МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мониторинг результатов и индивидуализация обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Мелешева А.П.

Рецензент(ы):
Д-р. пед.наук, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Мониторинг результатов и индивидуализация обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.систематизация знаний о мониторинге результатов и индивидуализации обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 .Знает: основы контроля результатов учебной деятельности на занятиях различного вида; общие подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования, требования нормативно-правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение промежуточной и итоговой(государственной итоговой) аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования, и дополнительным профессиональным программам
ОПК-5.2 Умеет: выбирать, проектировать и применять педагогически обоснованные формы, методы и приемы контроля и оценки, современные оценочные средства
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает: возрастные и психологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; особенности применения психолого-педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет: выбирать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Знает: особенности художественно творческой деятельности, основы научно исследовательской и проектной деятельности обучающихся
ОПК-8.2 Умеет: осуществлять поиск, анализ, интерпретацию научной информации и адаптировать ее к своей педагогической деятельности; организовывать художественно творческую деятельность обучающихся с учетом специальных знаний
ОПК-8.3 Владеет: основами научно исследовательской и художественно творческой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мониторинг результатов
1.1. Понятие, задачи, принципы мониторинга Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Виды мониторинга Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Виды мониторинга Практические 3 3 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Методы отслеживания результатов обучения Лекции 3 3 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Методы отслеживания результатов обучения Практические 3 3 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Система педагогического мониторинга Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Система педагогического мониторинга Сам. работа 3 18 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Индивидуализация обучения
2.1. Базовые понятия Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Механизмы развития личности Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Механизмы развития личности Практические 3 3 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Индивидуализация и дифференциация обучения Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Индивидуализация и дифференциация обучения Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Индивидуализация и дифференциация обучения Сам. работа 3 19 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Общие особенности технологий индивидуализации Лекции 3 3 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Особенности технологий индивидуализации Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Особенности технологий индивидуализации Сам. работа 3 20 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.10. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, требующих учета при индивидуальном подходе в обучении. Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3
2.11. Индивидуальная образовательная тракектория учащегося Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.12. Индивидуальная образовательная тракектория учащегося Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.13. Индивидуальная система занятий ученика Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.14. Индивидуальная система занятий ученика Практические 3 1 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.15. Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов. Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.16. Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов. Сам. работа 3 15 ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-8.1, ОПК-5.2, ОПК-6.2, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10415

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Образование это:
а) сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации;
б) процесс овладения обучающимися системой научных знаний умений и навыков в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом;
в) систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебному курсу.
Ответ: б
Вопрос 2. Организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывающая индивидуальные различия учащихся и позволяющая создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика называется:
А) Оптимизация обучения
В) Индивидуализация обучения
С) Дифференциация обучения
Д) Модернизация обучения
Ответ: в
Вопрос 3. Образование, в основу которого положена идеология, исключающая всякую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
А) инклюзивное образование
В) интегрированное образование
С) индивидуально-ориентированное образование
Д) дифференцированное образование
Ответ: а
Вопрос 4. Индивидуальный образовательный маршрут – это:
А) средство для организации образования педагога;
Б) структурированная программа действий обучающегося на некотором
фиксированном этапе обучения;
В) совокупность ресурсного потенциала образовательной деятельности,
включающего учебные, методические и информационные ресурсы.
Ответ: б
Вопрос 5. Индивидуальная образовательная программа – это:
а) это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия;
б) технологическое средство реализации индивидуального образовательного маршрута;
в) совокупность ресурсного потенциала образовательной деятельности, включающего учебные, методические и информационные ресурсы.
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни– это
Ответ: Развитие
Вопрос 2. Ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности - это
Ответ: Одаренный ребенок
Вопрос 3. Состояние, противоположное развитости, воспитанности, образованности (обученности): отсутствие необходимых навыков поведения и общения, необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебнопознавательных мотивов - это
Ответ: Педагогическая запущенность
Вопрос 4. Слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений за характером психологической атмосферы коллектива групп. - это _________________________ мониторинг.
Ответ: социально-психологический
Вопрос 5.Основной целью педагогического мониторинга считается...
Ответ: создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Методические приемы это:
а) система точно следующих установленному плану взаимосвязанных способов и действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования по данной области знаний;
б) набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися;
в) деятельность по передаче новым поколениям общественно - исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения.
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Педагогическое моделирование это:
а) разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса, ситуации или сценария и основных путей их реализации;
б) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов;
в) составная часть, элемент подготовки преподавателя к занятиям.
ОТВЕТ: а
Вопрос 3.Вид деятельности практического психолога по выявлению особенностей психического развития ребенка, психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний и навыков – это:
а) психологическая культура;
б) психологическая атака;
в) психологическая диагностика;
г) психологическая коррекция.
Ответ: в
Вопрос 4.Работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю. Е. Алешина) – это:
а) психологическое консультирование;
б) психологический консилиум;
в) психологическая адаптация;
г) психологическая коррекция.
Ответ: а
Вопрос 5. Верно ли следующее утверждение? Главное достоинство индивидуального обучения: оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.
Ответ: Да
Вопрос 6. Верно ли следующее утверждение? Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета, может быть: полностью дистантным с использованием электронной почты, чат взаимодействия, видеосвязи; очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.
Ответ: да
Вопрос 7. Верно ли следующее утверждение ? Дифференциация – это разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей.
Ответ: да
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Основные цели индивидуализированного обучения:
Ответ: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); предупреждение неуспеваемости учащихся; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Вопрос 2. Форма работы которая предполагает, что каждый ученик получает самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями – это
Ответ: Индивидуальная форма организации работы
Вопрос 3. Гипотеза автора технологии индивидуализированного обучения: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.собенности содержания и методики: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
Напишите автора.
Ответ: Инге Унт.
Вопрос 4. Гипотеза автора: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Особенности содержания и методики: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Кем была разработана адаптивная система обучения?
Ответ: А.С. Границкая
Вопрос 8. Опишите обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.
Ответ: Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
Вопрос 9.Главная идея обучения в сотрудничестве – это
Ответ: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции
(выберите несколько вариантов ответов:
а) информационная;
б) воспитательная;
в) прогнозирующая;
г) оценочная.
Ответ: а,в,г
Вопрос 2. Рефлексия представляет собой:
а) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
б) процесс или/и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности;
в) процесс овладения обучающимися системой научных знаний умений и навыков в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом.
Ответ: а
Вопрос 3. На отметки при устной проверки влияют (К.Ингенкамп):
А) последовательность ответов (сильный после слабого ли наоборот),
Б)предварительная информация о результатах обучения,
В) темп обучения.
Г) все вышеперечисленное.
Ответ: г
Вопрос 4. Верно ли следующее утверждение? Метод портфолио позволяет отбирать, фиксировать и оценивать, материализованные продукты учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и других видов деятельности учащихся в периоде обучения, включает нет только оценку, но и самооценку, а также всесторонне характеризует личность обучающего, его интересы, склонности, прогресс и достижения в различных областях.
Ответ: Да
Вопрос 5. Верно ли следующее утверждение? Основной формой учебных занятий при дифференцированном обучении является урок (традиционный и нетрадиционный).
Ответ: Да
Вопрос 6.Неуспеваемость — итоговая (комплексная) неподготовленность учащихся по одному
или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее
длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год)?
Ответ: Да
Вопрос 7.Коррекция симптомов, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции иного типа. Это коррекция:
а) казуальная;
б) смешанная;
в) симптоматическая:
Ответ: в
Вопрос 8. Набор специально разработанных систем психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции:
а) смешанная психокоррекция;
б) честная коррекция:
в) общая коррекция;
Ответ: в
Вопрос 9.Причинная коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен. По-другому ее называют:
а) симптоматической;
б) каузальной:
в) смешанной;
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Процедура получения информации о деятельности, ее результатах, т.е. процедура получения обратной связи –
Ответ: Контроль
Вопрос 2. Процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми – это
Ответ: Оценка
Вопрос 3. Результат оценки, ее условно-знаковое выражение (баллы – количественная оценка, уровни оценивания – качественная оценка) –
Ответ: Отметка
Вопрос 4. Что понимается под самооценкой результатов обучения?
Ответ: оценивание себя и собственных качеств чувств достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Вопрос 5. Результаты обучающегося - это
Ответ: это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения практических задач;
Вопрос 6. Результаты педагога – это
Ответ: разница между результатами детей в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).
Вопрос 7.На что направлено стартовое оценивание?
Ответ: направлено на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Вопрос 8.Промежуточное оценивание - это
Ответ: выявление результатов определенного этапа обучения.
Вопрос 9. Итоговое оценивание - это
Ответ: проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Написание Эссе.
Критерии оценивания эссе:
1 Знание и понимание теоретического материала: определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; используемые понятия строго соот-
ветствуют теме.
2 Самостоятельность (оригинальность) выполнения работы: процент оригинальности
не ниже 60
3 Анализ и оценка информации: грамотно применяет категории анализа; умело ис-
пользует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; спо-
собен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалан-
сированному заключению; диапазон используемого информационного пространства (студент
использует большое количество различных источников информации); обоснованно интер-
претирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; дает личную оценку
проблеме.
4 Построение суждений: ясность и четкость изложения; логика структурирования до-
казательств; выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; приводятся
различные точки зрения и их личная оценка; общая форма изложения полученных результа-
тов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
5 Оформление работы: работа отвечает основным требованиям к оформлению и ис-
пользованию цитат, оформления текста, соответствие формальным требованиям.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Сущность и взаимосвязь понятий «индивидуализация», «дифференциация», «индивидуальный подход»
2. Понятие о мониторинге учебных достижений. Виды мониторинга.
3. Характеристика способов индивидуализации обучения
4. Индивидуальный образовательный маршрут как условие успешности ученика
5. Классификация индивидуальных образовательных маршрутов
6.Методы отслеживания результатов обучения.
7. Индивидуальный учебный план в рамках профиля обучения по ФГОС основного общего образования
8. Цифровая образовательная среда и индивидуальный контент
9. Технология проектной деятельности как средство индивидуализации обучения
10. Технология индивидуализированного обучения И. Унт
11. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
12. Содержание, формы и методы обучения детей с особыми образовательными потребностями
13. Основные направления технологии социально-педагогического сопровождения детей с ограниченнымивозможностями здоровья.
14. Система педагогического мониторинга.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л1.2 Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов Логос, 2004
Л1.3 Харламов И.Ф. Педагогика: компактный учеб. курс. Мн.: Университетское, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: . ACADEM, 2000
Л2.2 Мухина С.А., Соловьев А.А. Современные инновационные технологии обучения.: учебник , 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мониторинг результатов и индивидуализация обучения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.