МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика воспитательной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
курсовая работа: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика воспитательной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ воспитания в условиях современной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Формирует позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между обучающимися с учетом их принадлежности к разным этнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также различных (в том числе ограниченных) возможностей здоровья
ОПК-3.4 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-3.5 Осуществляет педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2 Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-7.3 Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения биологии и химии
ПК-2.1 Демонстрирует алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Демонстрирует способы организации и оценки различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-2.4 Находит ценностный аспект учебного знания и информации в области биологии и химии, обеспечивает его понимание и переживание обучающимися
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации
ПК-2.3: Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ПК-2.1: Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2: Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность процесса воспитания
1.1. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Принципы воспитания Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Общие методы воспитания
2.1. Понятие о методах воспитания. Требования, предъявляемые к методам воспитания. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Воспитание коллектива и личности
3.1. Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Этапы формирования коллектива, динамика развития. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе. Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Методы изучения коллектива. Пути формирования коллектива. Сам. работа 5 13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Модель классного руководителя ХХI века.
4.1. Основные характеристики классного руководителя (Исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность, мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность) Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Деятельность классного руководителя: общая характеристика Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9321
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения биологии и химии
Примеры вопросов закрытого типа
1. Функциональная роль перевоспитания сводиться к выполнению им следующих функций:
А) восстанавливающая функция, стимулирующая функция
Б) компенсирующая функция, исправительная функция
В) Восстановительная функция, компенсирующая функция
Г) Все выше перечисленное
Ответ: г
2. Принципы воспитания:
А) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; Опора на положительное в воспитаннике.
Б) Гуманизация воспитания; общественная направленность воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий.
В) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; общественная направленность воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий
Г) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; Опора на положительное в воспитаннике; Гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий.
Ответ: г
3. К общим методам воспитания относятся:
А) убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); метод требования; метод положительного примера;
Б) метод требования; метод контроля, самоконтроля и самооценки; метод переключения.
В) метод положительного примера; метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения; метод требования;
Г) убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); метод положительного примера; метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения; метод требования; метод контроля, самоконтроля и самооценки; метод переключения.
Ответ: г
4. Методы формирования сознания личности:
А) Рассказ, объяснение(разъяснение), беседа, диспуты
Б) объяснение(разъяснение), лекция, убеждения
В) рассказ, лекция, объяснение(разъяснение), внушения
Г) убеждения, рассказы, объяснения (разъяснения), лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры
Ответ: г
5. Методы стимулирования деятельности и поведения:
А) соревнование, наказание
Б) Поощрение, соревнование
В) Наказание, поощрение, познавательная игра
Г) Поощрение, наказание, соревнование, познавательная игра.
Ответ: г
6. К основным методам контроля относятся:
А) анализ результатов деятельности школьников, опросы, создание ситуаций для изучения поведения испытуемых
Б) Беседы, опросы, педагогическое наблюдение за учащимися
В) создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых
Г) педагогическое наблюдение за учащимися; беседы направленные на выявление воспитанности; опросы; анализ результатов деятельности школьников; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Ответ: г
7. Функции коллектива:
А) Нравственно регулятивная, стимулирующая
Б) Воспитательная, нравственно регулятивная.
В) Стимулирующая, организационно объединяющая.
Г) Нравственно регулятивная, стимулирующая, воспитательная, организационно объединяющая.
Ответ: г
8. Стадии развития коллектива (по А.С. Макаренко)
А) Организационная, стадия формирования собственного коллектива
Б) Стадия выделения актива, стадия расцвета коллектива
В) Организационная, стадия формирования собственного коллектива, стадия расцвета коллектива.
Г) Организационная, стадия выделения актива, стадия формирования собственно коллектива, стадия расцвета коллектива
Ответ: г
9. Методы изучения коллектива:
А) Наблюдение, социометрия, опрос (интервью и анкетирование)
Б) Анализ продуктов деятельности, беседа, социометрия
В) Наблюдение, беседа, тестирование
Г) Наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия
Ответ: г
10. Виды перспектив по А.С. Макаренко
А) Средняя
Б) Близкая
В) Далекая
Г) Все выше перечисленные верны
Ответ: г
11. _________-процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся
А) Перевоспитание
Б) Воспитание
В) Обучение
Ответ: в
12. ______________-процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.
А) Обучение
Б) Перевоспитание
В) Воспитание
Ответ: в
13.__________________- это процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития.
А) Перевоспитание
Б) Обучение
В) Самовоспитание
Ответ: в
14._________________- это система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение, сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности
А) Обучение
Б) Воспитание
В) Перевоспитание
Ответ: в
15.______________- это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
А) Группа
Б) Компания
В) Коллектив
Ответ: в

Примеры вопросов открытого типа
1. Процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это
Ответ: Воспитание.
2. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся
Ответ: Обучение.
3. Процесс воспитания длится по времени ____________________
Ответ: всю жизнь
4. Задачей воспитания является
Ответ: воспитать общественно-значимые мотивы
5. Особенностью процесса воспитания является его_____________
Ответ: комплексность
6. В процессе воспитания результатом является____________
Ответ: сформированное качество
7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития м- это
Ответ: Самовоспитание
8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это
Ответ: Перевоспитание
9. Важную роль в самовоспитании играет_________________________________
Ответ: самосознание, формирование Я-концепции личности
10. По характеру методы воспитания делятся на___________________________________
Ответ: убеждение, упражнение, поощрение и наказание
11. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это
Ответ: коллектив
12. Назовите 3 пути формирования коллектива: ____________________________________
Ответ: выдвижение перспективных линий, создание традиций, создание общей деятельности
13. К основным методам изучения личности учащегося и классного коллектива относятся____________________________________________________________________
Ответ: наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия
14. В классном коллективе могут быть 2 лидера____________________________________
Ответ: Формальный и неформальный
15. Целью коллектива является –
Ответ: совместная целеустремленность к социально значимым целям, единство общих и частных целей членов коллектива
16. Впишите недостающие слово:
Под _______________понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи
Ответ: Обучением
17. Впишите недостающие слово:
_______________представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например, таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств
Ответ: Воспитание
18. Дайте название определению:
____________________-это процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития.
Ответ: Самовоспитание
19. Дайте название определению:
_____________________- это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
Ответ: Коллектив
20. Дайте название определению:
__________________- процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.
Ответ: Воспитание
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовые работы
Примерная тематика курсовых работ
1. Личностно-ориентированный подход в воспитании
2. Использование цифровых технологий в воспитательной системе школы
3. Воспитание школьников на основе освоения национальной культуры
4. Воспитание трудолюбия учащихся в современных условиях
5. Воспитание с опорой на положительное в личности
6. Воспитание сознательной и активной личности средствами коллективных творческих дел
7. Воспитание личности в творческой деятельности
8. Гуманистический подход к воспитанию ребенка
9. Воспитания личности в коллективе и через коллектив
10. Воспитание личности в условиях проектной деятельности
11. Практика взаимосвязи школы и семьи в воспитании детей
12. Взаимодействие образовательного учреждения с социальной средой как условие воспитания школьников
13. Технология «портфолио учащегося» в воспитательной деятельности классного руководителя
14. Методика воспитания эмоционально-ценностного отношения учащихся к действительности
15. Использование разнообразных средств в воспитании детей
16. Организация кружковых занятий во внеурочной деятельности
17. Развитие декоративно-прикладного творчества учащихся
18. Воспитание эстетического вкуса школьников
19. Воспитание духовно-нравственных качеств школьников
20. Приобщение школьников к народным традициям и ценностям
21. Художественно-эстетическое воспитание школьников
22. Использование компьютерных программ в процессе воспитания детей
23. Методика формирования профессионального самоопределения школьников
24. Система работы классного руководителя в современной школе
25. Методика проведения коллективно-творческих дел
26. Воспитание детей в игровой деятельности
27. Воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности
28. Формирование мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности
29. Формирование установки на здоровый образ жизни школьников
30. Организация ученического самоуправления в современной школе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в 5 семестре
Вопросы к экзамену:
1. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения
2. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание
3. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения
4. Принципы воспитания
5. Понятие о методах воспитания. Требования, предъявляемые к методам воспитания
6. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания
7. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности.
8. Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива.
9. Этапы формирования коллектива, динамика развития. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе
10. Методы изучения коллектива. Пути формирования коллектива
11. Основные характеристики классного руководителя (Исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность, мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность)
12. Деятельность классного руководителя: общая характеристика
Практическое задание:
Заполните рабочую тетрадь
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. И. Гриценко Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика воспитания Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Теория и методика воспитания ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Теория и методика воспитания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.