МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.– теоретическое и практическое овладение современной методологией исследования функционирования средств массовой информации; 2 – глубокое и всестороннее изучение методологии научных исследований в области гуманитарных наук, её сопряжённости с современными отраслями междисциплинарных исследований, открывающих общие и частные закономерности функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации; 3. – постижение конкретно-исторического развития научной мысли, формирование научных парадигм, сформировавших важнейшие отрасли современной науки, в том числе – и гуманитарной; 4 – понимание специфики научного подхода к изучению различных сфер деятельности средств массовой коммуникации и массовой информации, выбора методики исследования функций, предмета, методов формирования содержания массовых информационных потоков для научных исследований и повседневной работы журналиста; 5. – выработка навыка определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; 6. – закрепление.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
ПК-1.1 Знает основные направления и школы научных исследований всфере журналистики и медиа
ПК-1.2 Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию
ПК-1.3 Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты
ПК-1.4 Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
ПК-1.1. Знает основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа.
ПК-1.2. Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
ПК-1.3. Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты.
ПК-1.4. Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология медиаисследований
1.1. Методология научного исследования. Метод и методология. Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Классификация методов научного исследования Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Классификация методов научного исследования Сам. работа 1 8 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Метод и методология в научном исследовании Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Особенности современного социального познания. Специфика методов социально-гуманитарных наук. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Особенности современного социального познания. Специфика методов социально-гуманитарных наук. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Основные научные течения и школы исследования СМИ. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство. Сам. работа 1 8 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Компоненты СМИ как предмет исследования. Анализ материалов СМИ. Анализ носителя информации. Анализ процессов получения информации. Концептуальные приемы научных исследований СМИ. Техника проведения научных исследований (основные приемы). Методологические подходы к исследованию новых сфер функционирования средств массовой информации (специализированных, тематических, медиаконвергентных, сетевых СМИ, блогосферы…) Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Разработка плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения различных подходов. Типы и виды медиаисследования, цели и задачи. Этапы медиаисследования. Оформление результатов. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Техника проведения научного исследования Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества Сам. работа 1 14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Коллоквиум «Современные методы медиаисследований» Сам. работа 1 14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Разработка и реализация плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения методов исследования. Порядок исследовательской работы Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методика и методы медиаисследований
2.1. 2.1 Методология классической рациональности: совокупность диалектико-материалистических методов исследования СМИ. Методы изучения систем, структур, методов и выразительных средств журналистики. Принципы диалектико-материалистического исследования. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Количественные методы исследования. Эмпирические методы исследования СМИ: процедуры и методы методы сбора, анализа и проверки эмпирического материала: исследование медиатекстов. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Исследования массовой аудитории. Изучение аудитории теле- и радиовещания. Медиаметрия. Рейтинги СМИ, медиахолдингов и компаний. Исследование онлайн-СМИ, онлайн-опросы. Морниторинг в реальном времени. Специальные методы изучения «новых медиа». Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Количественные методы исследования. Методы эмпирической социологии в медиаисследованиях Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Методология неклассической рациональности. Социальная феноменологии, герменевтика как ведущие методы социально-гуманитарного исследования. Качественные методы исследования. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Качественные методы исследования. . Cтратегии качественного исследования: этнография, исторические исследования, этнометодология, обоснованная теория, case study, life story, oral history, визуальные исследования. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Опрос и интервью как методы сбора информации Практические 1 4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Методология постнеклассической рациональности. Специфика парадигмы постмодерна. Парадоксы эпистемологии. Эстетика постструктурализма. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Методы качественного исследования медиа Практические 1 4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Дискурс-анализ медиаконтента. Метод критического дискурс-анализа. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Дискурс-анализ медиаконтента. Метод критического дискурс-анализа. Сам. работа 1 14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Синергетическая методология и медиаисследования. Принцип нелинейности в изучении самоорганизации медиасистем. Новые медиа:динамика исследовательских подходов. Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Информация и коммуникация.Профессии информации и коммуникации. Нематериальная сущность информации. Материальная сущность коммуникации. Информация как абстрактный контент. Роль языка. Информация и пропаганда. Информационное общество и его определения. Технократические видения будущего СМИ. Галактика Гутенберга и галактика Маклюэна. Работы Тоффлера и Белла. Информациональный капитализм Кастелльса. Теория использования СМИ и Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Реферат Сам. работа 1 14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Учение о методах научного познания и их комбинациях, которое представляет собой общетеоретическую конструкцию, определяющую принципы, нормы и процедуру получения научного знания. Связана с разработкой и повышением результативности методов познания – это…
Правильный ответ: методология

2. Способ или совокупность приемов, подходов, направленных на достижение цели познания объективной реальности. Предполагает определенную процедуру, включающую последовательные действия, направленные на решение исследовательской задачи. Это…
Правильный ответ: метод

3. Методика исследования – это…
Правильный ответ: совокупность приемов, операций, применяемых в строгой последовательности и взаимосвязи с целью сбора эмпирических и фактологических данных, их обобщения и обработки.

4. ______________________________методы ориентированы на выявление специфических характеристик феномена и поэтому концентрирует свое внимание на всестороннем его рассмотрении, в единстве всех составляющих, в совокупности объективных и субъективных факторов, обусловливающих развитие данного феномена, обеспечивают определение сущностных признаков, свойств, характеристик изучаемых объектов с тем, чтобы восполнить недостаточность их теоретической проработанности. С их помощью выстраивается логическая цепь причинно-следственных зависимостей между анализируемыми явлениями коммуникативного пространства и открывается возможность их интерпретации.
Правильный ответ: качественные / качественные методы

5. ______________________ методы могут быть охарактеризованы как «формализованные» и «массовые». Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение.
Правильный ответ: количественные / количественные методы

6. ____________________ интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию, которая предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты.
Правильный ответ: глубинное / глубинное интервью

7.________________________– это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности.
Правильный ответ: репрезентативная выборка

8. Документ, описывающий характер и методику исследовательских действий, сроки и этапы исследования, - это…
Правильный ответ: план исследования

9. Количественный метод, предполагающий числовую оценку определенных компонентов с дополнением различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей, - это…
Правильный ответ: контент-анализ

10овокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях, - это…
Правильный ответ: дискурс-анализ

11. Разновидность дискурс-анализа, разработанная Норманом Фейрклаф , в которой утверждается, что дискурс — лишь один из множества аспектов любой социальной практики, - это…
Правильный ответ: критический дискурс-анализ

12. Метод _____________________ является групповой дискуссией, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному медиапродукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном опыте.
Правильный ответ: фокус-группа / фокусированное интервью

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает: 1) ____2) ___________3)______________.
Правильный ответ: наличие программы и плана, команды, респондентов

14. Систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции аналитического проекта в соответствии с основными целями и задачами, ее методического и процедурного обеспечения, выдвигаемых гипотез и операций, обеспечивающих проверку их результатов, - это…
Варианты правильного ответа: программа / план анализа

15. Какой метод сбора информации предполагает непосредственное визуальное или слуховое восприятие реальных событий и их регистрацию?
Правильный ответ: наблюдение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в конце семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают оценку автоматически.
Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ушаков, Евгений Владимирович Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов КноРус, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Черданцева Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.3 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека» liber.rsuh.ru
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э3 Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система urait.ru
Э4 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Реферат. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее
Зачёт. Подготовка к зачёту ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.