МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловые коммуникации и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 64 66 64
Итого 108 106 108 106

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Деловые коммуникации и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В..


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В..


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения курса является знакомство с основными деловыми принципами речевой коммуникации, ее моделями и механизмами.
Задачи курса:
1. описать принципы речевой коммуникации.
2. Описать основные коммуникативно-речевые модели в аспекте профессиональной коммуникации.
3. Описать механизмы межличностного делового взаимодействия в аспекте речевой коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и механизмы речевой коммуникации, необходимые для решения задач профессионального и межличностного взаимодействия
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать принципы и механизмы речевой коммуникации для решения задач профессионального и межличностного взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: принципами и механизмами выстраивания эффективной речевой коммуникации в профессиональной и межличностной сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия речевой коммуникации
1.1. Основные понятия речевой коммуникации Лекции 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Речевая деятельность в аспекте деловой коммуникации Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1
1.3. Модель речевой коммуникации Лекции 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
1.4. Характеристика компонентов модели речевой коммуникации Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
1.5. Характеристика компонентов модели речевой коммуникации Сам. работа 2 12 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
Раздел 2. Формы речевой коммуникации
2.1. Монолог как форма речевой коммуникации Лекции 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1
2.2. Диалог как форма речевой коммуникации в профессиональной коммуникации Лекции 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1
2.3. Диалог и монолог как формы речевой коммуникации в профессиональной деятельности Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
2.4. Диалог и монолог как формы речевой коммуникации Сам. работа 2 12 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Виды речевой коммуникации
3.1. Устная речевая коммуникация Лекции 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Устная речевая коммуникация Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
3.3. Письменная речевая коммуникация Лекции 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
3.4. Письменная речевая коммуникация Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
3.5. Максимы П.Грайса Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
Раздел 4. Уровни коммуникации
4.1. Межличностная коммуникация Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Аксиомы межличностной коммуникации Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
4.3. Групповая коммуникация Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие малой группы Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
4.5. Особенности классификации малых групп Сам. работа 2 20 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
Раздел 5. Речевая коммуникация в оргнизациях
5.1. Особенности речевой коммуникации в организациях Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1
5.2. Особенности уровней речевой коммуникации Сам. работа 2 20 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Деловые коммуникации и культура речи (курс в Moodle): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3917
Проверяемые компетенции
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. По количеству участников коммуникации речь подразделяется на:
а. научную, художественную, разговорную
б. устную и письменную
в. монологическую, диалогическую и полилогическую
г. описание, повествование и рассуждение
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Как правильно называется ведущий стилеобразующий признак делового стиля, отражающий направленное на адресата прямое волеизъявление в форме предписания относительно выполнения называемого действия?
а. долженствование
б. императивность
в. предначертание
г. предписание
ОТВЕТ: б

Вопрос 3.
Для текста не характерна
а. целостность
б. лаконичность
в. логичность
г. связность
ОТВЕТ: б

Вопрос 4.
Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности:
а. инвенция, элокуция, диспозиция, мероя, акцио
б. диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио
в. инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио
г. инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио
ОТВЕТ: г

Вопрос 5.
Заключению речевого сообщения не свойственна задача:
а. обобщение сказанного
б. изложение цели выступления
в. указание перспектив
г. краткое повторение основных проблем
ОТВЕТ: б


Вопрос 6. Определите жанр диалогической речи
а. проповедь
б. лекция
в. интервью
г. адвокатская речь
ОТВЕТ: в

Вопрос 7.
Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникам
а. социально-бытовое
б. судебное
в. духовное
г. социально-политическое
ОТВЕТ: а

Вопрос 8.
К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся:
а. риторические
б. альтернативные
в. информационные
г. зеркальные
ОТВЕТ: в

Вопрос 9.
Манипулятивные технологии делового общения – это такие технологии, в которых присутствуют:
а. техники расположения и убеждения по отношению к партнеру – адресату воздействия
б. скрытое психологическое воздействие на делового партнера
в. психотехнические приемы манипулирования
г. открытое принуждение партнера к каким-либо поведенческим действиям
ОТВЕТ: а,б,в

Вопрос 10.
К средствам невербальной коммуникации относятся:
а. проксемика
б. все ответы верны
в. такетика
г. кинесика
ОТВЕТ: б

Вопрос 11.
Стиль поведения в конфликтной ситуации, при котором стороны стремятся к одностороннему выигрышу, к победе — это стиль…
а. уклонения.
б. сотрудничества;
в. конкуренции и соперничества;
г. компромисса;
ОТВЕТ: в

Вопрос 12.
Употребление фразеологизмов, пословиц и поговорок, обладающих выразительностью и сниженностью характерно для:
а. разговорно-обиходного стиля
б. официально-делового стиля
в. публицистического стиля
г. научного стиля
ОТВЕТ: а

Вопрос 13.
Укажите среди слов стилистически нейтральное:
а. свекруха
б. тетенька
в. папа
г. дочь
ОТВЕТ: г

Вопрос 14.
Какому требованию НЕ должен подчиняться язык деловых документов:
а. стандартизованный характер изложения
б. свобода интерпретации документа
в. безэмоциональный стиль изложения
г. точность формулировок правовых норм
ОТВЕТ: б

Вопрос 15.
Какое из слов не называет жанра документа:
а. представление
б. заключение
в. сообщение
г. заявление
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Документ – это…
Ответ: Материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
2. Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определённой последовательности – это…
Ответ: формуляр.
3. Как называется тип речевой ошибки, связанной с употреблением близких по смыслу и потому лишних слов (упал вниз, главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает и т.п.)?
Ответ: плеоназм.
4. Назовите риторические каноны.
Ответ: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.
5. Определите тип ошибки и отредактируйте предложение: Таким образом, дети, показавшие хорошие результаты по индивидуальной работе на коротком отрезке времени, при более длительном тестировании не добиваются успеха.
Ответ: неверное (неуместное) употребление предлога. Предлог «по» следует заменить не предлог «в». Таким образом, дети, показавшие хорошие результаты в индивидуальной работе на коротком отрезке времени, при более длительном тестировании не добиваются успеха.
6. Какая ошибка допущена в данном предложении: Познакомившись с результатами проверки, на предприятии появились обновленные должностные инструкции сотрудников?
Ответ: У основного и добавочного действий разные субъекты.
7. Какую информацию несут реквизиты как элементы документа?
Ответ: об участниках коммуникативной ситуации, о ситуации реальной действительности, о самом документе.
8. Каковы специфические функции делового текста?
Ответ: информационная, мыслеоформляющая.
9. Кто несет ответственность за качество передачи информации в деловой коммуникации?
Ответ: отправитель сообщения.
10. Дайте определение нормы современного русского языка.
Ответ: совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений.
11. Что включает в себя понятие «деловые переговоры»?
Ответ: Обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу как в рамках сотрудничества, так и в условиях конфликта.
12. Какой процедурный вопрос необходимо согласовать перед началом переговоров?
Ответ: повестку дня.
13. Что относится к позитивным функциям конфликта?
Ответ: стимулирование к изменениям и развитию, получение новой информации об оппоненте.
14. Какие типы конфликтов считаются наиболее распространенными в деловом общении?
Ответ: конфликт по вертикали, смешанный тип.
15. Перечислите основные этикетные формулы.
Ответ: формула приветствия, формула обращения, формула благодарности, формула приглашения, формула прощания, формула извинения.
16. Неотчётливое произношение звуков и даже их полное исчезновение в устной речи. ослабление звучания гласных в безударном положении – это…
Ответ: редукция.
17. Перечислите все компоненты речевого сообщения, которые включает риторическая структура?
Ответ: вступление, сообщение темы, сообщение цели речи, развитие темы, доказательство, опровержение, заключение.
18. Кто считается основоположником риторической науки и почему?
Ответ: Аристотель. Его труд «Риторика» впервые обобщает, систематизирует результаты деятельности древних греков в области искусства красноречия. Трактат состоит из нескольких книг: первая книга определяет место риторики среди античных наук; вторая – систематизирует способы воздействия на слушателей; третья – исследует стиль, построение речи.
19. Какая ошибка допущена в предложении: У него было раскрасневшееся лицо от мороза?
Ответ: неверный порядок слов.
20. Что понимают под точностью деловой речи?
Ответ: адекватную передачу авторского смысла делового текста и устранение его возможной двусмысленности?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Реферат должен представлять собой аналитическое изложение проблемы на основе одного или более источников с самостоятельной оценкой проблемного поля и способов решения поставленных теоретических вопросов.

1.Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза.
2. Развитие технических средств коммуникации.
3. Проблема коммуникации в античной культуре
4. Коммуникативная проблематика в христианской культуре.
5. Проблема коммуникации в эпоху Возрождения и Новое время.
6. Философские подходы к построению теории коммуникации.
7.Проблема общения у Ф. Шлейермахера.
8. Семиотика и теория Ч. Пирса.
9.Критика коммуникации Ф. Ницше.
10.Проблемы коммуникации в экзистенциализме
11. «Кризис общения» Э. Мунье.
12.Типы отношений М. Бубера.
13 Критика диалогической философии Ю. Блохеньским
14. Философско-методологические основы герменевтики.
15.Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета.
16. Онтологическое направление в герменевтике – М. Хайдеггер
17.Герменевтические идеи Г.Г. Гадамера.
18. Проблемы коммуникации в аналитической философии
19. логический позитивизм Б. Рассела.
20. Коммуникативные проблемы в лингвистической философии (Л. Витгенштейн).
21. «Обыденный язык» Дж. Остина.
22. Семиотика и теория Ч. Морриса.
23. Значение коммуникации в современном обществе у Ю. Хабермаса
24. Технократический подход к изучению коммуникации.
25. Теория информационного общества.
26 Теория Г.М. Маклюэна.
27. Математическая теория коммуникации К. Шеннона.
28. Интеракционный подход теории коммуникации
29. Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникации.
30. Теория межкультурного содержания коммуникации
31. Теория «лица» С. Тинг-туми.
32. Диалектическая теория отношений Л. Бакстера
33. Теория снижения неопределенности Ч. Бергера.
34 Теория управления неопределенностью У. Гудикунста
35. Лингвистические подходы к изучению теории коммуникации.
36. Структурная лингвистка Ф. де Соссюра
37.Социолингвистический подход в теории коммуникации.
38. Теории массовой коммуникации
39.Основные методы теории коммуникаций
40. Различия в коммуникативных способностях человека и животных
41. «Лингвистический поворот» в философии XX в.
42. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникаций.
43. Становление информационно-коммуникативного общества в России.
44. Информационная концепция коммуникации
45. Кибернетические аспекты коммуникации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Аттестация по дисциплине проводится в форме устного зачета. В билет включено два вопроса. На подготовку ответа студенту отводится 40 минут. Зачетпроводится в устной форме. За ответ на каждый вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "зачтено", студент должен набрать от 51 до 100 баллов. Допуск к зачету осуществляется после сдачи на положительную оценку рефератов и практических заданий из домашней контрольной работы.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Вербальная коммуникация.
2. Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика.
3. Средства коммуникации. Место естественного языка среди других знаковых систем.
4. Соотношение «язык» - «речь». Речевое общение как способ коммуникации.
5. Функции речи.
6. Речь как способ передачи информации.
7. Модель речевой коммуникации. Компоненты модели речевой коммуникации.
8. Формы речевой коммуникации.
9. Диалог как форма речевой коммуникации.
10. Монолог как форма речевой коммуникации.
11. Устная и письменная речевая коммуникация.
12. Понятие стиля русского языка. Стиль и культура речи.
13. Официально-деловой стиль. Язык документа.
14. Научный стиль. Система жанров научного стиля.
15. Публицистический стиль. Публицистический стиль и риторика.
16. Разговорная речь. Языковые особенности разговорной речи.
17. Язык художественной литературы. Художественный текст и устная речь.
18. Виды коммуникации.
19. Вербальная коммуникация.
20. Невербальная коммуникация.
21. Уровни коммуникации.
22. Понятие межличностной коммуникации.
23. Коммуникация в малых группах.
24. Понятие массовой коммуникации.

Рекомендуется выполнять домашнюю контрольную работу в тонкой тетради (не более 18 листов).На тетради, в которой выполнятся контрольная работа, должны быть указаны фамилия, имя, отчество студента, его адрес и номер зачетной книжки, номер группы.Все страницы тетради необходимо пронумеровать.Работа должна быть написана черными, синими или фиолетовыми чернилами (пастой), аккуратно, четким почерком. В конце работы должна стоять подпись студента, выполнявшего работу и дата выполнения.Получив проверенную контрольную работу с рецензией преподавателя, студент исправляет ошибки, допущенные в работе, и отправляет ее на проверку преподавателю.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарова Т. В. , Плеханова Л. П. Речевая культура личности. Практикум: пособие М.: Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.С. Иссерс Речевое воздействие: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань»2017, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал Грамота.ру gramota.ru
Э2 Российская коммуникативная ассоциация www.russcomm.ru
Э3 Деловые коммуникации и культура речи (курс в Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме.

Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Основы речевой коммуникации». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Деловые коммуникации и культура речи».