МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная деятельность в медиасфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиакоммуникации_ЦКиМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 16 16 50 50 66 66
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.;к.социол.н, доцент, Василенко И.А.;к.филол.н., доцент, Милюкова А.Г.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК "Алтай" , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Проектная деятельность в медиасфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – дать студентам возможность в ходе осуществления учебных проектов овладеть технологиями и инструментами медиапроектирвания.
Задачи дисциплины:
Приобретение знаний об основных технологиях, инструментах, методах, применяемых в медиапроектирование. Понимание того, каким образом конструируются инструменты медиапроектирования. Понимание специфики различных видов и типов инструментов. Обучение навыкам выбора инструментов, подстройки медиапроектов к особенностям медиасистемы, в которой они функционируют.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ.
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-1.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
ПК-1.3 Владеет навыками поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
ПК-2Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-2.1 Знает маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-2.2 Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-2.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации
ПК-3Способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современ ные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиа проектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроектаи (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и методы медиапроектирования, методы анализа и верификации информации, необходимой для разработки медиапроектов, подходы к проектированию организационной структуры медиакомпании, алгоритмы разработки новых видов и форматов медиапродукции;
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать новые медиапродукты, анализировать и верифицировать информацию, необходимую для этого, проектировать организационные структуры медиапроектов, медикомпаний, их структурных подразделений, разрабатывать новые форматы медиапродукцию, производить творческие пилотные проекты;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и инструментами медиапроектирования, навыками в области творческой разработки медиапродуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы создания медиапроекта
1.1. Элементы и инструменты проектной деятельности в медиа Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.2. Технологии генерации,отбора проектов и предварительных исследований Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.3. Постановка цели и задач медиапроекта. Содержание проекта и способы его фиксации Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.4. Принципы и методы планирования медиапроекта Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.5. Самостоятельная работа в создании медиапроекта Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Экономика и организация медиапроекта
2.1. Анализ рисков и ограничений медиапроекта Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Технологии бюджетирования медиапроекта Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.3. Создание организационной структуры медиапроекта Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.4. Моделирование продвижения и распространения медиапродукта Лабораторные 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.5. Запуск пилотной версии медиапроекта Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.6. Методы оценки эффективности медиапроекта Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.7. Самостоятельная работа в создании медиапроекта Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Современные технологии проектирования медиапроектов
3.1. Технологии проектирования медиапроектов Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.2. VR, AR, видео 360, видео 3D – анализ практики комбинации технологий, примеры использования, перспективы применения в медиасфере. Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.3. Самостоятельная работа в создании медиапроекта Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.4. Интерактивное вещание. Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.5. Мобильные приложения. Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.6. Мультимедийные проекты как высоко-технологичный способ продвижения эфирных продуктов в неэфирной среде. Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.7. Фандрайзинг. Product Placement и другие формы финансирования аудиовизульного продукта Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.8. Самостоятельная работа в создании медиапроекта Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.9. Особенности разработки медиапроектов в государственном секторе Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.10. Особенности разработки медиапроектов в коммерческом секторе Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.11. Особенности разработки медиапроектов в секторе НКО Лабораторные 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.12. Правовые основы медиапроектов Лабораторные 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.13. Самостоятельная работа в создании медиапроекта Сам. работа 4 44 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»:
ст.преподаватель Жеребненко А.В., доцент Валюлина Е.В., ассистент Кирданова Д. - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5657

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-3: Способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите, верно ли следующее утверждение:
«Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального или повторение уже полученного продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием неограниченных ресурсов»
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 2. Среди следующих вариантов выберите те, которые являются целью:
а. Провести фотосессию
б. Приобрести новое ПО для работы с видеофайлами
в. Провести проектную фотосессию с домашними животными до 1 декабря 2023 года
г. До 25 декабря 2023 года приобрести профессиональный видеоредактор Adobe Premiere Pro, версия 2023 года.
Ответ: в, г.

Вопрос 3. Укажите неверные утверждения относительно этапов проектной деятельности:
а. Проектная деятельность начинается с этапа проблематизации
б. После завершения этапа проблематизации в проекте начинается этап планирования
в. Последний этап проектной деятельности – сдача проекта
г. Проектная деятельность начинается с целеполагания
Ответ: в, г.

Вопрос 4. Укажите, что должно быть на месте пропусков в следующем утверждении:
«Успешность [пропуск 1] складывается из успеха [пропуск 2] и успеха [3]»
а. 1 – управления проектом; 2 – планирования; 3 – руководителя проекта
б. 1 – проекта; 2 – управления проектом; 3 – продукта
в. 1 – руководителя проекта; 2 – планирования проекта; 3 – процессов, которые он выстроил
Ответ: а.

Вопрос 5. В каких случаях речь идет о проектной деятельности?
а. Мы задаемся целью увеличить число подписчиков телеграм-канала «А» до определенной даты, например, до начала лета, планируем шаги и контролируем их выполнение
б. Мы периодически что-то выкладываем в канал «Дзен», проводим редизайн, вводим новые рубрики, пробуем новые форматы контента
в. Мы задаемся целью вывести новый продукт на рынок Алтайского края в течение месяца, разрабатываем креативную идею, стратегию, план и следуем им
Ответ: а, в.

Вопрос 6. Укажите верный порядок этапов проектной деятельности:
а. Целеполагание -> Проблематизация -> Планирование -> Реализация -> Сдача
б. Целеполагание -> Планирование -> Проблематизация -> Реализация -> Сдача
в. Проблематизация -> Целеполагание -> Планирование -> Реализация -> Оценка эффективности
г. Планирование -> Проблематизация -> Целеполагание -> Реализация -> Оценка эффективности
Ответ: в.

Вопрос 7. «В ходе [пропуск 1] проекта важно определять [пропуск 2] для оценивания получаемых промежуточных результатов»
а. 1 – реализации; 2 – контрольные точки
б. 1 – целеполагания; 2 – контрольные точки
в. 1 – реализации; 2 – паузы в проекте
г. 1 – проблематизации; 2 – паузы в проекте
Ответ: а.

Вопрос 8. Выберите, какое определение команды проекта является наиболее корректным
а. Команда проекта – это закрепленная на постоянной основе рабочая группа, выполняющая работы по проекту и поддержанию его результатов после завершения и ответственная непосредственно перед Заказчиком за их выполнение.
б. Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.
Ответ: б.

Вопрос 9. Как связаны между собой проблема и цель проекта? (один ответ)
а. Это практически одно и то же
б. Иногда цель вообще никак не связана с проблемой проекта
в. Целью проекта всегда является решение проблем проекта
Ответ: в.

Вопрос 10. Отвечает ли следующая цель проекта критериям SMART?
Увеличить посещаемость сайта с помощью ежедневной публикации новых материалов и рекламы ресурса в социальных сетях.
а. Да
б. Нет
Ответ: б.

Вопрос 11. Отвечает ли следующая цель критериям SMART?
Увеличить количество продаж магазина «Н» на платформе маркетплейса «Валдберис» до 31 декабря 2023 года.
а. Да
б. Нет
Ответ: а.

Вопрос 12. Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
а. Ограниченная
б. Однозначно воспринимаемая всеми участниками
в. Измеримая
г. Достижимая в заданных условиях
Ответ: б,в,г.

Вопрос 13. Что определяет матрица ответственности?
а. Степень ответственности участников за выполнение работ проекта
б. Роли, на которые нужно назначить самых ответственных сотрудников
в. Наиболее важные работы проекта
г. Работы, к выполнению которых нужно отнестись наиболее ответственно
Ответ: а.

Вопрос 14. Для чего используется методика RACI?
а. Для оценки эффективности команды проекта
б. Для составления матрицы ответственности
в. Для распределения ролей в команде согласно методике Белбина
г. Для формирования состава команды проекта
Ответ: б.

Вопрос 15. К какому спектру деятельности руководителя проекта относится концептуальная разработка творческого проекта?
а) финансово-экономическому;
б) юридически-правовому;
в) проектно-технологическому;
г) организационно-управленческому;
д) маркетинговому.
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом – это
Ответ: проектная деятельность

Вопрос 2. Для чего используется методика RACI?
Ответ: Для распределения ролей в команде согласно методике Белбина

Вопрос 3. Команда проекта состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей. С точки зрения управления командой какое число участников является оптимальным
Ответ: 3-7

Вопрос 4. Укажите, что должно быть на месте пропусков в следующем утверждении:
«Успешность [пропуск 1] складывается из успеха [пропуск 2] и успеха [3]»
а. 1 – управления проектом; 2 – планирования; 3 – руководителя проекта
б. 1 – проекта; 2 – управления проектом; 3 – продукта
в. 1 – руководителя проекта; 2 – планирования проекта; 3 – процессов, которые он выстроил
Ответ: а.

Вопрос 5. Какая методика используется для определения персональной ответственности и степени участия за выполнение отдельных этапов и задач проекта?
Ответ: матрица ответсвенности

Вопрос 6. Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
Ответ: Однозначно воспринимаемая всеми участниками, конкретная, измеримая, достижимая.

Вопрос 7. Что определяет матрица ответственности?
Ответ: Степень ответственности участников за выполнение работ проекта.

Вопрос 8. Дайте определение команды проекта.
Ответ: Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.

Вопрос 9. В чем заключается основное отличие проектной деятельности от операционной?
Ответ: в уникальности проектной деятельности.

Вопрос 10. Какое количество ролей должно выполняться в проектной команде, согласно предложениям Белбина, независимо от ее численного состава?
Ответ: 9 ролей.

Вопрос 11. Какой критерий позволяют оценить эффективность проекта?
Ответ: достижение цели проекта.

Вопрос 12. Какие критерии являютя эффективными в оценке эффективности управления проектом?
Ответ: выполнение бюджета, выполнение календарного плана, достижение цели.

Вопрос 13. Что такое прoтотипирование?
Ответ: Быстрая частичная реализация существенных элементов или структуры предполагаемого продукта проекта.

Вопрос 14. Успешность проекта может быть определена следующим образом: Успех управления проектом + Успех "?" Какое слово должно быть указано вместо знака вопроса?
Ответ: продукт

Вопрос 15. Назовите метод, к которому относится следующее описание: «Этот метод базируется на том, что группа людей имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек, а при устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей»
Ответ: мозговой штурм.

Вопрос 16. Что такое медиапроект?
Ответ: временная структура, предназначенная для создания медиапродуктов, выполнения работ и оказания услуг в медиасфере, а также для создания новых и реорганизации существующих медиаорганизаций.


Вопрос 17. Что такое медиапродукт?
Ответ: завершенный результат деятельности (творчества) участника медиакоммуникационного процесса, распространяемый в медиасреде и на медианосителе для конкретной аудитории.

Вопрос 18. Что является результатом медиапроекта?
Ответ: медиапродукт.

Вопрос 19. Назовите основные признаки проекта.
Ответ: Любой проект имеет три главных признака: цель, сроки и ресурсы

Вопрос 20. Перечислите основные особенности медиапроектов.
Ответ: медиапроекты могут быть ориентированы сразу на два рынка: на рынок товаров и на рынок услуг (производство товара — контента и продажа услуг — времени/ места для рекламы); при разработке медиапроекта необходимо находить баланс между экономической целесообразностью и социальной миссией; результат медиапроекта — медиапродукт потребляется в свободное время, то есть в часы досуга; медиапродукт должен быть в какой-то степени развлекательным, ввиду воздействия экономики потребления; медиапроект планируется и реализуется в условиях: особого динамизма (высокой скорости обновления и распространения медиапродукта); высокой степени неопределенности внешней среды; медиаконвергентности (слияние технологий, прежде различных и разобщенных медиа, рынков).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Что является целью медиаисследования?
а. Создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений
б. Совершенствовать общее представление о медиа, как явлении и процессе
в. Получить информацию о конкурентах
Ответ: а
Вопрос 2. Объективность как принцип исследования – это:
а. учет возможных погрешностей при измерении того или иного явления
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: а
Вопрос 3. Данные исследований компании Mediascop – это
а. результаты синдикативных исследований
б. первичная информации
в. заказное корпоративное исследование
Ответ: а
Вопрос 4. Вид исследования, в котором изучаются медиапредпочтения аудитории – это:
а. дискриптивное
б. каузальное
Ответ: а
Вопрос 5. Принцип достоверность при проведении исследования – это:
а. соизмеримость полученных результатов с затратами на проведение исследования
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: б
Вопрос 6. Выберите более емкое понятие:
а. исследование аудитории
б. исследование телесмотрения
в. медиаисследования
Ответ: в.
Вопрос 7. Взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, поддерживаемый программным обеспечением, с помощью которого компания собирает и интерпретирует информацию для принятия управленческих решений:
а. система собственных маркетинговых исследований
б. Маркетинговая база данных
в. Маркетинговая информационная система
Ответ: в.
Вопрос 8. Существует ли единый типовой образец МИС?
а. да
б. нет
Ответ: б
Вопрос 9. Что относится к вторичной информации?
а. результаты исследований, опубликованные в открытых источниках
б. план медиаисследования
в. инструментарий медиаисследования
Ответ: а
Вопрос 10. Что относится к качественным методам исследования?
а. составление рейтингов СМИ
б. фокус-группа
в. опрос
Ответ: б.
Вопрос 11. Ключевая характеристика дескриптивного исследования:
а. проверка причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
б. описание тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации
в. Использование только вторичной маркетинговой информации
Ответ: б
Вопрос 12. Гипотеза исследования – это:
а. определение действий по смягчению проявления проблем
б. вероятностное суждение о возможных путях решения поставленных проблем
в. аналитическое обоснование выявленных проблем
Ответ: б
Вопрос 13. В чем цель каузального исследования?
а. в сборе предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблемы
б. в поиске первичной информации
в. обосновании гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей
Ответ: в
Вопрос 14. Источники внешней вторичной информации:
а. данные АВС-анализа, SWOT – анализа, информация сети торговых корреспондентов
б. официальные отчеты фирм, специальные издания, Интернет, данные государственной статистики
в. информация компании: отчеты, результаты исследований
Ответ: б
Вопрос 15. В чем отличие первичной информации от вторичной?
а. собрана ранее, для других целей
б. служит для проверки причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
в. собрана впервые – для конкретного исследования
Ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА (20)
Вопрос 1. Какую роль играют медиаисследования в компании?
Ответ: Медиаисследования позволяют сформировать портрет целевой аудитории, помогают выстраивать эффективное медиапланирование, обеспечивают руководство компании своевременной и достоверной информацией при принятии управленических решений.
Вопрос 2. Составьте определение медиаисследований.
Ответ: Медиаисследования – это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространения и использование информации для повышения эффективности идентификации возможностей компании и решения существующих проблем.
Вопрос 3. Опишите основные этапы медиаисследования.
Ответ: Определение проблемы исследования, разработка подхода к решению проблемы, формулировка плана исследования, проведение полевых работ, подготовка и анализ данных, составление отчета.
Вопрос 4. Дайте характеристику исследованию, направленному на определение проблемы.
Ответ: Это исследование, которое предпринимается, что бы помочь идентифицировать неочевидные проблемы, либо существующие, либо такие, которые могут возникнуть в будущем.
Вопрос 5. Приведите примеры медиаисследований, направленных на решение проблемы.
Ответ: Исследования по сегментации аудитории, исследование медиапродукта, исследование каналов продвижения медиапродукта.
Вопрос 6. Приведите пример медиаисследований, направленных на определение проблемы.
Ответ: исследование потенциала медиарынка, исследование доли аудитории, исследование медиапредпочтений аудитории.
Вопрос 7. Дайте определение системе поддержки принятия решений.
Ответ: Это информационная система, которая позволяет ЛПР взаимодействовать непосредственно с базами данных и моделями анализа. Компоненты системы включают аппаратное обеспечение и коммуникационную сеть, базу ПО.
Вопрос 8. Перечислите преимущества СППР перед маркетинговой информационной системой.
Ответ: помогает при решении неструктурированных проблем, ипользует математические и статистические модели, имеет дружественный интерфейс, гибкие настройки.
Вопрос 9. Дайте определение внешним субъектам исследовании и приведите пример.
Ответ: Это независимые компании, самостоятельно проводящие медиаисследования и привлекаемые для их проведение. Например, НАФИ, Mediascop.
Вопрос 10. Перечислите этапы плана исследования.
Ответ: Анализ вторичной информации, качественные исследования, сбор количественных данных, измерение и шкалирование, разработка инструментария, определение размера выборки, план анализа данных.
Вопрос 11. Перечислите возможные элементы исследовательского отчета.
Ответ: В отчете должны быть письменно изложены результаты и инетрпретация данных, полученных в ходе исследования. Так же по запросу предоставляется отчет о ходе исследования и вся собранная для анализа информация.
Вопрос 12. Что значит «медиаметрия четерех экранов»?
Ответ: Это синхронное отслеживание телесмотрения на мобильных экранах, экранах ПК и ТВ.
Вопрос 13. Перечислите элементы системы показателей медиаизмерений телевизионной аудитории.
Ответ: рейтинг, накопленный рейтинг, средний рейтинг, доля аудитории, среднесуточная доля телеканала, охват, объем телесмотрения.
Вопрос 14. Опишите автоматизированный способ медиаизмерения телесмотрения.
Ответ: Это пиплметрия. Электронный регистратор (пиплметр) подключается к каждому телевизору в домохозяйстве, члены которого стали респондентами в исследовании. Регистратор записывает все переключения по каналам каждого из членов домохозяйства старше 4-х лет.
Вопрос 15. В чем главная особенность телевизионных измерений?
Ответ: Главная особенность состоит в том, что отобранные респонденты опрашиваются постоянно в течение длительного периода времени, это так называемые панельные исследования. Телевизионная панель представляет собой модель реального населения на анализируемой территории.
Вопрос 16. Какие факторы влияют на объемы медиаизмерений?
Ответ: В первую очередь – объем рекламного рынка. Медиаизмерения - это валюта продажа рекламы и рекламодатели заинтересованы в проведении подобных исследований. Второй фактор – развитие медиаинфраструктры региона, проникновение интернета. Третий фактор – стандарты медиаизмерений.
Вопрос 17. Опишите автоматизированные методы медианализа наружной рекламы.
Ответ: Медиаизмерения наружной рекламы основываются на данных мобильных операторов. Это базы данных мониторинга наружной рекламы (ODASTAT) и рейтинги (ODAPLAN).
Вопрос 18.Что такое технология Mobile People Meter?
Ответ: Это ПО, устанавливаемое на смартфоны респондентов, которое в фоновом режиме регистрирует акустические данные. То есть записывает окружение респондента, сравнивает с эталонным и описывает телесмотрение. Технология позволяет учитывать дополнительные параметры респондентов: род занятий, семейное положение, доход.
Вопрос 19. Какие вы знаете компании, продающие результаты исследований?
Ответ: Медиаскоп, РБК, ВЦИОМ.
Вопрос 20. На что направлены качественные исследования медиа?
Ответ: На изучение эффекта воздействия СМК, общественное мнение, анализ содержания контента, тестирование рекламных сообщений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий; "хорошо"-верно выполнено 70-84% заданий; "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий; "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета с оценкой. Зачет с оценкой проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Технологические этапы проектирования.
2. Принципы отбора инструментов и технологий для медиапроекта.
3. Использование технологий социального проектирования в медиапроектировании.
4. Использование технологий бизнес-проектирования в медиапроектировании.
5. Модели ранжирования проектов. Их применение в медиапроектировании.
6. Метод реальных вариантов выбора (опционов) в медиапроектировании
7. Постановка цели и задач медиапроекта.
8. Принципы и методы планирования проекта.
9. Содержание проекта и способы его фиксации.
10. Технологии анализа рисков и ограничений проекта.
11. Технологии бюджетирования медиапроекта.
12. Создание структуры проекта и бизнес-процессов.
13. Проектирование штатного расписания и распределения обязанностей.
14. Четырех-стадийная модель создания проектной команды.
15. Принципы встраивания медиапроекта в структуру компании.
16. Технологии бюджетирования проекта.
17. Запуск пилотной версии медиапроекта.
18. Методы оценки эффективности проекта.
19. Алгоритмы моделирования печатного издания.
20. Составляющие концепции печатного издания.
21. Современные технологии проектирования телевизионных проектов.
22. Проектирование мультимедийных и мультиплатформенных проектов.
23. Технологии разработки PR-проекта.

Типовое практическое задание
Федеральная сеть супермаркетов продовольственных и непродовольственных товаров открывает свой первый магазин на территории Алтайского края, в городе Барнауле. Сеть ориентирована на средний и высокий ценовой сегмент.
Оцените возможные риски открытия торговой точки в Барнауле и предложите варианты их минимизации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Зельдович, Б. З. Медиаменеджмент: , 2020 www.biblio-online.ru
Л1.3 Н. Б. Кириллова Медиакультура и основы медиаменеджмента: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
Л1.4 Е. В. Майорова Информационные технологии в менеджменте : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э5 курс Проектная деятельность в медиасфере, ст.преп. Жеребненко А.В. portal.edu.asu.ru
Э6 курс Проектная деятельность в медиасфере, доц. Валюлина Е.В. portal.edu.asu.ru
Э7 курс "Проектная деятельность в медиасфере", доц. Василенко И.А. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.