Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Внутренний и международный туризм |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_02_Туризм_ВиМТ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна
1.1. | Целью дисциплины является формирование базовых знаний и навыков об организации спортивно-оздоровительной деятельности в индустрии туризма, раскрытие особенностей технологий организации и проведения спортивно-оздоровительных походов, ознакомление студентов с основами и особенностями обеспечения безопасности в туристском походе, формирование у будущих специалистов практических навыков в спортивно-оздоровительном туризме при разработке туристкого продукта и проведении спортивных туров с туристами с учетом требований потребителей и обеспечения безопасности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов |
ПК-1.1 | Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации |
ПК-1.2 | Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов |
ПК-1.3 | Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации |
ПК-1.4 | Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы спортивного туризма. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма | ||||||
1.1. | История и перспективы развития спортивного туризма | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Программно-нормативные основы развития спортивного туризма | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | История развития спортивного туризма в Алтайском регионе | Сам. работа | 4 | 12 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Виды спортивного туризма. Техника и тактика преодоления препятствий в разных видах и ее особенности | ||||||
2.1. | Виды спортивного туризма и их значение. | Лекции | 4 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Сравнение летних видов спортивного туризма в регионах РФ. | Практические | 4 | 6 | Л1.2, Л2.1 | |
2.3. | Анализ зимних и экзотических видов спортивного туризма: проблемы и перспективы. | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
2.4. | Техника и тактика спортивного туризма | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Разработка тактики спортивного похода в зависимости от опыта и запросов потребителя | Практические | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Техника преодоления препятствий в разных видах и ее особенности | Сам. работа | 4 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Разработка туристского продукта в спортивном туризме. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристо | ||||||
3.1. | Разработка и организация туристкого продука в сегменте спортивного туризма | Лекции | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Разработка спортивного тура | Практические | 4 | 8 | Л1.2, Л2.1 | |
3.3. | Организация питания в спортивных турах | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристов. | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
3.5. | Организация мер безопасности при преодолении препятствий: веревочный курс, правила страховки. | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
3.6. | Особенности психологии туристов в походе, типы лидерства, ролевой состав туристской группы. | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7488 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсо ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Основатель первой фирмы по массовому выпуску путеводителей для туристов… -: Томас Кук +: Карл Бедекер -: Ф. Стендаль 2. Нормативный документ, в котором приведен полный перечень существенных условий договора на туристское обслуживание… -: Гражданском кодексе РФ +: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» -: «Законе РФ «О защите прав потребителей» 3. Географическое место временного пребывания туриста называют… -: регионом, порождающим туристов -: транзитным регионом +: туристской дестинацией 4. Слово туризм появилось в английском языке: + в начале XIX века в начале XX века в конце XIX века в конце XVIII века 5. В 1838 году выходят в свет «Заметки туриста» Ф. Стендаля. Слово которое, ввел в обиход этот автор… -: альпинист +: турист -: путешественник 6. Лечебно-оздоровительный туризм и курортология зародились в… +: Греции -: Китае -: Англии 7. Эпоха ознаменовавшаяся «великим переселением народов»… +: Средневековье -: Античность -: Новое время 8. Вид туризма, поощряемый всеми религиями, начиная с глубокой древности… -: экотуризм -: спортивный туризм +: паломничество 9. «Крестовый поход» - это… -: освоение новых земель -: военные завоевания +: паломничество 10. Прародителем краеведения и экскурсий в России можно считать: +: Петра I -: Александра I -: Александра II 11. Первым из русских людей, описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая… +: Афанасий Никитин -: Ломоносов -: Семен Дежнев 12. Первооткрыватель Сибири… -: Афанасий Никитин +: Ермак -: Богдан Брязга 13. Основная причины отсутствия массового туризма в средневековье в России… +: отсутствовала свобода передвижения -: плохие дороги -: криминальная обстановка на дорогах 14. Становлению туристской индустрии в XIX в. способствовало… -: открытие Суэцкого канала -: железная дорога +: промышленный переворот 15. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» вступил в действие в…. +: 1997 -: 2005 -: 2001 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «5» – верно выполнено более 90% заданий. «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий. «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий. «2» – верно выполнено менее 51% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Вид транспорта развитие, которого увеличило объем перевозок туристов в начале XX века… {автомобильного транспорта} 2. Напишите вид туризма, путешествие лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну {выездной туризм} 3. Право на тур, предназначенное для реализации туристу {туристский продукт} 4. Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания {туристский ваучер} 5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов {турагент} 6. Основные отличия туриста от экскурсанта {в длительности путешествия} 7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта {туристский продукт} 8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя {детский туризм} 9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги {туристский рынок} 10. Способность туристского рынка "поглотить" то или иное количество туристского продукта. {ёмкость} 11. Совокупность элементов и деятельности, которые прямо или косвенно вовлечены в производство благ для удовлетворения многочисленных потребностей туристов, и которые в соответствии с эволюцией общественных, экономических и политических отношений все время развиваются, усложняются, приобретают новые контуры - это {туристская система} 12. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям {гид-переводчик} 13.Управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки {туристская дестинация} 14. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения {лечебно-оздоровительная местность} 15. Вид туризма, где отдых в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. {сельский туризм} 16. Вид туризма в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации {въездной} 17. Вид туризма, путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну{выездной} 18. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «третьего» возраста {туризм лиц пенсионного возраста} 19. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «четвертого» возраста {туризм лиц с ограниченными возможностями или инвалидов} 20. Вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. {туризм социальный} КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравчук, Т.А | Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие | Омск : Издательство СибГУФК. , 2009 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, В.Н. Агальцов | Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : часть II: учебное пособие | Омск : Издательство СибГУФК, 2009 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298125 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.Е. Карасев, Е.В. Кулагина, О.В. Лукина, Б.К. Смагулов | Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие | Омск : Издательство ОмГТУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Технологии и организация спортивного туризма | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru | carabin.ru | ||
Э3 | Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru | predpohod.ru | ||
Э4 | Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru | turcentrrf.ru | ||
Э5 | Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru | www.tssr.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. 2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал 3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru. 4.Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru 5.Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru 6.Сайт Городской станции юных туристов -http://www.balticbereg.ru/index.php/syutur 7.Сайт электронных карт -http://openstreetmap.ru 8.Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru 9йт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма» В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы. На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка. В результате получения информации освоения знаний обучающийся должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения. С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины обучающимся предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу. В процессе изучения дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET. На практическом занятии по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы. Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 39 часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе. Поиск и обработка о технологии и организация спортивного туризма в мире, России, Алтайском крае. В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ. Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся. Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем. Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. |