос 14. Что помогает оценить блок «Ценностное предложение» в концепции бизнес-моделирования Остервальдера?
а) определенные преимущества (решение проблемы), которые получат клиенты, воспользовавшись разрабатываемым медиапродуктом
б) способы доставки (предоставления) ценностного предложения потребительским сегментам
в) набор бизнес-партнеров, которые обеспечивают функционирование бизнес-модели

Ответ: а.

Вопрос 15. Что помогает оценить блок «Каналы сбыта» в концепции бизнес-моделирования Остервальдера?
а) определенные преимущества (решение проблемы), которые получат клиенты, воспользовавшись разрабатываемым медиапродуктом
б) способы доставки (предоставления) ценностного предложения потребительским сегментам
в) набор бизнес-партнеров, которые обеспечивают функционирование бизнес-модели
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Эффективность медиаменеджмента – это..
Ответ: Управление деятельностью медиапредприятия с минимальными издержками и максимальными результатами.

Вопрос 2. Что является критерием эффективности медиаменеджмента?
Ответ: Критерием эффективности медиаменеджмента компании считается наиболее полное удовлетворение запросов медиапотребителя при высоком качестве медиапродукта и рациональности использовании всех видов ресурсов.

Вопрос 3. Какие факторы могут препятствовать медиапредприятию выйти на медиарынок?
Ответ: Препятствовать входу на рынок могут факторы объективного характера (неразвитость спроса, слабая транспортная и информационная инфраструктура, низкая платежеспособность населения данного региона и т.п.). Препятствуют входу также административные барьеры (политика протекционизма по отношению к избранным бизнес-структурам, принудительная сертификация оборудования и/или продукции, принуждение к участию фирм в социальных программах, всевозможные ограничения на ввоз или вывоз ресурсов и т.д.).

Вопрос 4. В чем заключается ключевая сложность в признании медиаактивов?
Ответ: С точки зрения признания таких активов основная сложность заключается в необходимости идентифицировать подобные активы и оценить их стоимость.

Вопрос 5. Каковы критерии грамотного управления нематериальными активами?
Ответ: 1. Нематериальный актив должен быть отделим от других активов компании. Под этим подразумевается, что его можно продать, обменять, сдать в аренду без потери экономических выгод, генерируемых другим имуществом. 2. В большинстве случаев возможность контролировать актив предполагает существование юридических прав на его использование. Именно по критерию контроля можно отличить нематериальные активы от нематериальных ресурсов. 3. Будущие экономические выгоды. Нематериальный актив может быть отражен в отчетности компании, если его использование позволит в будущем получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т. д. Важно отметить, что возможность получения предприятием подобных экономических выгод определяется на основании профессионального суждения, подкрепленного соответствующим обоснованием.

Вопрос 6. Из каких блоков состоит бизнес-модель Остервальдера?
Ответ: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, отношения с клиентами, потоки доходов, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек.

Вопрос 7. Что помогает оценить бизнес-модель Остервальдера ?
Ответ: позволяет целостно описать и проанализировать всю систему взаимосвязанных бизнес-процессов как новых, так и давно существующих на рынке медиапредприятий..

Вопрос 8. Дайте определение стартапу.
Ответ: компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели.

Вопрос 9. Как расшифровывается аббревиатура MVP?
Ответ: минимальный жизнеспособный продукт.

Вопрос 10. В чем заключается основная задача MVP?
Ответ: Основная задача MVP – это получение обратной связи для дальнейшей доработки уже существующих и внедрения новых функций медиапродукта.

Вопрос 11. Перечислите известные вам методы оценки эффективности стартапов?
Ответ: Метод Беркуса, метод суммирования факторов риска, метод скоринга, метод сравнимых операций, метод балансовой стоимости, метод ликвидационной стоимости, метод дисконтированных денежных потоков, первый чикагский метод, метод венчурного капитала.

Вопрос 12. В чем сущность стратегии голубого океана?
Ответ: Стратегия, которая подразумевает создание с нуля новых рыночных сфер и отраслей, а не конкуренцию на существующем рынке с помощью дифференциации.

Вопрос 13. Что такое бизнес-план?
Ответ: программный (стратегический) документ, описывающий последовательную реализацию действий компании по построению бизнеса, включающая описание продукта, 25 процесс производства/предоставления услуг, рыночных и финансовых показателей, маркетинговых мероприятиях.

Вопрос 14. В чем ключевая сущность бизнес-модели Lean Canvas Э. Маурья?
Ответ: Сущность бизнес-модели Lean Canvas Э. Маурья заключается в том, чтобы оценить бизнес-модель на основе обратной связи от клиентов

Вопрос 15. Формализация бизнес-модели – это?
Ответ: процесс структурирования созданной бизнес-модели на основе определенного шаблона.

Вопрос 16. Какие этапы включает в себя процесс построения бизнес-модели?
Ответ: 1. Генерация бизнес-идеи; 2. Создание бизнес-модели; 3. Формализация бизнес-модели; 4. При необходимости разработки бизнес-плана - преобразование бизнес-модели в бизнес-план.
Вопрос 17. Назовите основные подходы к созданию бизнес-модели?
Ответ: . каскадный и итеративный.
Вопрос 18. В чем особенность каскадного подхода к созданию бизнес-модели?
Ответ: Каскадный подход – модель, при которой процесс разработки продукта осуществляется поэтапно. При этом возврат на предыдущий этап не предусмотрен. Перечислим этапы каскадного подхода: генерирование идеи; выбор идеи; разработка концепции; проверка концепции; разработка маркетинговой стратегии; бизнес-анализ; разработка продукта; рыночное тестирование.
Вопрос 19. В чем особенность итеративного подхода к созданию бизнес-модели?
Ответ: Итеративный подход предполагает совершение нескольких проходов (итераций) в создании бизнес-модели при непрерывном анализе полученных результатов. Такой подход намного более гибкий в сравнении с каскадным. Очень важным компонентом становится непрерывная обратная связь от клиента. Работы на этапах и анализ выполняются параллельно, при необходимости происходит корректировка предыдущих действий. В случае, если стартап понимает, что бизнес-модель не работает при данных условиях, команда может совершить т.н. «вираж» (pivot) и вести разработку продукта для других целевых аудиторий или с другим ценностным предложением

Вопрос 20. В чем заключается особенность лицензионной бизнес-модели?
Ответ: медиакомпания получает доход от интеллектуальной собственности, не проводя их коммерциализацию собственными силами

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Медиарынок и его понятия.
2. Понятие бизнес-модели и бизнес-моделирования в СМИ.
3. Бизнес-моделирование, как инструмент создания и управления компанией.
4. Бизнес-модели интернет-СМИ
5. Бизнес-модели радио и телевидения
6. Бизнес-модели печатных СМИ
7. Понятие организационной модели СМИ.
8. Типы организационных структур в медиаиндустрии.
9. Линейно-функциональная структура и ее применение в медиа.
10. Матричная структура и ее применение в медиа.
11. Дивизиональная структура и ее применение в медиа.
12. Основные принципы и направления планирования.
13. Финансовое планирование и оценка эффективности.
14. Производственное планирование в медиа.
15. Цели и принципы бюджетирования, виды бюджетирования.
16. Бюджет доходов и расходов в медиа.
17. Понятие медиаорганизации. Типология медиаорганизаций.
18. Типы организаций по юридическому статусу, форме собственности, типу производимой продукции и услуг и др. Специфика их деятельности в российской практике.
19. Понятие финансового менеджмента компании. Инструменты финансового менеджмента, их типология.
20. Понятия «активы» и «пассивы» компании. Их типология. Материальные и нематериальные активы. Гудвилл.
21. Нематериальные активы медиаорганизаций. Типология нематериальных активов медиаорганизаций.
22. Логотип и бренд как важнейшие нематериальные активы медиаорганизации.
23. Звезды и топ-менеджеры как нематериальные активы медиаорганизации. Рынок звезд и менеджеров в медиабизнесе.
24. Рынок контента в медиабизнесе. Субъекты рынка медиаконтента в его различных сегментах: производящие телекомпании, производящие радиокомпании, информационные агентства и т.п.
25. Основные продукты российского рынка медиаконтента и их характеристики.
26. Риски в медиабизнесе. Стандартные и специфические медийные риски.
27. Слияния и поглощения компаний на медиарынке. Классификация слияний и поглощений. Основные причины слияний и поглощений.
ТИПОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Опишите бизнес-модель регионального медиа на выбор по концепции оценки бизнес-модели Остервальдера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др Экономика и управление социальной сферой : учебник : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375813
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Романов, А.А. Медиапланирование : учебно-практическое пособие / А.А. Романов, Г.А. Васильев, Р.В. Каптюхин. - М. : Евразийский открытый институт, 2010. - 240 с. - ISBN 978-5-374-00391-8 ; То же [Электронный ресурс]. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93170
Э2 Медиа: введение : учебник / под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев. - 2-е изд. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 551 с. : ил., табл. - (Зарубежный учебник). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00960-7 ; То же [Электронный ресурс]. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Э3 Экономика и управление социальной сферой : учебник / Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др. ; Московский осударственный университет имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра экономики социальной сферы ; под ред. Е.Н. Жильцова и др. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 496 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02423-8 ; То же [Электронный ресурс]. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375813
Э4 курс Основы медиаменеджмента portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Официальный сайт Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям www.fapmc.ru
2. Сайт «Медиа-атлас» www.mediatlas.ru
3. Сайт www.sostav.ru (новости маркетинга, рекламы, PR)
4. Сайт Гильдии издателей периодической печати www.gipp.ru
5. Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
6. «КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
7. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
8. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
10. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Коллоквиум представляет собой коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии.
Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя: изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой; повторение учебного материала, полученного при подготовке к практическим занятиям и во время их проведения; изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний; составление в письменной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы; формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.