МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация курортного дела

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Игнатенко Мария Николаевна

Рецензент(ы):
Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация курортного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины является формирование знания основ
организации курортного дела
Задачи освоения дисциплины

„ изучение правовых аспектов регламентации деятельности санаторно-курортных организаций;
„ выделение и анализ технологий туроперейтинга в лечебном туризме, а также особенностей их практического применения;
„ формирование представления о рекреационной сущности курортного дела;
„ изучение структуры и особенностей санаторно-курортного продукта;
„ определение роли ресурсной составляющей курортного дела;
„ раскрытие основных вопросов и принципов санаторно-курортного
маркетинга.знаний и теоретических основ государственного
регулирования санаторно-курортной отрасли;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-2.1 Знает основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса
ПК-2.2 Умеет проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
ПК-2.3 Владеет методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Санаторно-курортный комплекс в системе национальной экономики Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Организация работы санатория Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Санаторно-курортный комплекс и его структура Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Основные типы санаторно-курортных организаций Сам. работа 2 15 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Ресурсное обеспечение функционирования предприятий санаторно-курортной отрасли Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Природные ресурсы как основа развития санаторно-курортной деятельност Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Экономические ресурсы предприятий санаторно-курортной сферы Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Трудовые ресурсы и корпоративная культура в сфере санаторно-курортного обслуживания Сам. работа 2 15 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Экономический механизм функционирования организаций санаторно-курортного комплекса Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Инновационные аспекты развития санаторно-курортной отрасли Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Управление инвестиционной деятельностью в санаторно-курортном комплексе Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Нормативно-правовые основы функционирования санаторно-курортных предприятий . Экономическая стратегия развития санаторно-курортных организаций Сам. работа 2 15 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Маркетинг в санаторно-курортной деятельности Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Маркетинговый комплекс санаторно-курортных организаций Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Качество и конкурентоспособность санаторно-курортных услуг Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Формирование цен на санаторно-курортные услуги Особенности продаж санаторно-курортных путевок Организация продвижения услуг санаторно-курортного комплекса . Сам. работа 2 9 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Государственное регулирование развития санаторно-курортной деятельности Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Проблемы санаторно-курортного комплекса и тенденции его развития Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Программно-целевой подход в управлении санаторно-курортной деятельностью . Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Социальные результаты развития санаторно-курортной сферы Сам. работа 2 15 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Оценка факторов риска и неопределенности в санаторно-курортной деятельности Сам. работа 2 9 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
.Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1562
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Реализация приоритетной задачи информатизации отрасли в рамках государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса осуществляется путем:
1. аудита эффективности проведенной реабилитации;+
2. организации и проведения научных исследований;+
3. организации процессов медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;+
4. слияния санаторно-курортного комплекса.
2.Задачами государственной политики развития санаторно-курортного дела в РФ являются:
1. межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности;+
2. организация работы по формированию федеральных целевых программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации;+
3. разделение санаторно-курортной деятельности;
4. разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в сфере курортного дела;+
5. улучшение финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и местных бюджетов.+
3.Законодательное регулирование санаторно-курортного лечения осуществляется:
1. военным кодексом РФ;
2. гражданским кодексом РФ;+
3. земельным кодексом РФ;
4. транспортным кодексом РФ;
5. уголовным кодексом РФ.
4.Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, оказываемую в:
1. неотложной форме;
2. плановой форме;+
3. развернутой форме;
4. сокращенной форме;
5. экстренной форме.
5. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются: 1. обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;+
2. охрана окружающей среды;+
3. разделение туристской индустрии;
4. создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов.+
6.Санаторно-курортное лечение направлено на:
1. активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;+
2. восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации;+
3. восстановление работоспособности;
4. восстановление утраченного заработка;
5. востановление трудоспособности.
7.Предприятия, учреждения, организации, различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов:
1. ведомственные организации;
2. курортные организации;
3. подведомственные организации;
4. санаторно-курортные организации;+
5. санаторные организации.
8.Регулярное оздоровление в санаторных условиях позволяет увеличить продолжительность жизни людей от:
1. 12 лет;
2. 2 лет;
3. 2-7 лет;
4. 3-15 лет;+
5. 7 лет.
9.Туристская деятельность это:
1. деятельность по организации путешествий;
2. турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
3. туроператорская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
4. туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.+
10.Критерии оценки уровня оказания медицинских услуг в санаторно-курортных организациях:
1. использование наемной рабочей силы;
2. использование природных лечебных факторов;+
3. использование территории в лечебных целях;+
4. организация работы СКО.+
11.Факторами, сдерживающими развитие санаторно-курортного комплекса являются:
1. высокий уровень конкуренции;
2. износ материально-технической базы;+
3. недостаточный уровень специальной подготовки медицинского персонала;+
4. отсутствие системы контроля качества СКЛ.+
12.Медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют:
1. два врача;
2. лечащий врач и заведующий отделением;+
3. три врача;
4. четыре врача.
13.Курортология в РФ это:
1. подраздел национальной системы здравоохранения;
2. подраздел национальной системы землепользования;
3. раздел национальной системы здравоохранения;+
4. раздел национальной системы землепользования;
5. раздел национальной системы обороны.
14.Совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов), в том числе объектов недвижимости санаторно-курортного назначения
1. бальнеотерапия;
2. коечный фонд;
3. курортный фонд;+
4. курортология.
15.Санаторно-курортное лечение показано при:
1. психических расстройствах и расстройствах поведения, вызванных употреблением психоактивных веществ;
2. эпилепсии с ремиссией менее 6 месяцев (для санаторно-курортных организаций не психоневрологического профиля);
3. эпилепсии с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению; 4. язвенной болезни желудка.+
16.Санаторно-курортное лечение осуществляется в санаторно-курортных организациях:
1. бальнеологической лечебнице;+
2. грязелечебнице;+
3. детском лагере;
4. санаториях;+
5. скаутском лагере.
17.Система сертификации объектов туристкой индустрии известна как система:
1. звездности;+
2. лучистости;
3. полулунности;
4. солнечности.
18.Снижение показателей смертности это:
1. законодательная задача развития РФ;
2. комплексная задача развития РФ;
3. локальная задача развития РФ;
4. первостепенная задача развития РФ;
5. стратегическая задача развития РФ.+
19.Наука, изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и разрабатывающая методы и организационные формы их использования для лечения и профилактики как на курортах, так и во внекурортных лечебно-профилактических учреждениях:
1. бальнеология;
2. геронтология;
3. курортология;+
4. политология;
5. физиотерапия.
20.Санаторно-курортное лечение противопоказано при:
1. глаукоме;
2. кахексии;+
3. паразитарных заболеваниях;+
4. туберкулезе любой локализации в активной стадии (для санаторно-курортных организаций нетуберкулезного профиля).+
21.Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют:
1. лечащий врач и врачебная комиссия ФГБУ “НМИЦ РК” Минздрава России;
2. лечащий врач и врачебная комиссия курорта;
3. лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства;+
22. лечащий врач и врачебная комиссия санатория. ФЗ-323 от 21.11.2011 г. – это базовый закон, регулирующий:
1. курортную деятельность;
2. медицинскую деятельность;+
3. немедицинскую деятельность;
4. туристскую деятельность;
5. управленческую деятельность.
23.Санаторно-курортное лечение основывается на принципах:
1. непрерывности;+
2. полярности;
3. преемственности между медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;+
4. этапности.+


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



Примеры заданий открытого типа
1. Общественное здоровье характеризуют все перечисленные показатели, кроме
Ответ: трудовой активности населения
2. Основными типами курортных учреждений являются все перечисленные, кроме
Ответ: туристической базы
3. Главными направлениями деятельности санаторно-курортного учреждения являются все перечисленные, кроме
Ответ: пропаганды здорового образа жизни
4. Основными направлениями медицинской деятельности санатория- профи- лактория являются все перечисленные, кроме
Ответ: диагностической
5. Количество условных единиц выполнения физиотерапевтических процедур в год для среднего медперсонала составляет
Ответ: 15 000 ед.
6. За одну условную физиотерапевтическую единицу принято время
Ответ: 8 мин
7. Норма нагрузки в смену медицинской сестры по массажу составляет
Ответ: 21 усл. ед.
8. Ответственность за безопасность работы и правильную эксплуатацию физиотерапевтической аппаратуры возлагается
Ответ: на врача-физиотерапевта
9. Расчетная площадь воды в лечебном бассейне на одного пациента составляет
Ответ: 7 м2
10. Расчетная площадь помещения на 1 ванну в отделении сероводородных ванн составляет
Ответ: 6 м2
11. Кушетки для грязелечения оборудоваться подогревом
Ответ: должны при использовании методик грязелечения в холодное время года
12. Число процедур в одну смену на одной кушетке кабинета теплолечения или грязелечения составляет
Ответ: 8 процедур
13. Из перечисленных структурных подразделений ФТО рабочий день может быть сокращен до 6 часов везде, кроме
Ответ: отделения углекислых ванн
14. Аттестация врачей проводится с учетом всех перечисленных показателей, кроме
Ответ: индивидуальных качеств врача
15. Размеры фотария (площадь) с установленным в центре ртутно-кварцевым облучателем зависят
Ответ: от типа лампы
16. Водотеплолечебные отделения должны располагаться в помещениях, пол которых не ниже планированной отметки тротуара
Ответ: на 50 см
17. Высота помещений в водотеплолечебнице должна быть не менее
Ответ: 3 м
18. В водотеплолечебнице отношение площади окон к площади пола должно быть
Ответ: 1:05
19. Соотношение притока и оттока воздуха (в час) в водолечебном отделении должно составлять
Ответ: +3-4
20. Соотношение притока и оттока воздуха (в час) в грязелечебном отделении должно составлять
Ответ: +4-5
21. Температура воздуха в грязе-водолечебном отделении должна быть
Ответ: +25°С
22. Места для отдыха в водо-грязелечебнице должны составлять от общего числа рабочих мест
Ответ: 80%
23. Площади ванного зала определяют из расчета
Ответ: 6 м2 на каждую ванну
24. Установка компрессора в лечебном учреждении необходима для проведения
Ответ: подводного душа-массажа
25. Помещение для лечения искусственными сероводородными ваннами включает в себя
Ответ: все перечисленное
26. Предельно допустимой концентрацией сероводородов в воздухе помещений является
Ответ: 0.01 мг/л
27. Реактивы для приготовления сероводородных ванн хранят
Ответ: правильно б) и в)
29. В основе механизма действия минеральных вод и лечебных грязей лежат
Ответ: сложные влияния на организм температурного, химического и механического факторов
30. К наименее специфической ответной реакции организма на воздействие физическим фактором относят
Ответ: температурный эффект
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Барчуков Санаторно-курортное дело: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ветитнев А. М., Войнова Я. А. Организация санаторно-курортной деятельности: М.: [Федер. агентство по туризму], 2014
Л2.2 Ю.А. Старикова Санаторно-курортное дело. Конспект лекций: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 онлайн-курс мудл public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)




7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404М кабинет метеорологии географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 28 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; карта мира настенная, карта России настенная
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету
Подготовка студентов к сдачезачета включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.