МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Ильина Елена Георгиевна

Рецензент(ы):
какдидат хим. наук, доцент, Стручева Наталья Егоровна

Рабочая программа дисциплины
Химия окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доктор физ-мат. наук Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Доктор физ-мат. наук Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов фундаментальных знаний по основным физико-химическим процессам, протекающим с участием абиотических компонентов окружающей среды в естественных условиях, и изменениям в этих процессах, связанным с влиянием антропогенных факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.влияние антропогенных факторов на физико-химические процессы, протекающие в окружающей среде в естественных условиях
- роль растворов электролитов, буферных растворов, окислительно-восстановительных реакций, реакций гидролиза, комплексных соединений в окружающей среде
способы поиска литературных данных в библиотеках и литературных базах данных
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
формулировать и решать проблемы, связанные с физико-химическими процессами, происходящими в атмосфере, гидросфере, почвах как естественного, так и антропогенного характера
использовать основные приемы поиска научной и научно-технической информации по химии окружающей среды
делать заключения на основании анализа и сопоставлении всей совокупности имеющихся данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.решения задач, связанных с состоянием окружающей среды
методами применения основополагающих химических принципов в различных ситуациях, связанных с химией окружающей среды
стандартными методами поиска и обработки информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормирование качества окружающей среды
1.1. Основные понятия химии окружающей среды: гидросфера, атмосфера, геосфера, биосфера, загрязняющие вещества, природные и антропогенные загрязнения, критерии их оценки. Модель химического равновесия и модель устойчивого состояния Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Экологическое нормирование. Санитарно – гигиеническое нормирование. Лекции 5 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Состав окружающей среды и нормирование качества окружающей среды Практические 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Подготовка к практическому занятию «Состав окружающей среды и нормирование качества окружающей среды». Сам. работа 5 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Химия гидросферы
2.1. Физико–химические процессы в гидросфере Лекции 5 2 Л1.2, Л2.1
2.2. Загрязнение и очистка гидросферы Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Физико-химические процессы в гидросфере Практические 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Подготовка к практическому занятию "Физико-химические процессы в гидросфере" Сам. работа 5 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Загрязнение и очистка гидросферы Практические 5 1 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Подготовка к практическому занятию "Загрязнение и очистка гидросферы" Сам. работа 5 10 Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Химия атмосферы
3.1. Физико–химические процессы в атмосфере Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Загрязнение и очистка атмосферы Лекции 5 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Химия атмосферы Практические 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Подготовка к практическому занятию "Химия атмосферы" Сам. работа 5 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Загрязнение и очистка атмосферы Практические 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Подготовка к практическому занятию "Загрязнение и очистка атмосферы" Сам. работа 5 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Химия литосферы
4.1. Физико-химические процессы в литосфере (почве) Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Загрязнение почвы Лекции 5 0 Л1.2, Л2.1
4.3. Физико-химические процессы в почве Практические 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Подготовка к практическому занятию "Физико-химические процессы в почве" Сам. работа 5 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Вредные вещества, отходы и окружающая среда Практические 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Подготовка к практическому занятию "Вредные вещества, отходы и окружающая среда" Сам. работа 5 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.7. Состояние окружающей среды Алтайского края Практические 5 3
4.8. Подготовка к практическому занятию "Состояние окружающей среды Алтайского края" Сам. работа 5 16 Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1337

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Озон в тропосфере:
1 все ответы верные
2 опасен для здоровья людей
3 образуется в результате фотохимических превращений компонентов антропогенных выбросов
4 образуется в результате лесных пожаров
5 присутствует всегда
Ответ 2, 3, 5
2 Эвтрофикация водоемов приводит
1 к росту биомассы сине-зеленых водорослей, приводящему впоследствии к уменьшению концентрации кислорода
2 к прямому угнетению и гибели популяций животных и растений в результате их отравления токсичными загрязняющими веществами
3 правильными являются все ответы
4 к уменьшению количества растворенного кислорода в результате связывания его с молекулами загрязняющих веществ
5 к улучшению гомеостаза экосистемы
Ответ 1

3 Использование химических удобрений сопряжено с некоторым риском, поскольку

1 при смыве с полей удобрения могут вызвать эвтрофикацию водоемов
2 большинство удобрений не обеспечивает растения всеми не­обходимыми питательными веществами
3 удобрения плохо растворимы в дождевой воде
4 удобрения токсичны для деревьев и лесных растений
5 удобрения слишком дороги для многих фермеров
Ответ 1

4 Какое из утверждений правильно определяет грунтовые воды?

1 грунтовые воды находятся в зоне аэрации и лежат между двумя водоупорными слоями
2 грунтовыми называют подземные воды, расположенные на первом от поверхности земли
водоупорном слое, имеющем значительную площадь распространения
3 зоны распространения и возможного загрязнения грунтовых вод не совпадают
грунтовые воды относятся к напорным подземным водам
4 основную опасность для загрязнения грунтовых вод соедине­ниями тяжелых металлов представляют выбросы автотранс­порта
Ответ 2

5 Основной вклад в антропогенное загрязнение атмосферы соеди­нениями серы вносят
1 выбросы вулканов
2 выбросы ТЭС, работающих на угле и мазуте
3 океанические аэрозоли
4 выбросы автомобильного транспорта
5 выбросы предприятий химической промышленности
Ответ 2

6 За два столетия, прошедших со времени промышленной рево­люции, концентрация диоксида углерода
1 уменьшилась на 25%
2 увеличилась примерно в два раза
3 увеличилась на 25%
4 осталась неизменной
5 уменьшилась примерно в два раза
Ответ 2

7 Основную роль в инициировании процессов окисления примесей в тропосфере играют:
1 кислород воздуха
2 свободные радикалы
3 жесткое излучение
4 оксиды азота
5 озон

Ответ 2
8 Концентрация озона в атмосфере по мере удаления от Земли
1 экспоненциально увеличивается с увеличением расстояния oт поверхности Земли;
2 достигает максимального значения в термосфере
3 экспоненциально уменьшается с увеличением расстояния от поверхности Земли;
4 достигает максимального значения в стратосфере
5 достигает максимального значения в мезосфере
Ответ 4

9 Необходимым условием для возникновения смога как в Лондоне, так и в Лос-Анджелесе является
а. высокая плотность транспортного потока
b. солнечное излучение
c. высокая концентрация диоксида серы в тропосфере
d. температурная инверсия
e. высокое атмосферное давление
Ответ d

10 Какое соединение, присутствующее в атмосфере Земли, улавливает наибольшую долю ее теплового излучения?
1 СН4
2 CClхF4-x;
3 NO2;
4 СО2;
5 Н2О
Ответ 5

11 В результате антропогенной деятельности состав атмосферы за последние 20 лет:

1 изменился в отдельных регионах
2 изменился на уровне микрокомпонентов
3 не изменился
4 претерпел значительные изменения на уровне макрокомпонентов
Ответ 1, 2

12 Основной причиной возникновения парникового эффекта является
1 увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих в инфракрасной области
2 тепловое загрязнение
3 изменение направления движения и интенсивности океанических течений
4 изменение орбиты вращения Земли вокруг Солнца
Ответ 1

13 Какой газ в стратосфере поглощает 99% излучения Солнца в опасной для биосферы УФ-области?
1 СО2;
2 CC1,F4;
3 Н2О.
4 О2;
5 О3
Ответ 5

14 К главным катионам, доля которых в любых природных поверхностных водах превышает 95% от общей массы катионов или анионов, относятся следующие
1 Na+, К+, Са2+, Fe3+;
2 Na+, K+, Са2+, Mg2+, Fe3+;
3 SO42–, Сl–, HCO3–, СО32–, H2PO4–.
4 SO42-, Сl–, НСО3–, СО32–, NO3–;
5 Na+, K+, Са2+, Mg2+
Ответ 5
15 Выберите правильный набор катионов, определяющий жесткость природной воды:
1 Са2+, Mg2+
2 Na+, К+, Са2+
3 Na+, K+
4 Fe2+, Ca2+, Na+
5 Са2+, Na+
Ответ 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1 Рабочей зоной следует считать пространство высотой до _____ (число) м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.
Ответ 2
2 ПДКмр - это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение _______ (число) минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека.
Ответ 20
2 Для веществ, о токсическом действии которых не накоплено информации, применяют норматив, который называется временно ______ концентрация. Ее устанавливают расчётным путем, сроком на 2-3 года, за это время определяют ПДК.
Ответ допустимая
3 _____ - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых
Ответ ПДК рх
4 ____________ - это концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколения
Ответ ПДК сс
5 _________ - это концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которая при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства
ПДК мр
6 ___________ - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования
Ответ ПДК кб
7 Злокачественная меланома и другие раковые заболевания кожи могут быть обусловлены чрезмерным воздействием ____________ ______________
Ответ УФ-излучения Солнца
8 Парниковый эффект обусловливается прежде всего способностью некоторых молекул поглощать излучение в ____-области
Ответ ИК
9 Фотохимический смог образуется при взаимодействии оксидов азота и __________ автомобильных и промышленных выбросов под действием солнечного излучения
Ответ углеводородов
10 Солнечная энергия является результатом процесса термоядерного синтеза _____ (слово)
Ответ гелия
11 Концентрация ____________ сильнее всего варьируется в тропосфере
Ответ воды
12 При нормировании концентраций веществ в атмосфере используется принцип ___________показателя
Ответ минимального
13 Совокупность свойств атмосферы, определяющую степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а так же на материалы, конструкции и окружающую среду в целом называется ________ атмосферы.
Ответ качество
14 Существует _________ (число) класса опасности, в зависимости от токсичности химических соединений.
Ответ 4
15 Один загрязнитель усиливает действие другого – это _________ действия загрязнителей
Ответ синергизм
16 Бактерии, которые осуществляют превращение, соответствующее данному уравнению:
2NO3 - + 12(Н+) → N2 + 6Н2О, называются
Ответ денитрификаторы
17 Число основных, так называемых “лимитируемых” показателей, при расчете ИЗВ равно _ (цифра)
Ответ 6
18 1 ‰ = ______ (число) ppm
Ответ 1000
19 1 ______ , как выражение концентрации веществ в атмосфере равен см3/ м3
Ответ ррm
20 _____ -это вещества, выделяемые в малых количествах и осуществляющие связь между организмами, а также между организмом и средой
Ответ Хемомедиаторы
21 Организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества из неорганических, называются _________________
Ответ гетеротрофы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения промежуточной аттестации:
КИМ формируется из заданий для текущего контроля, помещенных в онлайн курсена образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Зачет проводится в письменной форме. На ответ студенту отводится максимум 60 минут.
Критерии оценивания: зачтено - верно выполнено более 50% заданий, не зачтено 50% и менее.

Приложения
Приложение 1.   ХимОкрСреды Пед.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.И. Трифонов, В.А. Девисилов Физико-химические процессы в техносфере: Учебник для ВУЗов М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007
Л1.2 Хаханина Т.И., Никитина Н.Г., Петухов И.Н. Химия окружающей среды: Учебное пособие для ВУЗов. М: ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Егоров Экологическая химия: Учебное пособие для ВУЗов Лань, 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: Методические рекомендации для обучающихся АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ежегодные экологические доклады "Об охране окружающей среды в Алтайском крае" altaipriroda.ru
Э2 ЭУМКД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Ведение записей. В тетради для ведения записи лекций необходимо оставлять поля 3−4 см, которые используются для комментариев при изучении материала. Например, не всегда удается записать материал лекций без упущений, возникшие проблемы можно восстановить, работая с учебником. Запись лекций нужно вести обязательно, так как лекция — это краткое изложение самых основных и сложных разделов каждой темы с выводом формул, с иллюстрацией теоретического материала, интересными и полезными примерами.
Нужно уметь кратко зафиксировать в тетради содержание лекции, иначе к следующему занятию материал может забыться. Запись основного содержания рассказа преподавателя способствует воспитанию культуры умственного труда, обогащает знаниями, заставляет работать три вида памяти: слуховую, зрительную и моторную. Краткая запись в тетради нового учебного материала облегчает работу с текстом учебника дома.
Скорость записи зависит от умения пользоваться приемом сокращения слов, но нужно помнить, что для удобства расшифровки сокращают в основном прилагательные, деепричастия и причастия. Можно также сокращать наиболее часто встречающиеся слова, характерные для химии, такие как атом (а), молекула (м), вещество (в-во) и др. Используя этот прием, добиваются увеличения скорости письма, что пригодится на лекциях.
2. Работа с учебником играет важную роль в самоподготовке студентов. Прочитав дополнительно материал учебника, можно более глубоко изучить какую-либо тему, лучше в ней разобраться, понять то, что было не понято на лекции. При первом чтении материала нужно выделять главные, существенные моменты и фиксировать их на бумаге. То, что ясно, можно опустить. При вторичном чтении обращают внимание на мелкие детали, неясные места. Если что-то важное забыто, то его можно найти в этом или другом учебнике и кратко зафиксировать. После этого читают еще раз, обращая внимание на главное. Затем воспроизводят весь материал, пользуясь записями при закрытой книге. Если при этом возникают затруднения, то следует пометить, что не удалось вспомнить, и продолжить рассказ про себя или вслух, а после его окончания обратиться еще раз к непонятным местам в учебнике.
3. Самоконтроль. Нужно внимательно выполнять домашние задания, так как иногда возникают обидные ошибки, например, неправильно выведена формула и, как следствие, задача решена неверно, неправильно расставлены коэффициенты в ОВР и др. Часто причиной низкого качества выполненной работы бывает не только пренебрежение к самоконтролю, но и незнание его приемов. Ими нужно овладевать изо дня в день. Присмотритесь внимательно к вашей работе на лекциях и дома. Наряду с получением новых знаний, вы постоянно овладеваете новыми приемами самоконтроля, совершенствуете их, закрепляете уже известные. Это происходит во время ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач и других видов работ. Обычно в качестве приемов самоконтроля чаще всего применяется воспроизведение прочитанного текста в целом и по частям, припоминание основных моментов изучаемого матери-ала по пунктам, составленным в ходе чтения плана. Полезным приемом самоконтроля являются ответы на контрольные вопросы в конце каждой темы или задачника. Они требуют точного воспроизведения текста, например, вопросы на знание формулировки закона, правил и др. Но значительно ценнее вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей и т.д.
4. Выполнение домашних заданий. С чего начинать выполнение домашних заданий, что и как делать и чем закончить?
В учебной работе полная самостоятельность проявляется в ходе выполнения домашних заданий. Письменные задания по каждой теме нужно выполнять в тот же день, когда была прочитана лекция по этой теме, пока все еще свежо в памяти. Это дает возможность сделать их быстро и без перенапряжения. Теоретический материал учат за день до семинара по расписанию.
Следует отметить, что регулярное выполнение домашних заданий — естественное продолжение работы на семинаре, возможность для закрепления знаний, устранения в них пробелов. Одна из причин невыполнения домашних заданий — неумение читать лекции и учебники, осмысливать прочитанное, выделять главное и существенное, заучивать факты. Новый материал всегда содержит элементы известного и неизвестного, понятного и непонятного. Трудность восприятия нового — естественный процесс. Чтобы его облегчить, нужно зафиксировать непонятное, а затем обратиться за помощью к преподавателю или найти ответы в литературе. Иногда для понимания трудных вопросов требуются продолжительное время и различные способы их усвоения, но материал каждой темы обязательно должен быть усвоен.
Откладывать выполнение домашних заданий на последующие дни нельзя, так как можно забыть учебный материал. Привычка готовить домашние задания вслед за лекциями поможет нормализовать нагрузку и упорядочить бюджет времени.
В работе по выполнению домашних заданий можно выделить три этапа: подготовительный, или организационный, собственно самостоятельная работа и самоконтроль. Первый этап включает подготовку рабочего места, составление плана работы, второй — выполнение домашних заданий в соответствии с намеченным планом, третий — самоконтроль и исправление ошибок. Когда вы хорошо выучили текст учебника, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.

Памятка для работы с текстом лекции
1. Сначала прочитайте про себя или вслух текст лекции медленно, обдумывая каждое слово, обращая внимание на новые слова, термины, а также деля материал на смысловые части.
2. Выделите в каждой части главную идею, доказательства, иллюстративные данные, второстепенные положения на отдельном листе бумаги или в тетради.
3. Обратите особое внимание на состав и строение веществ, запись формул и уравнений реакций и их сущность.
4. Если встретились непонятные вопросы и вы не нашли ответ на них в учебнике или в другой литературе, запишите в тетради соответствующую страницу и обратитесь за помощью к товарищу или учителю.
5. Только после того, как вы хорошо выучили текст лекции, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
6. Проверьте качество усвоения учебного материала и выполнения письменных заданий и, если обнаружите ошибки, внесите необходимые исправления.


При подготовке к практическим занятиям необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций, ресурсами Internet.Планы семинарскоих занятий и задачи приведены в системе MOODLE: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1337

В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя, проводившего лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.
Студенту необходимо внимательно разобраться в записях лекций и в материалах практических занятий, систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои узловые, основные, концептуально обобщающие вопросы, вокруг которых собирается все остальное. Это своеобразные «проверочные» вопросы и задания перед зачетом, их дает кафедра. Студент, способный на них ответить (выполнить), может считать себя подготовленным, к зачету.
Зачет проводится в форме тестирования в системе MOODLE: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1337
Тестирование проходит в течение 90 минут.
Студент, ответивший правильно на 50 % (и более) вопросов, получает оценку "зачтено".

Оценки "зачтено" заслуживает студент, обнаруживший (как минимум)знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, такая оценка выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Для получения такой оценки студент должен продемонстрировать общее знание изучаемого материала.

Оценка "не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка такая ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. Оценка «не зачтено» ставится в случае незнания значительной части программного материала; не владения понятийным аппаратом дисциплины.