МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Мясникова О.В.;Ст.преп., Ващилина А.Ю.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А. д.психол.н. профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А. д.психол.н. профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
1. Уметь составить учебно-методический комплекс в зависимости от уровня аудитории и продолжительности
курса обучения.
2. Уметь подготовить методически грамотные практические занятия различных видов.
В результате освоения дисциплины студент:
1. должен знать:
особенности методики преподавания китайского языка, цели и задачи преподавания китайского языка, а
также средства, которыми достигается наиболее оптимальное решение этих задач
2. должен уметь:
составлять учебные планы, планы урока, вести занятия, составлять методические задания по китайскому
языку
3. должен владеть:
методической терминологией и документацией, теоретическими знаниями о методах и подходах, организации
учебного процесса и составлении учебных материалов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.2 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-5.2 Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития
ПК-1Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения
ПК-1.2 Знает критерии оценивания знаний и умений обучающихся
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин по иностранным языкам
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
ПК-5.1 Владеет основными образовательными технологиями преподавания иностранных языков
ПК-5.2 Планирует и осуществляет учебный процесс по иностранному языку в соответствии с основными общеобразовательными программами
ПК-5.3 Проводит учебные занятия по иностранному языку, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
ПК-5.4 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности методики преподавания китайского языка, цели и задачи преподавания китайского языка, а
также средства, которыми достигается наиболее оптимальное решение этих задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять учебные планы, планы урока, вести занятия, составлять методические задания по китайскому
языку.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методической терминологией и документацией, теоретическими знаниями о методах и подходах, организации учебного процесса и составлении учебных материалов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формирование речевых навыков и умений в процессе преподавания иностранного языка
1.1. Умения и навыки в процессе преподавания различных аспектов иностранного языка Лекции 8 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Умения аудирования. Умения говорения Практические 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Учебно-методические комплексы, учебники, учебные пособия по китайскому языку
2.1. Примеры учебных материалов, и пособий, используемых российскими преподавателями для преподавания китайского языка Сам. работа 8 17 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Методика преподавания китайского языка
3.1. Преподавание фонетики китайского языка Лекции 8 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Методика преподавания лексики китайского языка Практические 8 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Формирование грамматических навыков на уроках китайского языка Сам. работа 8 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Методы преподавания чтения на уроках китайского языка Лекции 8 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Преподавание письма на китайском языке Практические 8 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Коммуникативные методики обучения китайскому языку Сам. работа 8 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Нетрадиционные технологии преподавания иностранных языков Сам. работа 8 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.8. Методика преподавания иероглифов на разных уровнях изучения китайского языка Лекции 8 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест 1
1. Начинать обучать фонетическим навыкам речи необходимо …..
а) на начальном этапе обучения;
б) на среднем этапе обучения;
в) на старшем этапе обучения.
2. Произносительные навыки можно разбить на две группы –
а) ритмические и произносительные;
б) ритмико – интонационные и слухо – произносительные;
в) интонационно – слуховые и произносительные.
3. Часто во время ознакомления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает или не успевает:
а) произнести слово;
б) запомнить слово;
в) зафиксировать все формы данного явления на доске.
4. Грамматический навык является неотъемлемой частью….
а) речевого умения;
б) письменности;
в) обучения иностранного языка на современном этапе.
5. Говоря о формах слова, мы имеем ввиду….
а) звуковую и графическую формы;
б) фонетическую и графическую формы;
в) интонационную и письменную формы.
6. Выберите правильные методы ознакомления учащихся с новым словом
а) использование наглядности, заучивание новых слов, работа со словарем;
б) использование наглядности, заучивание новых слов, метод догадки;
в) использование наглядности, перевод слова, речевая догадка через контекст.
7. В обучении грамматике традиционно определились два подхода - …
а) имплицитный и эксплицитный;
б) импликационный и эксплиционный;
в) дифференцированный и эксплицитный.
8. Одним из упражнений на уровне предложения и сверхфразового единства при обучении лексическим навыкам является …
а) описать картину;
б) нарисовать картину;
в) собрать картинку.
9. При акустическом подходе упор делается на….
а) артикуляцию;
б) произношение;
в) слуховое восприятие.
10. Восприятие и понимание устной речи это …..
а) говорение;
б) чтение;
в) аудирование;
г) письмо.
11. Развитие наблюдательности, повышения знаний к изучаемым вопросам это….
а) наглядный метод обучения;
б) дедуктивный метод обучения;
в) метод самостоятельной работы.
12. Овладение грамматикой изучаемого языка важно для понимания….
а) письменности;
б) прочитанного;
в) речи других людей при аудировании и чтении.
13. Фонетический навык необходим, чтобы научиться говорить на иностранном языке …
а) грамотно;
б) без ошибок;
в) без акцента.
14. При обучении различным аспектам языка учитель должен обеспечить:
а) учебным материалом;
б) ознакомление с материалом, тренировку и выход в речь изучаемого материала;
в) наглядным материалом.
15. Антиципация это….
а) предвосхищение последующих языковых средств;
б) предугадывание финала текста;
в) понимание сообщения.

Тест 2
1. Использование игры - один из …… повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.
а) методов;
б) приемов;
в) задач.
2. Фонетический навык необходим, чтобы научиться говорить на иностранном языке …
а) грамотно;
б) без ошибок;
в) без акцента.
3. Овладение грамматикой изучаемого языка важно для понимания….
а) письменности;
б) прочитанного;
в) речи других людей при аудировании и чтении.
4. При обучении различным аспектам языка учитель должен обеспечить:
а) учебным материалом;
б) ознакомление с материалом, тренировку и выход в речь изучаемого материала;
в) наглядным материалом.
5. Можно ли использовать игры при обучении грамматике?
а) да, так как игра является наилучшим способом решения данной задачи;
б) нет, категорически запрещается, так как это серьезная работа над языком;
в) да, но игра отвлекает от решения проблемных задач.
6. Выберите правильные компоненты содержания обучения –
а) лингвистический, методологический и психологический;
б) лингвистический, методологический и педагогический;
в) лингвистический, методический и педагогический.
7. Что значит знать грамматику?
а) форму, значение, перевод;
б) форму, значение, употребление и речевую функцию;
в) форму, историю образования и перевод.
8. Эксплицитный подход это ….
а) подход с объяснением правил;
б) подход без объяснения правил;
в) индивидуальный подход.
9. Способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи, определяет сущность …..
а) фонетического навыка;
б) лексического навыка;
в) грамматического навыка.
10. Элементарный методический поступок, направленный на решение какой-то конкретной задачи на определенном этапе это….
а) приём;
б) метод;
в) цель.
11. При работе с текстом можно выделить три основных этапа работы:
а) текстовый, послетекстовый, дискуссия;
б) дотекстовый, текстовый, послетекстовый;
в) предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
12. Развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода это….
а) словесный метод обучения;
б) практический метод обучения;
в) проблесно-поисковый метод обучения.
13. Начинать обучать фонетическим навыкам речи необходимо …..
а) на начальном этапе обучения;
б) на среднем этапе обучения;
в) на старшем этапе обучения.
14. Можно ли сразу выявлять грамматические ошибки в устной речи ученика?
а) нельзя перебивать ученика, иначе он собьется;
б) ошибки необходимо выделить после ответа;
в) ученик сам поймет, когда он ошибся, услышав правильный ответ другого отвечающего.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Составьте круг проблем, которые можно предложить в процессе проблемно-диалогового общения на уроках китайского языка.
2. Опишите методы и способы преподавания фонетики.
3. Опишите методы и способы формирования грамматических навыков.
4. Опишите способы формирования грамматических навыков на уроках китайского языка.
5. Методика преподавания лексики.
6. Опишите речевые навыки и методы их формирования.
7. Сформулируйте задачи в поставленные в процессе формирования речевой деятельности.
8. Что такое формирование речевых навыков и умений в процессе преподавания иностранного языка.
9. В чем суть и задачи учебного плана.
10. Опишите особенности преподавание фонетики китайского языка.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену

1. Сформулируйте задачи, поставленные в процессе формирования речевой деятельности.
2. Что такое формирование речевых навыков и умений в процессе преподавания иностранного языка .
3. В чем суть и задачи учебного плана.
4. Опишите особенности преподавание фонетики китайского языка.
5. Методика преподавания лексики китайского языка.
6. В чем заключаются методы формирования грамматических навыков китайского языка.
7. Способы формирования навыков аудирования на уроках китайского языка.
8. Методы преподавания чтения на уроках китайского языка.
9. Преподавание письма на китайском языке.
10. Что такое тестирование и проверка знаний.
11. Организация проблемно-диалогового общения на уроках китайского языка в средней школе.
12. Коммуникативные методики обучения китайскому языку.
13. Нетрадиционные технологии преподавания иностранных языков.
14. Составление презентаций и игр и использование их на занятиях китайского языка.
15. Методы преподавания китайского языка дошкольникам. Особенности и сложности.
16. Преподавание китайского языка младшим школьникам. Особенности и сложности.
17. Система упражнений в обучении китайскому языку в средней школе.
18. Методика преподавания иероглифов на разных уровнях изучения китайского языка.
19. Интерактивные методы преподавания китайского языка практическое занятие.
20. Обучение говорению на уроках китайского языка.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Китайский язык [Электронный ресурс]: практикум по чтению: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Селезнева Н.В. Иностранный язык профильного региона: Китайский язык: Тексты для чтения: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 он-лайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.