МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 168
самостоятельная работа 210
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 64 64 104 104 168 168
Сам. работа 125 125 85 85 210 210
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 216 216 216 216 432 432

Программу составил(и):
к.ист.н., доц., Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Рисунок» является формирование методов, средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.1 Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.2 Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и
других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2: Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Овладение основами изобразительного языка рисунка. Упражнения на применение воздушной и линейной перспективы в рисунке Практические 1 26 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 26 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Линейно-конструктивное построение гипсовой розетки Практические 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Сам. работа 1 45 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Сам. работа 1 50 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Линейно конструктивный рисунок простого натюрморта из предметов быта Сам. работа 1 30 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновын отношения
2.1. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) Практические 2 22 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т.д.) (Короткий рисунок) Сам. работа 2 9 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Практические 2 40 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов (передача фактурности) Сам. работа 2 36 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) Практические 2 18 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Сюжетно-тематический натюрморт с элементами интерьера Практические 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 2 40 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Экзамен 2 27 ПК-1.1, ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4010
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
Примеры вопросов и заданий закрытого типа:
Вопрос 1 Какое из перечисленных утверждений является верным?
А) Графика является одним из видов изобразительного искусства;
Б) Графика не является одним из видов изобразительного искусства;
В) Графика является разновидностью декоративно- прикладного искусства.
Ответ: А
Вопрос 2 Что в переводе с латинского означает слово «натюрморт»?
А) «Мертвая вода»;
Б) «Мертвая натура»;
В) «Чистые краски».
Ответ: Б
Вопрос 3 Верно ли, что линия является основным средством выразительности в графике?
А) Это не верно;
Б) Да, это верно;
В) Не всегда.
Ответ: Б
Вопрос 4 Верно ли, что при рисовании с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы?
А) Можно не учитывать;
Б) Частично учитывать;
В) Необходимо учитывать законы линейной перспективы.
Ответ: В
Вопрос 5 Верно ли, что графитные карандаши имеют различную степень мягкости?
А) Да, это верно;
Б) Графитные карандаши все одинаковые;
В) Графитные карандаши бывают только твердые.
Ответ: А
Вопрос 7 Верно ли, что в рисунке не нужно соблюдать основные законы композиции?
А) Да, можно не соблюдать ;
Б) Нужно обязательно соблюдать основные законы композиции;
В) Для рисунка законы композиции не применяются.
Ответ Б
Вопрос 8 Верно ли утверждение, что штриховка в учебном рисунке натюрморта должна накладываться по форме предмета?
А) Штриховка в рисунке должна накладываться по форме предмета;
Б) Штриховать можно без учета формы предмета;
В) В рисунке штриховка не применяется.
Ответ: А
Вопрос 9 Верно ли, что при построении куба с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы?
А) При построении куба с натуры перспектива не учитывается;
Б) При построении куба с натуры обязательно учитывается линейная перспектива;
В) Куб с натуры нужно строить в обратной перспективе.
Ответ: Б
Вопрос 10 Верно ли, что при построении цилиндра с натуры обязательно учитывать законы перспективного сокращения?
А) При построении цилиндра с натуры необходимо учитывать законы перспективного сокращения окружности;
Б) При рисовании цилиндра с натуры нужно только учитывать его пропорции;
В) Учитывать законы перспективы не обязательно.
Ответ: А
Вопрос 11 Верно ли, что объем предмета можно передать с помощью светотени?
А) В рисунке светотень не учитывается;
Б) С помощью светотени нельзя показать объем предметов в рисунке;
В) Объем предметов в рисунке можно передать с помощью светотени.
Ответ: В
Вопрос 12 Какое из утверждений является верным?
А) Линогравюра – это выпуклая гравюра на линолеуме;
Б) Линогравюра – это гравюра на дереве;
В) Линогравюра – это гравюра на камне.
Ответ: А
Вопрос 13 Верно ли, что при рисовании портрета человека необязательно учитывать пропорции частей лица?
А) При рисовании портрета человека, пропорции частей его лица не учитываются;
Б) Очень важно при рисовании портрета учитывать пропорции его лица;
В) При рисовании портрета человека, нужно придерживаться утвержденных канонов.
Ответ: Б
Вопрос 14 Верно ли, что точные тональные отношения - это основа грамотного учебного рисунка?
А) Да, это верно;
Б) Нет, это не верно;
В) Тональные отношения используются только в живописи.
Ответ: А
Вопрос 15 Верно ли, что законы линейной перспективы не обязательно учитывать при рисовании с натуры гипсовых тел?
А) Да, это верно;
Б) Это не верно;
В) При рисовании гипсовых тел используют законы контраста.
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа
Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте.
Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства
Вопрос 3 Что такое графика?
Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка
Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт?
Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п.
Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете?
Ответ: фронтальная и угловая перспектива
Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе?
Ответ: две точки схода
Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета?
Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте
Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона?
Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте
Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете?
Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п.
Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы?
Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс
Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка.
Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение.
Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство?
Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно.
Вопрос 13 Зачем дизайнеру уметь рисовать?
Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня.
Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера?
Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО
Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете?
Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра.
Вопрос 16 Художественный образ - это
Ответ: форма мышления в искусстве.
Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве?
Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком.
Вопрос 18 Академический рисунок - это
Ответ: это рисунок, выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству.
Вопрос 19 Что такое центральная симметрия?
Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра
Вопрос 20 Что такое эскиз?
Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера (графический рисунок).

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Цели и задачи учебного академического рисунка
Ответ: освоить основы изобразительной грамоты, иметь понятия об основных законах академического рисунка
2. Что такое тональные отношения в академическом рисунке
Ответ: степень различия по тону предметов изображения
3. Что такое тень собственная в рисунке натюрморта?
Ответ: теневая сторона на самом предмете
4. Что такое падающая тень в рисунке натюрморта?
Ответ: тень от предметов на плоскости стола

5. Что такое композиционный центр рисунка?
Ответ: это смысловой центр , выделенный размером, цветом, контрастом


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Тема 1. Линейно-конструктивный рисунок куба, цилиндра и призмы
Практическая работа предусматривает последовательное изображение куба, цилиндра и призмы, передача линейной перспективы, пропорций и пространства.
Тема 2. Тональный рисунок шара
Практическая работа предусматривает последовательное изображение шара передача с помощью светотеневой моделировки объема геометрического тела.
Тема 3. Натюрморт из 2-3 предметов быта
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение натюрморта из простых по форме предметов быта на нейтральном фоне определение тональных отношений посредством графических материалов с передачей объемности предметов.
Тема 4. Зарисовки драпировок со складками
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение линейно-конструктивного и тонального рисунка драпировок со складками различных тканей по фактуре (шелк, шерсть и др.)
Тема 5. Рисунок натюрморта, включающего драпировку

Практическая работа предусматривает последовательное выполнение натюрмортов, состоящих из 2-3 предметов быта простой формы (чайник и кружка, крынка и яблоко). Научиться определять большие тональные отношения, определять пропорции и тональную разницу между предметами.
Уметь рисовать складки.
Тема 6. Тональный рисунок натюрморта из различных предметов быта
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение тонального рисунка. Последовательность ведения работы. Развивать умение изображать складки и фактуру ткани, передавать объем предметов.
Тема 7. Зарисовки простого пейзажа
Практическая работа предусматривает последовательное выполнение зарисовок мягкими художественными материалами пейзажей с передачей глубокого пространства. Изучение законов воздушной и линейной перспективы.
Тема 8. Зарисовки фигуры человека
Практическая работа предусматривает выполнение краткосрочных линейных и тоновых зарисовок и набросков фигуры человека в разных состояниях (сидит, стоит, бежит и т. д.)
Тема 9. Зарисовки головы человека в разных ракурсах.
Практическая работа предусматривает выполнение конструктивного и тонального рисунка женской и мужской головы в анфас, профиль и других сложных ракурсах.
Тема 10. Стилизация в рисунке
Практическая работа предусматривает преобразование реалистического изображения натюрморта, портрета или фигуры человека в условно-стилизованное изображение.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, нарисовал предложенные практические задания без ошибок, выполнил большое количество самостоятельных набросков и зарисовок в разных техниках.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Нарисовал предложенные практические задания с небольшими неточностями. Выполнил все самостоятельные работы.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Не выполнены самостоятельные работы по рисунку. Допускается несколько ошибок в рисунках практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Рисунки практических заданий не выполнены. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казарин С. Н. Академический рисунок: практикум Кемеровский государственный институт культуры, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www. museum.ru/ Музеи России
Э2 http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству
Э3 http://www.artsandculture.google.com/ онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70
Э4 Единый образовательный портал АлтГУ. Курс "Рисунок" portal.edu.asu.ru
Э5 Курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э6 Курс Moodl Рисунок portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.