МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия высокомолекулярных соединений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.х.н., доцент кафедры органической химии, Микушина Ирина Владимировна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Химия высокомолекулярных соединений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины "Химия высокомолекулярных соединений" – знакомство студентов с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими приложениями, знание которых необходимо каждому химику, независимо от его последующей узкой специализации. Объективная основа формирования фундаментальной научной дисциплины "Химия высокомолекулярных соединений" заключается в том, что полимерное состояние - особая форма существования веществ, которая в основных физических и химических проявлениях качественно отличается от низкомолекулярных веществ. Поэтому главное внимание в курсе уделяется рассмотрению основных свойств высокомолекулярных соединений отличных от свойств низкомолекулярных веществ. С одной стороны, большие размеры и цепное строение макромолекул обуславливают появление ряда важных специфических свойств, которые определяют практическую ценность полимеров как материалов, а также их биологическое значение. С другой стороны, химические превращения и синтез полимеров осуществляются в результате ряда обычных химических реакций, хорошо известных из органической химии низкомолекулярных соединений. Однако, участие в этих реакциях макромолекул, макрорадикалов, макроионов вносит качественно новые аспекты в рассмотрение обычных химических реакций. Задачи: знание основных понятий и определений полимеров, освоение основных практических навыков синтеза полимеров, освоение основных методов изучения физико-химических свойств полимеров и растворов полимеров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы фундаментальных разделов химии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические основы фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач;
использовать лабораторные эксперименты при обучении химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений
1.1. Цели и задачи дисциплины. Лекции 8 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия и определения макромолекулярных соединений. Молекулярные массы и молекулярно-массовые распределения. Важнейшие свойства полимерных веществ. Предмет и задачи науки о высокомолекулярных соединениях. Классификация полимеров Лекции 8 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Полимеры - материалы современности Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Роль полимеров в живой природе и их значение как промышленных материалов (пластмассы, каучуки, волокна и пленки, покрытия, клеи). Сам. работа 8 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы синтеза высокомолекулярных соединений
2.1. Радикальная полимеризация. Сополимеризация Лекции 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Ионная полимеризация. Поликонденсация Лекции 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Получение полимеров методами цепной полимеризации Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Получение полимеров методами ступенчатой полимеризации и поликонденсации Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Сополимеризация Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2
2.6. Изучение некоторых свойств и определение синтетических, исскуственных и природных полимеров Лабораторные 8 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Методы получения высокомолекулярных сединений. Промышленные методы получения полимеров. Сам. работа 8 16 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Физико-химические свойства полимеров и их растворов
3.1. Растворы высокомолекулярных соединений. Физические и фазовые состояния полимерных тел Лекции 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Особые свойства разбавленых и концентрированных растворов высокомолекулярных соединений Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Кристаллические и аморфные полимеры и их состояния Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Изучение набухания полимеров Лабораторные 8 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Физико-химия растворов полимеров, физические и фазовые сотояния полимерных тел. Явление высокоэластичности. Сам. работа 8 18 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10986
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Укажите соединения, способные к полимеризации.
А)Соединения, содержащие несколько функциональных труп.
Б) Перекисные соединение.
В) Ненасыщенные соединения и циклические вещества.
Правильный ответ В
2.Какие способы инициирoвaния характерны для рaдикaльнoй полимеризации?
А) Химический. Б) Фoтoхимический. В) Радиационно-химический. Г) Тeрмичecкий. Д) Все названные способы инициирования.
Правильный ответ Д
3. Какие соединения являются катализаторами катионной полимеризации?
А) Мeталлoргaничecкиe coeдинeния, хлористый алюминий, хлористый титан, прoтoнныe кислоты.
Б) Щелочные металлы, их амиды, мeтaллoргaничecкиe соединения щелочных металлов.
В) Катализаторы Циглера-Натта.
Г) Все названные соединения.
Правильный ответ А
4.Какие соединения являются инициаторами анионной полимеризации?
А) Протонные и апротонные кислоты.
Б) Диазосоединения.
В) Щелочные металлы, их амиды и соединения щелочных металлов.
Г) Все перечисленные соединения.
Правильный ответ В
5. Какой из полимеров нельзя синтезировать из соответствующего мономера, название которого получается отбрасыванием частицы поли- ?
А) Полиакрилонитрил. Б) Поливинилацетат. В) Пoливинилoвый спирт. Г) Полибутадиен.
Правильный ответ В
6. Приведите примеры гомополиконденсации.
А) Реакция фенолов с альдегидами.
Б) Реакция дикарбоновых кислот с гликолями.
В) Пoликoндeнcaции аминокислот.
Г) Реакция мoчeвины с формальдегидом.
Д) Поликонденсация дикарбоновых кислот с диаминами.
Правильный ответ В
7. Почему при проведении равновесной поликонденсации необходимым условием является полное удаление низкомолекулярного вещества?
А) Для получения полимеров с достаточно высокой степенью чистоты.
Б) Для получения полимеров с высокой молекулярной массой.
В) Для ускорения процесса поликонденсации.
Правильный ответ Б
8. Укажите причины прекращения роста макромолекулярной цепи при поликонденсации.
А) Избыток катализаторов.
Б) Избыток одного из компонентов.
В) Образованием концевых нереакционноспособных групп.
Г) Избыток инициaтoрa.
Правильный ответ В
9. Почему молекулярная масса поликонденсационных полимеров значительно ниже, чем у пoлимeризaциoнныx?
А) Вследствие окисления.
Б) Вследствие реакции деструкции, происходящих oднoврeмeннo с процессом пoликoндeнcaции под действием низкoмoлeкyлярныx побочных продуктов.
В) Вследствие высоких температур прoвeдeния реакции пoликoндeнcaции.
Правильный ответ Б
10. Выберете правильное утверждение:
А) Полимерами называют природные соединения, в которых регулярно чередуются одинаковые атомные группировки.
Б) Полимерами называют природные и синтетические соединения, в которых регулярно чередуется большое число одинаковых или неодинаковых атомных группировок, соединённых химическими связями в длинные линейные цепи или цепи, имеющие боковые ответвления.
В) Полимерами называют синтетические соединения, в которых регулярно чередуется большое число одинаковых атомных группировок.
Правильный ответ Б
11. Составное звено – это
А) группа атомов, с помощью которой можно описать строение полимера
Б) группа атомов, которая входит в состав полимера
В) группа атомов на концах молекулы
Правильный ответ А
12. Макромолекулой называется:
А) Молекула полимера, состоящая из повторяющихся составных звеньев и концевых групп.
Б) Молекула полимера, состоящая из множества различных атомов
В) Молекула органического соединения, состоящая из повторяющихся атомных группировок
Правильный ответ А
13. Исходные соединения, из которых образуется полимер, называются:
А) мономерами Б) олигомерами В) сырьем
Правильный ответ А
14. Выберете правильное утверждение:
А) Химия ВМС изучает закономерности образования, строения и свойств веществ, молекулы которых состоят из многих сотен и тысяч атомов, соединённых главным образом посредством ковалентных связей
Б) Химия ВМС изучает закономерности образования, строения и свойств веществ, молекулы которых состоят атомов, соединённых главным образом посредством ковалентных связей
В) Химия ВМС изучает свойства веществ, молекулы которых состоят из атомов, соединённых главным образом посредством ковалентных связей
Правильный ответ А
15. Поликонденсацией называется:
А) процесс образования полимеров из би- или полифункциональных соединений путём химического взаимодействия функциональных групп мономеров, при котором каждый акт присоединения сопровождается гибелью реакционного центра.
Б) процесс образования полимеров из мономеров, при котором каждый акт взаимодействия сопровождается регенерацией реакционного центра
В) процесс образования полимеров из монофункциональных соединений
Правильный ответ А
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Приведите классификацию ВМС в зависимости от происхождения (с примерами)
Ответ: В зависимости от происхождения ВМС бывают природные (крахмал) - выделяемые/получаемые из природных источников, искусственные (нитроцеллюлоза) - получаемые химическим модифицированием природных ВМС, синтетические (полиакриламид) - получаются синтезом из соответствующих мономеров
2. Приведите классификацию ВМС по методологии переработки и специфике использования (с примерами)
Ответ: Пластики (пластмассы) - перерабатываются в высокоэластическом или вязкотекучем состоянии, используются в стеклообразном и (или) кристаллическом состоянии (полипропелен, полистирол)
Эластомеры - перерабатываются в вязкотекучем состоянии, используются в высокоэластическом состоянии (синтетический каучук)
Волокна - перерабатываются в вязкотекучем состоянии используются в стеклообразном и (или) кристаллическом состоянии (полиамидные, полиэфирные волокна)
3. Сформулируйте правило эквивалентности /неэквивалентности функциональных групп при поликонденсации
Ответ: Средняя степень поликонденсации мономеров зависит от количества монофункциональных примесей и степени неэквивалентности системы.
Для достижения высокой молекулярной массы требуется эквимольное соотношение мономеров. При избытке одного из мономеров процесс протекает до тех пор, пока мономер, присутствующий в меньшем количестве, не будет израсходован. Тогда избыточный мономер и все макромолекулы будут содержать на обоих концах одинаковые функциональные группы. Поликонденсация прекратится, не достигнув требуемой глубины. В этом случае вступает в силу правило неэквивалентности функциональных групп (правило Коршака):
Степень поликонденсации определяется молекулярным избытком одного из мономеров или соотношением бифункционального и монофункционального соединений
4. Приведите особые свойства высокомолекулярных соединений
Ответ: 1. С ростом молекулярной массы возрастает возможность для образования огромного числа изомеров, что обуславливает многообразие форм и свойств ВМС.
2. С увеличением длины цепи появляется особое, характерное только для ВМС свойство – гибкость (эластичность), обусловленное способность к свободному вращению макромолекул, начиная с некоторой длины.
3. Наличие кооперативности физико-химических свойств (кооперативность означает, что состояние, подвижность и конфигурации соседних звеньев макромолекулы взаимно связаны, и поведение одного звена зависит от другого).
4. Ещё одним важным свойством ВМС является повышенная устойчивость ВМС к физико-химическим превращениям.
5. Для полимера неприемлемо понятие «химически чистое» (индивидуальное) вещество в его прежнем понимании, т.к. молекулярная масса полимера – понятие среднестатистическое. При исследовании строения и свойств полимеров неприемлемы перегонка, кристаллизация.
6. Полимеры могут существовать только в конденсированном твёрдом или жидком состоянии; переход в газообразное состояние невозможен без разрыва молекулы.
7. Растворы полимеров (даже разбавленные) имеют очень высокую вязкость, значительно превышающую вязкость растворов низкомолекулярных соединений.
8. Скорость растворения полимеров существенно меньше, и растворению, как правило, предшествует набухание. Ряд полимеров вообще не растворяются, а только набухают.
9. При удалении растворителя полимер выделяется не в виде кристаллов (как низкомолекулярные материалы), а в виде плёнки. Полимеры можно переводить в ориентированное состояние (например, продавливая через фильтры).
10. Для некоторых полимеров (эластомеры) характерны большие обратимые деформации, значительно превышающие упругую деформацию низкомолекулярных материалов.
5. Назовите и охарактеризуйте способы инициирования радикальной полимеризации.
Ответ: Термическое инициирование заключается в том, что при нагревании свободные радикалы могут возникать при столкновении молекул мономера между собой. Фотохимическое инициирование происходит в результате поглощения мономером кванта световой энергии с длиной волны ~3000Ǻ (300 нм) и перехода молекулы в возбуждённое состояние. Радиационное инициирование – инициирование под действием α-, β-, γ-лучей, рентгеновских лучей или быстрых электронов (т.е. частиц с высокой энергией). Химическое инициирование путём введения вещества – инициатора, распадающегося с образованием свободных радикалов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС 2019 44.03.05 Химия ВМС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киреев В.В. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Киреев В.В. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зезин А.Б. - Отв. ред. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс "Химия высокомолекулярных соединений" на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение 8 семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью при формировании компетенций. При подготовке к лабораторным занятиям по заданию преподавателя необходимо изучить методику выполнения лабораторной работы, составить подробный план осуществления методики, подобрать соответствующую информацию по безопасному обращению с веществами и реактивами, используемыми в лабораторной работе. К лабораторным занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж по пожарной безопасности и по технике безопасности при работе в лаборатории. Перед выполнением лабораторной работы необходимо пройти собеседование с преподавателем, обсудить основные этапы выполнения работы, возможные трудности, особенности аппаратурного оформления, нормы техники безопасности. Важно помнить, что высокомолекулярные вещества очень сильно отличаются по свойствам от низкомолекулярных веществ и это необходимо учитывать при выполнении работы, соблюдении всех требований безопасного обращения с веществами. После выполнения лабораторной работы необходимо своевременно оформить и сдать отчет, в котором отразить полученные результаты, при необходимости произвести расчеты, приложить графический материал (графики, схемы установок), привести схемы основных и побочных процессов, влияющих на ход и результаты работы. В отчете необходимо привести ответы на вопросы к лабораторной работе, сделать вывод по результатам работы. При сдаче отчета следует оценить степень достигнутости цели лабораторной работы, полученные навыки, сопоставить лабораторные и промышленные условия реализации методов синтеза и исследования полимеров, исходя из требований соблюдения безопасности, технологичности и массовости использования.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Промежуточный контроль по дисциплине в форме зачета в 8 семестре. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется в ходе практических и лабораторных занятий при выполнении практических и лабораторных заданий, а также путем тестирования. Зачет проходит в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и задания билета.