МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент и маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильВнутренний и международный туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Туризм_ВиМТ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 78
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 39 39 39 39 78 78
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Пуричи В.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент и маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в том, чтобы студенты научились управлять маркетинговой деятельностью в социально-культурной сфере и туризме на основе маркетинговой информации.
Задачи курса «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»:
• постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
• ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
• приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
• приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен осуществлять основные функции управления туристской деятельностью
ОПК-2.1 Знает основные методы и приемы планирования, организации, мотивации и координации деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников объектов туристской деятельности
ОПК-2.2 Умеет определять цели и задачи управления структурными подразделениями объектов туристской деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками осуществления контроля деятельности структурных подразделений объектов туристкой деятельности
ОПК-4Способен осуществлять исследование туристского рынка, организовывать продажи и продвижение туристского продукта
ОПК-4.1 Знает основы и принципы формирования каналов сбыта туристских продуктов и услуг, а также их продвижения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
ОПК-4.2 Способен проводить маркетинговые исследования туристского рынка, потребителей, конкурентов, в т.ч. с целью обоснования и разработки системы новых экскурсионных маршрутов
ОПК-4.3 Владеет навыками организации продаж и продвижения туристского продукта, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной работы, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы управления сервисного и разрешения проблемных ситуаций предприятия при организации обслуживания потребителей услуг рекреационного и санаторно-курортного комплекса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять планирование текущей деятельности департаментов (служб, отделов) рекреационного и санаторно-курортного комплекса и разрешение проблемных ситуаций


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Разрабатывает и применяет методы контроля и координации деятельности служб предприятий санаторно-курортного и рекреационного сервиса.
Разрабатывает рекомендации по и разрешению проблемных ситуаций на предприятиях санаторно-курортного и рекреационного сервиса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и содержание маркетинга
1.1. Основные понятия и содержание маркетинга Лекции 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Основные понятия и содержание маркетинга Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Основные понятия и содержание маркетинга Практические 5 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга
2.1. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Лекции 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Практические 5 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Содержание и методы маркетинговых исследований
3.1. Содержание и методы маркетинговых исследований Лекции 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Содержание и методы маркетинговых исследований Сам. работа 5 9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Содержание и методы маркетинговых исследований Практические 5 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг
4.1. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Товар и товарная политика
5.1. Товар и товарная политика Лекции 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Товар и товарная политика Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Товар и товарная политика Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Политика цен
6.1. Политика цен Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Политика цен Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Политика цен Практические 6 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Маркетинговые коммуникации
7.1. Маркетинговые коммуникации Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Маркетинговые коммуникации Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Маркетинговые коммуникации Практические 6 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг
8.1. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг Сам. работа 6 13 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Международный маркетинг Практические 6 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Контролинг в системе маркетинга
9.1. Экзамен 6 27 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3673 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3672
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять организацию и проведение экспертизы диагностики объектов сервиса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Менеджмент - это:
А) деятельность, направленная на координирование действий персонала организации;
Б) деятельность, способствующая достижению желаемых результатов;
В) деятельность, направленная на рациональное использование ресурсов организации.
1.ОТВЕТ: Б
2. Образуйте пары из нижеследующих понятий:
Начальник цеха Оперативное управление
Генеральный директор Тактическое управление
Мастер Стратегическое управление
2.ОТВЕТ: Начальник цеха - тактическое управление, генеральный директор – стратегическое
управление, мастер - оперативное управление.
3. Управление как информационный процесс представляет собой:
А) передачу информации подчиненным;
Б) получение информации от подчиненных;
В) получение информации из объекта управления и передачу информации в объект управления;
Г) кругооборот информации между управляющей системой и объектом управления или
внешней средой.
3.ОТВЕТ: Б
4. Образуйте пары из нижеприведенных понятий:
Задача планирования построение оргструктуры организации
Задача контроля побуждение сотрудников к эффективной деятельности
Задача мотивации постановка целей и определение путей их достижения
Задача организации сравнение желаемого и полученного результата
Задача оперативного регулирования устранение отклонений
4.ОТВЕТ: Задача планирования - постановка целей и определение путей их достижения; задача организации - построение оргструктуры организации; задача контроля - сравнение желаемого и полученного результата; задача мотивации - побуждение сотрудников к
эффективной деятельности; Задача оперативного регулирования - устранение отклонений.
5. Основные функции управления это:
А) те, которые должны исполняться сотрудниками любой организации;
Б) функции, которые должны исполняться высшим руководством организации;30
В) функции, которые должны исполняться любым руководителем независимо от исполнения им специальной функции исполнения;
Г) функции, которые должны исполняться любым руководителем независимо от его статуса в организации и исполнения специальной функции управления.
5.ОТВЕТ: Г
6. Соедините понятия правого и левого столбца:
Управленческое решение Предмет труда
Технические средства обработки информации Результат труда
Опыт, навыки
Интеллектуальные способности Средства труда
Информация о проблемах
6.ОТВЕТ: Предмет труда – информация о проблемах; средства труда – технические средства обработки информации, опыт навыки, интеллектуальные способности; результат труда –
управленческое решение.
7. Какое из нижеприведенных определений относится к принципам управления:
а) это обособленная область управленческой деятельности;
б) это основные правила управленческой деятельности;
в) это способы достижения цели.
7.ОТВЕТ: Б
8. Внешняя среда организации делится на среды:
А) прямого и косвенного воздействия;
Б) второстепенного и непосредственного воздействия;
В) прямого и замедленного воздействия.
8.ОТВЕТ: А
9. Под определением «это работа или часть ее, которая должна быть выполнена определенным образом и в определенный срок» понимается:
А) технология;
Б) задача;
В) мотивация;
Г) организация.
9.ОТВЕТ: Б
10. Анализ внешней среды это:
А) определение демографических тенденций развития;
Б) учет действия правительства в деятельности фирмы;
В) контроль за внешними факторами для определения возможностей и угроз для фирмы;
Г) организация работ по анализу рынка сбыта.
10.ОТВЕТ: В
11. Определение сильных и слабых сторон организации нужно:
А) для того, чтобы лучше понимать что происходит;
Б) для соблюдения правильной технологии планирования;
В) для осуществления результативного планирования;
Г) все вышеперечисленное не верно.
11.ОТВЕТ: В
12. Что относится к характеристикам внешней среды:
А) полнота;64
Б) неопределенность;
В) вязкость;
Г) достоверность;
Д) подвижность.
12.ОТВЕТ: Б, Д
13. Организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления – это:
А) холдинг;
Б) синдикат;
В) консорциум;
Г) хозяйственные товарищества.
13.ОТВЕТ: А
14. Выберите правильное утверждение:
А) состояние внутренней среды не зависит от состояния внешней среды;
Б) состояние внутренних переменных остается постоянным в течение всего периода существования организации;
В) в зависимости от изменений факторов внешней среды необходимо изменять внутренние переменные.
14.ОТВЕТ: В
15. Выберите правильное утверждение:
А) процесс управления следует начинать с исполнения функции организация;
Б) реализация функции контроля обеспечивает успешное начало управленческого
процесса;
В) только реализация функции планирования обеспечивает всестороннюю проработку
управленческой ситуации.
15.ОТВЕТ: В
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен организовывать деятельность по управлению проектами на предприятиях сервиса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. При исполнении функции организации руководитель должен (выберите правильные
утверждения):
А) проверить соответствие существующей организационной структуры управления
новым целям;
Б) установить показатели контроля деятельности подчиненных;
В) посредством организационных методов распределить задачи и ответственность
среди исполнителей;
Г) выбрать средства стимулирования подчиненных.
1.ОТВЕТ: А, В
2. Контроль – это:
А) средство заставить подчинённых делать то, что им не нравится;
Б) средство обеспечения достижения целей организации;
В) действие руководителя, исполняемое по его желанию.
2.ОТВЕТ: Б
3. Делегирование полномочий осуществляется в пределах исполнения функции:
А) мотивации;
Б) организации;
В) контроля;
Г) планирования;
Д) оперативного регулирования.
3.ОТВЕТ: Б
4. Нарушения принципа единоначалия характерно для:
А) линейной структуры управления;
Б) матричной структуры управления;
В) функциональной структуры управления;
Г) дивизиональной структуры управления;
Д) линейно-функциональной структуры управления.
4.ОТВЕТ: Б, В
5. Выберите правильное утверждение:
А) процесс мотивации у человека начинается с возникновения мотива;
Б) процесс мотивации у человека начинается с постановки цели;
В) процесс мотивации у человека начинается с возникновения потребности;
5.ОТВЕТ: В
6. Что нельзя делегировать в процессе управления:
А) ответственность;
Б) полномочия;
В) обязанности;
Г) функции
6.ОТВЕТ: А
7. К связующим процессам в менеджменте относят:
А) процесс делегирования полномочий;
Б) процесс принятия решений;
В) коммуникационный процесс;
Г) процесс планирования.
7.ОТВЕТ: Б, В
8. Установление ограничений и критериев при принятии решения относиться к этапу:
А) формулировка задачи;
Б) разработка вариантов решения;
В) реализация и контроль исполнения;
Г) разработка вариантов решения;
Д) принятие решения.
8.ОТВЕТ: А
9. Какой показатель качества информации отражает соответствие состояния источника
информации тому положению, которое отражено в поступившем сообщении:141
А) своевременность;
Б) полнота;
Г) уровень реферированности;
Д) достоверность.
9.ОТВЕТ: А
10. Коммуникатор, сообщение и реципиент, являются элементами коммуникационной
модели:
А) Шеннона-Уивера;
Б) Трама;
В) Ласуэлла.
10.ОТВЕТ: В
11. К невербальным способам передачи информации относят:
А) текстовый документ;
Б) окружающую обстановку;
В) мимику и жесты;
Г) тональность голоса;
Д) речь.
11.ОТВЕТ: Б, В, Г
12. В условиях риска принимаются:
А) коллективные решения;
Б) вероятностные решения;
В) рекомендательные решения;
Г) запрограммированные решения;
Д) глобальные решения.
12.ОТВЕТ: Б
13. Соответствие принимаемого решения действующему законодательству и нормативно-управленческим документам организации относится к следующему требованию:
А) правомочность;
Б) своевременность;
В) гибкость;
Г) рентабельность.
13.ОТВЕТ: А
13. Функции современного руководителя:
А) контрольная, организационная, координационная, кадровая, стимулирующая;
Б) стратегическая, экспертно-инновационная, административная, коммуникационная, социальная;
В) распорядительная, контрольная, карательная.
14.ОТВЕТ: Б
14. Образуйте пары из нижеследующих понятий:
Руководитель высшего звена Оперативное управление
Руководитель среднего звена Тактическое управление
Руководитель низового звена Стратегическое управление
15.ОТВЕТ: Руководитель высшего звена – стратегическое управление, руководитель среднего
звена – тактическое управление, руководитель низового звена – оперативное управление.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

2. Какой стиль руководства коллективом считается самым успешным и почему?
Ответ: Демократический тип. Руководитель дает высказывать идеи подчиненным, прислушивается к их мнению. Люди максимально реализуют свой потенциал, при этом командное взаимодействие на высоком уровне.

3. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.

5. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.

6. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы

8. Целью саморазвития личности является: «…умение определять, что конкретно хочется получить, настойчивость в достижении намеченного, доведение дела до конца…». О какой универсальной компетенции идет речь?
Ответ: умение реализовывать замыслы

9. ______________ – это изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально полезном развитии и сотрудничестве с людьми». Вставьте пропущенное слово
Ответ: личностный рост ИЛИ личностно-профессиональное развитие менеджера как эффективного руководителя.

10. Охарактеризуйте демократический стиль руководства
Ответ: руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; стиль предполагает применение коллегиального метода принятия решений и характеризуется не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным.



20. Бизнес-аналитик в команде и технический лидер не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у обоих, личной неприязни до этого проекта не было замечено. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность такой ситуации?
Ответ: Можно провести структурные изменения (поменять структуру команды) ИЛИ Можно более четко разграничить и прописать конкретные функции каждого исполнителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса:
Перечень вопросов:
1. Основные понятия и определения маркетинга
2. Специфика маркетинга услуг
3. Основные маркетинговые концепции. История возникновения
4. Маркетинговая стратегия
5. Разработка интегрированного маркетингового комплекса
6. Управление маркетинговой деятельностью
7. SWOT-анализ, методика проведения
8. Планирование маркетинга
9. Организация маркетингового отдела
10. Контроль маркетинга
11. Сущность и содержание маркетинговых исследований
12. Методологические основы маркетинговых исследований
13. Экспертные оценки, как источник маркетинговой информации
14. Метод фокус-групп в маркетинговых исследованиях
15. Анализ внутренней и внешней среды маркетинга
16. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка
17. Оценка конъюнктуры рынка
18. Определение емкости рынка
19. Структура туристкого продукта
20. Позиционирование товара(услуги)
21. Жизненный цикл товара
22. Конкурентная среда туристского предприятия
23. Бенчмаркетинг
24. Сегментация, как средство выбора наиболее перспективного целевого рынка
25. Модель покупательского поведения
26. Личностные характеристики, влияющие на покупательское поведение
27. Типы поведения потребителей при принятии решения о покупке
28. Стимулирование сбыта как средство воздействия на рынок
29. Организация маркетинга на туристском предприятии
30. Личная продажа, процесс, основные технологии.
31. Сетевой маркетинг, история развития, состояние на сегодня.
32. Основные ошибки маркетинга
33. Цена и ценообразование в комплексе маркетинга
34. Реклама и связи с общественностью
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1B8F440D-0C47-4EA9-A91C-317E4E6FD7F1.
Л1.2 Голубков Е. П. МАРКЕТИНГ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ: ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Синяева И.М., Жильцова О.Н. МАРКЕТИНГ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.