МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн-мышление и бизнес-моделирование в технологических проектах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_БХ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, Доцент, Деркач Н.О.;канд. экон. наук, Доцент, Лепешкина С.В.;канд. экон. наук, Доцент, Мартенс А.А.

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, Зав., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн-мышление и бизнес-моделирование в технологических проектах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 15.12.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 15.12.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями, умениями и навыками в разработке бизнес-идей технологических проектов, построении бизнес модели технологических стартапов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-6.01 Способен осуществлять бизнес-планирование на основе анализа продуктов и услуг в контексте технологических трендов актуальных на рынке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы генерации бизнес-идей и составления бизнес-планов в контексте технологических трендов
3.2.Уметь:
3.2.1.генерировать новые технологические бизнес-идеи и бизнес-проекты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки рисков использования цифровых технологий в бизнес-моделировании
навыками представления разработанного бизнес-проекта технологического стартапа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дизайн-мышление в инновациях и бизнесе
1.1. Дизайн-мышление в создании инноваций Лекции 6 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Дизайн-мышление в создании инноваций Практические 6 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Дизайн-мышление в создании инноваций Сам. работа 6 12 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методы генерации инновационных бизнес-идей, цифровые инструменты Лекции 6 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Методы генерации инновационных бизнес-идей, цифровые инструменты Практические 6 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Методы генерации инновационных бизнес-идей, цифровые инструменты Сам. работа 6 12 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Бизнес-идеи технологических проектов Лекции 6 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Бизнес-идеи технологических проектов Практические 6 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Бизнес-идеи технологических проектов Сам. работа 6 12 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Бизнес моделирование в технологических проектах
2.1. Обоснование бизнес-идей при разработке бизнес-моделей Лекции 6 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Обоснование бизнес-идей при разработке бизнес-моделей Практические 6 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Обоснование бизнес-идей при разработке бизнес-моделей Сам. работа 6 12 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Бизнес-модели: сущность и подходы к построению Лекции 6 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Бизнес-модели: сущность и подходы к построению Практические 6 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Бизнес-модели: сущность и подходы к построению Сам. работа 6 12 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Особенности бизнес-моделирования технологических проектов Лекции 6 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Особенности бизнес-моделирования технологических проектов Практические 6 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Особенности бизнес-моделирования технологических проектов Сам. работа 6 12 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В чем заключается сущность дизайн-мышления при разработке новых продуктов (товаров, услуг).
2. Выделите основные этапы дизайн-мышления при проработке новой бизнес-идеи.
3. В чем заключается восприятие потребительской ценности продукта (товара, услуги)?
4. Дайте характеристику мультиатрибутивной модели Ф. Котлера – Т. Левитта.
5. Охарактеризуйте каждую из пяти групп потребителей по скорости принятия продукта.
6. Перечислите факторы индивидуальной среды потребителя.
7. Какие методы генерации бизнес-идей наиболее эффективны для технологических проектов?
8. В чем заключаются отличительные особенности бизнес-идей технологических проектов?
9. Что представляет собой бизнес-модель и бизнес-моделирование?
10. Почему бизнес-модели обычно визуализируются?
11. Как бизнес-модель связана со стратегией бизнеса?
12. Раскройте содержание ключевых структурных блоков канвы бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пинье.
13. Что лежит в основе дизайн-мышления?
14. В каких сферах деятельности наиболее эффективно применять инструменты дизайн-мышления?
15. В чем состоит сущность глубинных интервью?
16. Что такое диаграмма Венна?
17. Какие бывают типы прототипирования?
18. Для чего используется бизнес-моделирование?
19. В чем отличие формировании бизнес-модели стартапа и действующего бизнеса?
20. Какие выделяют особенности бизнес-моделирования технологических проектов?

Групповые практические задания
1. Объединиться в проектные команды по 3-4 студента. Найдите три конкурирующих продукта. Напишите список основных рациональных и эмоциональных атрибутов, общих для всех трех выбранных продуктов. Проведите экспресс-опрос потенциальных потребителей и определите средний рейтинг по важности атрибутов для всех трех продуктов и средние оценки атрибутов для каждого продукта. На основании сумм средних оценок атрибутов, умноженных на показатель важности, определите новый продукт, который наиболее вероятно выберут потребители. Презентуйте группе результаты своего исследования.
2. Объединиться в проектные команды по 3-4 студента. Выбрать 3 технологических трека, в которых команда считает перспективным развитие бизнеса. С помощью различных методик осуществить генерацию бизнес-идей под каждый выбранный технологический трек.
3. В проектных командах выбрать 1 бизнес-идею для проработки. Сформировать бизнес-модель предпринимательского проекта используя предложенный шаблон.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на:
а) использование наемного труда;
б) систематическое получение прибыли;
в) периодическое получение прибыли;
г) удовлетворение запросов органов государственной власти.
2. Имущественная ответственность индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности ограничивается:
а) суммой вклада предпринимателя в осуществление деятельности;
б) суммой денежных средств на всех банковских счетах за вычетом кредитов;
в) суммой личного имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
г) суммой всего личного имущества предпринимателя
3. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать:
а) климатические условия региона, в котором будет осуществлять свою деятельность предприниматель;
б) возможность самостоятельно распоряжаться доходами;
в) система налогообложения, используемая при реализации предпринимательской идеи;
г) потребности экономики в получении услуг надлежащего качества;
д) место обязательной регистрации;
ж) объем финансовой ответственности;
з) устанавливаемый объем вознаграждения за оказываемые услуги.
4. К предпосылкам формирования бизнес-идеи относятся:
а) наличие свободных ниш в экономике;
б) личные предпочтения в потреблении предпринимателя;
в) необходимость реализации социальных функций;
г) низкий уровень потребления в экономике;
д) инновационная составляющая развития экономики.
5. Методы мышления, направленные на устранение инерции мышления и увеличить число выдвигаемых идей называется_______________________________ (психологическая активизация).
6. Методика, позволяющая визуализировать мышление и, определяя центральную идею, формировать вокруг нее дополнительные называется:
а) ментальные карты;
б) мозговой штурм;
в) обратной мозговой атаки;
г) корабельный совет.
7. Основным сервисом, использующим визуализацию предпринимательских идей в виде диаграмм или графиком, идеальной подходящим для реализации метода выбора предпринимательской идеи методом «ментальная карта» является:
а) Slack;
б) Trello;
г) XMind
8. Социальное предпринимательство согласно законодательства РФ, это деятельность направленная на:
а) решение социальных проблем общества;
б) решение технологических проблем общества, имеющих социальную направленность;
в) решение экологических проблем общества.
9. Канбан-доска, используемая в цифровом сервисе «Trello», основывается на составляющих:
а) лимиты незавершенной работы;
б) точка принятия обязательств;
в) точка поставки продукта;
г) столбы;
д) видимые сигналы;
е) все вышеперечисленное.
10. Ограничения незавершенной работы в цифровом сервисе «Trello» - это:
а) выбор командой идеи в ограниченный срок, после чего начинается работа над проектом;
б) ограничение на количество карточек в столбцах;
в) время завершения работы командой.
11. Государственная регистрация для осуществления предпринимательской деятельности необходима
а) только юридическим лицам
б) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем
в) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и самозанятым
12. Самозанятые – это физические лица, плательщики налога на __________________ доход (профессиональный)
13. Порядок государственной регистрации регламентируется
а) Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
б) Гражданским кодексом Российской Федерации
в) Приказом Федеральной налоговой службы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
14. Подать документы на государственную регистрацию соискатели могут
а) только в бумажном виде
б) только в электронном виде
в) как в бумажном, так и в электронном виде
15. Государственную регистрацию осуществляется
а) налоговыми инспекциями Федеральной налоговой службы
б) многофункциональными центрами
в) налоговыми органами, многофункциональными центрами, нотариусами
16. Государственная пошлина при государственной регистрации
а) уплачивается в любом случае
б) уплачивается только при подаче документов в бумажном виде
в) не уплачивается
17. Сколько дней отводится на проверку документов при государственной регистрации
а) Три календарных дня
б) Пять рабочих дней
в) Три рабочих дня
18. Данные о государственной регистрации юридических лиц заносятся
а) в Единый государственный реестр субъектов предпринимательской деятельности
б) в Единый государственный реестр юридических лиц
в) в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
19. Самозанятые
а) могут нанимать сотрудников
б) должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя
в) не могут нанимать сотрудников
20. Эксперимент по введению по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
а) проводится только в 10 регионах
б) проводится до 31 декабря 2028 года включительно
в) проводится только для молодежи от 20 до 35 лет
21. Проектное управление осуществляется
а) на основе функционального подхода
б) на основе процессного подхода
в) на основе комбинированного подхода
22. Бизнес-процессы – это определенная последовательность действий, нацеленных на достижение _________________ результата (измеримого)
23. На достижение основной цели предпринимательской деятельности – получение дохода и прибыли ориентированы (выбрать 2 правильных варианта ответа)
а) основные
б) вспомогательные
в) процессы развития
г) обеспечивающие
д) сопутствующие
24. Третья стадия управления бизнес-процессами – это
а) моделирование
б) контроль
в) исполнение
25. К показателям бизнес-процесса относятся
а) показатели удовлетворенности владельца бизнес-процесса
б) показатели удовлетворенности потребителя
в) показатели удовлетворенности поставщика ресурсов
26. _______________________ моделирование – моделирование исполнения бизнес-процессов в различных условиях внешней и внутренней среды с анализом их динамических характеристик (имитационное)
27. Наиболее наглядным методом моделирование является
а) табличный метод
б) метод сценариев
в) графический метод
28. Графические пакеты, позволяющие как создавать модели, так и анализировать их в процессе исполнения и контроля
а) стандартные графические пакеты
б) программное обеспечение для анализа процессов
в) процессно-ориентированное программное обеспечение
29. Приобретение оргтехники для управленческого персонала
а) сопутствующий
б) вспомогательный
в) обеспечивающий
30. Программные продукты для моделирования бизнес-процессов бывают
а) только платные
б) только бесплатные
в) как бесплатные, так и платные
31. Одним из ключевых инструментов создания бизнес-моделей является:
а) визуализация;
б) сторителлинг;
в) практическое применение;
32. В процессе утверждения и согласования бизнес-модели должны обязательно принимать участие:
а) все владельцы бизнеса;
б) наемные топ-менеджеры;
в) инвесторы.
33.Упрощенное описание бизнес-идеи – это:
а) бизнес-план;
б) бизнес-модель;
в) стратегия бизнеса.
34. Сколько структурных блоков канвы бизнес-модели выделяют А. Остервальдер и И. Пинье?
а) 7;
б) 6;
в) 9.
35. Определите правильную последовательность этапов построения бизнес-модели:
а) применение;
б) дизайн;
в) мобилизация;
г) понимание;
д) управление.

Бинарная шкала
Зачтено - выполнено 50-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Не зачтено - выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тим Браун ; пер. с англ. Владимира Хозинского Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей: М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013 dokumen.pub
Л1.2 Ласкова Т.С., Никитаева А.Ю. Экономика и управление инновациями: микроуровень : учебник : Таганрог : Южный федеральный университет, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рубин, Ю. Б. Управление собственным бизнесом : учебник : Москва : Университет Синергия, 2021 biblioclub.ru
Л2.2 под общ. ред. И. И. Скоробогатых Маркетинговое управление разработкой продукта : учебное пособие: Москва : Дашков и К°, 2022 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- контактная работа;
- самостоятельная работа.
Контактная работа охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении дисциплины, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим ее содержание.

Выполнение самостоятельной работы должно носить творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.

При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.