МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биохимия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН , Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у студентов теоретических знаний и навыков практической работы в области биохимии и молекулярной биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы структурно-функциональной организации живых организмов
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять выбор методов, адекватных для решения исследовательских задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет опытом применения методов для оценки состояния живых объектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ
1.1. Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Биохимия, как наука. Исторический очерк. Химический элементарный и молекулярный состав живых организмов.Cубклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Сам. работа 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. ХИМИЯ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
2.1. Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Химия простых белков. Практические 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Химия сложных белков. Структура и свойства нуклеиновых кислот. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Физико-химические свойства белков Практические 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Физико-химические свойства и структурная организация белков.Методы выделения и очистки белков из раствора. Структурная организация нуклеиновых кислот. Сам. работа 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. ФЕРМЕНТЫ
3.1. Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Фермента, как биологические катализаторы. Практические 5 6 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. История развития учения о ферментах. Свойства ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Методы выделения и очистки ферментов. Приемы изучения ферментативной активности. Практическое применение ферментов и ферментных препаратов. Сам. работа 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. ВИТАМИНЫ. ГОРМОНЫ.
4.1. Общая характеристика и классификация витаминов. Сам. работа 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Витамины. Практические 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Общие представления о гормонах (свойства, классификация, механизм действия). Сам. работа 5 10 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Характеристика основных водо- и жирорастворимых витаминов. Гормоны центральных и периферических эндокринных желез. Сам. работа 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. ХИМИЯ УГЛЕВОДОВ
5.1. Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Химия углеводов. Качественные реакции на сахара Практические 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Химия углеводов: биологическая роль, классификация и свойства углеводов. Сам. работа 5 7 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. ХИМИЯ ЛИПИДОВ
6.1. Липиды. Строение и функции. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Химия липидов. Практические 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Химия липидов: свойства, биологическая роль и классификация липидов.Структура и функции биомембран. Сам. работа 5 6 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ
7.1. Метаболические пути и обмен энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Энергетика клеток растений и животных. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Биологическое окисление и его основные этапы. Современные представления о механизме окислительного фосфорилирования. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Введение в обмен веществ. Дыхательная цепь транспорта электронов. АТФ и другие макроэргические соединения. Принципы регуляции метаболизма. Сам. работа 5 6 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.4. Обмен углеводов: переваривание и всасывание углеводов, синтез и распад гликогена, гликолиз, брожение, пентозофосфатный цикл окисления углеводов, глюконеогенез. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.5. Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.6. Энергетический обмен. Общие пути катаболизма Практические 5 4 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.7. Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена. Сам. работа 5 6 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.8. Обмен липидов: переваривание и всасывание липидов, окисление жирных кислот, метаболизм кетоновых тел, биосинтез жирных кислот и триглицеридов. Регуляция липиного обмена. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.9. Метаболизм фофсфолипидов. Биосинтез холестерина. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. Сам. работа 5 6 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.10. Обмен простых белков: переваривание белков и всасывание продуктов их распада.Промежуточный обмен аминокислот в тканях. Лекции 5 2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.11. Метаболизм азота. Орнитиновый цикл. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. Сам. работа 5 6 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию
а) структурную
б) запасающую
в) энергетическую
г) каталитическую
ОТВЕТ: а
2. Способность молекул белка обезвреживать вредные вещества или болезнетворные микроорганизмы лежит в основе функции –
а) каталитической
б) строительной
в) сигнальной
г) защитной
ОТВЕТ: г
3. Мономером крахмала является:
а)фруктоза
б)глюкоза
в)сахароза
г)рибоза
ОТВЕТ: б
4. Строительным материалом и источником энергии для организма служат
а) минеральные вещества
б) углеводы и жиры
в) витамины
г) ферменты
ОТВЕТ: б
5. Молекула белка приобретает вторичную структуру за счет образования
а)гидрофобных связей между радикалами
б)пептидных связей между аминокислотами
в)связей с молекулами воды
г)водородных связей между NH- и CO-группами
ОТВЕТ: г
6. Реакция организма на недостаточное поступление того или иного витамина, сопровождающаяся нарушением определенных звеньев обмена веществ – это
а) гипервитаминоз
б) авитаминоз
в) поливитаминоз
г) гиповитаминоз
ОТВЕТ: а
7. Простые ферменты состоят из:
а) аминокислот
б) аминокислот и углеводов
в) углеводов
г) аминокислот и небелковых компонентов
ОТВЕТ: а
8. Активный центр сложных ферментов формируется из:
а) небелковых компонентов
б) остатков нескольких аминокислот
в) остатков нескольких аминокислот и небелковых компонентов
г) одной аминокислоты
ОТВЕТ: г
9. Выберите из перечисленных ниже вещество, относящееся к органическим.
а) углекислый газ
б) вода
в) крахмал
г) хлорид кальция
ОТВЕТ: в
10. Белки в организме человека и животных:
а) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
б) образуются из аминокислот
в) в печени превращаются в гликоген
г) откладываются в запас
ОТВЕТ: б
11. Какую функцию в живых организмах НЕ способны выполнять углеводы?
а) структурную
б) запасающую
в) каталитическую
г) энергетическую
ОТВЕТ: в
12. Какую функцию в живых организмах НЕ выполняют липиды?
а) структурную
б) транспортную
в) запасающую
г) энергетическую
ОТВЕТ: б
13. Признак, который можно использовать для описания молекулы РНК:
а) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль.
б) состоит из одной полинуклеотидной неспирализованной цепи.
в) имеет самые большие размеры из нуклеиновых кислот.
г) состоит из нуклеотидов: АТГЦ.
ОТВЕТ: б
14. Признак, характеризующий молекулу АТФ:
а) в состав молекулы входит азотистое основание урацил.
б) молекула является мономером РНК
в) молекула является мономером ДНК
г) фосфатные группы, входящие в состав молекулы, соединены между собой макроэргическими связями.
ОТВЕТ: г
15. Две полинуклеотидные цепи, соединённые водородными связями, образуют молекулу
а) белка
б) АТФ
в) РНК
г) ДНК
ОТВЕТ: г

Ключ к тестам
№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1 а 6 а 11 в
2 г 7 а 12 б
3 б 8 г 13 б
4 б 9 в 14 г
5 г 10 б 15 г


Контрольные задания
1. В составе природных белков обнаружено … аминокислот.
ОТВЕТ: 20
2. Согласны ли Вы с утверждением, что сахароза является невосстанавливающим дисахаридом.
Да
Нет
ОТВЕТ: да
3. Перечислите структурные компоненты нуклеотидов ДНК.
ОТВЕТ: Азотистые основания – аденин, гуанин, цитозин или тимин; углевод – рибоза и остаток фосфорной кислоты
4. Дайте определение понятию «Биохимические методы исследования»
ОТВЕТ: методы исследования химических компонентов биологических жидкостей, клеток и тканей, а также процессов превращения веществ и энергии, протекающих в живых организмах.
5. В комплексе Гольджи клеток печени животных запасается полисахарид ……….
ОТВЕТ: гликоген
6. Перечислите методы выделения, разделения и очистки биомолекул.
ОТВЕТ: центрифугирование, хроматография, электрофорез, диализ, высаливание
7. Биологическим материалом для определения показателей, используемых при оценке состояния липидного обмена, является ……………..
ОТВЕТ: сыворотка крови
8. Какое свойство витамина С лежит в основе качественных реакций на него и метода количественного определения его содержания в растительном материале?
ОТВЕТ: способность вступать в окислительно-восстановительные реакции
9. Согласны ли Вы с утверждением, что при исследовании ферментов чаще измеряют не их концентрацию, а результат проявления их каталитической активности – уменьшение содержания субстрата или увеличение содержания продукта реакции, катализируемой ферментом.
Да
Нет
ОТВЕТ: да
10. Перечислите факторы (не менее 4-х), вызывающие денатурацию белковых молекул.
ОТВЕТ: температура, давление, ультразвуковое и ионизирующее излучение, механическое воздействие, сильные кислоты, щелочи, соли тяжелых металлов, детергенты и др.

11. Верно ли суждение о липидах?
Расщепление липидов в клетке происходит в рибосомах и центриолях клеточного центра.
Да
Нет
ОТВЕТ: нет
12. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую функцию он выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля?
ОТВЕТ: Крахмал является запасным питательным веществом, выполняет энергетическую функцию. Его можно обнаружить, если нанести на срез картофеля капельку йода
13. Перечислите функции белков в организме человека и животных
ОТВЕТ: строительная, или пластическая; транспортная; регуляторная; защитная; двигательная; сигнальная; запасающая; энергетическая; каталитическая, или ферментативная, питательная, или резервная
14. Недостаток или отсутствие в организме животного витамина D приводит к нарушению обмена чего?_________________
ОТВЕТ: кальция
15. Верно ли утверждение. Первичная структура молекулы белка, заданная последовательностью нуклеотидов иРНК, формируется в процессе транскрипции.
Да
Нет
ОТВЕТ: нет
16. Дайте определение понятию «денатурация»
ОТВЕТ: денатурация – это изменение нативной конформации белковой молекулы под действием различных дестабилизирующих факторов.
17. В молекуле ДНК нуклеотидов с тимином насчитывается 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?
ОТВЕТ: 40%
18. Согласны ли вы с утверждением, что основная функций липидов – каталитическая, они ускоряют химические реакции в клетках.
Да
Нет
ОТВЕТ: нет
19. Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите антикодоны соответствующих тРНК.
ОТВЕТ: ГАУ; ГУУ; ЦЦГ; АУА
20. Согласны ли вы с утверждением. Процесс расщепления крахмала до глюкозы в организме человека начинается в ротовой полости.
Да
Нет
ОТВЕТ: да
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В билете к экзамену студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса: один из раздела «Структурная биохимия»; один из раздела «Динамическая биохимия» и одно практическое задание. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Теоретические вопросы к экзамену
Раздел «Структурная биохимия»
1. Биохимия, как наука. Химический элементарный и молекулярный состав живых организмов
2. Содержание белков в живых организмах. Функции и физико-химические свойства белков.
3. Аминокислоты, как структурные компоненты белковых молекул (строение, свойства, классификации)
4. Строение и уровни организации белков
5. Классификации белков. Примеры и характеристика простых и сложных белков
6. Строение, свойства и механизм действия ферментов
7. Номенклатура и классификация ферментов
8. Общая характеристика и классификация витаминов. Примеры водорастворимых витаминов и витаминов, растворимых в жирах.
9. Классификация и биологическая роль нуклеиновых кислот.
10. Структурные компоненты и пространственная организация нуклеиновых кислот
11. Общая характеристика углеводов (биологические функции, практическое применение, классификации).
12. Моносахариды: примеры, строение, характеристика
13. Характеристика олигосахаридов
14. Примеры и характеристика полисахаридов
15. Общая характеристика липидов (функции и классификация).
16. Характеристика жирных кислот, как структурных компонентов липидов.
17. Характеристика простых липидов.
18. Сложные липиды: основные группы, строение, характеристика.
Раздел «Динамическая биохимия»
19. Введение в обмен веществ. Биологическое окисление.
20. Окислительное фосфорилирование. Дыхательная цепь транспорта электронов.
21. Переваривание и всасывание углеводов
22. Синтез и распад гликогена
23. Гликолиз. Брожение.
24. Биосинтез глюкозы (глюконеогенез).
25. Общие принципы регуляции обмена углеводов. Нарушения углеводного обмена
26. Центральные метаболические пути: окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты и цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса).
27. Переваривание, всасывание и транспорт липидов.
28. Катаболизм триацилглицеролов. Окисление жирных кислот.
29. Биосинтез липидов (синтез жирных кислот и триацилглицеролов).
30. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена
31. Переваривание и всасывание белков (Протеолиз)
32. Катаболизм аминокислот (дезаминирование, трансаминирование, трансдезаминирование).
33. Метаболизм безазотистых компонентов аминокислот
34. Токсичность аммиака и пути его обезвреживания и выведения.
35. Нарушения белкового обмена.



Примеры практических заданий
1. Напишите реакцию образования трипептида из аминокислот глицин, валин и лизин. Назовите трипептид и обозначьте пептидные связи.
2. Напишите реакцию образования тристеарата.
3. Назовите соединение, представленное на рисунке. Обозначьте его составляющие.
4. К какому классу относится соединение, представленное на рисунке? Обозначьте его составляющие.
5. Назовите углевод, представленный на рисунке. Дайте ему характеристику.
6. К какому классу относится фермент, катализирующий представленную реакцию? Ответ поясните.
7. Фрагмент какого соединения показан на рисунке? назовите его структурные компоненты.
8. Белки пищи гидролизуются ферментом желудочного сока пепсином. Почему у больных с гипоацидным гастритом, при котором повышается рН желудочного сока, нарушается переваривание белков в желудке?

Критерии оценивания на экзамене
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Биохимия.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коничев А.С. Молекулярная биология: учебник для вузов Академия, 2005 59
Л1.2 Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская Биохимия. Малый практикум: учеб. пособие Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология: учебное пособие ООО"МИА", 2007 53
Л2.2 Плакунов В. К. , Николаев Ю. А. Основы динамической биохимии: учебное пособие М.: Логос, 2010, biblioclub.ru
Л2.3 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
Л2.4 Комов В.П. Шведова В.Н. Биохимия: учебник для вузов Дрофа, 2004 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э2 Журнал «Биохимия» protein.bio.msu.ru
Э3 Журнал "Наука и жизнь" www.nkj.ru
Э4 CancerQuest www.cancerquest.org
Э5 Курс в Moodle "Биохимия и молекулярная биология" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в Moodle "Биохимия" portal.edu.asu.ru
Э7 Курс в Moodle "Молекулярная биология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общий курс «Биохимия и молекулярная биология» предназначен для студентов биологического факультета. В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биохимия и молекулярая биология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Для подготовки к лабораторным занятиям и защите лабораторных работ студент может использовать курс "Биохимия. Малый практикум" в системе Moodle. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к промежуточной (итоговой) аттестации по курсу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ, тестов, практических заданий. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена и зачета.