МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование в графическом дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_Диз-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.н.искусствоведения, доцент, Л.Н Турлюн

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Проектирование в графическом дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основами графического дизайна и получения навыков в создание макетов сайтов и полиграфической продукции.
Задачи:
-научить создавать светотение для создания реалистического изображение объектов;
-научить создавать наглядные изображения объектов дизайна;
-научить подготавливать к печати любую полиграфическую продукцию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен модернизировать и использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, учебно-профессиональных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса
ПК-3.1 Знает: педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, учебно образовательного процесса производственной мастерской, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером программ
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать мероприятия по модернизации материально-технической базы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения), выбирать учебное оборудование; контролировать санитарно бытовые условия и условия внутренней среды учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения), выполнение требований охраны труда; обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования
ПК-3.3 Владеет: методами проектирования образовательной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
ПК-4Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
ПК-4.1 Знает: особенности графических, живописных, пластических решений при проектировании объектов дизайна, основные методы и способы художественно технического проектирования объектов дизайна, этапы работы над проектом в сфере дизайна
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать колористические решения для объектов дизайна, применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий дизайна, использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий дизайна, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
ПК-4.3 Владеет: Способностью разработки графического и колористического решения объектов дизайна, использования основных изобразительных материалов и техник при проектировании изделий дизайна, навыками разработки авторских проектов на основе современных требований дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представления об основные типы проектных задач, классификации методов и средств дизайна, основных элементах и этапах разработки дизайна и графического оформления компьютерной продукции.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать правила светотени для создания реалистичного изображения объектов. Основы создание фирменных стилей организаций, основы разработки и подготовки к печати любой полиграфической продукции, проектирование упаковки, средства визуальной коммуникации.
Уметь создавать наглядные изображения (аксонометрия, перспектива) объектов дизайна. Строить перспективу интерьера. Создавать произведения эффективного дизайна рекламы. Создавать дизайн- проект интерьера, разработка и оформление Web-сайтов и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование простых макетов
1.1. Основы проектирования корпоративного стиля Лекции 7 10 Л3.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.2. Создание макета плаката Практические 7 2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.3. Создание макета плаката Практические 7 2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.4. Создание макета фирменного бланка Сам. работа 7 18 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.5. Создание макета фирменных папок Практические 7 4 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.6. Буклет. Виды рекламных буклетов. Визитная карточка как элемент фирменного стиля Лекции 7 8 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.7. Создание макета буклета Практические 7 4 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.8. Создание макета буклета Сам. работа 7 18 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.9. Этикетка. Виды рекламных этикеток Сам. работа 7 10 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.10. Создание макета этикетки.Создание макета упаковки. Практические 7 2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.11. Создание макета этикетки.Создание макета упаковки. Сам. работа 7 20 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Проектирование многополосной продукции
2.1. Виды и особенности печати, этапы предпечатной подготовки Практические 7 4 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.2. Создание макета журнала Сам. работа 7 16 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.3. Создание макета книги Сам. работа 7 12 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.4. Создания макета Web-сайта Сам. работа 7 6 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.5. Создание макета каталога Сам. работа 7 8 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» — https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2399.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой цвет является основным в цветовом треугольнике RGB?
A) Красный
B) Зеленый
C) Синий
D) Желтый
Правильный ответ: C) Синий

2.Какой принцип композиции предполагает размещение объектов симметрично относительно вертикальной оси?
A) Принцип акцентуации
B) Принцип равновесия
C) Принцип контраста
D) Принцип ритма
Правильный ответ: B) Принцип равновесия

3.Какие из перечисленных шрифтов относятся к шрифтам без засечек?
A) Times New Roman
B) Arial
C) Courier
Правильный ответ: B) Arial и C) Helvetica

4.Какой элемент дизайна служит для привлечения внимания пользователя к определенной части интерфейса?
A) Иконка
B) Текст
C) Цветовая палитра
D) Баннер
Правильный ответ: A) Иконка

5.Какая тенденция в современном дизайне подразумевает использование максимально простых форм и минимального количества декоративных элементов?
A) Минимализм
B) Максимализм
C) Эклектика
D) Футуризм
Правильный ответ: A) Минимализм

6.Какие из перечисленных программных инструментов часто используются для создания векторной графики?
A) Adobe Photoshop
B) Adobe Illustrator
C) GIMP
D) Adobe After Effects
Правильный ответ: B) Adobe Illustrator

7.Какой из следующих элементов визуального стиля интерфейса обычно отвечает за оформление заголовков и текстовых блоков?
A) Иконка
B) Шрифт
C) Цветовая палитра
D) Кнопка
Правильный ответ: B) Шрифт

8.Какой принцип композиции предполагает размещение элементов на равных расстояниях друг от друга?
A) Принцип акцентуации
B) Принцип баланса
C) Принцип контраста
D) Принцип ритма
Правильный ответ: D) Принцип ритма

9.Какое из следующих понятий связано с созданием визуальной иллюзии трехмерности на двумерной поверхности?
A) Градиент
B) Текстура
C) Тень
D) Масштаб
Правильный ответ: C) Тень

10.Какой из принципов дизайна подразумевает создание визуальных контрастов для привлечения внимания?
A) Принцип баланса
B) Принцип гармонии
C) Принцип контраста
D) Принцип ритма
Правильный ответ: C) Принцип контраста

11.Какой цвет ассоциируется с позитивными эмоциями и оптимизмом?
A) Черный
B) Красный
C) Серый
D) Зеленый
Правильный ответ: D) Зеленый

12.Какой элемент интерфейса обычно используется для навигации по веб-сайту и перехода между страницами?
A) Логотип
B) Кнопка "Назад"
C) Меню
D) Иконка соцсетей
Правильный ответ: C) Меню

13.Какая историческая эпоха в дизайне характеризуется использованием абстрактных геометрических форм и ярких цветов?
A) Готика
B) Романтизм
C) Абстракционизм
D) Ренессанс
Правильный ответ: C) Абстракционизм

14.Какие из перечисленных элементов обычно включаются в визуальный стиль пользовательского интерфейса?
A) Только цвет
B) Только шрифт
C) Цвет, шрифт и композиция
D) Все вышеперечисленное
Правильный ответ: D) Все вышеперечисленное

15.Какие из перечисленных понятий связаны с принципом "Золотого сечения" в дизайне?
A) Пропорции
B) Контраст
C) Симметрия
D) Фактура
Правильный ответ: A) Пропорции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1.Вопрос: Что такое визуальный стиль пользовательского интерфейса?
Ответ: Визуальный стиль пользовательского интерфейса - это набор графических элементов и дизайн-решений, которые определяют внешний вид и визуальное восприятие интерфейса приложения или веб-сайта.

2.Вопрос: Какие основные элементы цвета в дизайне?
Ответ: Основные элементы цвета в дизайне - это оттенок, насыщенность и светлота.

3.Вопрос: Что такое композиция в графическом дизайне?
Ответ: Композиция в графическом дизайне - это способ расположения элементов на дизайн-проекте, создающий баланс и гармонию.

4.Вопрос: Какие этапы развития визуальной культуры существуют?
Ответ: Этапы развития визуальной культуры включают античность, средневековье, Возрождение, барокко, романтизм, модерн, абстракционизм и постмодернизм.

5.Вопрос: Почему важно изучать историю дизайна?
Ответ: Изучение истории дизайна позволяет понять эволюцию стилей, тенденций и вдохновение для современных проектов.

6.Вопрос: Какие основные принципы дизайна вы знаете?
Ответ: Основные принципы дизайна включают баланс, контраст, акцент, ритм, пропорции и единство.

7.Вопрос: Что такое палитра цветов?
Ответ: Палитра цветов - это выбранный набор цветов, используемых в дизайне для создания единого стиля.

8.Какие методы можно использовать для создания иконок, которые будут легко узнаваемы и понятны пользователям?
Ответ: Для создания иконок можно использовать методы упрощения формы, использование метафор и тестирование на пользовательской аудитории.

9.Почему важно учитывать адаптивный дизайн при разработке визуального стиля для веб-сайта?
Ответ: Адаптивный дизайн позволяет сайту корректно отображаться на разных устройствах и экранах, обеспечивая удобство для пользователей

10.Вопрос: Какие типографские правила важно соблюдать при создании дизайна?
Ответ: Это может включать правила выбора шрифтов, размеров шрифта, межбуквенного и межстрочного интервала, выравнивания текста и т.д.

11.Вопрос: Какие методы организации информации в дизайне вы знаете?
Ответ: Это может включать в себя методы группировки, иерархии, сеточной структуры, использование заголовков и буллитов.

12.Вопрос: Какие факторы следует учитывать при выборе цветовой палитры для дизайна?
Ответ: Целевая аудитория, психология цвета и контекст использования.

13.Вопрос: Что такое "типографика" в дизайне?
Ответ: Типографика - это искусство и наука о распределении и оформлении текста на странице или экране для улучшения его читаемости и визуальной привлекательности.

14.Вопрос: Какие виды композиции используются в дизайне?
Ответ:Композиции симметричные, асимметричные, равновесные.

15.Вопрос: Какие факторы влияют на выбор типографии в дизайне?
Ответ: Характер проекта, целевую аудиторию, читаемость и стиль.

16.Какие элементы пользовательского интерфейса обычно включаются в визуальный стиль?
Ответ: Визуальный стиль пользовательского интерфейса обычно включает в себя цветовую палитру, шрифты, иконки, кнопки и другие элементы интерфейса.

17.Какие средства и техники дизайна используются для создания текстур в визуальном стиле?
Ответ: Для создания текстур в визуальном стиле могут использоваться различные техники, включая градиенты, штриховку, фактуры и текстурные изображения.

18.Какие факторы следует учитывать при разработке визуального стиля для мобильных приложений?
Ответ: При разработке визуального стиля для мобильных приложений следует учитывать удобство использования, читаемость текста, интерактивность элементов и соответствие бренду приложения.

19.Какие принципы управления вниманием играют роль в создании визуального стиля для рекламы?
Ответ: Принципы управления вниманием, такие как контраст, цвет, размер и направление, могут использоваться для привлечения внимания к ключевым элементам рекламы.

20.Какие элементы визуального стиля могут помочь в создании брендовой идентичности компании?
Ответ: Логотип, цветовая палитра и типографика являются ключевыми элементами визуального стиля, которые способствуют созданию брендовой идентичности компании.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Павловская Е.Э. - отв. ред. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА//ЭБС " Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.4 С.А. Муртазина, В.В. Хамматова. История графического дизайна и рекламы: учеб. пособие Казанский национальный исследовательский технологический университет/"ЭБС Лань", 2013 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тарасова, О.П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л3.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2
Э2 2. http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э3 3. http://rosdesign.com/design/design.htm
Э4 4. http://design-theory.ru/
Э5 5. http://constitutions.ru/archives/1841
Э6 курс в Moodle" Проектирование в графическом дизайне" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д.
•Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи.
•Итоговая форма оценки знаний осуществляется через проведение консультаций, и на экзамене.