МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история России, всеобщая история)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История (история России, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые исторические понятия, фактологию применительно к конкретным историческим эпохам;
основные понятия учебной дисциплины, хронологию и периодизацию исторического процесса, движущие силы истории (в России и на мировой арене), имена исторических деятелей и памятники культуры;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать базовыми историческими понятиями и терминами; определять уникальное и сходное в развитии культуры и исторического процесса; оценивать значение важнейших достижений культуры;
осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом учебной дисциплины, навыками работы с историческими источниками, ведения дискуссии по спорным вопросам исторической науки;
методами работы с исторической литературой; навыками анализа и оценки крупнейших исторических явлений и процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «История»
1.1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные подходы к изучению истории человечества Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Истоки и основные типы цивилизаций в древности и средневековья
2.1. Истоки и основные типы цивилизаций в древности Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Древние цивилизации восточного типа Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Древние цивилизации западного типа Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Культура средневековой Японии Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства Сам. работа 1 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Язычество древних славян. Проблемы выбора государственной религии. Крещение Руси. Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Цивилизация Древней Руси Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Расцвет Древнерусского государства. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. «Монголо-татарское иго» Сам. работа 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение русских земель и создание единого государства в XIV-XV вв. Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Смутное время в истории России. Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Культура эпохи Возрождения Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Реформы Петра I Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века Сам. работа 1 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке Россия и мир в XIX в. Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 1 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Сам. работа 1 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Развитие России второй в XIX века Сам. работа 1 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Первая мировая война Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
7.3. Развитие России в первой половине XX века Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.4. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.5. Развитие России в второй половине XX века Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.6. Развитие России в второй половине XX века Сам. работа 1 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.7. Цифровое общество: новые вызовы и перспективы Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11208

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 3:Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ...
а)историческим фактом
б)историческим событием
в)историческим экспериментом
г)историческим процессом
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется...
а)историческим экспериментом
б)историческим процессом
в)историческим событием
г)историческим фактом
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 5:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
а)цивилизационный подход
б)формационный подход
в)многофакторный подход
г)теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 6:Какое утверждение является верным?
а)Ледовое побоище является событием XII в.
б)Ледовое побоище является событием XIII в.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 7:Какая пара исторических деятелей были современниками?
а)Петр I и Екатерина Дашкова
б)Александр I и Михаил Сперанский
в)князь Игорь и хан Батый
г)Борис Годунов и патриарх Никон
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 8:Какое утверждение является НЕ верным?
а)Коллегии – центральные органы государственного управления, ведавшие отдельными отраслями хозяйства и жизни государства. В России были образованы в 1802 г., существовали до 1917 г.
б)Коллегии – центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 9:Какой ряд исторических событий относится к XVII в.?
а)Полтавсская битва, учреждение Сената
б)Смута, церковный раскол
в)"стояние на р.Угра", феодальная война в Московском княжестве
г)учреждение Земского собора, введение "урочных лет"
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 10:Какой из приведенных исторических источников является законодательным источником?
а)Повесть временных лет
б)Слово о законе и благодати
в)Соборное уложение
г)Задонщина
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11:Какой из приведенных исторических источников повествует о Куликовской битве?
а)Хождение за три моря
б)Сказание о Мамаевом побоище
в)Слово о полку Игореве
г)Покон вирный
ОТВЕТ:

ВОПРОС 12:Какое утверждение является НЕ верным?
а)Александр III, вступив на престол, под давлением общественности избрал курс на либеральные преобразования в стране.
б)Александр I в 1801 г. заявил о приверженности внутриполитическому курсу Екатерины II.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 13:Какое утверждение является верным?
а)Континентальная блокада – введенный Наполеоном I в 1806 г. запрет поддерживать отношения с Британской империей. Россия по Тильзитскому миру 1807 г. вынуждена была присоединиться к блокаде.
б)Континентальная блокада – это запрет на присутствие военного флота в водах Черного моря по итогам Крымской войны.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 14:Историческая хронология изучает
а)системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
б)гербы, а также традиций и практики их использования
в)печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
г)историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 15:Первые берестяные грамоты были обнаружены на территории____________
а)Москвы
б)Новгорода
в)Пскова
г)Киева
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочтите отрывок из Манифеста и укажите имя автора.
«Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случаи воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиняться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и обличенному всей полнотой власти, впредь до того, в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.»
ОТВЕТ:Михаил Романов

ВОПРОС 2:Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского, назовите имя князя о котором идет речь:
«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского».
ОТВЕТ:Дмитрий Донской

ВОПРОС 3:Прочтите отрывок из труда историка и напишите имя царя, при котором происходили указанные в отрывке события.
«Но недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление <царю>. Народ, правда, уходил от тяжести государственной жизни целыми массами — в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. Однако обаяние грозной личности <царя>, отсутствие самостоятельных общественных союзов, наконец, отсутствие единодушного отношения к <царю> и реформе привели к тому, что против реформ были лишь отдельные местные вспышки. В …. году произошел бунт в Астрахани, не имевший ни твердой организации, ни ясно сознанной цели. Бунтовщики объявили, что встали за веру, но не против <царя>, а против бояр, воевод и немцев, утеснителей и веры, и народа. Перед бунтом в Астрахани ходили самые нелепые слухи о положении дел в государстве: так, астраханцы спешили выдать замуж дочерей, боясь, что будут присланы казенные женихи-немцы из Казани. Бунт был подавлен... В … году вспыхнул один бунт среди инородцев (башкир), в другой — на Дону у казаков под предводительством атамана Булавина. Казачье движение было очень серьезно и охватило обширный район: казаки штурмовали неудачно Азов и приближались к Тамбову. Направлялось неудовольствие казаков против той государственной опеки, которой с течением времени все более и более подпадали прежде вольные казачьи общины. Не знавшие прежде такого крутого отношения со стороны Москвы, казаки восстали против государства за свою отжившую вольность, но были усмирены..»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 4:Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о которой в нем говорится.
«Грустно... я болен Севастополем... Мученик – Севастополь!.. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега... Друзей и союзников у нас нет»
ОТВЕТ:Крымская

ВОПРОС 5:Прочтите отрывок из письма правительству СССР (1930 гг.) и напишите фамилию автора письма
«…Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она не существовала – мой писательский долг…Последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение творческой интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»
ОТВЕТ:Булгаков Михаил

ВОПРОС 6:______________– русская дипломатическая миссия 1697–1698 гг. в Западную Европу с целью расширения союза для борьбы с Турцией, приглашения на русскую службу специалистов, закупку и заказ вооружения. Официально возглавлялась Ф. Лефортом, Ф.А. Головиным, а фактически руководилась Петром I, путешествующим под именем Петра Михайлова.
ОТВЕТ:Великое посольство

ВОПРОС 7:Назовите два этапа источниковедческой критики:
ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика

ВОПРОС 8:Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

ВОПРОС 9:___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ:Истори́ческий исто́чник

ВОПРОС 10:___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
ОТВЕТ:Исторический процесс

ВОПРОС 11:На основе анализа извлечения из статьи западного историка Б.Л. Гарта укажите город о котором идет речь:
«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.
На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов. Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям...
Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».
ОТВЕТ:Сталинград

ВОПРОС 12:Прочтите отрывок из выступления в Государственной Думе государственного деятеля начала ХХ в. и напишите его фамилию.
«В основу закона 9 ноября положена определенная мысль, определенный принцип… В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землей, надо избавить его от кабалы отжившего общинного строя»
ОТВЕТ:Столыпин

ВОПРОС 13:__________– период российской истории с 1725 г. по 1762 г., когда в Российской империи смена власти происходила в основном путем переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. В переносном значении термин обозначает «тихий» переворот, смену власти, произведенную обычно ближайшими сподвижниками правителя или лидера партии, группы.
ОТВЕТ:Дворцовые перевороты

ВОПРОС 14:Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите имя князя, о котором идет речь:
«Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их...»
ОТВЕТ:Игорь

ВОПРОС 15:Прочтите отрывок из летописи и укажите, в чье правление произошли описываемые события:
«В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...».
ОТВЕТ:Ивана III

ВОПРОС 16:Прочтите отрывок из выступления Л.И. Брежнева на заседании Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию автора книги, о которой идет речь.
«Во Франции и США, по сообщениям наших представителей за рубежом и иностранной печати, выходит новое сочинение… – "Архипелаг ГУЛАГ"… Секретариат принял решение о развертывании в нашей печати работы по разоблачению писаний [этого автора] и буржуазной пропаганды в связи с выходом этой книги. Пока что этой книги никто не читал, но содержание ее уже известно. Это грубый антисоветский пасквиль… По нашим законам, мы имеем все основания посадить [автора] в тюрьму, ибо он посягнул на самое святое – …на наш советский строй, на советскую власть, на все, что нам дорого».
ОТВЕТ:Солженицын

ВОПРОС 17:Прочтите отрывок из ноты Верховному правителю России А. В. Колчаку и напишите название упомянутой в тексте коалиции.
«Державы союзной коалиции желают формально заявить, что целью их политики является восстановление мира внутри России путём предоставления возможности русскому народу добиться контроля над своими внутренними делами при помощи свободно избранного Учредительного собрания, восстановить мир путём достижения соглашения в спорах, касающихся границ Русского государства»
ОТВЕТ:Антанта

ВОПРОС 18:Прочтите отрывок из воспоминаний современника, о каком правители Российской империи идет речь?
«<…>, сперва враг французской революции, готовый на все пожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками, которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками – поражение генералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии – после славной кампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую систему. Он не только мирится с первым консулом Французской республики, умевшим ловко польстить ему, но и становится его восторженным почитателем и угрожает войною Англии. Разрыв с ней наносил неизъяснимый вред нашей заграничной торговле. Англия снабжала нас произведениямии мануфактурными, и колониальными за сырые произведения нашей почвы. Разрыв с Англиею, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к <…>, и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом».
ОТВЕТ:Павел I

ВОПРОС 19:Прочтите отрывок из послания руководителя СССР и укажите его фамилию.
«Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования международными водами и международным воздушным пространством – это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров… Конечно, мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтём нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права».
ОТВЕТ:Хрущёв

ВОПРОС 20:__________– название крупной операции советских партизан в августе – сентябре 1943 г. во время Великой Отечественной войны по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территории ряда областей СССР.
ОТВЕТ:«Рельсовая война»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5:Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Что такое местничество:
а) иерархический порядок государственных должностей представителями всех сословий
б) иерархический порядок воинских чинов;
в) иерархический порядок знатных фамилий по старшинству и знатности родов;
г) иерархический порядок распределения мест в Государственной Думе.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2: Как назывался коллектив единомышленников Ивана IV, помогавший ему в проведении реформ 1550-х гг.:
а) земский собор;
б) государственный совет;
в) тайный комитет;
г) Избранная Рада.
ОТВЕТ:д

ВОПРОС 3: Венская модель системы международных отношений получила название:
а) «марлезонского балета»;
б) «концерта Европы»;
в) «весны народов»;
г) «Европы без границ».
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4: Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы:
а) сам народ посредством бессословного законодательного органа
б) дворянство посредством законосовещательного органа
в) духовенство посредством религиозного воспитания
г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 5: С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»:
а) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства
б) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева
в) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг.
г) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 6:Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселёвым в…:
а) 1801-1803 гг.
б) 1837-1841 гг.
в) 1861-1863 гг.
г) 1881-1884 гг.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 7:В первой четверти ХIХ в. с понятием «аракчеевщина» современниками связывали…:
а) разработку проектов, ограничивших власть царя
б) ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг
в) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
г) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 8:В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили…
а) Пруссия, Венгрия, Англия
б) Персия, Турция, Англия
в) Турция, Англия, Франция
г) Франция, Персия, Греция
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 9: Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III:
а) присоединение Средней Азии
б) сближение с Францией
в) сближение с Германией и Австро-Венгрией
г) заключение Сан-Стефанского мира
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 10:С каким министром Временного правительства связан апрельский правительственный кризис 1917 г.:
а) Гучков;
б) Керенский;
в) Милюков;
г) Некрасов.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11: В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала…
а) плата за коммунальные услуги (жильё, свет и пр.)
б) свобода рыночной торговли
в) продразвёрстка
г) оплата труда на предприятиях в денежной форме
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 12: В декабре 1922 г. …
а)подписан Договор об образовании СССР
б)принята Конституция СССР
в)подписан сепаратный мирный договор с Германией
г)принята Декларация прав народов России
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 13: В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны?
а)М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский
б)В.И. Чапаев, С.С. Каменев
в)С.М. Киров, А.А. Брусилов
г)А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 14:Понятия «перестройка», «гласность» связаны с именем руководителя СССР …
а)Н.С. Хрущева
б)Ю.В. Андропова
в)Л.И. Брежнева
г)М.С. Горбачева
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 15:Внешнеполитический курс М. С. Горбачева назывался
а) «оттепель»
б) «новое политическое мышление»
в) «разрядка»
г) «перезагрузка»
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:На экономическое и общественно-политическое развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину «путь ______________________».
ОТВЕТ:из варяг в греки

ВОПРОС 2:В Московском государстве совещательным органом при государе была _______, состоявшая в XV в. из представителей двух чинов: бояр и окольничьих.
ОТВЕТ:Боярская дума

ВОПРОС 3:Система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства, называлась______
ОТВЕТ:опричнина

ВОПРОС 4:Сословно-представительный орган в России в XVI – XVII вв., созываемый по инициативе царя для решения государственно важных вопросов, назывался _______________________.
ОТВЕТ:Земский собор

ВОПРОС 5:После свержения Василия Шуйского в России у власти находилось боярское правительство, вошедшее в историю под названием _________________________
ОТВЕТ:семибоярщина

ВОПРОС 6:Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя русского царя, о котором идёт речь.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
ОТВЕТ:Алексей Михайлович

ВОПРОС 7:Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения называется _________________
ОТВЕТ:кормления

ВОПРОС 8:Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России в XVI – XVII вв., имевшие на вооружении огнестрельное оружие, назывались_____
ОТВЕТ:стрельцы

ВОПРОС 9:Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится.
«На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России.»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 10:Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь.
«...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду»
ОТВЕТ: Пестель Павел

ВОПРОС 11:Прочтите отрывок из труда историка и назовите войну, о завершении которой идет речь в тексте.
«13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Это был самый грандиозный европейский форум после 1815 г. В работе конгресса принимали участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Позднее были приглашены и представители Пруссии.
Первым актом Парижского конгресса было заключение перемирия с прекращением военных действий. После семнадцати заседаний конгресса, 18 марта, в Париже был подписан мирный договор, главные постановления которого заключались в следующем. Восстанавливается довоенный территориальный статус-кво. В мирное время Турция закрывает Проливы для всех военных судов, независимо от их принадлежности, за исключением стационеров в Стамбуле. Черное море объявляется нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Россия и Турция обязуются не иметь на его берегах военно-морских арсеналов».
ОТВЕТ:Крымская

ВОПРОС 12:Как называлось объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов?
ОТВЕТ:Товарищество передвижных художественных выставок

ВОПРОС 13:Выборные органы самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 года, назывались ____________
ОТВЕТ:земства

ВОПРОС 14:Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.
«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
ОТВЕТ:Япония

ВОПРОС 15:Представительное учреждение, избранное в конце 1918 г. для установления формы правления и выработки конституции, которое было распущено в январе 1918 г., называлось _______________________ собрание.
ОТВЕТ:Учредительное

ВОПРОС 16:Массовое создание коллективных сельских хозяйств в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в СССР, сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств, называется___________
ОТВЕТ:коллективизация

ВОПРОС 17:Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название международной конференции, о которой идет речь. «Встреча руководителей антигитлеровской коалиции – Ф.Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И.В. Сталина (СССР) проходила с 4 по 11 февраля 1945 г. На конференции шла речь об окончательной победе над врагом, об устройстве границ в послевоенной Европе. Участники конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир».
ОТВЕТ:Ялтинская/Крымская

ВОПРОС 18:Резкое обострение международной обстановки в ходе противостояния между СССР и США по поводу размещения ядерных ракет на Кубе получило название "_____________________ кризис"
ОТВЕТ:Карибский/Кубинский

ВОПРОС 19:Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины в декабре 1991 г., ознаменовавшее прекращение существования СССР, по месту подписания получило название ______________________ соглашение
ОТВЕТ:Беловежское

ВОПРОС 20:Процесс передачи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности (промышленных предприятий, земельных участков, банков, средств транспорта, массовой информации, зданий и т.д.) в частные руки
ОТВЕТ:приватизация

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru
Э3 Образовательный сайт «Российская история» sunapse.ru
Э4 История (история России, всеобщая история) (Институт педагогического образования) 2020-2021 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1463

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1463.

Примеры методических рекомендаций:

Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и семинарские занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).

Категория ЛЕКЦИИ (on-line) состоит из 5 лекций (их можно быстро открыть через закладку с левой стороны экрана "Элементы курса" - Лекции), за каждую из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 11 баллов, максимум - 22. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 2 балла, вы автоматически набираете 22 балла.

Лекция представляет собой текст лекции и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными вопросами/подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 2. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.

Категория СЕМИНАРЫ (аудиторно) состоит из 8 семинаров, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 9 баллов, максимум - 18 баллов. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 18 баллов.

Рекомендации по подготовке к семинарам:

При подготовке к семинарским занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы семинарского занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– разбиться на группы (3-5 человек), каждой группе подготовить развернутый ответ на один из вопросов темы;
– совместно с группой продумать развернутый ответ на выбранный вопрос темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы, интернет ресурсы.

Категория ТЕСТЫ состоит из 10 тестов , за каждый из которых можно набрать максимум 4 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 20 баллов, максимум - 40. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все тесты на 4 балла, вы автоматически набираете 40 баллов.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, семинаров, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 5 баллов, максимум - 10.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ:

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Оценка (зачтено/не зачтено) может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки (зачет/не зачет) за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки (зачет/не зачет) за ответ на первый вопрос билета.
Оценки (зачет/не зачет)за ответ на второй вопрос билета.


На зачете требуется ответить на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.