Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_Диз-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основами графического дизайна и получения навыков в создание макетов сайтов и полиграфической продукции. Задачи: -научить создавать светотение для создания реалистического изображение объектов; -научить создавать наглядные изображения объектов дизайна; -научить подготавливать к печати любую полиграфическую продукцию. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
ПК-3 | Способен модернизировать и использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, учебно-профессиональных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса |
ПК-3.1 | Знает: педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, учебно образовательного процесса производственной мастерской, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером программ |
ПК-3.2 | Умеет: разрабатывать мероприятия по модернизации материально-технической базы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения), выбирать учебное оборудование; контролировать санитарно бытовые условия и условия внутренней среды учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения), выполнение требований охраны труда; обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования |
ПК-3.3 | Владеет: методами проектирования образовательной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) |
ПК-4 | Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности |
ПК-4.1 | Знает: особенности графических, живописных, пластических решений при проектировании объектов дизайна, основные методы и способы художественно технического проектирования объектов дизайна, этапы работы над проектом в сфере дизайна |
ПК-4.2 | Умеет: разрабатывать колористические решения для объектов дизайна, применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий дизайна, использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий дизайна, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна |
ПК-4.3 | Владеет: Способностью разработки графического и колористического решения объектов дизайна, использования основных изобразительных материалов и техник при проектировании изделий дизайна, навыками разработки авторских проектов на основе современных требований дизайна |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представления об основные типы проектных задач, классификации методов и средств дизайна, основных элементах и этапах разработки дизайна и графического оформления компьютерной продукции. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать правила светотени для создания реалистичного изображения объектов. Основы создание фирменных стилей организаций, основы разработки и подготовки к печати любой полиграфической продукции, проектирование упаковки, средства визуальной коммуникации. Уметь создавать наглядные изображения (аксонометрия, перспектива) объектов дизайна. Строить перспективу интерьера. Создавать произведения эффективного дизайна рекламы. Создавать дизайн- проект интерьера, разработка и оформление Web-сайтов и др. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проектирование простых макетов | ||||||
1.1. | Основы проектирования корпоративного стиля | Лекции | 7 | 10 | Л3.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.2. | Создание макета плаката | Практические | 7 | 2 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.3. | Создание макета плаката | Практические | 7 | 2 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.4. | Создание макета фирменного бланка | Сам. работа | 7 | 18 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.5. | Создание макета фирменных папок | Практические | 7 | 4 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.6. | Буклет. Виды рекламных буклетов. Визитная карточка как элемент фирменного стиля | Лекции | 7 | 8 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.7. | Создание макета буклета | Практические | 7 | 4 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.8. | Создание макета буклета | Сам. работа | 7 | 18 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.9. | Этикетка. Виды рекламных этикеток | Сам. работа | 7 | 10 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.10. | Создание макета этикетки.Создание макета упаковки. | Практические | 7 | 2 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
1.11. | Создание макета этикетки.Создание макета упаковки. | Сам. работа | 7 | 20 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
Раздел 2. Проектирование многополосной продукции | ||||||
2.1. | Виды и особенности печати, этапы предпечатной подготовки | Практические | 7 | 4 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
2.2. | Создание макета журнала | Сам. работа | 7 | 16 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
2.3. | Создание макета книги | Сам. работа | 7 | 12 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
2.4. | Создания макета Web-сайта | Сам. работа | 7 | 6 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 | |
2.5. | Создание макета каталога | Сам. работа | 7 | 8 | Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» — https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2399. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой цвет является основным в цветовом треугольнике RGB? A) Красный B) Зеленый C) Синий D) Желтый Правильный ответ: C) Синий 2.Какой принцип композиции предполагает размещение объектов симметрично относительно вертикальной оси? A) Принцип акцентуации B) Принцип равновесия C) Принцип контраста D) Принцип ритма Правильный ответ: B) Принцип равновесия 3.Какие из перечисленных шрифтов относятся к шрифтам без засечек? A) Times New Roman B) Arial C) Courier Правильный ответ: B) Arial и C) Helvetica 4.Какой элемент дизайна служит для привлечения внимания пользователя к определенной части интерфейса? A) Иконка B) Текст C) Цветовая палитра D) Баннер Правильный ответ: A) Иконка 5.Какая тенденция в современном дизайне подразумевает использование максимально простых форм и минимального количества декоративных элементов? A) Минимализм B) Максимализм C) Эклектика D) Футуризм Правильный ответ: A) Минимализм 6.Какие из перечисленных программных инструментов часто используются для создания векторной графики? A) Adobe Photoshop B) Adobe Illustrator C) GIMP D) Adobe After Effects Правильный ответ: B) Adobe Illustrator 7.Какой из следующих элементов визуального стиля интерфейса обычно отвечает за оформление заголовков и текстовых блоков? A) Иконка B) Шрифт C) Цветовая палитра D) Кнопка Правильный ответ: B) Шрифт 8.Какой принцип композиции предполагает размещение элементов на равных расстояниях друг от друга? A) Принцип акцентуации B) Принцип баланса C) Принцип контраста D) Принцип ритма Правильный ответ: D) Принцип ритма 9.Какое из следующих понятий связано с созданием визуальной иллюзии трехмерности на двумерной поверхности? A) Градиент B) Текстура C) Тень D) Масштаб Правильный ответ: C) Тень 10.Какой из принципов дизайна подразумевает создание визуальных контрастов для привлечения внимания? A) Принцип баланса B) Принцип гармонии C) Принцип контраста D) Принцип ритма Правильный ответ: C) Принцип контраста 11.Какой цвет ассоциируется с позитивными эмоциями и оптимизмом? A) Черный B) Красный C) Серый D) Зеленый Правильный ответ: D) Зеленый 12.Какой элемент интерфейса обычно используется для навигации по веб-сайту и перехода между страницами? A) Логотип B) Кнопка "Назад" C) Меню D) Иконка соцсетей Правильный ответ: C) Меню 13.Какая историческая эпоха в дизайне характеризуется использованием абстрактных геометрических форм и ярких цветов? A) Готика B) Романтизм C) Абстракционизм D) Ренессанс Правильный ответ: C) Абстракционизм 14.Какие из перечисленных элементов обычно включаются в визуальный стиль пользовательского интерфейса? A) Только цвет B) Только шрифт C) Цвет, шрифт и композиция D) Все вышеперечисленное Правильный ответ: D) Все вышеперечисленное 15.Какие из перечисленных понятий связаны с принципом "Золотого сечения" в дизайне? A) Пропорции B) Контраст C) Симметрия D) Фактура Правильный ответ: A) Пропорции КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Вопрос: Что такое визуальный стиль пользовательского интерфейса? Ответ: Визуальный стиль пользовательского интерфейса - это набор графических элементов и дизайн-решений, которые определяют внешний вид и визуальное восприятие интерфейса приложения или веб-сайта. 2.Вопрос: Какие основные элементы цвета в дизайне? Ответ: Основные элементы цвета в дизайне - это оттенок, насыщенность и светлота. 3.Вопрос: Что такое композиция в графическом дизайне? Ответ: Композиция в графическом дизайне - это способ расположения элементов на дизайн-проекте, создающий баланс и гармонию. 4.Вопрос: Какие этапы развития визуальной культуры существуют? Ответ: Этапы развития визуальной культуры включают античность, средневековье, Возрождение, барокко, романтизм, модерн, абстракционизм и постмодернизм. 5.Вопрос: Почему важно изучать историю дизайна? Ответ: Изучение истории дизайна позволяет понять эволюцию стилей, тенденций и вдохновение для современных проектов. 6.Вопрос: Какие основные принципы дизайна вы знаете? Ответ: Основные принципы дизайна включают баланс, контраст, акцент, ритм, пропорции и единство. 7.Вопрос: Что такое палитра цветов? Ответ: Палитра цветов - это выбранный набор цветов, используемых в дизайне для создания единого стиля. 8.Какие методы можно использовать для создания иконок, которые будут легко узнаваемы и понятны пользователям? Ответ: Для создания иконок можно использовать методы упрощения формы, использование метафор и тестирование на пользовательской аудитории. 9.Почему важно учитывать адаптивный дизайн при разработке визуального стиля для веб-сайта? Ответ: Адаптивный дизайн позволяет сайту корректно отображаться на разных устройствах и экранах, обеспечивая удобство для пользователей 10.Вопрос: Какие типографские правила важно соблюдать при создании дизайна? Ответ: Это может включать правила выбора шрифтов, размеров шрифта, межбуквенного и межстрочного интервала, выравнивания текста и т.д. 11.Вопрос: Какие методы организации информации в дизайне вы знаете? Ответ: Это может включать в себя методы группировки, иерархии, сеточной структуры, использование заголовков и буллитов. 12.Вопрос: Какие факторы следует учитывать при выборе цветовой палитры для дизайна? Ответ: Целевая аудитория, психология цвета и контекст использования. 13.Вопрос: Что такое "типографика" в дизайне? Ответ: Типографика - это искусство и наука о распределении и оформлении текста на странице или экране для улучшения его читаемости и визуальной привлекательности. 14.Вопрос: Какие виды композиции используются в дизайне? Ответ:Композиции симметричные, асимметричные, равновесные. 15.Вопрос: Какие факторы влияют на выбор типографии в дизайне? Ответ: Характер проекта, целевую аудиторию, читаемость и стиль. 16.Какие элементы пользовательского интерфейса обычно включаются в визуальный стиль? Ответ: Визуальный стиль пользовательского интерфейса обычно включает в себя цветовую палитру, шрифты, иконки, кнопки и другие элементы интерфейса. 17.Какие средства и техники дизайна используются для создания текстур в визуальном стиле? Ответ: Для создания текстур в визуальном стиле могут использоваться различные техники, включая градиенты, штриховку, фактуры и текстурные изображения. 18.Какие факторы следует учитывать при разработке визуального стиля для мобильных приложений? Ответ: При разработке визуального стиля для мобильных приложений следует учитывать удобство использования, читаемость текста, интерактивность элементов и соответствие бренду приложения. 19.Какие принципы управления вниманием играют роль в создании визуального стиля для рекламы? Ответ: Принципы управления вниманием, такие как контраст, цвет, размер и направление, могут использоваться для привлечения внимания к ключевым элементам рекламы. 20.Какие элементы визуального стиля могут помочь в создании брендовой идентичности компании? Ответ: Логотип, цветовая палитра и типографика являются ключевыми элементами визуального стиля, которые способствуют созданию брендовой идентичности компании. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боресков, А. В. | Компьютерная графика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Павловская Е.Э. - отв. ред. | ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Усанова, Алла Леонидовна | Основы композиции в дизайне: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Боресков А.В., Шикин Е.В. | КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Сложеникина, Н.С. | Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА//ЭБС " Лань", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.4 | С.А. Муртазина, В.В. Хамматова. | История графического дизайна и рекламы: учеб. пособие | Казанский национальный исследовательский технологический университет/"ЭБС Лань", 2013 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Тарасова, О.П. | Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие | Оренбург : ОГУ, 2017 | biblioclub.ru |
Л3.2 | Усанова А. Л. | Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2 | |||
Э2 | 2. http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html | |||
Э3 | 3. http://rosdesign.com/design/design.htm | |||
Э4 | 4. http://design-theory.ru/ | |||
Э5 | 5. http://constitutions.ru/archives/1841 | |||
Э6 | курс в Moodle" Проектирование в графическом дизайне" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д. •Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий. •Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе. •Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи. •Итоговая форма оценки знаний осуществляется через проведение консультаций, и на экзамене. |