МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы иероглифики и каллиграфии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
асс., Булгаков С.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы иероглифики и каллиграфии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Преподнести студентам первого года обучения основную информацию о таком важном аспекте изучения китайского языка как иероглифика.
Обучить студентов правилам грамотного написания и анализа иероглифов, а также познакомить их с основными техниками запоминания иероглифов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определение черты и ее виды, комбинирование черт, взаимоотношение между чертами, порядок написания черт в иероглифе
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять количество черт в иероглифе, количество составных частей, выделять ключевую составную часть, правильно писать иероглифы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками определения типа иероглифа, писать иероглифы по правилам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы иероглифики
1.1. Структура современного китайского иероглифа Лабораторные 9 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Деструктирование иероглифов на составные части Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Определение черты и ее виды Лабораторные 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Деструктирование иероглифов по чертам Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Правило ломанной и двух черт Лабораторные 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Анализ предложенных согласно правилу ломанной и двух отдельных черт Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.7. Комбинирование черт Лабораторные 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.8. Анализ предложенных преподавателем иероглифов согласно различным комбинациям черт (различное количество, форма, положение, отношение между чертами) Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.9. Взаимоотношение между чертами : соприкасающиеся черты, несоприкасающиеся черты, пересекающиеся черты Лабораторные 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.10. Анализ иероглифов согласно взаимоотношениям между чертами Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.11. Порядок написания черт в иероглифе (основные правила) Лабораторные 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.12. Порядок написания черт в иероглифе (дополнительные правила) Лабораторные 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.13. Анализ иероглифов согласно порядку написания черт Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.14. Определение составной части и правила деления иероглифа на составные части. 514 составных частей иероглифа Лабораторные 9 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.15. Правила изменения написания черт в зависимости от положения составной части в иероглифе Лабораторные 9 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Правила написания иероглифов
2.1. Структура иероглифов Лабораторные 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Виды иероглифов Лабораторные 9 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Анализ иероглифов по правилам изменения написания черт Сам. работа 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Анализ иероглифов, согласно аргументированному обоснованию Сам. работа 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Анализ иероглифов, согласно видам иероглифов Сам. работа 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Анализ предложенных преподавателем иероглифов, согласно структуре иероглифов Сам. работа 9 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение черты и ее виды
2. Комбинирование черт
3. Взаимоотношение между чертами
4. Порядок написания черт в иероглифе
5. Определение составной части и правила деления иероглифа на составные части. 514 составных частей иероглифа
6. Правила изменения написания черт в зависимости от положения составной части в иероглифе
7. Виды иероглифов
8. Структура иероглифа
9. Способы поиска иероглифов по словарю
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Напишите и охарактеризуйте следующие иероглифы (количество черт, какие черты, выделить фонетик и ключ, последовательность написания):
1. 截
2. 鬃
3. 纛
4. 肆
5. 髁
6. 箍
7. 瓣
8. 幘
9. 爃
10. 繖
11. 礴
12. 齁
13. 鳕
14. 傶
15. 雾
16. 檗
17. 嘎
18. 搄
19. 撲
20. 灑
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Задания на практических занятиях и зачет
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Китайский язык [Электронный ресурс]: практикум по чтению: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селезнева Н.В. Иностранный язык профильного региона: Китайский язык: Тексты для чтения: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 [С. А. Ан и др.] Иероглиф в мировоззрении китайцев: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 БКРС bkrs.info
Э2 Электронный курс" Основы иероглифики и каллиграфии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
БКРС

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основу обучения студентов по дисциплине составляют практические занятия. На практических занятиях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Студенты должны аккуратно вести конспект, куда заносит новые слова, конструктции, идиомы и предложения.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам и письменным заданиям на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.
При подготовке к самостоятельной работе для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным на практических занятиях и в основной литературе, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.