МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы межкультурной коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н, Профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., Доцент, Осокина Светлана Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы межкультурной коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Основы межкультурной коммуникации являются ознакомление студентов с основным содержанием и закономерностями культурных традиций, межкультурных коммуникаций ,подготовка их к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации для улучшения межкультурных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2 Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-7.3 Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнения командных задач, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.все основные стратегии социального взаимодействия
все основные особенности деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках
все основные особенности социально-исторического, этического и философского межкультурного разнообразия общества
все основные национальные ценности социума для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся
все основные стратегии взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовать на практике свою роль в команде и все основные стратегии социального взаимодействия
применять на практике все основные особенности деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках
реализовать на практике знания обо всех основных особенностях социально-исторического, этического и философского межкультурного разнообразия общества
осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе национальных ценностей на профессиональном уровне
использовать на практике все основные стратегии взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональными навыками того, как реализовать на практике свою роль в команде и все основные стратегии социального взаимодействия
профессиональными навыками того, как применять на практике все основные особенности деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках
профессиональными навыками того, как реализовать на практике знания обо всех основных особенностях социально-исторического, этического и философского межкультурного разнообразия общества
профессиональными навыками того, как осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе национальных ценностей
профессиональными навыками того, как использовать на практике все основные стратегии взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Межкультурные коммуникации в системе наук. Теория межкультурной коммуникации.
1.1. Межкультурная коммуникация: структура и виды, комплексность и процессуальность коммуникации. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Проблемы междисциплинарного метода в межкультурных коммуникациях. Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Проблемы междисциплинарного метода в межкультурных коммуникациях. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Культура: функции, основные характеристики и элементы.
2.1. Сущность культуры: социализация иинкультуризация. Многообразие культурных паттернов. Лекции 1 4
2.2. Этноцентризм как характеристика культуры. Практические 1 4 Л2.1, Л1.2
2.3. Этноцентризм как характеристика культуры. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Сущность и формы межкультурной коммуникации. Виды коммуникации.
3.1. Модель межкультурной коммуникации. Элементы межкультурной коммуникации. Лекции 1 4
3.2. Виды коммуникации. Пространственное поведение. Восприятие времени. Практические 1 6 Л2.1, Л1.2
3.3. Виды коммуникации. Пространственное поведение. Восприятие времени. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Социально-психологические основы межкультурной коммуникации.
4.1. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей. Лекции 1 4
4.2. Групповая психология: большие и малые социальные группы. Межгрупповые отношения. Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
4.3. Групповая психология: большие и малые социальные группы. Межгрупповые отношения. Сам. работа 1 22 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Межкультурные коммуникации в сфере бизнеса.
5.1. Классификация культур. Коммуникации в контексте бизнеса. Лекции 1 4
5.2. Деловой протокол. Коммуникационные стили. Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
5.3. Деловой протокол. Коммуникационные стили. Сам. работа 1 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6247

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Когда вы рассказываете дома о своей учебе или работе в качестве переводчика, вы обычно употребляете…
а. безличные формы;
б. местоимения "я" или "мы".
ОТВЕТ: б.

2. В работе переводчика больше дорожите…
а. своей самостоятельностью;
б. возможностью диалога с коллегами и руководством.
ОТВЕТ: б.

3. Если в неэффективном переводе обвиняют лично вас, вы отвечаете:
а. "меня подвели…"
б. "да, это моя ошибка…".
ОТВЕТ: б.

4. Конфликты в переводческом хабе:
а. их лучше избегать;
б. иногда они полезны для дела.
ОТВЕТ: б.

5. Если надо принять решение, вы…
а. рассчитываете на свою переводческую интуицию;
б. принимаете во внимание мнение окружающих вас коллег-переводчиков.
ОТВЕТ: б.

6. Когда ваш проект по переводу не поддержали…
а. это может вывести из себя;
б. воспринимается это спокойно.
ОТВЕТ: б.

7. На встречах вашей переводческой группы и совещаниях вы…
а. сразу и твердо отстаиваете свое мнение;
б. сначала слушаете других.
ОТВЕТ: б.

8. Окончательное решение по редактированию перевода…
а. может принадлежать коллективу:
б. всегда дело одного человека.
ОТВЕТ: а.

9. Ваши коллеги-переводчики…
а. должны разделять ваши методы работы;
б. естественно, работают каждый по-своему.
ОТВЕТ: б.

10. Как вы воспринимаете тот факт, что другие живут и думают по-иному?
а. с трудом;
б. легко.
ОТВЕТ: б.

11. Когда кто-нибудь из коллег-переводчиков не разделяет ваше мнение, вы стараетесь его переубедить…
а. лично;
б. с помощью коллектива.
ОТВЕТ: б.

12. Если ваша переводческая группа не согласна с вами, вы…
а. присоединяетесь к большинству;
б. чаще остаетесь на своих позициях.
ОТВЕТ: а.

13. Благоприятный климат в переводческом хабе - это:
а. определяющий фактор эффективной работы;
б. фактор важный, но второстепенный.
ОТВЕТ: а.

14. На общих собраниях вашей переводческой группы вы…
а. стараетесь вникнуть во все обсуждаемые проблемы;
б. интересуетесь только тем, что касается вашей группы.
ОТВЕТ: б.

15.Если решение, принятое вашей переводческой группой, не было согласовано с вами, вы…
а. чувствуете себя отвергнутым;
б. испытываете желание разрешить конфликтную ситуацию.
ОТВЕТ: б.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Нужно ли в конфликтных ситуациях в процессе редактирования перевода спорить с коллегами или с начальством, если уверены, что правы именно вы?
Ответ: Нет.
2. В командной работе переводчиков вы всегда являетесь лидером?
Ответ: только иногда, в зависимости от решаемой проблемы.
3. Коллектив переводчиков способен решить любую задачу…
Ответ: во многих случаях.
4. Для эффективного результата лучше, когда переводческая команда состоит из ваших друзей?
Ответ: Да.
5. На совещаниях в переводческом хабе вы более склонны...
Ответ: стремиться сблизить различные позиции.
6. Тот факт, что коллегам в переводческом хабе нет необходимости обсуждать между собой стоящие задачи (каждый знает и хорошо делает свое дело), – лучший признак хорошей группы?
Ответ: Нет.
7. Работа в команде переводчиков – это…
Ответ: Экономия личных усилий.
а) экономия личных усилий; б) их увеличение.
8. В работе переводчика для вас всегда важны…
Ответ: возможность диалога с коллегами и руководством.
9. Если в неэффективном переводе обвиняют лично вас, вы отвечаете:
Ответ: "Да, это моя ошибка, я постараюсь ее исправить».
10. Конфликты в ситуациях устного перевода в переводческом хабе неизбежны?
Ответ: Иногда они могут случаться, и они могут быть полезны.
11. Если надо принять решение по редактированию сложного сегмента переводимого текста, вы…
Ответ: Принимаете во внимание мнение окружающих вас коллег-переводчиков.
12. Когда ваш проект по переводу не поддержало руководство…
Ответ: Это воспринимается спокойно, но требуется обоснование (конструктивная критика).
13. На встречах вашей переводческой группы и совещаниях вы…
Ответ: Стараетесь выслушать мнение других переводчиков с учетом своих позиций.
14. Окончательное решение по редактированию перевода…
Ответ: может принадлежать коллективу.
15. Ваши коллеги-переводчики могут использовать свои методы работы?
Ответ: Да.
16. Как нужно воспринимать тот факт, что другие живут и думают по-иному?
Ответ: Естественно.
17. Когда кто-нибудь из коллег-переводчиков не разделяет ваше мнение, вы стараетесь его переубедить…
Ответ: И лично, и с помощью коллектива.
18. В ситуации редактирования перевода в общем проекте группы ваша переводческая группа не согласна с вами, и тогда вы…
Ответ: Присоединяетесь к большинству.
19. Благоприятный климат в переводческом хабе – это важный фактор эффективной работы?
Ответ: Да.
20.Решение, принятое вашей переводческой группой, не было согласовано с вами, и тогда вы…
Ответ: Стараетесь разрешить конфликтную ситуацию.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА (английский язык)
1. Charles has ____________ for you.
a) any food; b) some flower; c) a furniture; d) some news
2. His parents are old, but __________ are young.
a) her; b) hers; c) their; d) Henrys’
3. She __________ on weekends.
a) isn’t working; b) isn’t work; c) doesn’t work; d) doesn’t works
4. It __________ today.
a) snow; b) snows; c) snowing; d) is snowing
5. This math exam was _________ than the last one.
a) as hard; b) harder; c) more hard; d) hardest
6. She _________ to the doctor yesterday.
a) must go; b) must went; c) must to go; d) had to go
7. ______ Smiths live in Bath.
a) the; b) -- ; c) a; d) none of the above
8. Do you take __ sugar in __ coffee? – I used to, but now I’m on __ diet. I’m trying to lose __ weight.
a) --; --; a; --; b) --; the; a; --; c) --; the; a; the; d) --; --; --; --
9. I’m not going to the party. I ________________.
a) not have been invited; b) haven’t been invited; c) haven’t invited; d) haven’t been inviting
10. She was tired, because she ______________ all day.
a) has been traveling; b) had been traveling; c) had been traveled; d) had traveled
11. I’m afraid I can’t come and see you. My car ___________ today.
a) is repaired; b) is being repaired; c) is repairing; d) is been repaired
12. A friend of mine ____________ in a car crash yesterday.
a) was hurt; b) has been hurt; c) was hurted; d) had hurt
13. Where is the mistake?
This (A) news (B) are (C) so important to (D) me now.
14. Where is the mistake?
These (A) goose (B) seem (C) to be (D) ill.
15. Where is the mistake?
In (A) Wednesday, we shall (B) be traveling (C) in (D) the southern direction.

Правильные ответы: d, b, c, d, b, d, a, a, b, b, b, a, B, B, A

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА (английский язык)
1. How would you describe a person who always reaches his goals?
2. Guess the notion by its definition: "to change something such as a report or computer file so that it includes new information".
3. What is a "message"?
4. What is 'body language"?
5. What varieties and sub varieties of English do you know?
6. What American public holidays can you name?
7. Guess the notion by its definition: "a musical instrument usually with six strings that you play by pulling the strings with your fingers or with a plectrum"
8. What is ‘culture shock’?
9. Complete the sentence: "A large piece of ground in town with greenery for public use is called ..."
10. What is ‘buckwheat’?
11. What groups of people gave rise to modern Russia?
12. What descent does Siberian population have?
13. Guess the notion by its definition: "one of the 24 areas that the world is divided into, each of which has its own time".
14. What three branches of power do you know?
15. What is a "map"?
16. How do we call a long journey in a ship or spacecraft?
17. What can happen if you work illegally abroad?
18. How do we call "a group of connected cells in an animal or plant that are similar to each other, have the same purpose, and form the stated part of the animal or plant"?
19. What is "cloning"?
20. What institutes does ASU have today?

Правильные ответы:
1. persistent, hard-working, decisive
2. to update
3. a spoken or written piece of information that you send to another person or leave for them
4. forms of communication using body movements or gestures instead of, or in addition to, sounds, verbal language, or other forms of communication
5. British English, Newfoundland English, Canadian English, African American English within American English
6. New Year's Day, (Presidents' Day) Washington's Birthday, Memorial Day, July 4 Independence Day, Labor Day, Columbus Day, Thanksgiving Day, Christmas
7. guitar
8. a psychological disorientation that most people experience when living in a culture markedly different from one’s own
9. a park
10. a type of small brown grain used as food when boiled, and for making flour
11. the Eastern Slavs
12. Most of the people are of Russian and Ukrainian descent but there are also ethnic Germans and other groups. In the far eastern parts of Siberia, there is also a considerable amount of Chinese.
13. time zone
14. legislative, executive, judicial
15. a drawing of a particular area, for example a city or country, which shows its main features, such as its roads, rivers, mountains etc
16. voyage
17. You can be deported, fined and imprisoned if you do. You may also be prevented from entering the country again in the future.
18. tissue
19. the creation of an exact genetic copy of an organism, tissue, cell or gene
20. Among the institutes are: the institute of humanities, geography, law, mathematics and informational technologies, chemistry, biology.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Научное направление, логической сердцевиной которого стало изучение коммуникативных неудач и их последствий в ситуациях межкультурного общения сформировалось:
а) в 70–х гг. XX века
б) в 60 -х гг. XX века
в) в 70 – х гг. XIX века
г) в 90- х гг. ХХ века
д) в 90-х гг. XIX века
ОТВЕТ: а

2. Тип общения, при котором партнеров по общению объединяют интересы дела, совместная деятельность.
а) деловой стиль общения
б) дружеский стиль общения
в) требовательный стиль общения
г) дистанционный стиль общения
д) заигрывающий стиль общения
ОТВЕТ: а

3. Основным объектом изучения в теории межкультурной коммуникации являются:
а) различия в особенностях культуры и общения у представителей различных народов, расовых и этнических групп.
б) язык, кухня, традиции
в) внешность
г) диалект
д) юмор
ОТВЕТ: а

4. Эмпатия – это:
а) способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание.
б) процесс усвоения человеком культурных знаний ценностей, норм поведения и навыков.
в) терпимое и снисходительное отношение к чужим мнениям, обычаям, культуре.
г) процесс негативного восприятия традиций и ценностей чужой культуры.
д) форма общения людей посредством жестов, мимики, телодвижений.
ОТВЕТ: а

5. Межкультурная коммуникация как самостоятельное направление в лингвистике развилось, прежде всего:
а) в странах СНГ
б) в Соединенных Штатах Америки и странах Западной Европы.
в) в СССР
г) в Казахстане
д) в Испании.
ОТВЕТ: б

6. Укажите параметры наиболее существенных различий при межкультурном общении:
а) язык, невербальные коды, мировоззрение, ролевые взаимоотношения, модели мышления.
б) юмор, произношение
в) кухня, дистанция, внешность
г) акцент, диалект, использование сленга
д) традиции, алфавит, прием пищи и ее количество
ОТВЕТ: а

7. In which country is it common to go out to eat after 10 p.m.?
a) Sweden
b) Japan
c) UK
d) Spain
ОТВЕТ: d

8. In which country is chewing gum forbidden by law?
a) Singapore
b) Iraq
c) Indonesia
d) Iran
ОТВЕТ: а

9. You should not point the sole of your foot towards your hosts. Which area does this refer to?
a) West Indies
b) Arab world
c) Scandinavia
d) Australia
ОТВЕТ: b

10. Какое государство подарило миру гитару:
а) Испания
б) Италия
в) Дания
г) Голландия
д) США
ОТВЕТ: а

11. Какое государство подарило миру пианино:
а) Италия
б) Испания
в) Дания
г) Голландия
д) США
ОТВЕТ: а

12. What happens when a North American is pleasantly surprised when kissed on the cheek by a Latin American.
a) culture awareness
b) culture bump
c) culture shock
d) culture competence
ОТВЕТ: b

13. Polite, silences which should be respected at the meetings. This refers to:
a) the Japanese
b) the British
c) Americans
d) the French
ОТВЕТ: а

14. Принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Это -
а) эмпатия
б) социальная норма
в) культурная идентичность
г) инкультурация
ОТВЕТ: в

15. В какой стране неприлично причесываться и красить губы на людях:
а) США
б) Испания
в) Сингапур
г) Голландия
ОТВЕТ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Кто предложил «платиновое правило общения», которое гласит: «Поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой».
Ответ: М. Беннет
2. Современные англичане считают его главным достоинством человеческого характера:
Ответ: Самообладание
3. «Умей держать себя в руках» - эти слова как ничто лучше выражают девиз
Ответ: Англичан
4. В какой стране принято считать, что наказывать детей – это и право и обязанность родителей?
Ответ: В Британии
5. Чем был вызван исследовательский интерес к проблемам общения в 1990-е годы?
Ответ: Мощным развитием современных электронных средств связи и социально-политическими изменениями в мире
6. Какой вид культурных норм исключает элемент мотивации поведения, поскольку нормы, составляющие его должны выполняться автоматически?
Ответ: Традиция
7. Какие 4 основные сферы культурных ценностей принято выделять в культурной антропологии:
Ответ: Быт, идеологию, религию, художественную культуру.
8. Какой город с 18 века является «столицей вкуса», главным законодателем моды:
Ответ: Париж
9. Наиболее яркими представителями французской литературы в 20 веке были:
Ответ: Пруст, Франс, Моруа, Антуан де Сент-Экзюпери.
10. Они высоко ценят свою индивидуальность, придают огромное значение разнице между людьми, ценят свободу выбора, просты в общении, экономят время на всем, чужды чопорности. Это характеризует:
Ответ: Американцев
11. Дух соревновательности присутствует у них на работе, в семье, в дружбе, на отдыхе, в спорте и т.д.
Ответ: Американцы
12. Выражение этой культуры проявляется в сдержанности, чопорности, пуританстве и т.д.
Ответ: Английская
13. Люди, принадлежащие к этой культуре, предпочитают четкие цели, подробные задания, жесткие графики работы и расписания действий.
Ответ: Культура Германии
14. К маскулинным культурам относятся:
Ответ: Культура Италии, Великобритании, Японии.
15. Назовите индивидуалистские культуры:
Ответ: Культура Германии, Великобритании, США.
16. Они довольно неформальны и переходят к сути дела сразу же, без лишних разговоров.
Ответ: Американцы
17. Они обладают некой внутренней утонченностью, предпочитают взаимопонимание и контроль при общении с другими.
Ответ: Англичане
18. Для общения людей этой страны свойственно обилие комплиментов, знаков благодарности и внимания. Они не будут публично критиковать сотрудника по работе, т.к. считают это проявлением грубости и неуважения.
Ответ: В Саудовской Аравии
19. Они не любят с ходу затрагивать интересующий их вопрос, демонстрируя свой интерес сразу. Подходят к нему постепенно, после долгого разговора на нейтральные темы.
Ответ: Французы
20. Тип невербальной коммуникации, основывающийся на тактильной системе восприятия партнера, включающий рукопожатия, поцелуи, поглаживания, объятия и т.д.
Ответ: Такесика

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

1. Понятие духовно-нравственного воспитания определено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Выберите правильное определение.
а. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс накопления детьми знаний различных нравственных норм.
б. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.
в. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс ознакомления обучающихся с базовыми национальными ценностями.
г. Духовно-нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств.
ОТВЕТ: б

2. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены критерии эффективности процесса духовного и нравственного воспитания. Выберите из предложенных утверждений, соответствующие этим критериям
а. формирование у обучающихся нравственных понятий;
б. развития у детей нравственных чувств;
в. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
г. формирование компетенций, определенных объема и сложности;
д. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям;
ОТВЕТ: б,в
3. В каком документе определено понятие традиционных российских духовно-нравственных ценностей
а. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
б. «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
в. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
г. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций.
ОТВЕТ: в

4. Укажите, в каком из пунктов дан наиболее подробный и полный перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей, определенных в выше упомянутом документе.
а. жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
б. жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, право на бесплатное образование, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, неприкосновенность частной собственности, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
в. жизнь, достоинство, права и свободы человека, возможность саморазвития и самосовершенствования; патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, искусство, высокие нравственные идеалы, свобода, крепкая семья, созидательный труд, знания, гуманизм, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России
ОТВЕТ: а
5. Принцип отделения церкви от государства, закрепленный в Конституции РФ, означает, в числе прочего, что:
а. Лица, являющиеся государственными чиновниками, не могут являться последователями той или иной религии;
б. Лица, занимающие государственные должности, не вправе использовать особенности своего служебного положения для предоставления преимуществ какой-либо религиозной конфессии;
в. Представители духовенства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
г. На религиозные организации не могут возлагаться функции органов государственной власти и государственных учреждений
ОТВЕТ: в

6. В 14 статье Конституции РФ говорится о том, что «Российская Федерация – светское государство». Это значит, что при реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР:
а. невозможно взаимодействие с представителями РПЦ;
б. не допускается посещение культовых сооружений;
в. используется атеистический подход;
г. эти курсы по запросу родителей могут быть заменены другими курсами, не имеющими религиозной направленности
ОТВЕТ: г
7. Среди перечисленных форм внеурочной деятельности отметьте формы, не противоречат Конституции РФ при условии соблюдения принципа добровольности:
а. тематические школьные праздники
б. беседа с представителями централизованных религиозных организаций
в. заочная (виртуальная) экскурсия
д. просмотр и обсуждение фильма на духовно-нравственную тематику
е. встречи с представителями нетрадиционных религиозных организаций и сообществ
ж. организация и проведение выставок и конкурсов, посвященных важнейшим православным праздникам
ОТВЕТ: в, д, ж
8. Имеет ли право учитель организовывать в рамках уроков курсов ОРКСЭ и ОДНКНР посещение культовых сооружений (религиозных организаций)?
а. Да;
б. Нет;
в. В качестве исключения при объективной необходимости, с разрешения родителей (законных представителей) обучающихся
ОТВЕТ: в
9. Какой документ (документы) является нормативным при планировании работы по духовно-нравственному воспитанию:
а. Федеральный государственный образовательный стандарт;
б. Примерная образовательная программа основного общего образования
в. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
ОТВЕТ: а, б
10. Каким образом Федеральный государственный стандарт регламентирует работу по духовно-нравственному воспитанию?
а. Определяет требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы;
б. Определяет требования к содержанию основной образовательной программы;
в. Определяет требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы;
г. Определяет требования к условиям реализации освоения основной образовательной программы
ОТВЕТ: а
11. Отметьте ошибочные утверждения по выбору модулей ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.
а. Родители должны быть заранее ознакомлены со структурой и особенностями курса ОРКСЭ, задачами и возможностями курса ОРКСЭ в школьной программе, особенностями организации преподавания нового курса и взаимодействием школы с семьей, тематикой занятий в каждом модуле.
б. По просьбе родителей помочь определиться с выбором модуля классный руководитель с учетом интересов ребенка может посоветовать, какой модуль лучше выбрать.
в. Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе.
г. Дата проведения родительского собрания не должна изменяться менее чем за 2 дня до назначенной даты собрания.
ОТВЕТ: в

12. Отметьте ошибочные утверждения по выбору модулей ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.

а. Ведет собрание классный руководитель.
б. Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся.
в. Допускается проведение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся нескольких (двух и более) классов.
г. В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций.
д. Изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием не допускается.
ОТВЕТ: а, б, г, д
13. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. За счет часов какой части учебного плана происходит реализация предмета ОРКСЭ?
а. Как предмет обязательной части учебного плана;
б. Как предмет части, формируемой участниками образовательных отношений;
в. За счет внеурочной деятельности
ОТВЕТ: а

13. Как оцениваются результаты усвоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?
а. По итогам учебного года по учебному предмету ОРКСЭ в журнал и в личное дело выставляется положительная оценка или «зачет», «незачет»
б. По итогам учебного года по учебному предмету ОРКСЭ в аттестат выставляется положительная оценка или «зачет», «незачет»
в. Результаты усвоения учебного предмета ОРКСЭ не оцениваются
ОТВЕТ: в

14. Может ли учебный предмет ОДНКНР реализовываться за счет часов внеурочной деятельности?
а. Да, поскольку одного часа учебных занятий в неделю для организации духовно-нравственного воспитания в школе, безусловно, недостаточно.
б. Нет
ОТВЕТ: а
15. Может ли курс ОДНКНР быть заменен другим предметом по усмотрению школы или не преподаваться совсем?
а. Да
б. Нет, В соответствии с пунктом 18.2.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Может ли курс ОДНКНР быть заменен другим предметом по усмотрению школы или не преподаваться совсем?
Ответ: Нет.
2. Какой документ это регламентирует?
Ответ: Примерная образовательная программа основного общего образования.
3. Как оцениваются результаты усвоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Ответ: Результаты усвоения учебного предмета ОДНКНР не оцениваются
4. Укажите, кто может проводить учебные занятия в процессе преподавания учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНР
Ответ: Педагоги, прошедшие необходимую подготовку
5. Формы, которые не противоречат Конституции РФ при условии соблюдения принципа добровольности:
Ответ: заочная (виртуальная) экскурсия
6. Формы, которые не противоречат Конституции РФ при условии соблюдения принципа добровольности:
Ответ: просмотр и обсуждение фильма на духовно-нравственную тематику
7. Формы, которые не противоречат Конституции РФ при условии соблюдения принципа добровольности:
Ответ: организация и проведение выставок и конкурсов, посвященных важнейшим православным праздникам
8. Имеет ли право учитель организовывать в рамках уроков курсов ОРКСЭ и ОДНКНР посещение культовых сооружений (религиозных организаций)?
Ответ: В качестве исключения при объективной необходимости, с разрешения родителей (законных представителей) обучающихся

9. Какой документ (документы) является нормативным при планировании работы по духовно-нравственному воспитанию:
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт;Примерная образовательная программа основного общего образования
10. Каким образом Федеральный государственный стандарт регламентирует работу по духовно-нравственному воспитанию?
Ответ: Определяет требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы;
11. Отметьте ошибочные утверждения по выбору модулей ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.
Ответ: Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе.
12. Отметьте ошибочные утверждения по выбору модулей ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.

Ответ: Ведет собрание классный руководитель.
13. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются Уставом учреждения, так ли это:
Ответ: да
14. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
Ответ: организацию образовательного процесса

15. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, так ли это:
Ответ: да
16. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять её с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, так ли это:
Ответ: да
17. Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующей форме:
Ответ: очно-заочной
18. Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся?
ОТвет: Да
19. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. За счет часов какой части учебного плана происходит реализация предмета ОРКСЭ?
Ответ: Как предмет обязательной части учебного плана
20. Изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием не допускается?
Ответ: Да.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Отметьте ошибочные утверждения по выбору модулей ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.
а. Родители должны быть заранее ознакомлены со структурой и особенностями курса ОРКСЭ, задачами и возможностями курса ОРКСЭ в школьной программе, особенностями организации преподавания нового курса и взаимодействием школы с семьей, тематикой занятий в каждом модуле.
б. По просьбе родителей помочь определиться с выбором модуля классный руководитель с учетом интересов ребенка может посоветовать, какой модуль лучше выбрать.
в. Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе.
г. Дата проведения родительского собрания не должна изменяться менее чем за 2 дня до назначенной даты собрания.
ОТВЕТ: в

2. Отметьте ошибочные утверждения по выбору модулей ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.
а. Ведет собрание классный руководитель.
б. Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся.
в. Допускается проведение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся нескольких (двух и более) классов.
г. В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций.
д. Изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием не допускается.
ОТВЕТ: а, б, г, д
3. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. За счет часов какой части учебного плана происходит реализация предмета ОРКСЭ?
а. Как предмет обязательной части учебного плана;
б. Как предмет части, формируемой участниками образовательных отношений;
в. За счет внеурочной деятельности
ОТВЕТ: а
4. К профессиональным относятся программы:
а) среднего профессионального образования
б) начального общего образования
в) основного общего образования
ОТВЕТ: а
5. В Российской Федерации образовательные программы бывают:
а) основные
б) второстепенные
в) общеобразовательные
ОТВЕТ: в
6. К профессиональным относятся программы:
а) начального общего образования
б) высшего профессионального образования
в) дошкольного образования
ОТВЕТ: б
7. В Российской Федерации образовательные программы бывают:
а) частные
б) государственные
в) профессиональные
ОТВЕТ: в
8. К профессиональным относятся программы:
а) послевузовского профессионального образования
б) основного общего образования
в) дошкольного образования
ОТВЕТ: а
9. Программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования:
а) частные
б) государственные
в) общеобразовательные
ОТВЕТ: в
10. В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ, так ли это:
а) нет
б) да
в) отчасти
ОТВЕТ: б
11. Программы начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования:
а) профессиональные
б) второстепенные
в) основные
ОТВЕТ: а
12. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, так ли это:
а) нет
б) да
в) зависит от региона
ОТВЕТ: б
13. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса
б) методы образовательного процесса
в) способы образовательного процесса
ОТВЕТ: а
14. К основным образовательным программам относится:
а) программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
б) дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы
в) программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуру
ОТВЕТ: в
15. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) задачи образовательного процесса
б) повторение образовательного процесса
в) подготовка образовательного процесса
ОТВЕТ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. К основным образовательным программам относится:
Ответ: образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена

2. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
Ответ: планируемые результаты образовательного процесса
3. К основным образовательным программам относятся:
Ответ: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования

4. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
Ответ: содержание образовательного процесса

5. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются Уставом учреждения, так ли это:
Ответ: да
6. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
Ответ: организацию образовательного процесса

7. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, так ли это:
Ответ: да
8. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять её с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, так ли это:
Ответ: да
9. Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующей форме:
Ответ: очно-заочной

10. В соответствии с действующим законодательством на территории РФ в общеобразовательных организациях осваиваются … основные образовательные программы:
Ответ: 3
11. Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующей форме:
Ответ: заочной

12. Одна из основных образовательных программ РФ:
Ответ: начального общего образования

13. Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующей форме:
Ответ: очной
14. Одна из основных образовательных программ РФ:
Ответ: основного общего образования

15. Одна из основных образовательных программ РФ:
Ответ: среднего общего образования

16. Документы, определяющие содержание образования:
Ответ: образовательная программа
17. К профессиональным относятся программы:
Ответ: начального профессионального образования

18. Документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности:
Ответ: образовательная программа

19. Должны ли родители (законные представители) обучающихся быть заранее ознакомлены со структурой и особенностями курса ОРКСЭ, задачами и возможностями курса ОРКСЭ в школьной программе, особенностями организации преподавания нового курса и взаимодействием школы с семьей, тематикой занятий в каждом модуле?
Ответ: Да
20. В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций?
Ответ: Нет.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
* "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Истоки развития теории МКК и ее оформление в самостоятельную область исследований.
2. Современные подходы к исследованию МКК за рубежом.
3. Исследования российских ученых в области МКК.
4. Конвергентное и дивергентное мышление в процессе МКК.
5. Основные механизмы МКК.
6. Элементы (составляющие) МКК.
7. Коллективизм и индивидуализм в культурах.
8. Вертикальные и горизонтальные культуры.
9. Монохронные и полихронные культуры.
10. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры.
11. Национальная идентичность. Культурная идентичность.
12. Конфликт культур. Оппозиция «свой» – «чужой».
13. Социальная стратификация лингвокультуры
14. Гендерная и возрастная идентичность
15. Расовая и этническая идентичность
16. Модель языковой личности в работах отечественных лингвистов.
17. Межкультурная компетенция как показатель сформированности многоязычной языковой личности.
18. Столкновение разных картин мира при межкультурных контактах.
19. Восприятие времени и пространства в разныхлингвокультурах.
20. Основные характеристики и виды стереотипов.
21. Этноцентризм в МКК.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
Образец 1
Переведите текст, обращая внимание на перевод выделенных слов. Ответьте на вопросы после текста.

WHAT IS CULTURE
Тhe structure and functions оf culture. No culture is а mass of unrelated parts like а scrap heap. Every culture has а structure. The seemingly separate parts fit together, somewhat like a jigsaw puzzle, to form аculture. Unlike the jigsaw puzzle, however, а culture does not fit together perfectly, and changes with time as new elements are introduced.
The fact that every culture has а structure permits orderly study. А Chinese village, for example, is not simplyа concentration of people scurrying around haphazardly. It is an organized community of family units, economic groupings, and political establishments. There are orderly patterns of behavior, and the different grouрs relate to each other to form а total pattern of village life.
Seen from the outside, patterns of behavior maу bе said to have social functions, or useful results. The social functions of the family, for ехаmplе, include the care, training, and orientation of children. Seen from within, people sharing а culture have their own explanations and reasons for behaving as they do. If one does not know what the parts of а culture mean to the people and what needs they satisfy, one does not really understand the culture. Foreign observers will then judge the bеhavior according to their own customs and values and maу misinterpret what they see.
Most people prefer their culture because it is familiar and comfortаblе. One's own customs seem so normal and sensible. However, it is well to remember that the people of another culture feel the same way about their way of life.
Personality and emotions. Human personality and behavior are influenced bу the culture in which а person is raised. Even such basic acts as eating, sleeping, and expressing anger or lоvе are affected bу culture. А hungry American's mouth will water when broiled steak is smelled. A hungry Hindu would bе sickened and perhaps angered at the smell of cooking beef. In Hindu culture eating meat, especially that of аcow, is usually forbidden.
Emotions are not expressed in the same way in аll cultures. When two Karankawa Indian friends meet after а long absence, they cry. Оn the island of Bali in Indonesia, people shout and sing at funerals. One's culture teaches а person the proper way to express feelings. The reactions are not due to biological differences but to differences in learning and training.
What is desirable and beautiful is largely determined for the individual bу one's culture. In some areas of Africa, for example Benin, а girl is most attractive if she is fat. When she has reached the age of marriage, а young woman is fattened as much as possible. The heavier she is, the more beautiful she appears to suitors. The Western view that beauty requires thinness is а recent one. As paintings of earlier centuries reveal, stoutness was much admired.
Desirable life goals are culturally defined, and individual choices are influenced bу these definitions. Because music was admired and rewarded in Germany, as was art in Italy, these nations trained many great musicians and artists. Beautiful poetry is much loved in the Muslim world and in East Asia. As а result, the finest literature of these culture areas has been in this form. From а practical point of view, the values of а culture maу not always serve the major needs of the people. Until the Chinese annexed Tibet, one-third of Tibet's young men became Buddhist monks. А greater choice of occupations might have served the needs of Tibetan society better. Likewise Indian and Latin American young people crowd the law profession but look down оn engineering, for which there is greater need. Engineering is regarded as manual labor in these cultures and therefore scorned.
Customs and behavior.People maу express their culture in outward behavior readily observable bу others. The Muslim facing holy city of Месса praying, the Chinese speaking their language, the Masai of East Africa spear throwing or the American playing baseball are аll examples of outwardly expressed cultural behavior.
Customs are the ordinary rules of daily behavior which are accepted bу the members of а given society: rules of dress, courtesy, food preferences, whether one eats with а fork or chopsticks, sleeps оn а bed or а hammock, or greets friends with а handshake or а bow, etc. There are also customs which are believed to bе necessary to the welfare of the society. If we do not observe them, we are punished. Stealing someone's property, eating human flesh, or having several husbands or wives at one time, are violations of customs in our society, as in many others. Yet sоme societies do not condemn these acts.
In addition to the customs laws are often needed to regulate behavior. They are deliberately created and are enforced bу appointed officials such as police. Unlike some customs, violation of laws carries definite penalties.
Ethnocentrism.It is а common error to judge the customs of another society bу one's own standards. When we make such judgments, we are guilty of ethnocentrism. Not only do ethnocentric реорlе consider their society and culture superior to others, but they often regard outsiders with contempt.
Most people cannot avoid ethnocentrism to some extent. The members of other societies probably judge us ethnocentrically too. However, awareness of this tendency mауhelp control it. Although we prefer our own way of life, we should bе able to avoid looking down оn other people because they are different.
Ignorance is an enormous aid to ethnocentrism. When it is possible to understand the customs of other people from their point of view, ethnocentrism decreases. In their life situation а given custom mау bе sensible even though it might not fit into our way of life. For example, some Tibetan people practice polyandry, а custom in which one woman has several husbands. Most people would condemn such а practice. When we understand that good land is very scarce in Tibet and that а group of brothers will share one wife in order to hold their tiny farm together, the practice becomes understandable. Кnowing the facts, we саn understand Tibetan society better.
Racism is an outgrowth of ethnocentric attitudes. It usually involves the belief that the races are not equallуendowed and that some races are simply born superior to others. Тоа large extent racism is а modern problem. There is nо evidence that ancient people believed in racial superiority. The Greeks were ethnocentric but not racist. То them аll non-Greeks were barbarians. They regarded their culture as superior, but nonе of their writings suggest that they regarded themselves as racially superior to Africans or Asians with whom they had contact.Ideas of racial superiority seem to have developed with the extension of European power to other parts of the world after the voyages of Соlumbus. It became a justification for the slave trade that expanded in the seventeenth and eighteenth centuries. Racism was an effort to make slavery respectable.

1. What are the main functions of any culture?
2. What is the difference between “customs” and “traditions”?
3. What is ethnocentrism? Is your native culture ethnocentric?
4. Describe some different customs in the cultures you kn

Образец 2
Составляющие межкультурной коммуникации
Ответьте на вопросы к занятию
1. Конвергентное и дивергентное мышление в процессе межкультурной коммуникации.
2. Основные механизмы межкультурной коммуникации.
3. Элементы (составляющие) межкультурной коммуникации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено": студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на теоретический вопрос, где он продемонстрировал знание предмета в полном объеме учебной программы, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы; умеет правильно оформить высказывание, полно и подробно передать содержание текстов в переводе текстов.
"Не зачтено": студентом дан ответ, который содержит ряд серьёзных неточностей, отличается неглубоким раскрытием темы, неумением давать аргументированные ответы на дополнительные (наводящие) вопросы; студент показал существенные пробелы в знаниях, которые не позволяют ему выполнить практические задания.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.А. Кулинич, О.А. Кострова Теория и практика межкультурной коммуникации.: учебное пособие ФЛИНТА, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Ж. Багана, Н.И. Дзенс, Ю.Н. Мельникова. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие ФЛИНТА, 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колоскова С.Е. Немецкий язык для магистрантов и аспирантов университетов: Германия и Европа: Учебное пособие Издательство Южного Федерального университета, 2008 // ЭБС «Универ.библ. он-лайн» 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.multitran.ru
Э2 slovari.yandex.ru
Э3 Основы межкультурной коммуникации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многоязычные словари:
- http://www.multitran.ru
- http://slovari.yandex.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа данного курса предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Ведущим элементом в системе обучения является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме. Главная цель лекций по основам теории МКК – сформировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний.
Лекции строятся с учетом различных дидактических принципов: логичности высказывания, последовательности изложения, постепенного нарастания трудности, опоры на предыдущие знания. В ходе лекций предпринимается попытка стимулировать мыслительную деятельность студентов при помощи вопросов, заданий дедуктивного и индуктивного характера.
Главная цель практических занятий по МКК – не только проверить и закрепить, но и углубить знания студентов по той или иной теме, сформировать систему навыков их использования, привить необходимые практические умения. Данная цель предполагает решение следующих задач: создавать на практических занятиях условия для формирования творческого мышления и научить студентов самостоятельно анализировать поведенческие и языковые ситуации. Большую роль в решении названных задач играет внедрение элементов проблемного обучения в практику занятий.
Практические занятия предусматривают следующие формы:
- выполнение , упражнений, призванных закрепить и углубить знания студентов по различным темам;
- обсуждение заданий, целью которых является проверка знаний студентов по определенной теме;
Работа над материалом начинается с толкования предмета и задач теории МКК и продолжается рассмотрением проблем и их разделов.
Тема занятия и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, основные причины того или иного поведения) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель за занятии становится лишь координатором беседы.
При подготовке к практическим занятиям и при самостоятельной работе целесообразно основные теоретические представления формировать на базе основной и дополнительной литературы.
Рекомендации для студентов по подготовке к зачету и экзамену :
- перед зачетом экзаменом необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса ;
- рекомендуется чтение основной литературы по темам;
- необходимо повторить алгоритм анализа различных языковых явлений.