МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая художественная культура в школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 72 72 72 72 144 144
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Ковалев О.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая художественная культура в школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение многообразия достижений мировой культуры.
Формирование умения использования достижений мировой культуры для создания медиапродукта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные достижения мировой художественной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в мировой художественной культуре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования достижения мировой художественной культуры в процессе создания медиапродуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение. Происхождение и ранние формы искусства Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Античная мифология Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2. Античность
2.1. Античное искусство Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Гомеровский эпос Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Античная драматургия Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 3. Средние века
3.1. Искусство Средних веков Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Данте и его "Божественная комедия" Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 4. Возрождение
4.1. Искусство Возрождения Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Литература итальянского Возрождения Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Ренессанс во французской литературе Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Возрождение в Англии Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 5. XVII век
5.1. Искусство XVII века Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Драматургия классицизма Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 6. XVIII век
6.1. Просвещение в Англии Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Английская сатира XVIII века Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Немецкое Просвещение Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям, подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 5 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 7. XIX век
7.1. Искусство романтизма Лекции 5 11 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
7.2. Творчество Дж. Байрона Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
7.3. Творчество Э. По Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
7.4. Реализм в мировом искусстве Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
7.5. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1
Раздел 8. ХХ век
8.1. Авангард и его практики Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
8.2. Эстетика и поэтика модернизма в мировом искусстве Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
8.3. Новеллистика Ф. Кафки Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
8.4. У. Фолкнер. «Шум и ярость», техника «потока сознания» Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
8.5. Чтение текстов, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
8.6. Постмодернизм в мировом искусстве Лекции 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1
Раздел 9. ХXI век
9.1. Основные тенденции современной культуры Лекции 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1
9.2. Постмодернизм Практические 6 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
9.3. Чтение текстов, подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 6 67 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Что было написано на яблоке, из-за которого поссорились три богини – Гера, Афродита и Афина?
а. Прекраснейшей
б. Мудрейшей
в. Величайшей
г. Царице морской
Ответ: а

Вопрос 2. О какой греческой богине идет речь в этих строках?
...с женами сводит земными богов всеблаженных,
И сыновей они смертных бессмертным богам порождают,
Как и с мужами земными богинь она сводит блаженных.
а. об Эос
б. об Афродите
в. о Деметре
г. об Афине
Ответ: б

Вопрос 3. По какому случаю Сапфо написала этот гимн?
Эй, потолок поднимайте, –
О Гименей! –
Выше, плотники, выше!
О Гименей!
а. похороны
б. свадьба
в. строительство нового дома
Ответ: б

Вопрос 4. Какой внутренний орган клюет орел, посланный Зевсом?
а. желудок
б. легкие
в. сердце
г. печень
Ответ: г

Вопрос 4. В храм какого бога греки приходили спать?
а. Афродиты
б. Асклепия
в. Гелиоса
Ответ: б

Вопрос 6. Поворот к готике в Средние века начинается именно с этого искусства:
а. архитектура
б. литература
в. скульптура
г. живопись
д. музыка
Ответ: а

Вопрос 7. События Троянской войны происходят именно в эту эпоху:
а. эгейский или крито-микенский период (III–II тыс. до н. э.)
б. гомеровский период (XI–IX века до н. э.),
в. архаический период (VIII–VI века до н. э.)
г. классический период (V–IV века до н. э.)
д. эллинистический период (вторая половина IV – середина I века до н. э.)
Ответ: а

Вопрос 8. Крито-микенское искусство сходно с искусством этой древней цивилизации:
а. Египет
б. Индия
в. Китай
г. Ассирия
Ответ: а

Вопрос 9. Эта бронзовая статуя – один из немногих хорошо сохранившихся греческих подлинников.
а. «Аполлон Бельведерский»
б. «Дельфийский возничий»
в. «Ника Самофракийская»
г. «Венера Милосская»
Ответ: б

Вопрос 10. С точки зрения современной науки:
а. миф возникает из ритуала
б. ритуал возникает из мифа
в. миф и ритуал взаимосвязаны
Ответ: в

Вопрос 11. Этот ученый считал мифы особой стадией в развитии мышления человека:
а. Люсьен Леви-Брюль (1857–1938)
б. Клод Леви-Стросс (1908–2009)
в. Бронислав Малиновский (1884–1942)
г. Елеазар Мелетинский (1918–2005)
Ответ: а

Вопрос 12. Чьи изображения преобладают в первобытных наскальных рисунках?
а. животных
б. людей
в. богов
г. растений
Ответ: а

Вопрос 13. Кто из перечисленных драматургов вошел в историю литературы как «отец комедии»?
а. Эсхил
б. Аристофан
в. Еврипид
г. Софокл
Ответ: б

Вопрос 14. Укажите верную последовательность рифм в терцинах:
а. aba bcb cdc ded e
б. aab bbc ccd dde e
в. aaa bbb ccc ddd
г. abc abc def def
Ответ: а

Вопрос 15. Сколько лет было Данте, когда он встретил Беатриче Портинари?
а. около 9
б. около 14
в. около 20
г. около 30
Ответ: а

Примеры заданий закрытого типа:

1. К какой партии принадлежал Данте?
Ответ: белые гвельфы

2. Укажите название города, из которого Данте был изгнан за свою политическую деятельность:
Ответ: Флоренция

3. Назовите имя «музы» и тайной возлюбленной итальянского поэта Данте Алигьери.
Ответ: Беатриче

4. Назовите город, где нашел своей последний приют и был похоронен Данте.
Ответ: Равенна

5. Каково первоначальное (авторское) название «Божественной комедии» Данте? Укажите название без кавычек.
Ответ: Комедия

6. Этим словом у Данте обозначается первый круг ада, где находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане:
Ответ: лимб

7. Этот поэт сопровождает Данте в его путешествии по аду:
Ответ: Вергилий

8. Как называется историческая область в Италии, административным центром которой является город Флоренция.
Ответ: Тоскана

9. Как называется книга Данте, написанная вскоре после смерти Беатриче и посвященная его любви к ней? Укажите название книги без кавычек.
Ответ: Новая Жизнь

10. Этот жанр Данте определяет как «поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке»:
Ответ: комедия

11. Назовите фамилию самого известного переводчика «Божественной комедии» на русский язык:
Ответ: Лозинский

12. Кому принадлежит эпитет «божественная» в названии произведения Данте?
Ответ: Боккаччо

13. Назовите главное произведение Вергилия (без кавычек):
Ответ: Энеида

14. Кто сопровождает Данте в раю?
Ответ: Беатриче

15. Кто сопровождает Данте в «Чистилище»?
Ответ: Вергилий

16. Его туловище зажато камнем и льдом, а ноги, торчащие в пустой пещере, обращены к южному полушарию, где, прямо над его ступнями, встает из океанских волн гора Чистилища.
Ответ: Люцифер

17. Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях;

Она такая лютая и злая,
Что ненасытно будет голодна,
Вслед за едой еще сильней алкая.

Со всяческою тварью случена,
Она премногих соблазнит, но славный
Нагрянет ..., и кончится она.

Какой зверь победит волчицу?
Ответ: пес

18. «...В досужий час читали мы однажды
О Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.

Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем;
Но дальше повесть победила нас.

Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
Прильнул к улыбке дорогого рта,
Тот, с кем навек я скована терзаньем,

Поцеловал, дрожа, мои уста.
И книга стала нашим Галеотом!
Никто из нас не дочитал листа».

Назовите имя рассказчицы.
Ответ: Франческа

19. На какой горе живут греческие боги?
Ответ: Олимп

20. Кто является главным греческим богом?
Ответ: Зевс

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Задания по программе 2 семестра
Задания закрытого типа. Верный ответ оценивается в 1 балл.
1. Эстетика романтизма опирается на знания о природе (1), науку (2), разум (3), эпатаж (4), фантазию (5).
Верный ответ 5.
2. Видным деятелем реализма является художник Густав Курбе (1), Эжен Делакруа (2), Карл Брюллов (3), Каспар Давид Фридрих (4).
Верный ответ 1.
3. Направление в искусстве, которое провозгласило основной целью передачу непосредственных мгновенных впечатлений, называется романтизм (1), импрессионизм (2), реализм, дадаизм (3), сюрреализм (4)
Верный ответ 2.
4. Абсурд, эпатаж и бессмыслица характерны для такого течения, как символизм(1), кубизм (2), дадаизм (3), декаданс (4).
Верный ответ 3.
5. Для сюрреалистов большое значение имело учение Дарвина (1), Кювье (2), Фрейда (3), Маркса (4), Юнга (4).
Верный ответ 3
6. Важным отличием постмодернизма стал всеобщий плюрализм (1), интернационализм (2), плагиат (3), отказ от желания стать понятным (4).
Верный ответ 1.
7. Укажите темы, которые были ярко выражены в творчестве Э. По: тема аналитических возможностей человеческого разума (1), тема любви между мужчиной и женщиной (2), тема смерти (3,) тема семьи (4) тема природы (5).
Верный ответ 1,3.
8. В "Человеческой комедии" Бальзак хотел показать и высмеять все человеческие пороки (1), описать со всех сторон жизнь одного человека (2), создать полноценный портрет социальной жизни современной ему Франции (3), дописать на современном материале "Божественную комедию" Данте (4).
Верный ответ 3.
9. Отметьте качества, характерные для романтического героя: он влюблен (1), он обладает внешней красотой (2), он находится в конфликте с обществом (3), это исключительная личность (4), зачастую это бунтарь (5).
Верный ответ 3,4,5.
10. Укажите черты, свойственные романтизму как направлению в искусстве: интерес к культуре и быту далеких стран и народов (1), интерес к анализу социальной действительности (2), использование достижений психологии для анализа внутреннего мира персонажа (3), интерес к фольклору (4), интерес к национальной истории (5).
Верный ответ 1,4,5.
11. Укажите, о каком направлении в искусстве идет речь: «Данное направление отражало в мире искусства острые социальные проблемы, давало оценку различным явлениям в жизни общества»: сюрреализм (1), импрессионизм (2), реализм (3), романтизм (4), сентиментализм (5).
Верный ответ 3.
12. Укажите черты, свойственные реализму: установка на анализ действительности (1), интерес к жизни других народов (2), толерантное отношение к людям других национальностей (3), изображение только тех людей, которые реально существовали (3), изображение типического (4), установка на имитацию жизни, на правдивость изображения (5), использование научного языка в произведениях (6).
Верный ответ 1,4,5.
13. Укажите характерные для художников-импрессионистов черты: часто создавали картины в соавторстве (1), стремились "увидеть мгновение" и отразить впечатление (2), они не стремились к затрагиванию острых социальных проблем или эпатажу (3), использовали новые изобразительные приемы (4), использовали только масляные краски (5).
Верный ответ 2,3,4.
14. Укажите авангардные течения в искусстве: сюрреализм (1), дадаизм (2), футуризм (3),импрессионизм (4), магический реализм (5).
Верный ответ 1,2,3.
15. Укажите утверждения, верные в отношении авангарда: Появление авангардистских течений связывают с Первой мировой войной (1);Термин авангард был самоназванием некоторых группировок в искусстве (2); Самое существенное в авангарде - это его стремление проанализировать социальную действительность (3); Авангард в искусстве ярко проявил себя в первой четверти 20 века (4); Авангардисты часто отказывались от принципа жизнеподобия в искусстве (5).
Верный ответ 1,4,5.
16. Укажите черты, характерные для постмодернистского искусства: смешение высокого и низкого (1), цитатность (2), любовный сюжет (3), трансформации жанровых форм (4) необычный герой, не вписывающийся ни в какие рамки (5).
Верный ответ 1,2,4.

Задания открытого типа
1. Кратко охарактеризуйте стиль «потока сознания», укажите его черты.
2. Укажите писателей-модернистов, назовите как минимум 1 произведение (2-5 имен).
3. Укажите известных художников-передвижников, назовите несколько их картин (2-5 имен, 2-3 картины).
4. Кратко охарактеризуйте движение художников-передвижников, укажите его основные черты.
5. Перечислите художников-сюрреалистов (2-5 имен).
6. Кратко охарактеризуйте такое явление в искусстве 19 века, как «байронизм».
7. Сформулируйте главное отличие реализма от романтизма.
8. Сформулируйте главное отличие романтизма от классицизма.
9. Укажите известных художников-романтиков (2-5 имен, 2-3 картины).
10. Укажите известных художников-реалистов (2-5 имен, 2-3 картины).
11. Перечислите основные черты массовой культуры.
12. Укажите, какие технологии повлияли на развитие массовой культуры.
13. Перечислите основные жанры массового кинематографа, кратко охарактеризуйте их.
14. Назовите главное отличие жанра антиутопии от жанра утопии.
15. Укажите писателя, являющегося родоначальником жанра детектива, и перечислите основные черты этого жанра.
16. Правда ли, что в архитектуре модернизм следовал принципу функциональности здания и если да, то почему?
17. Для какого течения живописи характерно использование пленэра и почему?
18. Укажите 5-7 течений живописи модернизма и авангарда.
19. Верно ли следующее утверждение: «жанр антиутопии характерен только для элитарной культуры»? Ответ аргументируйте.
20. Укажите основные темы и мотивы сборника стихов Ш. Бодлера «Цветы зла».

Критерии оценивания открытых вопросов.
«Отлично» - ответ полный, развернутый, терминология сохранена, ошибок нет.
«Хорошо» - ответ полный, но краткий, терминология сохранена, ошибок нет, но могут быть недочеты.
«удовлетворительно» - ответ неполный, есть ошибки, терминологические недостатки, суждения фрагментарны.
«неудовлетворительно» - ответ неверен, не соответствует вопросу или переданы лишь отдельные недостаточные фрагменты материала или допущены существенные ошибки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС по дисциплине.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ИМЛиИ_42.03.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В., Фомина М.С История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Руднев, В.Н. Эстетика. История мировой литературы и искусства : учебное пособие: М. ; Берлин : Директ-Медиа, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363409
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вёрман К. История искусства всех времен и народов: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Васильева М.Г. История мировой литературы и искусства: учебное пособие СибГУФК, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336083
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н.В. Кирьянова История мировой литературы и искусства. Учебное пособие: Флинта, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История мировой литературы и искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.
Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой.
Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.уемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут.