МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цветоведение и колористика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_Диз-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Сердюкова Д.А.

Рецензент(ы):
канд. искусствоведения, доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Цветоведение и колористика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать научные представления о цвете, понимание роли этих знаний в усвоении последующих дисциплин профессионального цикла. Сформировать знания о спектральном составе излучения и его связи с цветом, об основных свойствах цветов, об оптических свойствах красок. Познакомить со спецификой восприятия цвета, объяснить эмоциональное и физиологическое воздействие цветов на человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-1.1 Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса; требования охраны труда при проведении учебных занятий и организации деятельности обучающихся на практике по освоению профессии рабочего, должности служащего; тенденции развития образования, общую политику образовательных организаций СПО и ДО; информационные аспекты профессионального образования и дополнительного образования; основные компоненты целостного педагогического процесса профессиональной подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона
ПК-1.2 Умеет: использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), на практике
ПК-1.3 Владеет: методикой проведенияучебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы; методами организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы
ПК-4Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
ПК-4.1 Знает: особенности графических, живописных, пластических решений при проектировании объектов дизайна, основные методы и способы художественно технического проектирования объектов дизайна, этапы работы над проектом в сфере дизайна
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать колористические решения для объектов дизайна, применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий дизайна, использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий дизайна, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
ПК-4.3 Владеет: Способностью разработки графического и колористического решения объектов дизайна, использования основных изобразительных материалов и техник при проектировании изделий дизайна, навыками разработки авторских проектов на основе современных требований дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Знает: особенности графических, живописных, пластических решений при проектировании объектов дизайна, основные методы и способы художественно технического проектирования объектов дизайна, этапы работы над проектом в сфере дизайна
ПК-1.1: Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса; требования охраны труда при проведении учебных занятий и организации деятельности обучающихся на практике по освоению профессии рабочего, должности служащего; тенденции развития образования, общую политику образовательных организаций СПО и ДО; информационные аспекты профессионального образования и дополнительного образования; основные компоненты целостного педагогического процесса профессиональной подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Умеет: разрабатывать колористические решения для объектов дизайна, применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий дизайна, использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий дизайна, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
ПК-1.2: Умеет: использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3: Владеет: Способностью разработки графического и колористического решения объектов дизайна, использования основных изобразительных материалов и техник при проектировании изделий дизайна, навыками разработки авторских проектов на основе современных требований дизайна
ПК-1.3: Владеет: методикой проведенияучебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы; методами организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физическая природа света.
1.1. Науки, изучающие цвет, и их взаимосвязь. Развитие представлений о природе света и цвета. Объективные и субъективные начала феномена цвета. Электромагнитные волны и фотоны. Шкала электромагнитных волн. Дисперсия света. Цветовой спектр.Физическая основа цвета предмета. Светящиеся и несветящиеся объекты. Отражение, пропускание и поглощение света. Основные источники света. Спектральный состав излучения и его связь с цветом. Факторы, влияющие на характер восприятия цвета предмета. Виды освещения и их особенности. Зависимость цвета от вида, характера и интенсивности освещения. Цветовые и световые явления в природе. Виды источников искусственного освещения. Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
1.2. Периодизация учения о цвете. Религиозно-философский этап учения о цвете. Древний Восток. Греко-римская античность. Средние века. Второй этап развития научных представлений о природе света и цвета. Эпоха Возрождения. Эпоха Просвещения. Третий этап. 19-20 века. Современные проблемы изучения цвета. Значение цвета в дизайне и других практических областях. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
1.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Цветовое зрение.
2.1. Физиология восприятия цвета. Строение и работа глаза. Строение сетчатки. Виды зрения. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Чувствительность зрительных клеток. Эффекты зрительного восприятия. Аккомодация. Зрачковый рефлекс. Адаптация глаза. Виды адаптации. Константность восприятия. Цветовая память и трансформация. Цветоощущение и цветовосприятие.Дефекты цветового восприятия. Тесты на определение цветовосприятия.Иррадиация цвета. Зрительная индукция. Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Методы образования цвета.
3.1. Аддитивный синтез цветов. Субтрактивный синтез цветов. Законы синтеза цвета. Способы синтеза цвета. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Ахроматические и хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. условные единицы измерения тонов. Методы и технические приемы построения равноступенчатых шкал. Ахроматическая шкала. Диапазоны светлоты. Ахроматические комбинаторики по диапазонам светлоты (нюансные и контрастные сочетания). Декоративная выразительность ахроматической гаммы в контрастном и нюансном сочетаниях. Психологическая характеристика ахроматических гамм. Хроматические (цветовых) шкалы по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Цветовое сравнение: исходный цвет на фоне тонов трех степеней светлоты и трех видов насыщенности. Комбинаторики монохромной гаммы (нюансные и контрастные сочетания) по трем диапазонам светлоты и видам насыщенности. Декоративная выразительность монохромной гаммы. Психологическая характеристика монохромной гаммы. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3
3.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Лингвистика цвета.
4.1. Лингвистика цвета. Классификация названий цветов. Собственные цветовые термины. Название основных цветов пигментов художественных красок. Связь состава цветовых пигментов с цветонаименованием. Отличия в наименовании однотипных пигментов различного состава. Составление палитры цветов пигментов художественных красок. Описательные характеристики в цветообозначении. Приставочные слова для выражения оттенков. Термины цвета, образованные от названий предметов. Развитие и обогащение системы цветообозначений. Уникальные названия цветов встречающихся в практике цветообозначения, их происхождение. Цветонаименования с экспрессивной функцией. Современные тенденции развития лексики цветообозначения. Формирование расширенных цветовых палитр на основе основных групп хроматических цветов с включением цветонаименования. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Систематика цветов и основы колориметрии.
5.1. История развития систематики цветов. Способы систематизации цветов. Цветовые модели и системы.Цветовая модель – цветовой круг. Виды цветовых кругов. Построение пятиступенчатого 12-и и 16-и частного цветового круга. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
5.2. Основы колориметрии. Способы количественного описания цветов. Стандартизация цветов. Российские и зарубежные системы классификации цветовых эталонов. Цветовые атласы. Типы цветовых атласов. Методы определения цвета. Координаты цвета. Работа с системой цветовых атласов. Поиск цвета по заданным цветовым координатам. Сравнение цветовых образцов с эталонами цвета. Возможности использования количественного описания цветов в профессиональной деятельности дизайнера, художника. Роль и значение стандартизации цветов в условиях современного производства. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
5.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
Раздел 6. Эстетика цвета. Цветовые гармонии.
6.1. Эстетическая оценка цвета. Понятие «цветовая гармония». Признаки цветовой гармонии. Классические теории цветовой гармонии. Современная типология цветовых гармоний. Составление гармоничных сочетаний цветов по цветовому кругу на основе формализованных схем. Цветовые пары, триады, кватриады. Декоративная выразительность цветовых гармоний. Психологическая характеристика. Неформализованные схемы цветовых гармоничных сочетаний. Комбинирование традиционных формализованных с авторскими схемами цветовых сочетаний.Понятие контраст. Классификация цветовых контрастов. Эстетика и эмоциональная выразительность цветовых контрастов. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
6.2. Цветовая композиция. Виды цветовых композиций. Классификации цветовых композиций.Основные типы трактовки цвета в живописи. Колорит. Типы колорита. Способы объединения цветов в общий колорит. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3
6.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
Раздел 7. Психология зрительного восприятия цвета.
7.1. Основные закономерности восприятия цвета. Виды воздействия цвета. Психо-физиологическое воздействие цвета. Эмоционально-психологическое воздействие цвета. Психологические свойства цветов. Цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия. Сила эмоционального воздействия цвета. Теория цветовых впечатлений. Теория цветовой выразительности. Цветовые ассоциации. Пути формирования ассоциаций. Виды ассоциаций. Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
7.2. Подбор цвета и цветовых сочетаний в соответствии с индивидуальными ассоциациями.Цветовые гаммы. Интональность. Построение цветовых гамм с заданными свойствами. Способы изменения психологической трактовки цветовой гаммы. Методы усиления и ослабления звучания темы цветовой гаммы. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
7.3. Символика цвета. Архетипические «образы» основных цветов в цветовой символике различных культур. Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
7.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: ПК-4: Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К основным цветам относят:
a. красный, синий, зелёный
b. красный, жёлтый, синий
c. жёлтый, зелёный, красный
Правильный ответ: с

2. Имидж в переводе с английского языка означает:
a.оценка
b.образ
c.впечатление
Правильный ответ: b

3. К традиционным стилям не относят:
a.классический
b.ретро
c.спортивный
d.романтический
Правильный ответ: c

4. Термины «имидж», «репутация», «идентичность», «организационная культура» являются:
a.четко взаимосвязанными понятиями
b. синонимами
c. не являются взаимосвязанными
Правильный ответ: a

5. К внутренним факторам, зависимым от носителя имиджа, относятся:
a. коммуникабельность, уровень нравственности
b. a и c
c. общие физические данные, мимика, среда обитания
Правильный ответ: b

6. Какой цвет получится при смешении красного и желтого:
a.зелёный
b.оранжевый
c.коричневый
d.фиолетовый
Правильный ответ: b

7. Зеленый цвет получают смешением:
a. синей и жёлтой краски
b. жёлтой и фиолетовой краски
c. синей и оранжевой краски
Правильный ответ: a

8. К ахроматическим цветам относится:
a. красный
b. черный
c. зеленый
Правильный ответ: b

9. Красный, желтый, оранжевый- это:
a. ахроматические цвета
b. холодные цвета
c. основные цвета
d. тёплые цвета
Правильный ответ: d

10. Синий, голубой, зелёный - это:
a. холодные цвета
b. хроматические цвета
c. тёплые цвета
d. основные цвета
Правильный ответ: a

11. Какой цвет получится при смешении красного и синего?
a. оранжевый
b. зелёный
c. фиолетовый
Правильный ответ: c

12. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности:
a. жёлтый, красный, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой
b. красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
c. красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый
Правильный ответ: b

13. Какое сочетание цветов относится к контрастным?
a. красный зеленый
b. желтый синий
c. желтый оранжевый
d. зеленый оранжевый
Правильный ответ: b

14. что является основным в художественном языке живописи?
a. линия
b.штрих
c. декоративность
d. цвет
Правильный ответ: d

15. В монохромной композиции используют?
a. Взаимно – дополнительные цвета
b. Цвета одной четверти цветового круга
c. Различные оттенки одного цвета
d. Ахроматические цвета
Правильный ответ: c

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Перечислить, на какие цвета спектра раскладывается белый свет, проходя через стеклянную призму
Правильный ответ: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

2. Какой цвет имеет самый большой период колебания
Правильный ответ: красный

3. Какой цвет имеет самый маленький период колебания
Правильный ответ: фиолетовый

4. Перечислите органы зрения глаза
Правильный ответ: глазное яблоко, роговица, радужная оболочка, зрачок, склера, конъюнктива, хрусталик, сетчатка

5. Перечислите категории слов, служащих основопроизводным источником для цветонаименований
Правильный ответ: флора, фауна, неживая природа, цветы, драгоценные камни

6. Цветовые национальные традиции лучше всего просматриваются в национальных костюмах. Охарактеризуйте цветовой Колорит традиционного русского костюма.
Правильный ответ: Сочетание красного с белым, с жёлтым, золотистым, чёрным, зелёным, синим

7. Основные характеристики цвета
Правильный ответ: тон, светотон, насыщеность

8. Гармоничное сочетание цвета означает расположение рядом двух или нескольких цветов таким образом, чтобы их сочетание было выразительным. Верно ли это утверждение.
Правильный ответ: да, верно

9. Дать характеристику цветовой гармонии, построенной на основе одного цвета
Правильный ответ: Монохромная создаётся путём комбинирования одного чистого цвета с его светлыми и тёмными оттенками и тонами.

10. Охарактеризовать цветовую гармонию, построенную на основе трёх цветов
Правильный ответ: Аналоговая гармония достигается благодаря использованию любых трёх цветов, находящихся рядом на цветовом круге.

11. Охарактеризовать цветовую гармонию, построенную на основе двух противоположных цветов.
Правильный ответ: Противоположная гармония создаётся посредством использования любых двух цветов, которые расположены точно друг напротив друга на цветовом круге.

12. Как создаётся цветовая гармония, построенная из трёх цветов (триадная гармония)
Правильный ответ: Триада создаётся путём использования трёх цветов, которые лежат на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге.

13. Как достигается цветовая гармония, состоящая из трёх цветов (гармония равнобедренного треугольника)
Правильный ответ: Гармония равнобедренного треугольника достигается через использование какого либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным

14. Верно ли утверждение, что в современном костюме 21 века, заметно преобладание модных цветовых тенденций над национальными цветовыми традициями
Правильный ответ: да, верно

15. Ассоциативное восприятие цвета у человека рождается на основе сходства цвета с предметами или явлениями. Раскрыть - с чем ассоциируется и характеризуется белый цвет и красный цвет.
Правильный ответ: Белый - ассоциируется со снегом, льдом, ему приписываются характеристики : чистый, независимый. Красный - ассоциируется с огнём, кровью. Характеристики : волевой, жизнерадостный.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Исторически в исламе желтый цвет считается символом…
a. Защиты и охраны от опасностей
b. Бессмертия, счастья, золота
c. Превосходных качеств и всего лучшего
Правильный ответ: b

2. К ахроматическим цветам относят…
a. Только черный и белый
b. Только черный и серый
c. Только серый и белый
d. Черный, белый и их сочетания
Правильный ответ: d

3. Небольшое количество используемых автором цветов придают конечному решению…
a. Лаконизм и элегантность
b. Яркость и контрастность
c. Полноцветность и избыточность
d. Монохромность
Правильный ответ: a

4. Зеленый цвет в культуре Древнего Египта означал…
a. Возрождение для новой жизни
b. Знание
c. Подводный мир
d. Весну
Правильный ответ: a

5. Предметы, воспринимаемые человеком как черные, …
a. Полностью отражают электромагнитные волны, ничего не поглощая
b. Поглощают излучение почти полностью и не отражают никаких волн
c. Поглощают длинноволновую часть спектра, отражая коротковолновую
d. Поглощают коротковолновую часть спектра, отражая длинноволновую
Правильный ответ: b

6. Из трех первичных цветов можно получить…вторичных
a.Три
b. Шесть
c. Девять
d. Двенадцать
Правильный ответ: a

7. При использовании холодной цветовой гаммы выбираются такие цвета, как…
a. Лимонно-желтый, оранжевый, красный
b. Синий, зеленый, фиолетовый
c. Лимонно-желтый, зеленый, фиолетовый
d. Пурпурный, желтый, голубой
Правильный ответ: b

8. В Древнем Египте цвет имел, прежде всего, …значение
a. Декоративное
b. Синкретическое
c. Символическое
Правильный ответ: c

9. Согласно цветовой системе, «времена года», летняя цветовая гамма - это…
a. Интенсивные цветочные и фруктовые оттенки
b. Холодные серебристо-голубоватые оттенки
c. Теплая цветовая гамма-оранжевые, охры, пурпур
d. Яркая полярно-контрастная гамма
Правильный ответ: d

10. Во второй половине XIX в. формулируется…
a. Принцип систематизации цветовых изменений на основе цветового тела
b. Электромагнитная теория света
c. Гипотеза о трехкомпонентности зрения человека
d. Теория первоначал
Правильный ответ: b

11. Взаимно контрастирующие по цвету элементы в равной мере…друг друга
a. Взаимно подчеркивают
b. Уничтожают интенсивность цвета
c. Позволяют акцентировать светлые элементы
d. Позволяют акцентировать темные элементы
Правильный ответ: a

12. Цветовая гамма – это…
a. Эстетически значимая взаимосвязь цветов в композиции произведений искусств, предметного художественного творчества и дизайна
b. Ряд гармонически взаимосвязанных цветов, используемый при создании произведений разных видов искусств, предметного художественного творчества и дизайна
c. Закономерное сочетание цветов в композиции по цветовому тону, насыщенности и светлоте
Правильный ответ: b

13. Характеризуя физиологическую природу цвета, можно утверждать, что…
a. Цветовые волны воздействуют на организм человека, вызывая изменения давления, пульса, температуры
b. Цвет и его сочетания могут оказывать влияние на эмоциональное состояние человека
c. Цвет представляет собой электромагнитные колебания, которые вызывают определенные ощущения в зрительном органе человека
Правильный ответ: c

14. Если…- имеет место гармоничное колористическое решение
a. Преобладают яркие цвета
b. Преобладают светлые пастельные тона
c. Преобладают приглушенные ненасыщенные цвета
d. Темные, светлые и яркие цвета сбалансированы
e. Преобладают темные тона
Правильный ответ: b

15. . …цвета образуют наиболее яркий, сильный и выразительный контраст цветовых сопоставлений
a. Синий, желтый, красный
b. Оранжевый, зеленый, фиолетовый
c. Сине – зеленый, розовый, фиолетовый
d. Желтый, фиолетовый, зеленый
Правильный ответ: a


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Согласно теории…, любое световое излучение вне зависимости от его характера – солнечное оно или искусственное, представляющее ультрафиолетовую или инфракрасную часть спектра, - в любом случае имеет одинаковую природу
Правильный ответ: Максвелла

2. Книга Иоганесса Иттена «…» содержит анализ семи типов контрастов и путей использования качеств цвета вступать во взаимодействие с окружением, а также возможности применения этих свойств в современной практике
Правильный ответ: Искусство цвета

3. При составлении цветовых гармоний в живописи необходимо учитывать правило цветовой…или чередование теплого и холодного
Правильный ответ: динамики

4. Цветовая комбинаторика и цветовая фраза строятся по принципу…цветовой композиции
Правильный ответ: абстрактной

5. …цвета – это степень отличия хроматического цвета от ахроматического при условии, что степень светлоты у них равна
Правильный ответ: Насыщенность

6. Готические своды в Средневековье часто расписывались золотыми звездами на фоне…цвета
Правильный ответ: Темно-синего

7. В конце XIX в. происходит проникновение идей разложения сложного цвета на простые составляющие в живописную практику…и постимпрессионизма
Правильный ответ: Импрессионизма

8. На результат освещения влияет не только цвет освещения, но и его…
Правильный ответ: Сила

9. Ощущение цветового…- обязательное условие успешно сложившейся композиции
Правильный ответ: Единства

10. По классификации И.В. Гёте, цветосочетания делятся на три категории – гармоничные (взаимодополнительные цвета), …(чужеродные) и негармоничные (родственные цвета)
Правильный ответ: Характерные

11. Цвет как самостоятельное средство выражения в…вступает в синтезе с буквенно-числовым и знаковым компонентами
Правильный ответ: Цветографике

12. …цвет сообщает силу, а также может символизировать и силу страсти любого характера (месть, ярость, любовь и пр.)
Правильный ответ: Красный

13. Рудольф Штайнер, антропософ и ученый, декларировал, что для формирования творческой личности и выработки собственного изобразительного языка обязательным условием является «умение думать цветом и…в равной мере так же хорошо, как идеями и мыслями»
Правильный ответ: Формой

14. В настоящее время южные ворота Пекина окрашены в …цвет, северный имеют черный цвет, восточные – сине-зеленый, западные-белый
Правильный ответ: Красный

15. Фамилия основателя института технической эстетики во Франции, выдающегося специалиста по изучению проблемы цвета на производстве, который писал: «Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу», - …
Правильный ответ: Вьено

16. Формируя цветовую конструкцию, следует руководствоваться не цветовым кругом, но цветовым…
Правильный ответ: Шаром

17. Упрощенная модель цветового тела Ф.О. Рунге представляет собой пространственную форму, в сечении которого находится цветовой…
Правильный ответ: Круг

18. В …сочетании трех тонов один из них должен доминировать, а два других цвета должны быть в равных количествах
Правильный ответ: Гармоничном

19. Платон предполагал, что свет может не только испускаться внешними источниками, но и исходить из…человека
Правильный ответ: Глаз

20. Большинство известных в практике цветовых гармоний можно разделить на два основных вида: гармония контрастных цветов и гармония…цветов
Правильный ответ: Родственных

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% задани

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Лютов В.П., Четверкин П.А., Головастиков Г.Ю. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ КОЛОРИМЕТРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Казарина, Т.Ю. Цветоведение и колористика: практикум: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Исаев, А.А. Философия цвета : феномен цвета в мышлении и творчестве: Москва : Издательство «Флинта», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Ломов С. П. , Аманжолов С. А. Цветоведение: Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Францева Н.В. Цветоведение: рабочая программа ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online»
Э2 http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система издательства «Лань»
Э3 http://www.Ibooks.ru - Электронная библиотечная система учебной и научной литературы
Э4 Курс «Цветоведение» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.