МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концепции современного естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Доктор химических наук, Профессор, Новоженов В.А.

Рецензент(ы):
Доктор химических наук, Профессор, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Концепции современного естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф-м.н., профессор Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф-м.н., профессор Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины __Концеции _современного естествознания____являются подготовка магистров по направлению 020100.68 – магистр химии, способных использовать знания законов и основных концепций естественных наук в своей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-о естественнонаучной и гуманитарной культуре; научном методе; истории и структуре современного естествознания; тенденциях его развития;

-о корпускулярной и континуальной концепции описания природы; порядке и беспорядке в природе; хаосе; структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мегамирах, о пространстве и времени; принципе относительности; принципе симметрии; законах сохранения;
-о взаимодействии; близкодействии, дальнодействии; принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамических и статистических закономерностях в природе;
-о законах сохранения энергии в макроскопических процессах; принципе возрастания энтропии; о химических процессах, реакционной способности веществ;
-о внутреннем строении и истории геологического развития Земли; современных концепциях развития геосферных оболочек;
-о литосфере как абиотической основе жизни; экологических функциях литосферы: ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической;
-о географической оболочке Земли;
-об особенности биологического уровня организации материи; принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразии живых организмов - основы организации и устойчивости биосферы;
-о биоэтике, человеке, биосфере и космические циклах: ноосфера, необратимости времени, самоорганизации в живой и неживой природе; принципах универсального эволюционизма; пути к единой культуре.
3.2.Уметь:
3.2.1.-базироваться на принципах естественно-научного подхода в процессе формирования

мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей
средой и проблем экологической безопасности;
-оценить взаимосвязь и взаимовлияние естественных и общественных наук;
-применять системный метод для оценки результатов работы и своих исследований;
-оценить объективный и субъективный взгляд на происходящие явления и события;
-оценить экологическую обстановку в сфере своей деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: основами знаний в области концепций современного естествознания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция научного метода и естественно-научной картины мира
1.1. История естествознания Лекции 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.2
1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Практические 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.3. Научный метод. Соотношение естественных и гуманитарных наук Сам. работа 6 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.4. Неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа) Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Пространство, время, симметрия
2.1. Структура естествознания Лекции 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2
2.2. Классификация наук, взаимосвязь и различие естественных наук. Связь естествознания и общественных наук. Тенденция развития наук как составной части естествознания. Практические 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.3. Связь естествознания и общественных наук. Тенденция развития наук как составной части естествознания. Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.4. Взаимодействие микро-, макро- и мегамиров, дальнодействие, близкодействие. Микросостояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.5. Пространство и время. Соотношение пространства и времени, теория относительности Эйнштейна Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.6. Взаимосвязь массы и энергии. Закон сохранения энергии. Энтропия как фактор возрастания беспорядка, принципы возрастания энтропии Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
Раздел 3. Структурные уровни и системная организация материи
3.1. Естественно-научное описание природы Лекции 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.4, Л2.2
3.2. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Вещество и поле. Концепции описания природы – корпускулярная и континуальная Практические 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.2
3.3. Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.4, Л2.2
Раздел 4. Порядок и беспорядок в природе
4.1. Эволюция Вселенной Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.2
4.2. Теория Большого взрыва. Образование и эволюция звёзд. Практические 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.4, Л2.2
4.3. Понятие Вселенной. Галактика. Состав Галактик. Звезды Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.4. Образование и эволюция Солнечной системы Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
4.5. Географические системы Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
4.6. Химические системы Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
4.7. Биологические системы Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Эволюционное естествознание
5.1. Человек и среда его обитания. Экологические проблемы естествознания Лекции 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
5.2. Человек – высшее творение природы. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Отличие человека от животных. Практические 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
5.3. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
5.4. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Отличие человека от животных Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
5.5. Наследственность, генетика, вмешательство человека в генетику, результаты нарушения кода наследственности, Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 6. Биосфера и человек
6.1. Взаимоотношение биологических объектов. Экология, экологические системы. Проблема охраны окружающей среды и взаимоотношения с ней как проблема выживания человека и человеческого сообщества. Лекции 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.2
6.2. Биосфера и ноосфера. Учение Вернадского о ноосфере. Практические 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2
6.3. Проблемы загрязнения окружающей среды Практические 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2
6.4. Биоэтика. Биосфера и ноосфера Сам. работа 6 4 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2
6.5. Биосфера и ноосфера. Учение Вернадского о ноосфере. Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2
6.6. Экология как один из путей к созданию единой культуры. Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.2
6.7. Источники загрязнения окружающей среды Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.4, Л2.3, Л2.2
6.8. Парниковый эффект. Смог. Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л2.3
6.9. Методы оценки качества природной среды. Понятие ПДК, ПДН. Сам. работа 6 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный тест для аттестации студентов
1
Какое по вашему мнению определение предмета дисциплины «Концепции современного естествознания» является более полным:
1. Изучение некоторых особенностей природы;
2. Изучение закономерностей функционирования природных систем различного уровня;
3. Изучение общих закономерностей взаимодействия человеческого общества и природы;
4. Изучение человека, как природного организма.

2
Анализ, это:
1. Изучение целого, как совокупность характеристик его частей;
2. Выявление основных характеристик и игнорирование несущественных деталей;
3. Выявление качественных характеристик системы;
4. Изучение количественных показателей системы.

УП: 02010002_62-10-1234-2623.plm.xml стр. 7

3
Самым распространенным элементом в космосе является
1. Кислород;
2. Сера;
3. Водород;
4. Гелий.
4
Автором планетарной модели атома является:
1. А. Эйнштейн;
2. М. Планк;
3. А. Резерфорд;
4. Л. Гумилев.
5
Синергетика, это научное направление, изучающее:
1. Способы получения энергии;
2. Взаимодействие общества и природы;
3. Развитие систем различного уровня;
4. Процессы психического развития человека.

6
Какие виды взаимодействия определяют процессы:
1. Образования атомного ядра;
2. Образования атома (взаимодействия ядра и электрона);
3. Взаимодействия макроскопических тел;
4. Процессы расщепления ядра.

А) слабое взаимодействие;
Б) сильное взаимодействие;
В) электромагнитное взаимодействие;
Г) гравитационное взаимодействие.

7
Информационная энтропия это:
1. Минимум информации;
2. Максимум информации;
3. Мера неопределенности информации;
4. Максимальная упорядоченность
8
Какие виды энергии использует человек
1. Нейтриностатическая, мезонная, гравитонная, аннигиляционная;
2. Химическая, фотонная, тепловая, электрическая;
3. Нейтринодинамическая, гравитационная, психическая.

9
Возраст Вселенной в теории Большого взрыва определяется промежутком:
1. 10–15 млн. лет;
2. 15-20 млн. лет;
3. 15-20 млрд. лет
4. 100-150 млрд. лет.
10
По форме галактика Млечный путь является:
1. Спиралевидной;
2. Неправильной;
3. Эллипсовидной;
4. Сферической.
11
Возраст Земли приблизительно равен:
1. 20 млрд. лет;
2. 6 млрд. лет;
3. 4,5 –5 млрд. лет;
4. 3,5 млрд. лет.

12
Какое из физических взаимодействий имеет максимальный радиус действия:
1. Сильное;
2. Слабое;
3. Электромагнитное;

УП: 02010002_62-10-1234-2623.plm.xml стр. 8
4. Гравитационное.
13
В каком случае правильно расположены этапы развития Вселенной:
1. Адронная эра – лептонная эра – эра радиации – эра вещества;
2. Лептонная эра – эра вещества - адронная эра – эра радиации;
3. Эра радиации – адронная эра – лептонная эра – эра вещества;
4. Лептонная эра – адронная эра – эра радиации – эра вещества.

14
Энтропия системы, это:
1. Мера структурных элементов;
2. Мера энергии системы;
3. Мера «порядка» системы;
4. Мера «беспорядка» системы.

15
Концепция мегaмира рассматривает:
1. Молекулярное строение вещества;
2. Структурную организацию живых систем;
3. Строение планеты Земля;
4. Строение Вселенной.
16
К элементам органогенам относятся:
1. Натрий, калий, кальций, алюминий, кремний, железо;
2. Магний, хлор, кальций, свинец, фтор, литий, гелий;
3. Углерод, кислород, водород, сера, фосфор, азот;
4. Калий, кадмий, алюминий, кремний, титан, кальций.

17
Генетика – это наука, изучающая процессы:
1. Изменчивости в неживой природе;
2. Наследственности и изменчивости в живых организмах;
3. Строение молекул биополимеров;
4. Строение высокомолекулярных соединений.

18
Генетическую информацию передает:
1. Уксусная кислота;
2. Дезоксирибонуклеиновая кислота;
3. Рибонуклеиновая кислота;
4. Серная кислота.
19
Основным химическим органогеном на Земле является:
1. Кислород;
2. Азот;
3. Кремний;
4. Углерод.
20
Основным процессом, определяющим развития в теории эволюции является:
1. Естественный отбор;
2. Сотрудничество видов;
3. Антропогенное влияние;
4. Воздействие среды.
21
Креационистская теория предполагает:
1. Самопроизвольное возникновение жизни на Земле;
2. Происхождение Вселенной в процессе Большого взрыва;
3. Эволюционное развитие систем;
4. Акт сверхъестественного творения мира.

22
Установление новых, ранее неизвестных закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания, это:
1. Научная теория;
2. Научная гипотеза;
3. Научное открытие;
4. Научный факт.


УП: 02010002_62-10-1234-2623.plm.xml стр. 9
23
Автором теории эволюции живых систем является:
1. Исаак Ньютон;
2. Альберт Эйнштейн;
3. Чарльз Дарвин;
4. Владимир Вернадский.


24
Автором термина «ноосфера» является:
1. В. Вернадский;
2. Л. Гумилев;
3. И. Пригожин;
4. Тейяр де Шарден.

25
Кислотные дожди образуются при взаимодействии в атмосфере:
1. Карбонатов с водой;
2. Солей с водой;
3. Кислотных оксидов с водой;
4. Гидроксидов с водой.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов
1. История естествознания
2. Предмет и структура естествознания
3. Научный метод, наука и ее роль в жизни общества
4. Методы научного познания
5. Естественно - научная и гуманитарные культуры
6. Панорама и тенденции развития современного естествознания
7. Структурные уровни организации материи
8. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
9. Фундаментальные взаимодействия
10. Пространство, время, принципы относительности
11. Положения и принципы квантовой механики
12. Динамические и статистические закономерности природы. Принцип соответствия
13. Физика Вселенной
14. Уровни химического знания, этапы развития, теории
15. Химические системы и процессы
16. Факторы и реакционная способность веществ
17. Кинетические закономерности реакционной способности веществ
18. Принцип возрастания энтропии
19. Концепции геологии
20. Иерархия структурных уровней живой материи
21. Теории эволюции органического мира
22. Информационные макромолекулы наследственности
23. Молекулярный метод организации живого
24. Принципы воспроизводства живых систем (молекулярные основы)
25. Основные понятия и закономерности генетики
26. Человек – физиология, творчество, эмоции, работоспособность
27. Концепции биосферы
28. Концепция ноосферы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Горелов Концепции современного естествознания: учеб. пособие: Основная литература М.: Юрайт, , 2010
Л1.2 О. Н. Стрельник Концепции современного естествознания: конспект лекций: Дополнительная литература М.: Юрайт, 2011
Л1.3 А. А. Горелов Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов: Основная литература М.: Академия, , 2010
Л1.4 Новоженов В.А. Концепции современного естествознания Ч. 1,2: Основная литература Барнаул, Алт ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. М. Найдыш Концепции современного естествознания: учебник: Основная литература СПб.: Питер, , 2009
Л2.2 под ред. Л. А. Михайлова Концепции современного естествознания: учеб. для вузов: Дополнительная литература СПб. : Питер, 2009.
Л2.3 Т. Я. Дубнищева Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов: Дополнительная литература М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Концепции современного естествознания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Персональный компьютер и компьютерные сети.
Операционная система (Microsoft Windows и др.).
Офисные приложения (Microsoft Office Word, Exel, PowerPoint и др.).
Программное обеспечение для просмотра файлов в форматах PDF, DJV и DJVu (Adobe Reader, WinDjView и др.).
Программное обеспечение для работы с архивированными файлами и папками (WinRAR, 7-Zip и др.).
Программное обеспечение для графического дизайна и создания схем (SmartDraw, CorelDRAW и др.).
Программное обеспечение для анализа и визуализации научных и статистических данных (SigmaPlot, Origin и др.).
Программное обеспечение для создания структурных формул молекул и 3D визуализации молекулярной структуры (ChemWindow, HyperChem, ChemOffice и др.).
Программное обеспечение для чтения и специализированной обработки данных инструментальных методов исследования (IRPal, MassKinetics, SpinWorks и др.).
Электронная почта.
Поисковые системы (Google, Yandex и др.).
Реферативная база данных ВИНИТИ РАН.
Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/).
Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
• 1. http://www.chem.asu.ru/электронная библиотека/неорганическая химия
• 2. http://www.chem.port.ru/
• 3. http://www.ars.org/portalchemistry/
• 4. http://www.pstlib.nsc.ru/
• 5. http://www.e.lanbook.com/
• 6. http://www.lib.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
123Н кабинет организации продаж гостиничного продукта; тренинговый кабинет Служба продажи и маркетинга – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска – 1 шт.; тематические плакаты
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов

Данные Рекомендации разработаны в соответствии с письмом Минобразования РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» в целях постепенной реорганизации учебного процесса с увеличением доли самостоятельной работы студентов.

1. Общие положения

1.1. Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
1.2. Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.
1.3. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
- самоконтроль и самооценка студента;
- контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.
1.4. Способы самостоятельной работы студентов специальности направления «Химия» установлены рабочей программой по неорганической химии, входящей в соответствующую профессиональную образовательную программу.
Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях - по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами.
1.5. Мероприятия, создающие предпосылки и условия для реализации самостоятельной работы, должны предусматривать обеспечение каждого студента:
- индивидуальным рабочим методом при выполнении теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ;

- информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
- методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);
- контролирующими материалами (тесты);
- материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.);
- временными ресурсами;
- консультациями (преподаватели, сотрудники лабораторий и т.д.);
- возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).
1.6. Самостоятельная работа студентов организуется на кафедрах, в лабораториях АлтГУ, в других организациях, учреждениях и на предприятиях, с которыми университете (институт) имеет договоры о сотрудничестве.

2. Контролируемая самостоятельная работа

2.1. В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:
- аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.;
- самостоятельная работа студентов;
- контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.
2.2. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.
2.4. Контролируемая самостоятельная работа (далее - КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по КСР студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.
КСР может подразделяться:
 на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;
 на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.
2.5. Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию о всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных самостоятельной работы и КСР, в том числе по выбору.
2.6. По дисциплине "Концепции современного естествознания" устанавлен максимальный уровень баллов, который может быть набран по КСР – 300 баллов за семестр. Для получения оценки «Зачет» студент должен набрать 300 баллов. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.
Результаты по обязательным формам самостоятельной работы формируют баллы по текущей успеваемости студента.
Результаты по КСР формируют баллы по самостоятельной работе.
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса (курсовой работы) - «10»;
2.8. Количество часов, выделяемых на КСР, отражается в учебных планах по направлению «Химия».
2.9. КСР студентов отражена в рабочих программах каждой из учебных дисциплин, входящих в соответствующую профессиональную образовательную программу в виде отдельного раздела: методических указаний по выполнению КСР студентов по данной дисциплине. В этом разделе рабочей программы должны быть указаны цели, задачи и результаты КСР. Например, для студентов гуманитарного института, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания» эта часть программы может выглядеть следующим образом:
Целью контрольной самостоятельной работы является формирование у студентов навыков аналитической и исследовательской деятельности.
Все задания по самостоятельной работе содержатся в Фонде оценочных средств. Они разделены на задания, контролирующие текущую работу стулента, задания для промежуточной аттестации и итоговый контроль.
В раздел включены задания на самостоятельную работу по всем или некоторым темам неорганической химии и указана одна из следующих форм контроля:
- выступление на учебных семинарах и лабораторных работах,
- самостоятельная работа,
- задания для самоконтроля знаний
- тест,
- контрольная работа.
Помимо сказанного, в раздел включаются вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература.