МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы педагогического проектирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы педагогического проектирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., доктор психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., доктор психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;
формирование опыта проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-4 Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.пути осуществления профессионального и личностного самообразования в области педагогического проектирования;
сущность проектирования дальнейших образовательных маршрутов и профессиональной карьеры;
особенности разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения на различных этапах педагогического проектирования;
способы анализа результатов процесса использования методик, технологий и приемов обучения в ходе педагогического проектирования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять профессиональное и личностное самообразование в области педагогического проектирования;
проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру;
осуществлять разработку и реализацию методик, технологий и приемов обучения в ходе педагогического проектирования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями профессионального и личностного самообразования в области педагогического проектирования;
навыками разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения в ходе педагогического проектирования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования в образовании
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 4 4 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.2. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.3. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.4. Педагогическое проектирование как механизм реализации в школьном образовании Лекции 4 4 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.5. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в школьном образовании Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.6. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в школьном образовании Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.7. Основные понятия педагогического проектирования Лекции 4 4 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.8. Основные понятия педагогического проектирования Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.9. Основные понятия педагогического проектирования Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.10. Основные понятия педагогического проектирования Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.11. Функции проектной деятельности Лекции 4 4 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.12. Функции проектной деятельности Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.13. Функции проектной деятельности Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.14. Уровни педагогического проектирования Лекции 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.15. Уровни педагогического проектирования Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.16. Принципы проектной деятельности Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.17. Субъекты проектной деятельности Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.18. Объекты проектной деятельности Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.19. Логика организации проектной деятельности Практические 4 1 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования
2.1. Учебные проекты Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.2. Разработка учебных проектов по биологии и химии Практические 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.3. Досуговые проекты Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.4. Подготовка досуговых проектов Практические 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.5. Социально-педагогические проекты Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.6. Проекты личностного становления Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.7. Сетевые проекты в области биологии и экологии Практические 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.8. Проектирование содержания школьного и дополнительного образования Практические 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.9. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.10. Проектирование педагогических технологий для школьного и дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.11. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере школьного и дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.12. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере школьного и дополнительного образования: проблемы взаимоотношений Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 4 2 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.5. Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" Сам. работа 4 4 УК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л1.3 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.4 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л2.2 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.3 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
Л2.4 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Основы педагогического проектирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Основы педагогического проектирования" предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.