МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в педагогическую деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. психол. наук, доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д.психол.н., профессор , Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Введение в педагогическую деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от г. №
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических основ педагогической деятельности у студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-правовые акты в сфере образования и нормами профессиональной этики;
этапы возникновения и развития педагогической профессии;
перспективы равиятия педагогической профессии;
природу педагогической деятельности;
структуру педагогической деятельности;
профессионально обусловленные требования к личности педагога;
виды педагогической деятельности;
структуру педагогической деятельности;
взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога;
сущность профессиональной культуры педагога;
уровни профессиональной культуры педагога;
педагогические ценности;
понятие профессиональной компетентности педагога;
структуру профессиональной компетентности педагога;
требования стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога;
пути овладения педагогической профессией.
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно взамиодействовать в команде;
управлять своим временем;
выстраивать и реализовывать траекторию своего личностного и профессионального развития;
взаимодействовать с субъектами образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормативно-правовыми актами и нормами профессиональной этики;
способами разработки основных и дополнительных образовательных программ;
навыками эффективной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Исторические предпосылки возникновения педагогической деятельности Практические 2 6 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.2. Выдающиеся педагоги Практические 2 6 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.3. Выдающиеся педагоги Сам. работа 2 20 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.4. Требования профессии к личности педагога Практические 2 4 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.5. Требования профессии к личности педагога Сам. работа 2 20 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.6. Требования федерального государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Практические 2 2 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.7. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Сам. работа 2 20 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.8. Педагогическая деятельность и ее характеристики Практические 2 1 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.9. Педагогическая деятельность и ее характеристики Сам. работа 2 20 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.10. Общая и профессиональная культура педагога Практические 2 1 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.11. Общая и профессиональная культура педагога Практические 2 1 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.12. Профессионально-педагогическая компетентность Практические 2 1 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.13. Профессионально-педагогическая компетентность Сам. работа 2 11 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.14. Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе непрерывного образования Практические 2 4 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.15. Зачет Экзамен 2 27 УК-6, ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.2 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE " Введение в педагогическую деятельность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.