Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Журналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | 1.– теоретическое и практическое овладение современной методологией исследования функционирования средств массовой информации; 2 – глубокое и всестороннее изучение методологии научных исследований в области гуманитарных наук, её сопряжённости с современными отраслями междисциплинарных исследований, открывающих общие и частные закономерности функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации; 3. – постижение конкретно-исторического развития научной мысли, формирование научных парадигм, сформировавших важнейшие отрасли современной науки, в том числе – и гуманитарной; 4 – понимание специфики научного подхода к изучению различных сфер деятельности средств массовой коммуникации и массовой информации, выбора методики исследования функций, предмета, методов формирования содержания массовых информационных потоков для научных исследований и повседневной работы журналиста; 5. – выработка навыка определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; 6. – закрепление. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
ПК-1 | Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики |
ПК-1.1 | Знает основные направления и школы научных исследований всфере журналистики и медиа |
ПК-1.2 | Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию |
ПК-1.3 | Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты |
ПК-1.4 | Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода. ПК-1.1. Знает основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа. ПК-1.2. Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели. УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели. ПК-1.3. Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты. ПК-1.4. Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология медиаисследований | ||||||
1.1. | Методология научного исследования. Метод и методология. | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Классификация методов научного исследования | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Классификация методов научного исследования | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.4. | Метод и методология в научном исследовании | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.5. | Особенности современного социального познания. Специфика методов социально-гуманитарных наук. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.6. | Особенности современного социального познания. Специфика методов социально-гуманитарных наук. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.7. | Основные научные течения и школы исследования СМИ. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.8. | Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.9. | Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.10. | Компоненты СМИ как предмет исследования. Анализ материалов СМИ. Анализ носителя информации. Анализ процессов получения информации. Концептуальные приемы научных исследований СМИ. Техника проведения научных исследований (основные приемы). Методологические подходы к исследованию новых сфер функционирования средств массовой информации (специализированных, тематических, медиаконвергентных, сетевых СМИ, блогосферы…) | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.11. | Разработка плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения различных подходов. Типы и виды медиаисследования, цели и задачи. Этапы медиаисследования. Оформление результатов. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.12. | Техника проведения научного исследования | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.13. | От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества | Сам. работа | 1 | 14 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.14. | Коллоквиум «Современные методы медиаисследований» | Сам. работа | 1 | 14 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.15. | Разработка и реализация плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения методов исследования. Порядок исследовательской работы | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Методика и методы медиаисследований | ||||||
2.1. | 2.1 Методология классической рациональности: совокупность диалектико-материалистических методов исследования СМИ. Методы изучения систем, структур, методов и выразительных средств журналистики. Принципы диалектико-материалистического исследования. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Количественные методы исследования. Эмпирические методы исследования СМИ: процедуры и методы методы сбора, анализа и проверки эмпирического материала: исследование медиатекстов. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Исследования массовой аудитории. Изучение аудитории теле- и радиовещания. Медиаметрия. Рейтинги СМИ, медиахолдингов и компаний. Исследование онлайн-СМИ, онлайн-опросы. Морниторинг в реальном времени. Специальные методы изучения «новых медиа». | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.4. | Количественные методы исследования. Методы эмпирической социологии в медиаисследованиях | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.5. | Методология неклассической рациональности. Социальная феноменологии, герменевтика как ведущие методы социально-гуманитарного исследования. Качественные методы исследования. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.6. | Качественные методы исследования. . Cтратегии качественного исследования: этнография, исторические исследования, этнометодология, обоснованная теория, case study, life story, oral history, визуальные исследования. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.7. | Опрос и интервью как методы сбора информации | Практические | 1 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.8. | Методология постнеклассической рациональности. Специфика парадигмы постмодерна. Парадоксы эпистемологии. Эстетика постструктурализма. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.9. | Методы качественного исследования медиа | Практические | 1 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.10. | Дискурс-анализ медиаконтента. Метод критического дискурс-анализа. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.11. | Дискурс-анализ медиаконтента. Метод критического дискурс-анализа. | Сам. работа | 1 | 14 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.12. | Синергетическая методология и медиаисследования. Принцип нелинейности в изучении самоорганизации медиасистем. Новые медиа:динамика исследовательских подходов. | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.13. | Информация и коммуникация.Профессии информации и коммуникации. Нематериальная сущность информации. Материальная сущность коммуникации. Информация как абстрактный контент. Роль языка. Информация и пропаганда. Информационное общество и его определения. Технократические видения будущего СМИ. Галактика Гутенберга и галактика Маклюэна. Работы Тоффлера и Белла. Информациональный капитализм Кастелльса. Теория использования СМИ и | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.14. | Реферат | Сам. работа | 1 | 14 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Учение о методах научного познания и их комбинациях, которое представляет собой общетеоретическую конструкцию, определяющую принципы, нормы и процедуру получения научного знания. Связана с разработкой и повышением результативности методов познания – это… Правильный ответ: методология 2. Способ или совокупность приемов, подходов, направленных на достижение цели познания объективной реальности. Предполагает определенную процедуру, включающую последовательные действия, направленные на решение исследовательской задачи. Это… Правильный ответ: метод 3. Методика исследования – это… Правильный ответ: совокупность приемов, операций, применяемых в строгой последовательности и взаимосвязи с целью сбора эмпирических и фактологических данных, их обобщения и обработки. 4. ______________________________методы ориентированы на выявление специфических характеристик феномена и поэтому концентрирует свое внимание на всестороннем его рассмотрении, в единстве всех составляющих, в совокупности объективных и субъективных факторов, обусловливающих развитие данного феномена, обеспечивают определение сущностных признаков, свойств, характеристик изучаемых объектов с тем, чтобы восполнить недостаточность их теоретической проработанности. С их помощью выстраивается логическая цепь причинно-следственных зависимостей между анализируемыми явлениями коммуникативного пространства и открывается возможность их интерпретации. Правильный ответ: качественные / качественные методы 5. ______________________ методы могут быть охарактеризованы как «формализованные» и «массовые». Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение. Правильный ответ: количественные / количественные методы 6. ____________________ интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию, которая предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Правильный ответ: глубинное / глубинное интервью 7.________________________– это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. Правильный ответ: репрезентативная выборка 8. Документ, описывающий характер и методику исследовательских действий, сроки и этапы исследования, - это… Правильный ответ: план исследования 9. Количественный метод, предполагающий числовую оценку определенных компонентов с дополнением различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей, - это… Правильный ответ: контент-анализ 10овокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях, - это… Правильный ответ: дискурс-анализ 11. Разновидность дискурс-анализа, разработанная Норманом Фейрклаф , в которой утверждается, что дискурс — лишь один из множества аспектов любой социальной практики, - это… Правильный ответ: критический дискурс-анализ 12. Метод _____________________ является групповой дискуссией, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному медиапродукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном опыте. Правильный ответ: фокус-группа / фокусированное интервью Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает: 1) ____2) ___________3)______________. Правильный ответ: наличие программы и плана, команды, респондентов 14. Систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции аналитического проекта в соответствии с основными целями и задачами, ее методического и процедурного обеспечения, выдвигаемых гипотез и операций, обеспечивающих проверку их результатов, - это… Варианты правильного ответа: программа / план анализа 15. Какой метод сбора информации предполагает непосредственное визуальное или слуховое восприятие реальных событий и их регистрацию? Правильный ответ: наблюдение КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в конце семестра. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают оценку автоматически. Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ЖТиММР-1 Метод. и методика Семилет Т.А..doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ушаков, Евгений Владимирович | Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов | КноРус, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Черданцева | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография | Изд-во АлтГУ, 2002 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Мансуров, Александр Валерьевич | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека» | liber.rsuh.ru | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система | urait.ru | ||
Э4 | курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Реферат. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее Зачёт. Подготовка к зачёту ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |