МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. препод., Дикова Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания (китайский язык)» является сформировать у обучающихся определенную систему знаний по теории и методике преподавания китайского языка, способствовать формированию определенной совокупности методических навыков и умений, обеспечивающих выполнение ими основных педагогических функций учителя китайского языка, что является одной из составляющих частей профессиональной компетенции обучающихся – будущих учителей китайского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения
ПК-1.2 Знает критерии оценивания знаний и умений обучающихся
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин по иностранным языкам
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
ПК-5.1 Владеет основными образовательными технологиями преподавания иностранных языков
ПК-5.2 Планирует и осуществляет учебный процесс по иностранному языку в соответствии с основными общеобразовательными программами
ПК-5.3 Проводит учебные занятия по иностранному языку, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
ПК-5.4 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности методики преподавания китайского языка;
цели и задачи преподавания китайского языка;
средства, которыми достигается наиболее оптимальное решение задач преподавания китайского языка;
основы теории и методологии китайского языка;
правила стилистически, грамотного использования русского и иностранного языка в различных ситуациях делового и повседневного общения, в устной коммуникации;
культуру и традиции стран изучаемого языка;
научно-техническую информацию, отечественного и зарубежного опыта по педагогическо-воспитательной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять планы урока, вести занятия, составлять методические задания по китайскому, составить учебно-методический комплекс в зависимости от уровня аудитории и курса,подготовливать методически грамотные практические занятия различных видов,составлять учебные планы,использовать знания общей теоритической подготовки,организовывать воспитательную деятельность на основе пройденной теории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методической терминологией и документацией,теоретическими знаниями о методах и подходах, основами организации учебного процесса,методической терминологией и документацией,теоретическими знаниями о методах и подходах,навыками использования русского и иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации, в сфере межличностного и межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методические принципы обучения китайскому языку
1.1. Методические принципы обучения китайскому языку Лекции 8 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Ознакомление с теорией методологии китайского языка. Обсуждение данной темы, написание эссе и рефератов. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
2.2. Прохождение теста. Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Цели обучения, пути и средства их достижения
3.1. Цели обучения, пути и средства их достижения Лекции 8 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.2. Аннотирование и реферированиние. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.3. прохождение теста. Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Система методов и приемов, обеспечивающих наиболее эффективные пути усвоения материала Лекции 8 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.5. практическая отработска методов и приемов на занятиях у младших курсов. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.6. Подготовка занятия, по выбранному студентом педагогическому методу и приему. Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.7. Основные принципы построения китайского языка Лекции 8 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.8. Студенты отрабатывают практические навыки владения китайским языком. Выполняют упражнения на заданные темы, а также анализируют допущенные ошибки. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.9. Самостоятельное составление упражнений на занятия по китайскому языку и отработка их на реальной аудитории. Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.10. Соотношение различных видов работы на занятиях китайского языка Лекции 8 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.11. анализирование различных видов практической деятельности на занятиях китайского языка. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.12. проведение теста. Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.13. Образовательная и воспитательная функция обучения китайскому языку Лекции 8 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.14. Отработка теоритичсеких знаний. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.15. Подготовка презентаций на заданную тему. выполнение теста. Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.16. Специфика методических ошибок в преподавании китайского языка Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.17. анашлизирование распрастраненных ошибок, в результате проведенных тестов и самостоятельных работ, курсов, изучающих китайский язык. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
3.18. выполнение итогового теста Сам. работа 8 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.19. подготовка к экзамену. Сам. работа 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дайте определение терминам: методика, коммуникация, языковые навыки, тайминг.
2. Охарактеризуйте системы методов и приемов в обучении иероглифики, фонетики, аудирования и чтения.
3. Цели и задачи обучения второго иностранного языка (китайский).
4. Какая последовательность в выполнении упражнений на уроке и должна ли она быть?
5. Назовите основные принципы и особенности планирования урока.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. По какому принципу, по вашему мнению, должен отбираться языковой материал для подготовки к уроку?
3. Особенности преподавания кит.яз в средней школе (реферат)
4. В чем по вашему мнению заключается коммуникативный подход в преподавании языка? (эссе)
5. Развития навыков устной речи: теория, методика, практика. (Курсовая работа)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Расскажите теорию и методику преподавания фонетики и иероглифики китайского языка.
2. Назовите основные методологические основы в преподавании китайского языка.
Приложения
Приложение 1.   ФОС теория и методика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глазунов, Дмитрий Александрович Китайский язык [Электронный ресурс]: учеб. пособие , 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кондрашевский А. Ф Практический курс китайского языка : учеб. для вузов: в 2т. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Большой китайско-русский словарь bkrs.info
Э2 он-лайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://learn-chinese.ru/ Полезные материалы для изучения китайского языка
http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн
http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари, форумы и т.п.
http://www.kitaist.info/ Информация о Китае, учебные материалы, словари и т.п.
http://www.chinalanguage.com Сайт на английском языке: учебные пособия, словари, форумы и т.п.
http://eleaston.com/chinese.html Сайт на английском языке
http://zhongwen.com/ Китайские иероглифы и культура, англо-китайский сайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины происходит как в результате лекционных и семинарских занятий, так и самостоятельной работы обучающихся. После лекции рекомендуется ознакомиться с материалами, предоставленными преподавателем.