МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, профессор, Смагин Владимир Петрович

Рабочая программа дисциплины
Аналитическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с основными этапами развития аналитической химии как науки о методах и средствах химического анализа;


- реализация профессиональной направленности при подготовке учителей химии и биологии;


- освоение теоретических основ химического анализа веществ и материалов;


- усвоение методов идентификации, обнаружения, разделения и определения химических элементов и их соединений, в том числе лекарственных;


- освоение методов установления химического строения веществ, их качественного и количественного состава
- овладение техникой химического эксперимента и математической обработки результатов анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы аналитической химии, закономерности взаимосвязи химической структуры неорганических соединений с их химическими, физическими и фармакологическими свойствами;
– методы качественного и количественного анализа, инструментальные методы химического анализа веществ, методику определения примесей;
качественные реакции, применяемые в химическом анализе на основе теории строения неорганических веществ, теории химической связи;
- свойства химических элементов и их соединений;
- теоретические основы аналитической химии, закономерности взаимосвязи химической структуры неорганических соединений с их химическими, физическими свойствами;
– методы качественного и количественного анализа, инструментальные методы химического анализа веществ, методику определения примесей;
– связь свойств соединений с положением составляющих их элементов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
– роль и значение методов аналитической химии в анализе реальных объектов, в практической деятельности педагога.

3.2.Уметь:
3.2.1.- грамотно работать с мерной посудой и приборами (аналитические весы, ФЭК, спектрофотометр, хроматограф, рефрактометр и др.);
– правильно использовать международную номенклатуру химических соединений;
– самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по аналитической химии;
– владеть техникой обычных аналитических операций, правильно и аккуратно выполнять реакции полумикрометодом, капельным и микрокристаллоскопическим методами
– использовать основные приёмы и методику выполнения качественных реакций по обнаружению катионов и анионов в реальных объектах с помощью специфических реагентов;
применять методы количественного анализа при контроле различных исследуемых веществ;
– пользоваться основными неорганическими и органическими реактивами, растворителями и химической посудой в химическом эксперименте;
– готовить титрованные растворы, устанавливать титр и эквивалентную концентрацию раствора, готовить растворы с заданной концентрацией растворённых веществ и владеть техникой титрования.– пользоваться основными неорганическими и органическими реактивами, растворителями и химической посудой в химическом эксперимент.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- элементарными правилами безопасной работы в химико-аналитической лаборатории;
- готовностью к использованию основных биологических, физико-химических, химических, математических методов для разработки, исследований и экспертизы реальных объектов;
- навыками простейшей обработки химико-аналитической информации;
– терминами и смысловым содержанием основных понятий в области химического анализа веществ и лекарственных средств.
– владеть основными приёмами и техникой выполнения экспериментов строгом соответствие с правилами охраны труда и техники безопасности при работе в химической лаборатории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Аналитическая химия и химический анализ. Основные разделы современной аналитической химии. Фармацевтический анализ. Фармакопейные методы. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Краткий исторический очерк развития аналитической химии. Применение методов аналитической химии в фармации. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.3. Химические методы обнаружения неорганических веществ Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Химическое равновесие в аналитической химии Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Методы и способы пробоподготовки Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.6. Методы разделения и концентрирования Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.7. Применение экстракционных методов в аналитической химии Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Аналитическая химия и хемометрика Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.9. Метрологические характеристики методов анализа. Статистическая обработка результатов анализа Практические 4 1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Качественный химический анализ.Использование качественного химического анализа в фармации
2.1. Качественный химический анализ. Классификация методов качественного анализа Использование качественного химического анализа в фармации Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Применение физических и физико-химических методов для идентификации веществ в качественном анализе. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.3. Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Качественный анализ. Классификация катионов по сероводородной схеме анализа Изучение индивидуальных качественных реакций на катионы 1-5 аналитической группы. Изучение индивидуальных качественных реакций на анионы 1-3 группы Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Химические методы анализа
3.1. Общая характеристика титриметрических методов анализа Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Типовые расчеты в титриметрическом анализе. (молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, титр, титриметрический фактор пересчета (титр по определяемому веществу), поправочный коэффициент) Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Протолитические равновесия. Кислотно-основное титрование Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.4. Кислотно-основные равновесия и их роль в аналитической химии. Протолитометрия. Сущность метода. Типы кислотно-основного титрования - ацидиметрия, алкалиметрия Практические 4 1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.5. Равновесия комплексообразования. Комплексометрическое титрование Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.6. Равновесия комплексообразования и их роль в аналитической химии.Комплексонометрия. Сущность метода. Требования к реакциям в комплексиметрии. Классификация методов и их применение. Комплексонометрическое титрование. Понятие о комплексонатах металлов. Индикаторы комплексонометрии Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.7. Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Титриметрический анализ: основы метода, классификация, стандартные растворы, техника выполнения анализа. Мерная посуда. Правила работы с мерной посудой, калибровка мерной посуды.Комплексометрия. Комплексонометрическое титрование. Приготовление 0.0100 М раствора комплексона III (трилона Б). Задача. Комплексонометрическое определение общей жесткости воды. Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.8. Применение органических реагентов в аналитической химии. Реакции, основанные на образовании комплексных соединений. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.9. Окислительно-восстановительные равновесия. Методы окислительно-восстановительного титрования Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.10. Окислительно-восстановительные (редоксиметрические) равновесия и их роль в аналитической химии. Окислительно-восстановительные системы. Редоксиметрия. Сущность метода. Классификация редокс-методов. Условия проведения окислительно-восстановительного титрования. Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.11. Индикаторы окислительно-восстановительного титрования. Классификация индикаторов. Окислительно-восстановительные индикаторы (обратимые и необратимые), ин-тервал изменения окраски индикатора. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.12. Перманганатометрическое титрование. Сущность метода. Условия проведения титрования. Применение перманганатометрии. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.13. Дихроматометрическое титрование. Сущность метода. Титрант, его приготовление. Определение конечной точки титрования. Применение дихроматометрии. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.14. Йодометрическое и йодатометрическоетитрование для определения восстановителей прямым титрованием. Сущность метода, титрант. Условия проведения титрования, определение конечной точки титрования. Применение метода Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.15. Броматометрическое титрование. Сущность метода. Титрант метода, его приготовле-ние, стандартизация. Условия проведения титрования. Применение бромометрии. Бромид-броматометрия. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.16. Равновесия «осадок-раствор». Гравиметрический метод анализа Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.17. Гравиметрический анализ и его роль в аналитической химии Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.18. Осадителъное титрование. Сущность метода. Классификация методов по природе реа-гента. Виды осадительного титрования - прямое, обратное. Индикаторы метода осади-тельного титрования. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.19. Гравиметрический анализ. Основные понятия гравиметрического анализа. Основные этапы гравиметрического определения. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Инструментальные методы анализа
4.1. Общая характеристика инструментальных (физико-химических методов анализа), их классификация, достоинства и недостатки. Лекции 4 2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Электрохимические методы анализа. Общие понятия. Классификация электрохимических методов анализа Лекции 4 2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.3. Кондуктометрический анализ (кондуктометрия). Кондуктометрическое титрование. Сущность метода. Типы кривых кондуктометрического титрования Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.4. Определение содержания азотной кислоты и нитрата аммония при совместном присутствии методом кондуктометрического титрования Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.5. Потенциометрический анализ (потенциометрия). Принцип метода. Потенциометрическое титрование. Сущность метода Лекции 4 1 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.6. Потенциометрия. Потенциометрическое титрование Сам. работа 4 5 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.7. Прямое потенциометрическое определение содержания натрия Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.8. Применение прямой потенциометрии и потенциометрического титрования в фармацевтической химии. Сам. работа 4 6 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.9. Полярографические (вольтамперометрические) методы анализа Лекции 4 1 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.10. Амперометрическое титрование. Сущность метода. Условия проведения амперометри-ческого титрования. Кривые амперометрического титрования. Применение амперо-метрического титрования. Понятие об электорогравиметрическом анализе Сам. работа 4 6 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.11. Оптические методы анализа. Общий принцип метода. Классификация оптических методов анализа. Лекции 4 2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.12. Молекулярный спектральный анализ в ультрафиолетовой и видимой области спектра. Сущность метода. Основные законы светопоглощения: закон Бугера-Ламберта, закон Бера, объединенный закон светопоглощенияБугера-Ламберта-Бера. Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.13. Фотометрическое определение содержания железа (II) Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.14. Экстракционно-фотометрический анализ.Сущность метода. Условия проведения анализа. Фотометрические реакции в экстракционно-фотометрическом методе. Применение метода.Понятие о фотометрическом титровании. Сам. работа 4 6 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.15. Общая характеристика и теоретические основы хроматографических методов анализа Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.16. Хроматография. Сущность метода. Иониты. Ионообменное равновесие. Методы ионообменной хроматографии. Применение ионообменной хроматографии. Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.17. Применение высокоэффективной жидкостной хроматографии в фармации. Сам. работа 4 10 Л1.2, Л1.1
4.18. Химико-аналитический конроль реальных объуктов Сам. работа 4 10 Л1.2, Л1.1
4.19. Контрольная работа №2 Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.20. Экзамен 4 27 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонды оценочных средст размещены в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Л. Н. Москвина Аналитическая химия : учеб для вузов : в 3 т. М. : Академия, 2010
Л1.2 под ред. Ю. А. Золотова Основы аналитической химии : учеб. для вузов: в 2 т. М. : Академия. , 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.А. Лейтес, В.П. Смагин, Л.В. Щербакова, Л.С. Егорова, В.К. Чеботарев Практикум по аналитической химии. : Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011
Л2.2 Г.К. Будников, В.Н. Майстренко, М.Р. Вяселев Основы современного электрохимического анализа : М. : Мир, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Б.И. Петров, Л.В. Щербакова Аналитическая химия: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единый образовательный портал АлтГУ. Аналитическая химия (ИПО) portal.edu.asu.ru
Э2 Аналитическая химия. Хроматографические методы анализа: Учебное пособие / А.И. Жебентяев. - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 206 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=399829
Э3 Аналитическая химия 20.03.01 ТБ заочное отделение и 44.03.05 ИПО) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
510К весовая комната Весовой стол, весы технические, весы аналитические, шкафы для хранения посуды
509К лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки.
510К лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к экзамену:
Изучение дисциплины «Аналитическая химия» завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачетестудент демонстрирует те знания, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзамену же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.