МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и организация активного туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильВнутренний и международный туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Туризм_ВиМТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Дудник Андрей Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии и организация активного туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20222027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и навыков об организации спортивно-оздоровительной деятельности в индустрии туризма, раскрытие особенностей технологий организации и проведения спортивно-оздоровительных походов, ознакомление студентов с основами и особенностями обеспечения безопасности в туристском походе, формирование у будущих специалистов практических навыков в спортивно-оздоровительном туризме при разработке туристкого продукта и проведении спортивных туров с туристами с учетом требований потребителей и обеспечения безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов
ПК-1.1 Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации
ПК-1.2 Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов
ПК-1.3 Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации
ПК-1.4 Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов
Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы спортивного туризма. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма
1.1. История и перспективы развития спортивного туризма Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
1.3. История развития спортивного туризма в Алтайском регионе Сам. работа 4 12 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Виды спортивного туризма. Техника и тактика преодоления препятствий в разных видах и ее особенности
2.1. Виды спортивного туризма и их значение. Лекции 4 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сравнение летних видов спортивного туризма в регионах РФ. Практические 4 6 Л1.2, Л2.1
2.3. Анализ зимних и экзотических видов спортивного туризма: проблемы и перспективы. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1
2.4. Техника и тактика спортивного туризма Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка тактики спортивного похода в зависимости от опыта и запросов потребителя Практические 4 8 Л1.1, Л2.1
2.6. Техника преодоления препятствий в разных видах и ее особенности Сам. работа 4 5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Разработка туристского продукта в спортивном туризме. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристо
3.1. Разработка и организация туристкого продука в сегменте спортивного туризма Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Разработка спортивного тура Практические 4 8 Л1.2, Л2.1
3.3. Организация питания в спортивных турах Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1
3.4. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристов. Лекции 4 4 Л1.2, Л2.1
3.5. Организация мер безопасности при преодолении препятствий: веревочный курс, правила страховки. Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
3.6. Особенности психологии туристов в походе, типы лидерства, ролевой состав туристской группы. Сам. работа 4 10 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7488

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсо ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основатель первой фирмы по массовому выпуску путеводителей для туристов…
-: Томас Кук
+: Карл Бедекер
-: Ф. Стендаль
2. Нормативный документ, в котором приведен полный перечень существенных условий договора на туристское обслуживание…
-: Гражданском кодексе РФ
+: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»
-: «Законе РФ «О защите прав потребителей»
3. Географическое место временного пребывания туриста называют…
-: регионом, порождающим туристов
-: транзитным регионом
+: туристской дестинацией
4. Слово туризм появилось в английском языке:
+ в начале XIX века
в начале XX века
в конце XIX века
в конце XVIII века
5. В 1838 году выходят в свет «Заметки туриста» Ф. Стендаля. Слово которое, ввел в обиход этот автор…
-: альпинист
+: турист
-: путешественник
6. Лечебно-оздоровительный туризм и курортология зародились в…
+: Греции
-: Китае
-: Англии
7. Эпоха ознаменовавшаяся «великим переселением народов»…
+: Средневековье
-: Античность
-: Новое время
8. Вид туризма, поощряемый всеми религиями, начиная с глубокой древности…
-: экотуризм
-: спортивный туризм
+: паломничество
9. «Крестовый поход» - это…
-: освоение новых земель
-: военные завоевания
+: паломничество
10. Прародителем краеведения и экскурсий в России можно считать:
+: Петра I
-: Александра I
-: Александра II
11. Первым из русских людей, описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая…
+: Афанасий Никитин
-: Ломоносов
-: Семен Дежнев
12. Первооткрыватель Сибири…
-: Афанасий Никитин
+: Ермак
-: Богдан Брязга
13. Основная причины отсутствия массового туризма в средневековье в России…
+: отсутствовала свобода передвижения
-: плохие дороги
-: криминальная обстановка на дорогах
14. Становлению туристской индустрии в XIX в. способствовало…
-: открытие Суэцкого канала
-: железная дорога
+: промышленный переворот
15. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» вступил в действие в….
+: 1997
-: 2005
-: 2001

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вид транспорта развитие, которого увеличило объем перевозок туристов в начале XX века…
{автомобильного транспорта}
2. Напишите вид туризма, путешествие лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну
{выездной туризм}
3. Право на тур, предназначенное для реализации туристу
{туристский продукт}
4. Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания
{туристский ваучер}
5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
6. Основные отличия туриста от экскурсанта
{в длительности путешествия}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Способность туристского рынка "поглотить" то или иное количество туристского продукта.
{ёмкость}
11. Совокупность элементов и деятельности, которые прямо или косвенно вовлечены в производство благ для удовлетворения многочисленных потребностей туристов, и которые в соответствии с эволюцией общественных, экономических и политических отношений все время развиваются, усложняются, приобретают новые контуры - это
{туристская система}
12. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям
{гид-переводчик}
13.Управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки
{туристская дестинация}
14. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения
{лечебно-оздоровительная местность}
15. Вид туризма, где отдых в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. {сельский туризм}
16. Вид туризма в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации
{въездной}
17. Вид туризма, путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну{выездной}
18. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «третьего» возраста
{туризм лиц пенсионного возраста}
19. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «четвертого» возраста
{туризм лиц с ограниченными возможностями или инвалидов}
20. Вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
{туризм социальный}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравчук, Т.А Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК. , 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, В.Н. Агальцов Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : часть II: учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Е. Карасев, Е.В. Кулагина, О.В. Лукина, Б.К. Смагулов Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие Омск : Издательство ОмГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Технологии и организация спортивного туризма portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru carabin.ru
Э3 Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru predpohod.ru
Э4 Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru turcentrrf.ru
Э5 Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru www.tssr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
4.Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru
5.Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru
6.Сайт Городской станции юных туристов -http://www.balticbereg.ru/index.php/syutur
7.Сайт электронных карт -http://openstreetmap.ru
8.Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru
9йт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы. На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
В результате получения информации освоения знаний обучающийся должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины обучающимся предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
В процессе изучения дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 39 часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Поиск и обработка о технологии и организация спортивного туризма в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ. Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем.
Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале.