МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются раскрытие теоретических основ обучения биологии, установление закономерности процессов передачи знаний и воспитания учащихся на биологическом материале и ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии.
в ходе изучения материала студент должен:
- овладеть научным языком методики преподавания биологии;
- понимать основы процесса преподавания биологии и руководства познавательной деятельностью учащихся;
- овладеть различными группами приемов и методов, особенностями их использования в частных разделах биологии;
- уметь использовать различные формы организации учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, уметь анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.2 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Формирует позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между обучающимися с учетом их принадлежности к разным этнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также различных (в том числе ограниченных) возможностей здоровья
ОПК-3.4 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-3.5 Осуществляет педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-5.2 Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития
ПК-1Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
ПК-1.2 Объективно оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения биологии и химии
ПК-2.1 Демонстрирует алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Демонстрирует способы организации и оценки различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-2.4 Находит ценностный аспект учебного знания и информации в области биологии и химии, обеспечивает его понимание и переживание обучающимися
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-3.1 Владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
ПК-3.2 Разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии
ПК-4.1 Разрабатывает рабочие программы по биологии и химии на основе примерных основных общеобразовательных программ
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении биологии и химии
ПК-5.1 Применяет основные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
ПК-5.2 Планирует и осуществляет учебный процесс по биологии и химии в соответствии с основными общеобразовательными программами
ПК-5.3 Проводит учебные занятия по биологии и химии, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
ПК-5.4 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Как использовать педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
Принципы выбора содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся.
Как осуществляется отбор и применение психолого-педагогических технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся.
Алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС.
Способы организации и оценки различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ, и их элементов.
Демонстрировать способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Выявлять и корректировать трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком проектирования диагностируемых целей (требований к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
навыком обеспечения объективности и достоверности оценки образовательных результатов обучающихся.
применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика обучения биологии как наука
1.1. Методика обучения биологии как наука Лекции 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии Практические 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.3. Цели и задачи методики обучения биологии Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования Практические 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.5. Виды обучения биологии Лекции 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.6. Содержание предмета "Биология" Сам. работа 7 15 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 2. Методы обучения биологии
2.1. Система методов обучения биологии Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.2. Приемы и методы преподавания биологии Практические 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.3. Интерактивные технологии обучения биологии в школе Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Характеристика отдельных методов обучения биологии Практические 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.5. ИКТ в биологии Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.6. Выбор методов обучения Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.7. Проблемный подход в обучении биологии Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.8. Разработка проблемного урока Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.9. Организация проектной деятельности учащихся Лекции 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.10. Организация самостоятельной работы учащихся Сам. работа 7 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.11. Контрольно-оценочные средства Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4
2.12. Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня Сам. работа 7 5 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Формы организации обучения биологии
3.1. Общая характеристика и система форм обучения биологии Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.2. Урок биологии (цели, содержание, план урока) Практические 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.3. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.4. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании Сам. работа 7 15 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.5. Экскурсия как важная форма обучения биологии Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.6. Биологические кружки Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
3.7. Лабораторные и практические работы Сам. работа 7 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.8. Экологическое воспитание Сам. работа 7 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Этапы технологического цикла отходов. Общая стратегия в управлении отходами.
2. Виды, количество и особенности образования отходов и их характеристика.
3. Классификация отходов. Паспортизация отходов.
4. Нормирование образования отходов. Методы расчета нормативов образования отходов.
5. Учет в области обращения с отходами. Государственный кадастр отходов.
6. Лицензирование деятельности по обращению с отходами.
7. Основные принципы экономического регулирования управления отходами.
8. Формирование тарифов на услуги по обращению с отходами.
9. Транспортирование и утилизация опасных отходов.
10. Организация обращения с твердыми коммунальными отходами.
11. Методы обезвреживания твердых коммунальных отходов.
12. Сжигание как способ утилизации твердых коммунальных отходов.
13. Проектирование и строительство полигонов ТКО (ТБО).
14. Организация, эксплуатация и рекультивация полигонов ТКО.
15. Организация управления потоками отходов на уровне субъекта РФ.
16. Организация управления потоками отходов на уровне муниципального образования.
17. Организация управления потоками отходов на уровне промышленного предприятия.
18. Организация сбора отходов на предприятии.
19. Особенности обращения с биологическими и медицинскими отходами.
20. Особенности обращения с крупнотоннажными отходами.
21. Механизм возмещения расходов на оказание услуг по обращению с отходами.
22. Рециклинг: понятие и организационные особенности на уровне муниципалитета
23. Зарубежный опыт раздельного сбора отходов
24. Государственный и производственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами.
25. Переработка древесины.
26. Переработка ртутьсодержащих отходов.
27. Переработка органических отходов.
28. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территорияхобъектов по размещению отходов.
29. Экологический ущерб при обращении с отходами и его оценка.
30. Накопленный вред окружающей среде в России
31. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций при обращении с опасными отходами.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Развитие биологических понятий в школьном предмете
2. Цели и задачи методики обучения биологии и экологии
3. Виды обучения биологии и экологии
4. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования
5. Содержание предмета "Биология"
6. Экологическое воспитание
7. Особенности эксперимента по биологии в различных ее разделах
8. Применение интерактивных методов в школьной биологии
9. ИКТ в биологии
10. Выбор методов обучения
11. Организация самостоятельной работы учащихся
12. Проблемный подход в обучении биологии
13. Организация проектной деятельности учащихся
14. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании
15. Биологические кружки
16. Экскурсия как важная форма обучения биологии

Практические задания
1. Составьте аннотацию на учебную программу по биологии.
2. Составьте макет тематического плана на учебный год.
3. Выделите наиболее эффективные методы обучения биологии, дайте их характеристику.
4. Составьте план урока.
5. Создайте презентацию по теме вводного урока.
6. Разработайте интерактивный урок и проведите его на практическом занятии.
7. Разработайте практическое задание и пропишите подробную инструкцию к нему.
8. По предложенному плану составить самоанализ проведенного урока.
9. Составьте план реализации проектной деятельности группы учащихся.
10. Разработайте и представьте подробный план экскурсии.
11. Предложите темы проектных работ по биологии с учетом возрастных особенностей учеников с 5 по 11 классы.
12. Составьте инструкцию для учащихся по уходу за растениями или по другой работе в классе, на пришкольном участке, в живом уголке.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Особенности содержания современного курса биологии.
2. Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-образовательный процесс.
3. Методика обучения биологии как наука
4. Краткая история становления и развития методики обучения биологии
5. Цели и задачи методики обучения биологии
6. Виды обучения биологии
7. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования
8. Система методов обучения биологии
9. Приемы и методы преподавания биологии
10. Характеристика отдельных методов обучения биологии
11. ИКТ в биологии
12. Выбор методов обучения
13. Организация самостоятельной работы учащихся
14. Проблемный подход в обучении биологии
15. Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
16. Общая характеристика и система форм обучения биологии
17. Урок биологии (цели, содержание, план урока)
18. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии
19. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании
20. Экологическое воспитание
21. Экскурсия как важная форма обучения биологии
22. Биологические кружки
23. Особенности организации лабораторных и практических работ по биологии
24. Контрольно-оценочная деятельность при обучении биологии
25. Приемы и методы преподавания биологии.
26. Словесные методы преподавания биологии: беседа, рассказ, объяснение, школьная лекция, семинар и методические требования к их организации.
27. Наглядные методы преподавания биологии: демонстрация натуральных объектов, опытов, изобразительных пособий. Правила демонстрации.
28. Интерактивные технологии обучения биологии.
29. Личность ученика. Возрастная характеристика.
30. Формы и виды контроля знаний при обучении биологии в школе. Критерии оценки знаний.
31. Воспитание в процессе обучения биологии. Функции воспитания.
32. Профессиональная культура учителя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арбузова Е.Н. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Теремов, Р.А. Петросова, Н.В. Перелович, Л.А. Косорукова Теория и методика обучения биологии: Учебные практики: Методика преподавания биологии Прометей, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363882
Л2.2 Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Н.В. Скалон, В.А. Колмыкова Современные аспекты экологического образования : электронное учебное пособие , 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Теремов, А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие «Прометей», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) elibrary.asu.ru
Э3 Арбузова Е. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018 г. [Электронный ресурс]: https://biblio-online.ru/book/E48D05D1-5EE1-479F-8236-1EE94D042031/teoriya-i-metodika-obucheniya-biologii-v-2-ch-chast-1 biblio-online.ru
Э4 Методиче сие рекомендации по подготовк екурсовых работ portal.edu.asu.ru
Э5 курс в Moodl portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Теория и методика обучеия биологии". Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.